|
|
Что изменилось в налоговом законодательстве (Продолжение) ("Российский налоговый курьер", 2006, N 17)
"Российский налоговый курьер", 2006, N 17
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(Продолжение. Начало см. "Российский налоговый курьер", 2006, N 16)
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных июльским изменениям в налоговом законодательстве. В этом номере первая "порция" поправок, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 137-ФЗ. Мы привели наиболее существенные изменения и не стали включать в таблицу большое количество технических поправок. Речь, в частности, идет об изменении формулировки "в бюджет" на формулировку "в бюджетную систему Российской Федерации" и о повсеместном исключении из текста Кодекса термина "налоговый кредит".
————————————————————T————————————————————————————————————————————————T———————————¬
| В чем произошли | Что изменилось | Норма |
| изменения | | НК РФ |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Перечень общих |Из нормы о том, что Налоговый кодекс определяет |Подпункт 3 |
|принципов |принципы установления, введения в действие |п. 2 ст. 1 |
|налогообложения |и прекращения действия ранее введенных налогов | |
|в Российской |и сборов субъектов Российской Федерации | |
|Федерации, которые |и местных налогов и сборов, исключено слово | |
|устанавливает |"сборы". | |
|Налоговый кодекс |Теперь Налоговый кодекс определяет принципы | |
| |установления, введения в действие и прекращения | |
| |действия только ранее введенных налогов | |
| |субъектов РФ и местных налогов. Ранее введенные | |
| |сборы субъектов РФ и местные сборы Налоговый | |
| |кодекс не регламентирует | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах|Пункт 4 |
| |состоит из законов о налогах субъектов РФ, |ст. 1 |
| |принятых в соответствии с Налоговым кодексом | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Порядок издания |Правительство РФ включено в перечень органов, |Пункт 1 |
|нормативных |имеющих право издавать нормативные правовые |ст. 4 |
|правовых актов |акты по вопросам, связанным с налогообложением, | |
|о налогах и сборах |которые не могут изменять или дополнять | |
| |законодательство о налогах и сборах | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Действие актов |Федеральные законы, вносящие изменения |Пункт 1 |
|законодательства |в Налоговый кодекс в части установления новых |ст. 5 |
|о налогах и сборах |налогов и (или) сборов, а также акты | |
|во времени |законодательства о налогах и сборах субъектов | |
| |РФ и нормативные правовые акты представительных | |
| |органов муниципальных образований, вводящие | |
| |налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, | |
| |следующего за годом их принятия, но не ранее | |
| |одного месяца со дня их официального | |
| |опубликования | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Положения ст. 5 НК РФ о действии актов |Пункт 5 |
| |законодательства о налогах и сборах во времени |ст. 5 |
| |распространяются на нормативные правовые акты | |
| |о налогах и сборах федеральных органов | |
| |исполнительной власти, органов исполнительной | |
| |власти субъектов РФ и органов местного | |
| |самоуправления. | |
| |Упоминание о том, что указанные положения | |
| |распространяются на нормативные правовые акты, | |
| |регулирующие порядок взимания налогов, | |
| |подлежащих уплате в связи с перемещением | |
| |товаров через таможенную границу Российской | |
| |Федерации, исключено | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Порядок признания |Нормативный правовой акт о налогах и сборах |Подпункт 3 |
|нормативных |признается не соответствующим Налоговому |п. 1 ст. 6 |
|правовых актов |кодексу, если он вводит обязанности, | |
|о налогах и сборах |не предусмотренные Кодексом | |
|не соответствующими| | |
|Налоговому кодексу | | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Порядок исчисления |Статья изложена в новой редакции. |Статья 6.1 |
|сроков, |Срок, установленный законодательством о налогах | |
|установленных |и сборах, может определяться также указанием | |
|законодательством |на действие, которое должно быть совершено. | |
|о налогах и сборах |Исключены разъяснения о сроке, исчисляемом | |
| |неделями. Срок, определенный днями, исчисляется | |
| |в рабочих днях, если он не установлен | |
| |в календарных днях. Рабочим днем считается | |
| |день, который не признается в соответствии | |
| |с законодательством РФ выходным | |
| |и (или) нерабочим праздничным днем | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Перечень участников|Из перечня исключены государственные органы |Пункты 5 |
|отношений, |исполнительной власти и исполнительные органы |и 7 ст. 9 |
|регулируемых |местного самоуправления, другие уполномоченные | |
|законодательством |ими органы, должностные лица и организации, | |
|о налогах и сборах |осуществляющие в установленном порядке прием | |
| |от налогоплательщиков (плательщиков сборов) | |
| |денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) | |
| |и их перечисление (перевод) в бюджеты, а также | |
| |органы государственных внебюджетных фондов | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Институты, понятия |Понятия, используемые в Налоговом кодексе, |Пункт 2 |
|и термины, |применяются и для иных актов законодательства |ст. 11 |
|используемые |о налогах и сборах. | |
|в Налоговом |К индивидуальным предпринимателям не относятся | |
|кодексе |частные нотариусы и адвокаты, учредившие | |
| |адвокатские кабинеты. Индивидуальными | |
| |предпринимателями признаются главы крестьянских | |
| |(фермерских) хозяйств. | |
| |Из данной статьи исключены следующие понятия: | |
| |физическое лицо налоговый резидент РФ, бюджеты | |
| |и внебюджетные фонды. | |
| |Дополнено понятие "счета". Так, счета — это | |
| |расчетные (текущие) и иные счета в банках, | |
| |открытые на основании договора банковского | |
| |счета, на которые зачисляются и с которых могут | |
| |расходоваться денежные средства организаций | |
| |и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, | |
| |занимающихся частной практикой, и адвокатов, | |
| |учредивших адвокатские кабинеты. | |
| |В статью включены новые понятия: | |
| |— лицевые счета — счета, открытые в органах | |
| |Федерального казначейства (иных органах, | |
| |осуществляющих открытие и ведение лицевых | |
| |счетов) в соответствии с бюджетным | |
| |законодательством РФ; | |
| |— счета Федерального казначейства — счета, | |
| |открытые территориальным органам Федерального | |
| |казначейства, предназначенные для учета | |
| |поступлений и их распределения между бюджетами | |
| |бюджетной системы Российской Федерации в | |
| |соответствии с бюджетным законодательством РФ; | |
| |— учетная политика для целей налогообложения —| |
| |выбранная налогоплательщиком совокупность | |
| |допускаемых Налоговым кодексом способов | |
| |(методов) определения доходов и (или) расходов, | |
| |их признания, оценки и распределения, а также | |
| |учета иных необходимых для целей налогообложения| |
| |показателей финансово—хозяйственной деятельности| |
| |налогоплательщика. | |
| |При отсутствии у физического лица места | |
| |жительства на территории РФ по просьбе этого | |
| |физического лица для целей налогообложения место| |
| |жительства может определяться по месту | |
| |пребывания физического лица. Местом пребывания | |
| |признается место, где физическое лицо проживает | |
| |временно. Оно определяется по адресу | |
| |(наименование субъекта Российской Федерации, | |
| |района, города, иного населенного пункта, улицы,| |
| |номера дома, квартиры), по которому физическое | |
| |лицо зарегистрировано по месту пребывания | |
| |в порядке, установленном законодательством | |
| |Российской Федерации | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Правила, предусмотренные частью первой |Пункт 5 |
| |Налогового кодекса в отношении банков, теперь |ст. 11 |
| |распространяются и на Центральный банк | |
| |Российской Федерации | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Права |Исключено право налогоплательщиков на получение |Подпункт 4 |
|налогоплательщиков |налогового кредита |п. 1 ст. 21|
|(плательщиков +————————————————————————————————————————————————+———————————+
|сборов) |Налогоплательщики вправе требовать |Подпункт 10|
| |от должностных лиц не только налоговых органов,|п. 1 ст. 21|
| |но и иных уполномоченных органов соблюдения | |
| |законодательства о налогах и сборах | |
| |при совершении ими действий в отношении | |
| |налогоплательщиков | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налогоплательщик имеет право на соблюдение |Подпункт 13|
| |и сохранение налоговой тайны. Ранее |п. 1 ст. 21|
| |налогоплательщик имел право "требовать | |
| |соблюдения налоговой тайны" | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налогоплательщик имеет право на возмещение |Подпункт 14|
| |в полном объеме убытков, причиненных незаконными|п. 1 ст. 21|
| |актами налоговых органов или незаконными | |
| |действиями (бездействием) их должностных лиц. | |
| |Ранее он мог требовать возмещения | |
| |в установленном порядке | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налогоплательщики получили право участвовать |Подпункт 15|
| |в процессе рассмотрения материалов налоговой |п. 1 ст. 21|
| |проверки или иных актов налоговых органов | |
| |в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Порядок обеспечения|Права плательщиков сборов, как |Пункт 2 |
|и защиты прав |и налогоплательщиков, обеспечиваются |ст. 22 |
|налогоплательщиков |соответствующими обязанностями должностных лиц | |
|(плательщиков |налоговых органов и иных уполномоченных органов.| |
|сборов) |Неисполнение или ненадлежащее исполнение | |
| |обязанностей по обеспечению их прав влечет | |
| |ответственность, предусмотренную федеральными | |
| |законами | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Перечень |Налогоплательщики обязаны представлять |Подпункт 4 |
|обязанностей |в налоговый орган по месту учета налоговые |п. 1 ст. 23|
|налогоплательщиков |декларации (расчеты), если такая обязанность | |
|(плательщиков |предусмотрена законодательством о налогах | |
|сборов) |и сборах. Исключена фраза о том, что декларации | |
| |представляются по тем налогам, которые | |
| |налогоплательщики должны уплачивать | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налогоплательщики обязаны представлять по месту |Подпункт 5 |
| |жительства индивидуального предпринимателя, |п. 1 ст. 23|
| |нотариуса, занимающегося частной практикой, | |
| |адвоката, учредившего адвокатский кабинет, | |
| |по запросу налогового органа Книгу учета доходов| |
| |и расходов и хозяйственных операций. | |
| |Налогоплательщики должны подавать по месту | |
| |нахождения организации бухгалтерскую отчетность | |
| |в соответствии с требованиями, установленными | |
| |Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за | |
| |исключением случаев, когда организации, согласно| |
| |указанному Федеральному закону, не обязаны вести| |
| |бухгалтерский учет или освобождены от ведения | |
| |бухгалтерского учета | |
| +————————————————————————————————————————————————+ |
| |Исключен подпункт, в соответствии с которым | |
| |налогоплательщики обязаны представлять | |
| |в налоговый орган необходимую информацию | |
| |и документы в случаях и порядке, предусмотренном| |
| |Налоговым кодексом | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налогоплательщики должны в течение четырех лет |Подпункт 8 |
| |обеспечивать сохранность данных не только |п. 1 ст. 23|
| |бухгалтерского, но и налогового учета, а также | |
| |других документов, необходимых для исчисления | |
| |и уплаты налогов, в том числе документов, | |
| |подтверждающих получение доходов, осуществление | |
| |расходов (для организаций и индивидуальных | |
| |предпринимателей) и уплату (удержание) налогов | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Организации и индивидуальные предприниматели |Подпункт 1 |
| |обязаны письменно сообщать в налоговый орган |п. 2 ст. 23|
| |соответственно по месту нахождения организации, | |
| |месту жительства индивидуального предпринимателя| |
| |об открытии или закрытии счетов (лицевых | |
| |счетов) — в течение семи дней со дня открытия | |
| |(закрытия) таких счетов. Ранее этот срок | |
| |составлял 10 дней. Индивидуальные | |
| |предприниматели сообщают в налоговый орган | |
| |о счетах, используемых в предпринимательской | |
| |деятельности | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Уточнен порядок сообщения организациями |Подпункт 3 |
| |информации обо всех обособленных подразделениях,|п. 2 ст. 23|
| |созданных на территории Российской Федерации. | |
| |Указанную информацию организации представляют | |
| |в налоговый орган по месту своего нахождения | |
| |в течение одного месяца со дня создания | |
| |обособленного подразделения или прекращения | |
| |деятельности организации через обособленное | |
| |подразделение (закрытия обособленного | |
| |подразделения) | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Организации письменно сообщают в налоговый орган|Подпункт 4 |
| |соответственно по месту нахождения не только |п. 2 ст. 23|
| |о реорганизации, но и о ликвидации организации | |
| |в течение трех дней со дня принятия такого | |
| |решения | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Нотариусы, занимающиеся частной практикой, |Пункт 3 |
| |и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, |ст. 23 |
| |письменно сообщают в налоговый орган по месту | |
| |своего жительства об открытии (закрытии) счетов,| |
| |предназначенных для ведения профессиональной | |
| |деятельности | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Налоговые агенты |Обеспечение и защита прав налоговых агентов |Пункт 2 |
| |осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ |ст. 24 |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые агенты письменно сообщают в налоговый |Подпункт 2 |
| |орган по месту своего учета о невозможности |п. 3 ст. 23|
| |удержать налог и о сумме задолженности | |
| |налогоплательщика в течение одного месяца | |
| |со дня, когда налоговому агенту стало известно | |
| |о таких обстоятельствах | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые агенты ведут учет не только |Подпункт 3 |
| |выплаченных, но и начисленных налогоплательщикам|п. 3 ст. 23|
| |доходов, а также исчисленных, удержанных | |
| |и перечисленных в бюджетную систему Российской | |
| |Федерации налогов, в том числе по каждому | |
| |налогоплательщику | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые агенты обязаны в течение четырех лет |Подпункт 5 |
| |обеспечивать сохранность документов, необходимых|п. 3 ст. 23|
| |для исчисления, удержания и перечисления налогов| |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Сборщики налогов |Статья 25 НК РФ "Сборщики налогов и (или) | |
|и (или) сборов |сборов" признана утратившей силу | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Права налоговых |Статья изложена в новой редакции |Статья 31 |
|органов +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы вправе требовать в соответствии|Подпункт 1 |
| |с законодательством о налогах и сборах |п. 1 ст. 31|
| |от плательщика сбора документы по формам, | |
| |установленным государственными органами | |
| |и органами местного самоуправления, служащие | |
| |основаниями для исчисления и уплаты (удержания | |
| |и перечисления) налогов, сборов, а также | |
| |документы, подтверждающие правильность | |
| |исчисления и своевременность уплаты (удержания | |
| |и перечисления) налогов, сборов | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы могут производить выемку |Подпункт 3 |
| |документов как у налогоплательщиков или |п. 1 ст. 31|
| |налоговых агентов, так и у плательщиков сбора | |
| |при проведении налоговых проверок в случаях, | |
| |когда есть достаточные основания полагать, | |
| |что эти документы будут уничтожены, сокрыты, | |
| |изменены или заменены | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы вправе осматривать любые |Подпункт 6 |
| |производственные, складские, торговые и иные |п. 1 ст. 31|
| |помещения и территории, используемые | |
| |налогоплательщиком для извлечения доходов либо | |
| |связанные с содержанием объектов | |
| |налогообложения, независимо от места | |
| |их нахождения в порядке, предусмотренном ст. 92 | |
| |НК РФ | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы вправе требовать устранения |Подпункт 8 |
| |выявленных нарушений законодательства о налогах |п. 1 ст. 31|
| |и сборах и контролировать выполнение указанных | |
| |требований не только от налогоплательщиков, | |
| |налоговых агентов и их представителей, | |
| |но и от плательщиков сборов и их представителей | |
| +————————————————————————————————————————————————+ |
| |Норма, предусматривающая право налоговых органов| |
| |контролировать соответствие крупных расходов | |
| |физических лиц их доходам, исключена | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы вправе требовать от банков |Подпункт 10|
| |документы, подтверждающие факт списания со |п. 1 ст. 31|
| |счетов налогоплательщика, плательщика сбора или | |
| |налогового агента и с корреспондентских счетов | |
| |банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов | |
| |и перечисления этих сумм в бюджетную систему | |
| |Российской Федерации | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей|Подпункт 14|
| |юрисдикции или арбитражные суды иски: |п. 1 ст. 31|
| |— о взыскании недоимки, пеней и штрафов | |
| |за налоговые правонарушения в случаях, | |
| |предусмотренных НК РФ; | |
| |— возмещении ущерба, причиненного государству | |
| |и (или) муниципальному образованию вследствие | |
| |неправомерных действий банка по списанию | |
| |денежных средств со счета налогоплательщика | |
| |после получения решения налогового органа | |
| |о приостановлении операций, в результате которых| |
| |стало невозможным взыскание налоговым органом | |
| |недоимки, задолженности по пеням и штрафам | |
| |с налогоплательщика в порядке, предусмотренном | |
| |Налоговым кодексом; | |
| |— досрочном расторжении договора | |
| |об инвестиционном налоговом кредите; | |
| |— в иных случаях, предусмотренных Налоговым | |
| |кодексом | |
| +————————————————————————————————————————————————+ |
| |Норма, предусматривающая право налоговых органов| |
| |создавать налоговые посты, исключена | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Обязанности |Статья изложена в новой редакции. Предложения, |Статья 32 |
|налоговых органов |в которых упоминается слово "налогоплательщики",| |
| |дополнены словами "плательщики сборов | |
| |и налоговые агенты" | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы обязаны руководствоваться |Подпункт 5 |
| |письменными разъяснениями Министерства финансов |п. 1 ст. 32|
| |Российской Федерации по вопросам применения | |
| |законодательства Российской Федерации о налогах | |
| |и сборах | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы должны сообщать |Подпункт 6 |
| |налогоплательщикам, плательщикам сборов |п. 1 ст. 32|
| |и налоговым агентам при их постановке на учет | |
| |в налоговых органах сведения о реквизитах | |
| |соответствующих счетов Федерального | |
| |казначейства, а также в порядке, определяемом | |
| |федеральным органом исполнительной власти, | |
| |уполномоченным по контролю и надзору | |
| |в области налогов и сборов, доводить | |
| |до налогоплательщиков, плательщиков сборов | |
| |и налоговых агентов сведения об изменении | |
| |реквизитов этих счетов и иные сведения, | |
| |необходимые для заполнения поручений | |
| |на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов| |
| |в бюджетную систему Российской Федерации | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы направляют оформленные на |Подпункт 7 |
| |основании решений о возврате налогоплательщику, |п. 1 ст. 32|
| |плательщику сбора или налоговому агенту сумм | |
| |излишне уплаченных или излишне взысканных | |
| |налогов, сборов, пеней и штрафов поручения | |
| |соответствующим территориальным органам | |
| |Федерального казначейства для исполнения | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы обязаны не только соблюдать |Подпункт 8 |
| |налоговую тайну, но и обеспечивать ее |п. 1 ст. 32|
| |сохранность | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы должны представлять |Подпункт 10|
| |налогоплательщику, плательщику сбора |п. 1 ст. 32|
| |или налоговому агенту по его запросу справки | |
| |о состоянии расчетов указанного лица по налогам | |
| |и сборам, пеням и штрафам на основании данных | |
| |налогового органа. Запрашиваемая справка | |
| |представляется в течение пяти дней со дня | |
| |поступления в налоговый орган соответствующего | |
| |письменного запроса налогоплательщика, | |
| |плательщика сбора или налогового агента | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы обязаны по заявлению |Подпункт 11|
| |налогоплательщика, плательщика сбора или |п. 1 ст. 32|
| |налогового агента проводить совместную сверку | |
| |сумм уплаченных налогов и сборов, пеней | |
| |и штрафов | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Налоговые органы по заявлению налогоплательщика,|Подпункт 12|
| |плательщика сбора или налогового агента должны |п. 1 ст. 32|
| |выдавать копии решений, принятых налоговым | |
| |органом в отношении этого налогоплательщика, | |
| |плательщика сбора или налогового агента | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Если в течение двух месяцев со дня истечения |Пункт 3 |
| |срока исполнения требования об уплате налога |ст. 32 |
| |(сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) | |
| |полностью не погасил указанную в данном | |
| |требовании недоимку, размеры которой позволяют | |
| |предполагать факт совершения нарушения | |
| |законодательства о налогах и сборах, содержащего| |
| |признаки преступления, налоговые органы в | |
| |течение десяти дней со дня выявления указанных | |
| |обстоятельств направляют материалы в органы | |
| |внутренних дел для решения вопроса о возбуждении| |
| |уголовного дела | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Полномочия |Министерство финансов дает письменные |Статья 34.2|
|финансовых органов |разъяснения налогоплательщикам, плательщикам | |
|в области налогов |сборов и налоговым агентам. Финансовые органы | |
|и сборов |субъектов РФ и муниципальных образований дают | |
| |письменные разъяснения по вопросам применения | |
| |соответственно законодательства субъектов | |
| |Российской Федерации о налогах и сборах | |
| |и нормативных правовых актов муниципальных | |
| |образований. | |
| |Кроме того, статья дополняется п. 3, согласно | |
| |которому Минфин России, финансовые органы | |
| |субъектов РФ и муниципальных образований дают | |
| |письменные разъяснения в пределах своей | |
| |компетенции в течение двух месяцев со дня | |
| |поступления соответствующего запроса. По | |
| |решению руководителя (заместителя руководителя) | |
| |соответствующего финансового органа указанный | |
| |срок может быть продлен, но не более чем на один| |
| |месяц | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Объекты |В соответствии с новой редакцией объект |Пункт 1 |
|налогообложения |налогообложения — это реализация товаров (работ,|ст. 38 |
| |услуг), имущество, прибыль, доход, расход | |
| |или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, | |
| |количественную или физическую характеристику, | |
| |с наличием которого законодательство о налогах | |
| |и сборах связывает возникновение у | |
| |налогоплательщика обязанности по уплате налога | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Момент прекращения |Со смертью налогоплательщика — физического лица |Подпункт 3 |
|обязанности |или с признанием его умершим задолженность по |п. 3 ст. 44|
|по уплате налога |имущественным налогам этого лица в соответствии| |
|и (или) сбора |с гражданским законодательством Российской | |
| |Федерации погашается наследниками в пределах | |
| |стоимости наследственного имущества в порядке, | |
| |установленном гражданским законодательством | |
| |Российской Федерации для оплаты наследниками | |
| |долгов наследодателя | |
+———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Исполнение |Взыскание налога в судебном порядке |Пункт 2 |
|обязанности |производится: |ст. 45 |
|по уплате налога |1) с организации, которой открыт лицевой счет; |(новая |
| |2) в случае взыскания недоимки, числящейся более|редакция) |
| |трех месяцев за организациями, являющимися | |
| |в соответствии с гражданским законодательством | |
| |Российской Федерации зависимыми (дочерними) | |
| |обществами (предприятиями), с соответствующих | |
| |основных (преобладающих, участвующих) обществ | |
| |(предприятий) в случаях, когда на счета | |
| |последних в банках поступает выручка | |
| |за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых| |
| |(дочерних) обществ (предприятий), а также | |
| |за организациями, являющимися в соответствии | |
| |с гражданским законодательством Российской | |
| |Федерации основными (преобладающими, | |
| |участвующими) обществами (товариществами, | |
| |предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ | |
| |(предприятий), когда на их счета в банках | |
| |поступает выручка за реализуемые товары (работы,| |
| |услуги) основных (преобладающих, участвующих) | |
| |обществ (товариществ, предприятий); | |
| |3) с организации или индивидуального | |
| |предпринимателя, если обязанность по уплате | |
| |налога основана на изменении налоговым органом | |
| |юридической квалификации сделки, совершенной | |
| |налогоплательщиком, или статуса и характера | |
| |деятельности этого налогоплательщика | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Обязанность по уплате налога считается |Пункт 3 |
| |исполненной налогоплательщиком: |ст. 45 |
| |1) с момента предъявления в банк поручения | |
| |на перечисление в бюджетную систему Российской | |
| |Федерации на соответствующий счет Федерального | |
| |казначейства денежных средств со счета | |
| |налогоплательщика в банке при наличии на нем | |
| |достаточного денежного остатка на день платежа; | |
| |2) с момента отражения на лицевом счете | |
| |организации, которой открыт лицевой счет, | |
| |операции по перечислению соответствующих | |
| |денежных средств в бюджетную систему Российской| |
| |Федерации; | |
| |3) со дня внесения физическим лицом в банк, | |
| |кассу местной администрации либо организацию | |
| |федеральной почтовой связи наличных денежных | |
| |средств для их перечисления в бюджетную систему | |
| |Российской Федерации на соответствующий счет | |
| |Федерального казначейства; | |
| |4) со дня вынесения налоговым органом | |
| |в соответствии с Налоговым кодексом решения | |
| |о зачете сумм излишне уплаченных или сумм | |
| |излишне взысканных налогов, пеней, штрафов | |
| |в счет исполнения обязанности по уплате | |
| |соответствующего налога; | |
| |5) со дня удержания сумм налога налоговым | |
| |агентом, если обязанность по исчислению | |
| |и удержанию налога из денежных средств | |
| |налогоплательщика возложена в соответствии | |
| |с Налоговым кодексом на налогового агента | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Обязанность по уплате налога не признается |Пункт 4 |
| |исполненной в случае: |ст. 45 |
| |1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком| |
| |налогоплательщику неисполненного поручения | |
| |на перечисление соответствующих денежных средств| |
| |в бюджетную систему Российской Федерации; | |
| |2) отзыва налогоплательщиком — организацией, | |
| |которой открыт лицевой счет, или возврата | |
| |территориальным органом Федерального | |
| |казначейства (иным уполномоченным органом, | |
| |осуществляющим открытие и ведение лицевых | |
| |счетов) налогоплательщику неисполненного | |
| |поручения на перечисление соответствующих | |
| |денежных средств в бюджетную систему Российской | |
| |Федерации; | |
| |3) возврата местной администрацией либо | |
| |организацией федеральной почтовой связи | |
| |налогоплательщику — физическому лицу наличных | |
| |денежных средств, принятых для их перечисления | |
| |в бюджетную систему Российской Федерации; | |
| |4) неправильного указания налогоплательщиком | |
| |в поручении на перечисление суммы налога номера | |
| |счета Федерального казначейства и наименования | |
| |банка получателя, повлекшего неперечисление этой| |
| |суммы в бюджетную систему Российской Федерации | |
| |на соответствующий счет Федерального | |
| |казначейства; | |
| |5) если на день предъявления налогоплательщиком | |
| |в банк (территориальный орган Федерального | |
| |казначейства, иной уполномоченный орган, | |
| |осуществляющий открытие и ведение лицевых | |
| |счетов) поручения на перечисление денежных | |
| |средств в счет уплаты налога этот | |
| |налогоплательщик имеет иные неисполненные | |
| |требования, предъявленные к его счету (лицевому| |
| |счету), которые в соответствии с гражданским | |
| |законодательством Российской Федерации | |
| |исполняются в первоочередном порядке, и если | |
| |на этом счете (лицевом счете) нет достаточного | |
| |остатка для удовлетворения всех требований | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Обязанность по уплате налога исполняется |Пункт 5 |
| |в валюте Российской Федерации (действующая |ст. 45 |
| |до 1 января 2007 г. редакция ст. 45 допускает | |
| |уплату налога в иностранной валюте) | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Поручение на перечисление налога в бюджетную |Пункт 7 |
| |систему Российской Федерации на соответствующий |ст. 45 |
| |счет Федерального казначейства заполняется | |
| |налогоплательщиком в соответствии с правилами | |
| |заполнения поручений. Указанные правила | |
| |устанавливаются Министерством финансов | |
| |Российской Федерации по согласованию | |
| |с Центральным банком Российской Федерации. | |
| |При обнаружении налогоплательщиком ошибки | |
| |в оформлении поручения на перечисление налога, | |
| |не повлекшей неперечисление этого налога | |
| |в бюджетную систему Российской Федерации на | |
| |соответствующий счет Федерального казначейства, | |
| |налогоплательщик вправе подать в налоговый орган| |
| |по месту учета заявление о допущенной ошибке с | |
| |приложением документов, подтверждающих уплату им| |
| |указанного налога и его перечисление в бюджетную| |
| |систему Российской Федерации на соответствующий | |
| |счет Федерального казначейства, с просьбой | |
| |уточнить основание, тип и принадлежность | |
| |платежа, налоговый период или статус | |
| |плательщика. | |
| |По предложению налогового органа | |
| |или налогоплательщика может быть проведена | |
| |совместная сверка уплаченных налогоплательщиком | |
| |налогов. Результаты сверки оформляются актом, | |
| |который подписывается налогоплательщиком | |
| |и уполномоченным должностным лицом налогового | |
| |органа. | |
| |Налоговый орган вправе требовать от банка копию | |
| |поручения налогоплательщика на перечисление | |
| |налога в бюджетную систему Российской Федерации,| |
| |оформленного налогоплательщиком на бумажном | |
| |носителе. Банк обязан представить в налоговый | |
| |орган копию указанного поручения в течение пяти | |
| |дней со дня получения требования налогового | |
| |органа. | |
| |В случае, предусмотренном п. 7 ст. 45 Налогового| |
| |кодекса, на основании заявления | |
| |налогоплательщика и акта совместной сверки | |
| |уплаченных налогоплательщиком налогов, если | |
| |такая совместная сверка проводилась, налоговый | |
| |орган принимает решение об уточнении платежа | |
| |на день фактической уплаты налогоплательщиком | |
| |налога в бюджетную систему Российской Федерации | |
| |на соответствующий счет Федерального | |
| |казначейства. При этом налоговый орган | |
| |пересчитывает пени, начисленные на сумму налога,| |
| |за период со дня фактической уплаты в бюджетную | |
| |систему Российской Федерации на соответствующий | |
| |счет Федерального казначейства до дня принятия | |
| |налоговым органом решения об уточнении платежа | |
| +————————————————————————————————————————————————+———————————+
| |Правила, предусмотренные в ст. 45 НК РФ, |Пункт 8 |
| |применяются также в отношении сборов, пеней |ст. 45 |
| |и распространяются на плательщиков сборов | |
| |и налоговых агентов | |
L———————————————————+————————————————————————————————————————————————+————————————
(Продолжение см. "Российский налоговый курьер", 2006, N 18)
Подписано в печать 17.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |