Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




<Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 16)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 16

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2006 N 137-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ

С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ">

Из этого комментария вы узнаете о тех поправках, которые были внесены Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в четыре главы первой части Налогового кодекса. А именно:

- гл. 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений";

- гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение";

- гл. 19 "Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц";

- гл. 20 "Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней".

Ненаступившая ответственность

Дополнен перечень случаев, в которых фирма не несет ответственности за налоговое нарушение (проще говоря, ее не могут оштрафовать). Сейчас их три. Так, ответственности можно избежать, если нарушение возникло:

- из-за стихийного бедствия или другого обстоятельства непреодолимой силы;

- из-за болезненного состояния, в результате которого человек не мог руководить своими действиями (это положение относится только к физическим лицам);

- из-за выполнения письменного разъяснения налогового ведомства. Кстати, данный пункт Кодекса значительно изменился, но об этом мы расскажем позже.

С 1 января 2007 г. в этом перечне появится и четвертый пункт. От штрафа фирму избавят и любые другие обстоятельства, которые могут быть признаны либо судом, либо налоговой службой как исключающие ответственность. Перечня таких обстоятельств в Кодексе нет. Значит, все это остается на усмотрение упомянутых ведомств. Отметим, что подобная норма была (и осталась) в ст. 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения". По этой статье смягчают вину любые факты, которые суд или налоговая служба признали достаточно весомыми. Причем их расшифровки в Кодексе также нет. Поэтому они могли (и могут) быть разными и на первый взгляд несущественными. Например, предприниматель из Республики Тыва забыл сообщить в налоговую инспекцию об открытии банковского счета. Его оштрафовали на 5000 руб. Однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа уменьшил сумму штрафа в 2,5 раза, так как бизнесмен признал свою вину и раскаялся. В другом случае судья Северо-Западного округа за то же нарушение снизил штраф в 10 раз из-за болезни предпринимателя.

Бывали случаи, когда размер штрафа снижали более чем в 100 раз. Такое решение принял, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. В ходе разбирательства арбитры учли тяжелое материальное положение фирмы. Более двух лет она не вела никакой деятельности. Чтобы пожаловаться на "тяжелое финансовое положение", нужно подготовить для суда подтверждающие документы. Это баланс и отчет о прибылях и убытках. Именно так поступило ЗАО "Транском". По результатам налоговой проверки этой фирме начислили штраф в размере 91 529 руб. В суде фирма представила справку из районной инспекции о действующих расчетных счетах и выписку из банка, которая подтвердила отсутствие денег. Судьи снизили сумму штрафа до 20 000 руб. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N Ф08-6273/2004-2406А).

Зачастую суд принимает в качестве смягчающих обстоятельств:

- искреннее раскаяние (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2004 N А39-4252/2003-153/1);

- длительные праздники (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2001 N 4140);

- сохранение в тайне сведений о кадровом составе (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2004 N А21-5634/03-С1);

- отсутствие компьютера (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2005 N Ф03-А73/05-2/187);

- арифметическую ошибку (Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2005 N Ф09-813/05-АК).

Какие обстоятельства суд сочтет достаточными, чтобы не штрафовать фирму, пока неизвестно.

Разъяснения в письмах

Некоторые изменения коснулись и письменных разъяснений, которые дают госорганы. Такая обязанность закреплена за ними ст. 32 Налогового кодекса. По этой статье специалисты финансового ведомства должны "бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков... о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов". Если фирма, руководствуясь таким разъяснением, нарушила закон, то ответственности за это она не несет. Ей придется перечислить лишь недоплаченный налог и пени. Штраф взыскать с нее не смогут.

Но теперь в Кодексе появились новые требования к официальным письмам финансового ведомства. Только при их четком выполнении фирма будет освобождена от ответственности. Во-первых, то или иное письмо должно быть направлено либо непосредственно самой фирме, либо "неопределенному кругу лиц". Во-вторых, оно "по смыслу и содержанию" должно относиться к тем периодам, в которых было совершено нарушение (дата издания такого письма значения не имеет). И в-третьих, в своем запросе фирма должна дать полную и достоверную информацию, которая необходима, чтобы правильно ответить на запрос. В противном случае официальное разъяснение от ответственности не избавит.

Сроки ответственности

Срок, в течение которого фирму могут оштрафовать, не поменялся. Он, как и прежде, составляет три года.

По Кодексу в старой редакции его определяют либо начиная с момента совершения нарушения, либо с момента окончания налогового периода по тому налогу, в расчете которого нарушение допущено. С 1 января 2007 г. не может превышать трех лет "разрыв" между окончанием налогового периода по неправильно рассчитанному налогу и датой оформления решения, по которому фирму привлекают к ответственности.

Причем в Кодексе появилась новая норма. По ней этот срок может быть приостановлен, если фирма "активно противодействовала проведению выездной налоговой проверки", и в результате налоговая служба не смогла выяснить, были ли допущены нарушения и в чем они заключаются. В этой ситуации трехгодичный срок продлевается. Он прекращает отсчитываться с того момента, как был составлен акт о том, что провести проверку невозможно. А возобновляется, когда фирма "исправилась", представила необходимые документы и было вынесено решение о продолжении проверки.

Как будут взыскивать штрафы...

...теперь неизвестно. Напомним, что по Кодексу в старой редакции штрафы, не превышающие 50 000 руб. по каждому налогу и за каждый налоговый период (для фирм), могли взыскиваться в безакцептном порядке. Для этого нужно было лишь решение налоговой службы. Однако теперь данную норму отменили. Получается, что с 1 января 2007 г. любой штраф можно будет взыскать только через суд. Причем в новой ст. 46 Кодекса (в ней прописан порядок безакцептного списания налогов и пеней) сказано, что "положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". А таких случаев Кодекс не предусматривает.

Однако налоговая служба придерживается прямо противоположной точки зрения. По ее мнению, с 2007 г. любой штраф можно будет взыскивать без суда. Дело в том, что в обновленной ст. 104 написано: "после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица... или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании... налоговой санкции". Получается, что взыскивать штраф через суд нужно лишь в одном случае: когда внесудебный порядок взыскания не допускается. То есть в следующих ситуациях (обновленная ст. 45 НК РФ):

- у фирмы открыт лицевой счет;

- деньги должна фирма, а выручка от продаж поступает ее дочерним и зависимым организациям (или наоборот);

- обязанность заплатить налог возникла в результате того, что контролеры изменили юридическую квалификацию той или иной сделки (например, признали договор займа договором дарения).

Эти правила применяют при взыскании как налогов, так и штрафов (п. 8 обновленной ст. 45 НК РФ).

Во всех остальных случаях, по мнению финансового ведомства, штрафы можно взыскивать без суда. Кто прав, сказать сейчас невозможно. Точку в этом споре сможет поставить только суд. Однако сразу оговоримся. Взыскание любых средств без согласия фирмы незаконно. Дело в том, что это прямо противоречит Конституции РФ. Как сказано в ст. 35 этого документа, "никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда". Поэтому любые действия по "бессудебному" взысканию штрафов являются неконституционными.

В борьбе с "уклонистами"

В Кодексе останется ответственность для тех фирм, которые не встают на учет в налоговой инспекции. Она наступает, если с начала работы фирмы прошло более трех месяцев. Этот срок заменили на 90 дней (что фактически одно и то же). Сумма штрафа - 20 процентов от дохода, полученного с момента начала работы фирмы до ее постановки на учет. Однако теперь в Кодексе есть новая норма. Размер санкции не может быть меньше 40 000 руб. Поэтому, даже если фирма никаких доходов не получила, заплатить штраф придется.

Обжалование решений налоговой службы

В заключение расскажем о новом порядке обжалования тех или иных решений, которые были приняты по результатам проверки. Причем очевидно, что фирмы будут обжаловать только один вид таких решений - оштрафовать организацию. Как и прежде, можно будет одновременно подать жалобу как в вышестоящий налоговый орган (например, управление), так и в суд. И такой порядок будет действовать до 1 января 2009 г. После этой даты фирме придется сперва обратиться с жалобой в управление и лишь после того, как оно примет свое решение, - в суд.

С 1 января 2007 г. жалобу нужно будет отправлять в свою инспекцию, которая в течение трех дней должна передать ее в управление. Там жалобу рассматривают в течение месяца с момента получения. Причем этот срок может быть продлен еще на 15 дней. Затем управление:

- отказывает фирме и оставляет решение налоговой инспекции без изменения;

- частично или полностью отменяет решение налоговой инспекции.

О том, какое решение принято управлением по жалобе, фирме должны сообщить в течение трех дней.

А.И.Соколов

Аудитор

Подписано в печать

18.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 16) >
<Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.