Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Анализ текущих тенденций и факторов, влияющих на рынок нефти ("Инвестиционный банкинг", 2006, N 4)



"Инвестиционный банкинг", 2006, N 4

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ФАКТОРОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА РЫНОК НЕФТИ

Как известно, мировая экономика начиная с 2000 г. вступила в фазу нестабильности. Обвал американского хайтековского "пузыря" породил серьезные проблемы в экономике США - а через нее и во всем остальном мире, в котором производство в значительной степени прямо или косвенно завязано на штатовский конечный спрос. Денежные власти крупнейших экономик мира принялись немедленно стимулировать спрос с помощью снижения процентных ставок, что, однако, породило мощную волну инфляции: публика тут же устроила массовый "кутеж взаймы", который теперь приходится унимать с помощью агрессивного повышения ставок. Но если отрешиться от финансовых факторов, то можно отметить ряд ключевых моментов, в фоновом режиме определяющих развитие мировой экономики и ее проблемы. Среди них важнейшую роль играет сырье, прежде всего энергоносители. Попытаемся далее разобраться, какие факторы оказывают основное воздействие на мировой нефтяной рынок и, исходя из этого, что можно ожидать от означенного рынка в ближайшем будущем.

Предложение

Главный и самый серьезный фактор долгосрочного тренда удорожания энергоносителей - это стабильно растущий спрос и с большим трудом поспевающее за ним предложение. Дело в том, что добыча энергоносителей весьма инерционна: ее не так-то просто нарастить сверх некоторого предела сколько-нибудь быстро: разведка и освоение новых месторождений - дело очень долгое и дорогое. Еще несколько лет назад казалось, что свободные резервы добывающих мощностей в мире очень велики, и ОПЕК для недопущения обвала цен на нефть срезал квоты на добычу стран-членов картеля. Однако к настоящему времени все изменилось: сейчас в ОПЕК задействованы практически все добывающие мощности, но производимых картелем 30 млн баррелей в сутки рынку уже недостаточно.

В то же время резервов наращивания добычи почти нет: какие-то зримые возможности есть только у Саудовской Аравии, но и они уже невелики; между тем некоторые страны не могут использовать даже ту квоту, которая им выделена. Самый наглядный пример такого рода дает Индонезия, за последние 10 лет превратившаяся из крупного экспортера нефти в ее импортера: быстро растущее население увеличивает спрос, тогда как старые месторождения близки к исчерпанию, а чтобы провести по-настоящему масштабную разведку новых, попросту нет денег. Противоположные примеры (страны ОПЕК, добывающие заметно больше своей квоты) несущественны: скажем, у Алжира такое превышение достигло в первой половине нынешнего года полутора крат, однако по абсолютному размеру оно слишком невелико - всего 0,5 млн баррелей в сутки, то есть лишь 0,6% мировой добычи.

За пределами ОПЕК производится почти 2/3 мировой добычи нефти, однако и там с более-менее доступными резервами негусто: на перспективу ближайших нескольких лет эксперты этого рынка видят в качестве сколько-нибудь заметного источника дополнительного предложения лишь Россию и Каспийский регион (прежде всего, Казахстан), а этого мало. Кстати, слухи о гигантских доступных нефтяных резервах России вообще-то сильно преувеличены, в реальности активно наращивать добычу наша страна если и сможет, то максимум на протяжении нескольких ближайших лет: старые месторождения истощаются, ввод новых заметно запаздывает, а серьезные прорывы потребуют огромных вложений и немалого времени. Кроме того, у многих стран исчерпывается добыча на относительно легких месторождениях, тогда как приходящие им на смену, помимо большого времени и однократных капиталовложений, требуют еще и других технологий извлечения, намного более сложных и дорогих.

Наконец, помимо сложностей с предложением сырой нефти едва ли не еще более острые проблемы имеются в отношении предложения нефтепродуктов, то есть продукции нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По оценкам экспертов нефтяного рынка НПЗ в целом работают практически на износ: уровень загрузки мощностей достигает даже в среднем 93 - 94%, и это с учетом текущих ремонтов, неизбежно оставляющих незадействованной часть оборудования; так что способные к работе мощности загружены на 100%. Такое положение дел чревато регулярными выходами из строя оборудования, а также ошибками персонала: если посмотреть только на американские НПЗ, то можно отметить массу регулярно происходящих событий такого рода, перечислим лишь некоторые характерные, уместившиеся только в один месяц, с конца мая до конца июня. В 20-ых числах мая на НПЗ компании Валеро в штате Луизиана случился пожар, вследствие которого вышли из строя сразу 4 производственных модуля, на ремонт потребовалось больше месяца. Тогда же на НПЗ в Пасадене из-за ошибки персонала был остановлен производственный модуль мощностью около 100 тыс. баррелей бензина в сутки. В середине июня были остановлены 2 модуля на НПЗ в городе Порт-Артур, штат Техас, которые перерабатывают свыше 230 тысяч баррелей в сутки. Тогда же вследствие аварии и разлива 15 тыс. баррелей нефти сформировалось нефтяное пятно, для очистки от которого более чем на неделю был закрыт судоходный канал Калкасью в штате Луизиана, через него нефть танкерами доставлялась к четырем НПЗ в этом регионе, в том числе к одному очень крупному (он занимает 4-ое место в США по объему производства). В конце июня была остановлена работа 2 модулей на НПЗ компании Саноко в Филадельфии суммарной мощностью 200 тыс. баррелей в сутки; тогда же произошел пожар на НПЗ компании Эксон/Мобил, и был поврежден нефтепровод в штате Миннесота (разлилось 67 тыс. баррелей нефти). Ну и так далее... Такого рода события, являющиеся следствием недопустимо высокой загрузки производственных мощностей отрасли, происходят регулярно и каждый раз влекут за собой те или иные локальные проблемы с предложением нефтепродуктов.

Спрос

Мировой спрос на нефть сегодня составляет примерно 84,5 млн баррелей в сутки и с большим трудом покрывается предложением. Самый крупный потребитель нефти, разумеется, США: на них приходится четверть мирового спроса, правда, эта величина в последние годы не растет. Зато бурно увеличивается спрос на энергоносители (впрочем, как и на все остальные виды сырья) со стороны активно растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии. О темпах этого роста можно судить по тому, что ВВП КНР стабильно показывает рост на 10 - 12% в год, а так как инвестиции там растут еще быстрее (на 30 - 40% в год), отсюда можно представить себе масштаб разбухания китайского спроса на сырье, в том числе на нефть. Все это порождает перманентный рост совокупного мирового спроса на нефть на 1,5 - 2,0% в год. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2006 г. общий прирост спроса составит 1,24 млн баррелей в сутки; прогноз ОПЕК выше и достигает 1,36 млн. В перспективе пяти лет МЭА ожидает рост спроса в среднем на 2% в год, так что к 2011 г. он должен составить 93 - 94 млн баррелей нефти в сутки.

Высокий уровень загрузки отраслевых производственных мощностей вкупе с поджимающим предложение спросом порождает ярко выраженный в последнее время повышающий тренд нефтяных цен. В то же время надо учесть, что такая "теснота" спроса и предложения вызывает резкие колебания цен при любых изменениях ожиданий участников рынка. Можно вспомнить, например, что когда с осени 2000 г. эксперты стали всерьез опасаться заметного спада в американской экономике, цены на нефть устремились вниз - и достаточно активно: за год с небольшим нефть подешевела в 2,3 раза с 37,8 до 16,7 долл. за баррель. А в начале 2003 г. резко менялись ожидания в связи с войной в Ираке: в феврале все опасались хода событий в целом и возможной нестабильности с поставками энергоносителей из региона, и нефть подорожала до 40 долл. за баррель; а уже в апреле, напротив, публика ожидала успешного взятия под контроль США иракской нефтедобычи и последующего наращивания ее объемов: как следствие, цена упала до 25 долл. Эти примеры показывают, что мировой рынок, помимо общей повышающей тенденции (о причинах которой сказано выше), весьма подвержен еще и достаточно резким колебаниям в ответ на те или иные события, новости, слухи и ожидания.

Важным фактором удорожания нефти является также рынок производных инструментов ("деривативов") - фьючерсов и опционов: его объем огромен, а его участником может стать любой человек. В 2001 - 2004 гг. Федеральная резервная система США (ФРС, Центральный банк) проводила политику сверхдешевого кредита для стимулирования национальной экономики, однако реальным ее следствием стала безумная денежная накачка, результатом которой стала глобальная инфляция. Дешевые деньги устремились в различные финансовые активы, включая и многие деривативы. В условиях обесценения доллара и долларовых финансовых активов "горячие" деньги устремились в реальные активы, и сырьевые фьючерсы наряду с золотом и недвижимостью стали тут наиболее популярным объектом вложений. В последние 2 года ФРС ужесточает денежную политику, однако разогнанный маховик инфляции не так-то просто остановить: это обстоятельство лишь усиливает повышающее давление на сырьевые, в том числе нефтяные цены.

Наконец, стоит отметить, что на рынке энергоносителей существуют и регулярные сезонные флуктуации спроса. Очевидные причины таких колебаний имеют основой наличие отопительных сезонов в холодных странах, а также заметное увеличение спроса на моторное топливо в теплый сезон, когда многие частные автомобили начинают активно разъезжать по миру. По сложившемуся условному порядку старт активному автомобильному сезону в США дает День поминовения, который отмечается в конце мая. Для того, чтобы подготовиться к этому моменту, производители бензина начинают наращивать производство с середины весны, чтобы к началу лета оптовики создали достаточные его запасы. Что же до отопительного сезона, то в этом случае растет спрос не на бензин, а на топочный мазут и природный газ, и также для создания резервов активные закупки стартуют примерно за 1 - 2 месяца до холодов (которые в разных регионах мира, понятное дело, начинаются в разное время). "Взвешивая" активных потребителей топлива по вышеназванным точкам сезонных изменений, можно говорить о том, что обычно нефтяной рынок испытывает повышенный спрос с середины весны до конца лета, а также с ноября до середины зимы.

Чтобы сгладить и эти колебания, и разнообразные внезапные провалы предложения, основные потребители энергоносителей стараются создавать большие их резервы и использовать их по мере надобности. Так, власти США в последние годы активно наращивают стратегические запасы нефти и время от времени пользуются ими для затыкания дыр: можно вспомнить, к примеру, что во время описанной выше июньской блокировки судоходного канала в Луизиане правительство США именно с помощью таких резервов смогло стабилизировать ситуацию, отчасти компенсировав невозможность танкеров, которые стояли в ожидании открытия канала, добраться до цели. Понятно, что большие резервы способны сгладить и более длительные провалы предложения, последние же могут возникать вследствие разнообразных бедствий, как стихийных, так и рукотворных.

Войны и катастрофы

Даже не очень сведущий в рыночных делах человек наверняка не раз слышал в выпусках новостей, как реагируют цены на нефть на геополитическую напряженность - и тем более на открытую войну. Отчасти причиной тому является отмеченная выше "надрывность" предложения: когда спрос с большим трудом удовлетворяется, даже если все в порядке, логично предположить, что боевые действия затронут какое-либо из многочисленных звеньев глобальной нефтяной цепочки добыча - переработка - доставка, а это крайне нежелательно, потому что компенсировать недостачу предложения далеко не всегда удается даже "здесь и сейчас", не говоря уж о сколько-нибудь длительном периоде времени. Иначе говоря, когда рынок огромен (а рынок энергоносителей действительно гигантский) и спрос едва удовлетворяется предложением, то такая система может работать лишь при самых благоприятных условиях, но война благоприятные условия нарушает, тем самым создавая угрозу возникновения спонтанных затруднений в самых непредсказуемых местах.

Вторая особенность влияния войн на нефтяной рынок географическая. Крупнейшим в мире источником экспорта нефти является регион Персидского залива, стоит подчеркнуть, что речь идет именно об экспорте: в мировом производстве доля ближневосточных шейхов велика, но не подавляюща, а вот экспорт из этого региона имеет ключевое значение для всего мирового рынка, поскольку для внутреннего потребления эти страны оставляют гораздо меньшую долю своей добычи, чем, к примеру, Россия или тем более США. Между тем, многие войны ближайшего прошлого и настоящего ведутся именно вокруг Переднего и Среднего Востока, то есть затрагивают важнейший нефтеносный регион мира. Чтобы понять смысл возникающих проблем, достаточно обратить внимание, к примеру, на нынешние конфликты в регионе: в значительной степени в их центре оказывается Иран. Хорошо понимая самую чувствительную точку момента, персидские власти ясно дают понять, что "в случае чего" они намерены блокировать (при необходимости силой, т.е. взять под обстрел) Ормузский пролив. Все дело в том, что этот пролив (технически вполне "простреливаемый", его наименьшая ширина составляет 54 км) представляет собой единственный выход из Персидского залива в Оманский залив, а через него в Аравийское море и Индийский океан, этим путем транспортируется свыше 1/5 всех мировых продаж нефти: сколько-нибудь долгая блокировка поставок оттуда будет катастрофой для всего глобального рынка нефти, так что подобные угрозы вполне действенны, а рынок энергоносителей к ним весьма чувствителен.

Наконец, отнюдь не только войнами ограничивается спектр "нерегулярных" факторов на рынке энергоносителей. Важным его компонентом являются также стихийные бедствия, прежде всего, ураганы и наводнения. Причем если в отношении войн ключевым регионом стоит признать Персидский залив, то касательно штормов - Мексиканский. Помимо того, что этот регион по природе своей подвержен ураганным океанским ветрам, для рынков важно еще и то, что там и на платформах в море, и на побережье сосредоточены значительные мощности по добыче и переработке нефти: около 15% от всей добычи США и до 25% американской нефтепереработки. Прошлогодние ураганы Катрина и Рита больно ударили по этой отрасли: даже спустя 9 месяцев после них (то есть к началу лета нынешнего года) производство нефти в регионе было на 22% ниже обычного, а процесс восстановления идет медленно потому, что поврежденные морские нефтедобывающие платформы очень сложно отремонтировать. Именно сейчас сезон ураганов в Карибском регионе в самом разгаре: формально он длится с начала лета до начала зимы, но пик активности приходится на август и сентябрь. Как правило, ежегодно от 2 до 4 ураганов достигают американского побережья, причем отмечается повышенная свирепость штормов в последние годы по сравнению со средними многолетними показателями. Поэтому нефтяной рынок в конце лета и начале осени обычно с тревогой изучает отчеты американского Национального центра ураганов, расположенного в Майами, и если эти отчеты сулят опасность, цена на нефть обычно возрастает.

Исходя из всего вышесказанного, эксперты финансовых и сырьевых рынков ожидают в этом году достижения максимума цен на нефть примерно в сентябре, а уровень этого максимума прогнозируется от 82 до 88 долл. за баррель североморской нефти Брент, после чего ожидается достаточно глубокая понижающая коррекция. Но таков прогноз при обычном развитии событий, а если произойдут нежелательные возмущения со стороны геополитических факторов (прежде всего, войн на Ближнем Востоке), то описанный сценарий может быть сломан и заменен куда более брутальным и малопредсказуемым по срокам и числам.

С.А.Егишянц

К. ф.-м. н.,

Главный экономист

ЗАО "Инвестиционная компания

"Ай Ти инвест"

Подписано в печать

18.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Проблематика венчурных инвестиций ("Инвестиционный банкинг", 2006, N 4) >
Правовое регулирование венчурного финансирования ("Инвестиционный банкинг", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.