|
|
Проекты Указаний Банка России об оценке экономического положения кредитных организаций и об изменениях в порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам ("Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 9)
"Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 9
ПРОЕКТЫ УКАЗАНИЙ БАНКА РОССИИ ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ
2 и 3 августа текущего года с интервалом буквально в один день на интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации были опубликованы проекты нормативных документов, вызвавших заинтересованность среди представителей банковского сообщества. В первую очередь это проект Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций", который касается деятельности практически всех кредитных организаций, а также проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" <1>, который главным образом затрагивает деятельность кредитных организаций, активно занимающихся кредитованием физических лиц. Рассмотрим каждый документ отдельно и проанализируем те нововведения, которые предлагает Банк России.
————————————————————————————————
<1> Проекты нормативных документов Банка России размещены по интернет-адресу: http://www.cbr.ru/analytics/standart_acts/projects/.
Проект Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций"
Данный документ заменяет два действующих нормативных акта Банка России, которые после выхода нового Указания признаются утратившими силу:
Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций"; Указание Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание 1379-У). Проект нового Указания по сути представляет симбиоз этих двух документов, при этом за основу взяты принципы из Указания Банка России "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". На интернет-сайте Банка России <2> размещены Методика финансового состояния банка, утвержденная 04.09.2000, и Методика (алгоритмы) расчета показателей финансовой устойчивости банка, которые, скорее всего, также утратят силу в связи с выходом нового Указания.
————————————————————————————————
<2> http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/.
В проекте нового Указания Банк России определяет порядок оценки экономического положения кредитных организаций как для целей надзора за коммерческими банками, так и для оценки финансовой устойчивости в целях признания ее достаточной для участия кредитных организаций в системе страхования вкладов. При этом для целей банковского надзора кредитные организации будут классифицированы по пяти группам. Группа 1. Кредитные организации без выявленных недостатков. Группа 2. Кредитные организации с повышенным риском. Группа 3. Кредитные организации, испытывающие текущие трудности. Группа 4. Кредитные организации с серьезными проблемами. Группа 5. Кредитные организации в критическом положении. Классификация кредитных организаций в ту или иную группу будет производиться территориальными учреждениями Банка России не реже 1 раза в квартал по результатам оценки: - выполнения обязательных нормативов; - финансовой устойчивости; - наличия примененных в отношении кредитной организации мер воздействия. При этом немаловажным следует отметить тот факт, что в соответствии с проектом нового Указания теперь кредитные организации будут в обязательном порядке ежеквартально проинформированы, к какой группе они относятся и, что не менее важно, какая информация послужила основанием для подобной классификации. Характеристики всех классификационных групп, указанных в проекте нового Указания, можно свести в одну таблицу исходя из результатов оценок.
Таблица
—————————————————T———————————————T————————————————————————————————————————————————¬
| Нарушение | Наличие | Оценка финансовой устойчивости |
| обязательных |примененных мер+———————————————T———————————————T————————————————+
| нормативов | воздействия | финансовое | качество | прозрачность |
| | | положение | управления | структуры |
| | | | | собственности |
+————————————————+———————————————+———————————————+———————————————+————————————————+
|Группа 1 |
+————————————————T———————————————T————————————————T———————————————T———————————————+
|нет |нет |хорошее |хорошее |прозрачная |
| | | | |или достаточно |
| | | | |прозрачная |
+————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+———————————————+
|Группа 2 |
| — кредитные организации не имеют текущих трудностей; |
| — выявленные недостатки в случае их неустранения могут привести |
|к возникновению трудностей в деятельности в ближайшие 12 месяцев |
+————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
|не соблюдается |нет |хотя бы одна |хорошее или |прозрачная |
|в совокупности | |из групп |удовлетворитель—|или достаточно|
|за 6 и более | |показателей |ное |прозрачная |
|операционных | |финансового | | |
|дней в течение | |положения | | |
|30 | |оценивается как | | |
|последовательных| |удовлетворитель—| | |
|операционных | |ная | | |
|дней хотя бы | | | | |
|один | | | | |
|из обязательных | | | | |
|нормативов, | | | | |
|за исключением | | | | |
|нормативов Н1 | | | | |
|и/или Н2 и Н3 | | | | |
+————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
|Группа 3 |
| — кредитные организации имеют недостатки в деятельности, неустранение которых|
|может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей |
|финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов |
|и вкладчиков |
+————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
|не соблюдается |взыскание |хотя бы одна |сомнительное |непрозрачная |
|в совокупности |штрафов, |из групп | | |
|за 6 и более |осуществление |показателей | | |
|операционных |мероприятий |финансового | | |
|дней в течение |по финансовому |положения | | |
|30 |оздоровлению, |оценивается | | |
|последовательных|замена |как сомнительная| | |
|операционных |руководителей | | | |
|дней нормативы |кредитной | | | |
|Н2 и/или Н3 |организации, | | | |
| |осуществление | | | |
| |реорганизации, | | | |
| |изменение | | | |
| |обязательных | | | |
| |нормативов <3> | | | |
+————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
|Группа 4 |
| — кредитные организации, недостатки в деятельности которых непосредственно |
|сопряжены с угрозой финансовой устойчивости и их устранение предполагает |
|осуществление срочных и действенных мер со стороны органов управления |
|и владельцев кредитной организации |
+————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
|не соблюдается | |хотя бы одна |неудовлетвори— | |
|норматив | |из групп |тельное | |
|достаточности | |показателей | | |
|Н1, но не более | |финансового | | |
|чем 5 раз | |положения | | |
|в течение 30 | |оценивается как | | |
|последовательных| |неудовлетвори— | | |
|операционных | |тельная | | |
|дней | | | | |
+————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
|Группа 5 |
| — кредитные организации, финансовая устойчивость которых существенным образом|
|подорвана, и их состояние при непринятии экстренных мер органами управления |
|и владельцами кредитной организации несовместимо с продолжением деятельности |
|на рынке банковских услуг |
+————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
| |имеются | | | |
| |основания для | | | |
| |осуществления | | | |
| |мер по | | | |
| |предупреждению | | | |
| |банкротств, | | | |
| |а в случаях, | | | |
| |когда | | | |
| |эти основания | | | |
| |сопряжены с | | | |
| |наличием угрозы| | | |
| |кредиторам и | | | |
| |вкладчикам <4>,| | | |
| |имеются | | | |
| |основания | | | |
| |для отзыва | | | |
| |лицензии на | | | |
| |осуществление | | | |
| |банковских | | | |
| |операций <5> | | | |
L————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+———————————————
<3> В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". <4> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". <5> В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Оценка финансового положения кредитных организаций основывается на расчете соответствующей группы показателей: - капитала; - активов; - доходности; - ликвидности. Как уже отмечалось ранее, состав и значение показателей, а также методика расчета не претерпели значительных изменений по сравнению с действующим Указанием N 1379-У, кроме группы показателей доходности и ликвидности. Оценка показателей осуществляется путем расчета обобщающего результата по каждой группе, который представляет собой средневзвешенное значение показателей соответствующей группы. Исходя из полученного значения обобщающего показателя, складывается оценка каждой группы показателей: 1 - хорошая; 2 - удовлетворительная; 3 - сомнительная; 4 - неудовлетворительная. Прежде всего необходимо отметить изменения в методологии расчета финансового результата. Именно для целей надзора Банк России предлагает не использовать влияние финансового результата прошлого года, как это было в Указании N 1379-У, а учитывать только результат текущего года. Исправлены по сравнению с Указанием N 1379-У ссылки на отчетные формы для расчета финансового результата. Изменены в худшую для кредитных организаций сторону пограничные значения практически всех показателей группы оценки доходности. В группе показателей оценки ликвидности по сравнению с Указанием N 1379-У исключены 2 показателя, касающиеся использования кредитной организацией усреднения обязательных резервов и наличия/отсутствия фактов недовзноса в обязательные резервы. Также существенным нововведением проекта нового Указания является расчет прогнозных значений показателей оценки капитала и доходности. Предполагается, что территориальные учреждения Банка России будут анализировать не только финансовое состояние на отчетную дату, но и рассчитывать прогнозные значения на 12 месяцев вперед на основе данных за 2 предыдущих года. При этом в случае обнаружения в прогнозных значениях негативных тенденций может быть принято решение о необходимости ухудшения фактической оценки показателей групп оценки капитала и доходности с возможной реклассификацией кредитной организации в более худшую группу. Оценка качества управления по сравнению с показателями, приведенными в Указании N 1379-У, дополнена новым показателем ПУ6, характеризующим состояние управления стратегическим риском в кредитной организации. По показателям состояния системы управления рисками (ПУ4) и состояния системы внутреннего контроля (ПУ6) обновлен список вопросов для проведения оценки. Оценка прозрачности структуры собственности по составу и методике расчета показателей, используемых для ее оценки, не изменилась по сравнению с действующим Указанием N 1379-У. Методика оценки финансовой устойчивости кредитных организаций в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (далее - ССВ) существенно не изменилась по сравнению с применяемым в настоящее время Указанием N 1379-У. При этом в проекте нового Указания различается методика расчета показателей доходности в целях надзора и в целях соответствия требованиям к финансовой устойчивости для участия в ССВ. Для целей соответствия кредитной организации требованиям к финансовой устойчивости для участия в ССВ, так же как и в настоящее время, при расчете показателей доходности используется оценка как текущего года, так и прошедшего по "методу затухания" (чем отчетная дата ближе к концу текущего года, тем меньше влияние результатов прошедшего года). При этом расчет прогнозов и корректировка фактических значений показателей оценки капитала и доходности не осуществляются. Также для целей участия в ССВ применяются те же пограничные значения показателей доходности, что и в Указании N 1379-У, а для целей банковского надзора эти значения гораздо жестче. В соответствии с проектом нового Указания финансовая устойчивость признается соответствующей требованиям к участию в ССВ, если по всем группам показателей оценки финансовой устойчивости результат не хуже удовлетворительного, то есть только кредитные организации, классифицированные в 1 и 2 группы. В проекте нового Указания более четко по сравнению с действующими документами указаны основания, по которым банк, уже участвующий в ССВ, может быть признан не соответствующим требованиям к участию в ССВ. Таким образом, кратко подводя итоги проекта нового Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций", можно отметить следующее. - Проект нового Указания содержит более качественную методику классификации кредитных организаций, чем применяющееся сейчас для целей банковского надзора Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций". - Как для целей надзора, так и для оценки финансовой устойчивости кредитных организаций для участия в ССВ будет применяться методика, построенная на одних и тех же принципах. - Методика расчета показателей стала более формализована и, как следствие, более понятна. - Для целей надзора за кредитными организациями будут использоваться не только фактические значения отдельных групп показателей, но и прогнозные. - Классификация кредитной организации в ту или иную группу и информация, послужившая основанием для такой классификации, будет ежеквартально доводиться территориальными учреждениями Банка России непосредственно до органов управления кредитной организации.
Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
Рассматриваемый проект изменений в Положение Банка России N 254-П содержит ряд изменений как технического характера (устраняет неточности в терминах и обновляет ссылки на действующие нормативные документы), так и изменения методологического характера. Изменения затронули практически каждый раздел действующего Положения, но наиболее существенные касаются формирования резерва на возможные потери по портфелям однородных ссуд, предоставленных физическим лицам. В проекте изменений Банк России установил минимальный размер резерва, который кредитные организации обязаны формировать в зависимости от наличия и продолжительности просроченных платежей. В настоящий момент до вступления в силу изменений Банк России предоставляет кредитным организациям право самим определять размер резерва в зависимости от применяемой методики оценки кредитного риска. По указанным портфелям устанавливаются следующие минимальные размеры резервов:
——————————————————————————————————————————————T——————————————————¬
| Портфели однородных ссуд, |Минимальный размер|
| предоставленных физическим лицам | резерва |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Портфель ссуд без просроченных платежей | 3% |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Портфель ссуд с просроченными платежами | 5% |
|по ссудам продолжительностью от 1 до 30 | |
|календарных дней | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Портфель ссуд с просроченными платежами | 20% |
|по ссудам продолжительностью от 31 до 60 дней| |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Портфель ссуд с просроченными платежами | 50% |
|по ссудам продолжительностью от 61 до 90 дней| |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Портфель ссуд с просроченными платежами | 75% |
|по ссудам продолжительностью свыше 90 дней | |
L—————————————————————————————————————————————+———————————————————
Также в проекте изменений существенным условием для включения ссуды физическому лицу в портфель однородных ссуд является доведение до заемщика информации о размере процентной ставки на момент выдачи кредита. Главная особенность заключается в том, что в расчет эффективной процентной ставки необходимо будет включать все дополнительные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды: проценты за пользование ссудой, комиссионные неустойки и другие. Современная практика кредитования физических лиц показывает, что банки для привлечения клиентов предпочитают получать доход по кредитам не только через процентную ставку по кредитному договору, но также используя различные виды комиссий - за предоставление кредита, за ведение ссудного счета, за рассмотрение документов и т.д. В соответствии с проектом изменений банки обязаны будут доводить до заемщика "большую" (с учетом комиссий) процентную ставку, чем заявлено в договоре. Очевидно, это, а также наметившаяся тенденция роста просроченной задолженности в банках - крупных игроках на рынке кредитования физических лиц способствовали предлагаемым со стороны Банка России изменениям в формировании резерва на возможные потери по ссудам физическим лицам. Таким образом, предлагаемый Банком России проект изменений направлен главным образом на ужесточение требований к формированию резервов на возможные потери по портфелю ссуд, предоставленных физическим лицам. Безусловно, это касается в первую очередь кредитных организаций, занимающихся так называемым "розничным" кредитованием со значительной долей ссуд с просроченными платежами.
А.И.Малышев Директор департамента планирования и анализа деятельности банка Банк "ГЛОБЭКС" Подписано в печать 16.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |