![]() |
| ![]() |
|
<Мониторинг законодательства от 18.08.2006> ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 9)
"Бухгалтерия и банки", 2006, N 9
Установлена фиксированная процентная ставка по депозитным операциям Банка России
Подписано Указание ЦБ РФ от 4 августа 2006 г. N 1708-У, в соответствии с которым начиная с 7 августа 2006 г. установлена фиксированная процентная ставка по депозитным операциям Банка России, проводимым с кредитными организациями в валюте Российской Федерации с использованием системы "рейтерс-дилинг" и системы электронных торгов ММВБ на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" в размере 2% годовых и на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" - в размере 2,5% годовых.
О возможности для КО иметь на территории иностранного государства дочерние организации
Подписано Положение ЦБ РФ от 4 июля 2006 г. N 290-П "О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации".
Порядок, установленный Положением, распространяется на получение разрешений на учреждение дочерней организации на территории иностранного государства, а также на приобретение статуса основного общества в отношении действующей организации-нерезидента, в которой кредитная организация будет иметь возможность в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом определять решения, принимаемые органами управления данной организации. Зарегистрировано Минюстом России 11 августа 2006 г. Регистрационный N 8144.
Изменения в методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций
Подписано Указание ЦБ РФ от 30 июня 2006 г. N 1699-У "О внесении изменения в Положение ЦБ РФ от 10 февраля 2003 г. N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций". Согласно изменениям при выявлении в ходе оценки активов и пассивов кредитной организации фактов экономически необоснованного формирования источников собственных средств (их части), т.е. их формирования с использованием инвесторами ненадлежащих активов, Банк России направляет предписание кредитной организации, содержащее требование отражать в отчетности начиная с ближайшей отчетной даты после получения кредитной организацией предписания размер собственных средств (капитала) с учетом корректировки, определенной Банком России. Зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 г. Регистрационный N 8091.
Основания для предписаний кредитным организациям о корректировке собственных средств
Подписано Указание ЦБ РФ от 30 июня 2006 г. N 1698-У "О внесении изменений в Указание ЦБ РФ от 6 февраля 2006 г. N 1656-У "О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов". Изменениями устанавливаются правовые основания для направления территориальными учреждениями Банка России предписаний кредитным организациям о корректировке собственных средств (капитала) в случае формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием инвесторами ненадлежащих активов. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 г. Регистрационный N 8090.
О соблюдении требований к оформлению документов, представляемых в ФНС России
Подписано Письмо ЦБ РФ от 18 июля 2006 г. N 98-Т "О соблюдении требований к оформлению документов, представляемых в ФНС России". Перечисляются нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться кредитным организациям при регистрации своих документов, представляемых в уполномоченные регистрирующие органы для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Изменения в Законе о валютном регулировании и валютном контроле
Подписан Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Изменения направлены на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части обеспечения свободной конвертируемости рубля и предусматривает снятие с 1 июля 2006 г. ряда ограничений в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Так, снимаются ограничения, связанные с установлением Банком России требования о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами. Также снимаются ограничения по использованию специального счета при совершении между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Досрочно (с 1 июля 2006 г.) прекращает свое действие ст. 7, устанавливающая порядок регулирования Правительством РФ валютных операций движения капитала. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162.
Об ипотечных ценных бумагах
Подписан Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Изменениями устраняются препятствия для выпуска ипотечных ценных бумаг. В Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах" уточняются определение размера ипотечного покрытия, требования к ипотечному покрытию, положения, связанные с исключением имущества из ипотечного покрытия, и некоторые другие положения. Указанные изменения призваны обеспечить реализацию положений Закона, применение которого было затруднено из-за несоответствия его норм сложившимся экономическим отношениям в сфере ипотечного кредитования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.
О приеме от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за коммунальные платежи
Подписан Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Коммерческим организациям, не являющимся кредитными организациями, предоставляется право осуществлять без лицензии на совершение банковских операций прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги. Для получения такого права необходимо соблюдение двух условий: наличие договора между коммерческой организацией и кредитной организацией, в соответствии с которым данные операции совершаются от имени коммерческой организации, но за счет кредитной организации; наличие договора между соответствующей кредитной организацией и лицом, оказывающим оплачиваемые услуги. Обязанность потребителя по оплате услуг считается исполненной с момента внесения им наличных денежных средств в кассу коммерческой организации. Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.
Изменения в Законе об акционерных обществах
Подписан Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". В Закон об акционерных обществах внесены существенные изменения, касающиеся, в частности, порядка избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества, уменьшения уставного капитала общества, проведения общего собрания акционеров и иных вопросов. Установлены дополнительные требования к содержанию передаточного акта, разделительного баланса при реорганизации общества. Введена новая статья, регулирующая особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением.
Компенсация по вкладам растет
Вступают в силу поправки к Закону "О страховании вкладов". Увеличивается максимальная страховая сумма, гарантируемая банковским вкладчикам. Одновременно вводится ступенчатая шкала выплат: в пределах 100 тыс. руб. выплачивается полное возмещение, а от 100 до 200 тыс. - 90%. К началу 2007 г. размер страхового фонда Агентства по страхованию вкладов должен вырасти до 41 млрд руб., что по расчетам главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александра Турбанова позволит увеличить размер возмещения до 300 тыс. руб. "В начале 2007 г. мы выйдем с таким предложением", - сообщил гендиректор АСВ Александр Турбанов. А к 2010 - 2012 гг. можно будет выйти на европейский уровень страховой защиты вкладов - 20 тыс. евро, пообещал он. Глава АСВ неоднократно заявлял, что размер страховых выплат должен увеличиваться параллельно росту экономики страны. В международной практике принято связывать размер компенсации с размером ВВП. Сумма возмещения обычно составляет 1 - 2 доли ВВП на человека. В 2004 г., когда вступила в действие российская система страхования вкладов, объем российского ВВП на душу населения составил 4 тыс. долл. А страховая компенсация на тот момент была всего 100 тыс. руб. - около 0,86 доли ВВП на душу населения. Недавно эта сумма была повышена. 30 июня 2005 г. Госдума приняла законопроект, который предусматривает дополнительно к существующему возмещению в 100 тыс. руб. выплачивать еще 90% от суммы вкладов, если они превышают 100 тыс. руб. При этом устанавливается ограничение совокупного размера возмещения. Его максимальный размер не может превышать 190 тыс. руб. При обсуждении законопроекта один из его авторов - зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщил, что финансовые возможности системы страхования вкладов позволяют с 1 июля 2007 г. повысить размер страховки до 280 тыс. руб. Теперь АСВ считает возможным еще немного повысить эту сумму.
ЦБ РФ поделит банки на группы в зависимости от их экономического положения
Банк России опубликовал на своем сайте проект указания "Об оценке экономического положения кредитных организаций". Речь идет о том, что ЦБ РФ выработал новые критерии устойчивости банков, причем войти в число наиболее устойчивых смогут далеко не все кредитные организации. В первую очередь, не войдут те, кто не попал в систему страхования вкладов. А это более 200 российских банков. Новое указание ЦБ РФ отменяет прежние Указания от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" и от 16 января 2004 г. N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". В нем ЦБ РФ планирует разделить банки на пять классификационных групп. При классификации будет оцениваться выполнение банками обязательных нормативов ЦБ РФ, их финансовая устойчивость и наличие примененных к ним мер воздействия со стороны регулятора. При этом финансовая устойчивость банка будет зависеть не только от его финансового положения, но и от оценки качества управления и прозрачности структуры собственности. Иными словами, от раскрытия реальных собственников. Как пояснил первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов, появление нового указания было запланировано давно. "В принципе это наш внутренний документ, и мы не обязаны были им делиться. Однако мы решили это сделать, чтобы и банки знали, как их оценивают", - заявил он. В первые две группы наиболее устойчивых банков попадет, по оценке ЦБ РФ, большинство банков, входящих в систему страхования вкладов (ССВ). Это более 900 кредитных организаций. Гораздо меньше ясности с еще более чем 240 банками. Поскольку новое указание ЦБ базируется на критериях отбора банков в ССВ, те, которые в эту систему не попали, могут быть отнесены в три оставшиеся группы, т.е. признаны неустойчивыми или недостаточно устойчивыми. "ЦБ РФ вводит более универсальную систему оценки в том числе для того, чтобы подтянуть оставшиеся вне ССВ банки до общего уровня - независимо от того, по каким причинам они туда не попали", - объясняет руководитель ЦМЭИ "БДО Юникон" Елена Матросова. Одновременно может возрасти количество отзывов у банков лицензий. Как банки разделят на группы? Группа 1. Кредитные организации без выявленных недостатков. Банки, у которых группы показателей финансового положения и качество управления оцениваются как удовлетворительные, а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. Группа 2. Кредитные организации с повышенными рисками. Организации, не имеющие текущих трудностей. При этом допускаются незначительные отклонения от нормативов в течение операционного месяца, за исключением норматива достаточности собственных средств (Н1) и (или) нормативов мгновенной и текущей ликвидности (Н2 и Н3). Группа 3. Кредитные организации, испытывающие текущие трудности. Допускается несоблюдение нормативов Н2 и Н3 в течение операционного месяца. Структура собственности оценивается как непрозрачная, а качество управления сомнительное. Группа 4. Кредитные организации с серьезными проблемами. Деятельность таких организаций сопряжена с угрозой их финансовой устойчивости, а их устранение предполагает срочные меры со стороны ЦБ и владельцев кредитной организации. Не соблюдается норматив Н1, качество управления неудовлетворительное. Группа 5. Кредитные организации в критическом положении. Имеются основания для начала проведения процедуры банкротства и отзыва лицензии.
О защите конкуренции
Подписан Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Новый Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые основы деятельности по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Закон содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства. Существенной модификации подверглось такое базовое понятие, как товар, которым могут считаться и объекты гражданских прав, не являющиеся продуктом деятельности. Детально раскрыты признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта, монопольно низкой цены товара и монопольно высокой цены товара, согласованных действий хозяйствующих субъектов, монополистической деятельности. Конкретизированы запреты на осуществление всех форм антиконкурентных действий. Определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, в том числе организованных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными получателями бюджетных средств (в части бюджетного финансирования). Одной из наиболее значимых новелл Закона является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. Введены критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности, приводящие к ограничению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом. Закреплен статус федерального антимонопольного органа: его функции, полномочия, обязанности. Регламентированы вопросы осуществления государственного контроля за экономической концентрацией. Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган, в том числе сделок, касающихся кредитных организаций и иных финансовых организаций. Закон содержит ранее не предусматривавшийся раздел, в котором установлена процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Порядок рассмотрения дел является комиссионным (коллегиальным), что направлено на защиту интересов сторон дела - хозяйствующих субъектов. Со дня вступления Закона в силу утрачивают юридическую силу положения ряда законов, противоречащие вновь устанавливаемому порядку. Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования. Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162.
Исполнять платежные поручения на перечисление таможенных пошлин и налогов банк должен бесплатно
На основании п. 2 ст. 60 НК РФ банк исполняет указанные поручения в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плату за такую услугу банк не взимает. Однако в силу имеющихся технических возможностей банк может исполнять подобные поручения и в день их непосредственного получения. Вправе ли банк взимать плату в случае предоставления налогоплательщикам дополнительных возможностей по исполнению платежных поручений в иностранной валюте в день их получения? Как следует из Письма Минфина России от 14 июля 2006 г. N 03-02-07/1-184, досрочное исполнение банком поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации не изменяет существа соответствующих банковских операций. Таким образом, правовые основания для взимания банком платы с налогоплательщика при осуществлении операции по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации отсутствуют.
Как нерезиденту подтвердить свой статус?
Минфин России трактует п. 2 ст. 232 НК РФ следующим образом. В соответствии с п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты НДФЛ, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы следующий пакет документов: 1) официальное подтверждение того, что налогоплательщик является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения; 2) документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога на доходы в Российской Федерации или авансовых платежей по налогу на доходы (подлежащему уплате в Российской Федерации), так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведение зачета, получение налоговых вычетов или иных налоговых привилегий. По мнению фискалов, под данным подтверждением понимается весь пакет документов, а именно и подтверждение налогового резидентства, и документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Следовательно, годичный срок представления подтверждения распространяется и на документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Более подробный порядок исчисления и уплаты НДФЛ с доходов, полученных нерезидентом от реализации акций и в виде дивидендов, изложен в Письме Минфина России от 13 июня 2006 г. N 03-08-05.
Резерв по сомнительным долгам создается без согласия должника
Зависит ли право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль от наличия подтверждения дебитором суммы своей задолженности? Минфин в Письме от 26 июля 2006 г. N 03-03-04/1/612 дает отрицательный ответ на этот вопрос. В то же время суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности, при создании резерва по сомнительным долгам не учитываются, поскольку в целях налогообложения такие суммы на основании п. 2 ст. 266 НК РФ признаются безнадежными долгами.
Признаются ли расходы организации по оплате обучения сотрудников объектом налогообложения по ЕСН и НДФЛ?
Как указывает в Письме от 18 июля 2006 г. N 03-05-02-04/111 Минфин России, такие расходы не признаются объектом налогообложения по НДФЛ и объектом налогообложения по ЕСН, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Как применять стандартные вычеты?
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 4 по Ярославской области разъясняет следующее. 1. Если дохода не было. Стандартный вычет на работника, согласно ст. 218 НК РФ, составляет 400 руб. в месяц до месяца, в котором доход нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 20 000 руб. Если работник не получил в конкретном месяце дохода, он имеет право на стандартные вычеты (Письмо Минфина России от 1 марта 2006 г. N 03-05-01-04/41). По ст. 218 НК РФ вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода. Если в отдельные месяцы доходов не было, сумма вычета накапливается и переносится на следующие месяцы этого налогового периода. 2. Какие доходы суммируются. Стандартный вычет предоставляют до тех пор, пока совокупный доход работника, облагаемый по ставке 13%, не превысит установленного лимита. Доходы, облагаемые по другим ставкам либо необлагаемые, в проверке соблюдения лимита не участвуют. 3. Вычеты новым работникам. Работники, принятые не с начала года, представляют справку о доходах, полученных по предыдущему месту работы. На ее основании бухгалтер определяет, имеет ли работник право на получение стандартных вычетов (п. 3 ст. 218 НК РФ). Если работник не представил справку о доходах, организация может отказать ему в предоставлении вычетов. Тогда по окончании налогового периода сам работник может обратиться с заявлением в налоговый орган. Вместе с заявлением он сдает налоговую декларацию и документы, подтверждающие право на вычеты. 4. Где получают вычет совместители. Пунктом 3 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что вычеты предоставляются одним налоговым агентом (организацией) по выбору налогоплательщика. Поэтому если совместитель претендует на вычеты, то на основании его заявления и документов, подтверждающих право на вычет, организация ему их предоставляет. Когда работник совмещает несколько должностей на одном предприятии, источником доходов выступает это предприятие. Тогда совокупный доход для получения вычетов рассчитывается исходя из доходов, полученных как по основному, так и по дополнительному месту работы. 5. Кому положен двойной вычет. По НК РФ двойной вычет на ребенка (1200 руб. в месяц до месяца, в котором совокупный доход превысит 40 000 руб.) предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам, попечителям. Под одиноким родителем для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Предоставление указанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. Для получения вычета на ребенка одинокой матери необходимо представить в бухгалтерию копию свидетельства о рождении и копии паспорта (с отсутствием регистрации брака) либо свидетельства о разводе. Содержание ребенка отцом может доказать исполнительный лист об уплате алиментов либо нотариально заверенное соглашение между родителями о выплате денежных средств на ребенка. 6. Положен ли вычет новому супругу. Супруг родителя ребенка также имеет право на вычет (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Для этого ему необходимо предъявить копию свидетельства о браке, копию свидетельства о рождении ребенка.
Подписано в печать 18.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |