|
|
Учет автомобильных шин (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 32)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 32
УЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Бухгалтерский учет
Основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин, являются Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее - Правила), их выполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств. В соответствии с п. 83 Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, указанной в Приложении N 12. Карточка ведется до выхода шины из строя. Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого подлежат замене. При достижении нормы эксплуатационного пробега они снимаются с эксплуатации (изношенные шины). Используются следующие варианты эксплуатации автомобильных шин. Во-первых, на машине могут быть установлены "всесезонные" шины, которые меняются только в случае полного износа или порчи (т.е. происходит замена изношенных шин). Во-вторых, шины на автомобиле можно менять по принципу "зима - лето", т.е. периодически заменять "летнюю" резину на "зимнюю" (далее - сезонные шины). Сезонные шины, в случае если они могут быть применены (не достигли нормы эксплуатационного пробега), не подлежат снятию с эксплуатацию (п. 88 Правил). Другими словами, в данной ситуации неправомерно говорить о замене изношенных шин.
Шины и автомобиль - единый инвентарный объект
Объект основных средств как актив, принимаемый к учету, помимо требований, предъявляемых к нему ПБУ 6/01 (будут рассмотрены ниже), должен быть в первую очередь средством, а не предметом труда (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. При этом в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, в качестве примера формирования инвентарного объекта основных средств приведен следующий: "Подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) - в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов". Кроме того, в Плане счетов к счету 10 "Материалы" отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств. Таким образом, автомобиль с автомобильными шинами на колесах (и в запасе) является единым инвентарным объектом. В ОКОФ отсутствует такой объект, как автомобильные шины. С учетом изложенного можно говорить о том, что при приобретении автомобиля шины (на колесах и в запасе) в совокупности со всеми прочими деталями автомобиля следует учитывать как единый инвентарный объект - автомобиль.
Запасные части - МПЗ
При дальнейшем приобретении шин отдельно от автомобиля (т.е. после постановки автомобиля на учет в качестве объекта основных средств) возникает вопрос, к какому виду активов отнести такие шины: к основным средствам или же к материально-производственным запасам (МПЗ). При формальном прочтении ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 можно говорить о том, что одним из критериев разделения средств труда на основные средства и МПЗ является срок службы (менее 12 месяцев - МПЗ, более 12 месяцев - основные средства). Поэтому активы, не являющиеся предметом труда и сроком службы более 12 месяцев, являются основными средствами. Вместе с тем такие активы, например, как запасные части, могут иметь срок службы, значительно превышающий 12 месяцев, и исходя из положений ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 их следует признавать объектами основных средств. При этом в большинстве случаев запасные части используются при ремонте объектов основных средств и их основное предназначение - заменить соответствующую деталь. В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Таким образом, если запасные части при ремонте заменяют деталь существующего инвентарного объекта основных средств, то в силу п. 27 ПБУ 6/01 они не могут быть квалифицированы как новый инвентарный объект основных средств, поскольку подлежат списанию на затраты в том отчетном периоде, когда был произведен ремонт. Итак, запасные части, которые предназначены для ремонта объектов основных средств, которые в свою очередь учтены как инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (т.е. когда в ремонтируемый объект уже изначально была включена деталь, которая подлежит замене в процессе ремонта), следует квалифицировать как МПЗ независимо от срока их полезного использования. Рассмотрим ситуацию, при которой автомобили были приняты к учету как единый инвентарный объект с учетом всех принадлежностей, в том числе и с автомобильными шинами. При этом возможны следующие варианты такой замены: 1) замена изношенных "всесезонных" шин (т.е. сезонные шины не используются); 2) замена изношенных сезонных шин (т.е. когда, например, летом происходит замена изношенных летних шин на новые летние (аналогично зимой); 3) замена летних шин на зимние и наоборот. Следует отметить, что замену изношенных шин на новые (вариант 1 и 2) можно рассматривать как ремонт основного средства (замена изношенной детали на новую), а замену летних шин на зимние и наоборот уже квалифицировать как ремонт было бы неправомерно, поскольку не происходит замены изношенных деталей. Таким образом, однозначно можно сказать, что в случае замены шин по вариантам 1 и 2 автомобильные шины являются запасными частями, которые были использованы при ремонте и согласно п. 27 ПБУ 6/01 могут быть признаны затратами, связанными с ремонтом основных средств и соответственно отражаться в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому относятся. Другими словами, такие автомобильные шины не могут быть приняты к учету как самостоятельный инвентарный объект, т.е. они подлежат включению в состав МПЗ (в том числе и если срок их службы более 12 месяцев). Автомобильные шины, которые устанавливаются на автомобиль взамен изношенных (варианты 1 и 2), подлежат списанию со счета 10 "Материалы" на соответствующие счета затрат в момент их установки на автомобиль (п. 27 ПБУ 6/01).
Сезонная замена шин
Наиболее неурегулированным вопросом является учет операций, связанных с заменой летних шин на зимние и наоборот (вариант 3). В данном случае не происходит замены изношенных шин и соответственно признать такую замену ремонтом уже неправомерно. Каким же образом следует квалифицировать эту операцию? В такой ситуации самостоятельный инвентарный объект не приобретается, поскольку изначально автомобиль в совокупности с шинами был учтен как единый инвентарный объект. По мнению автора, данную операцию можно учесть или как частичную ликвидацию (например, демонтаж летних шин) и затем дооборудование (монтаж зимних шин), или как содержание объекта основных средств. Рассмотрим вариант с частичной ликвидацией и дооборудованием. В первую очередь следует отметить, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий частичной ликвидации и дооборудования. Вместе с тем НК РФ к работам по дооборудованию объекта основных средств относит работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ). По мнению автора, данное определение работ по дооборудованию вполне можно применять и для целей бухгалтерского учета. В рассматриваемой ситуации установка сезонных шин не приводит к изменению технологического или служебного назначения автомобиля, он по-прежнему будет выполнять те же функции, что и до установки сезонных шин. Что касается возможности квалификации демонтажа (снятия) сезонных шин как частичной ликвидации, можно сказать следующее. В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 частичная ликвидация объекта основных средств признается его выбытием. Соответственно частичную ликвидацию объекта основных средств можно рассматривать как частичное выбытие основного средства, а выбытие в рамках ПБУ 6/01 не предполагает замены. При выбытии объект основных средств списывается с учета, и его замена на аналогичный объект рассматривается как приобретение нового. По мнению автора, частичная ликвидация может осуществляться только если демонтируется часть объекта без дальнейшей замены и изменения функциональной принадлежности объекта. В противном случае речь должна идти о реконструкции или модернизации. Таким образом, замена сезонных шин не относится к частичной ликвидации и дооборудованию основного средства, она является операцией по содержанию объекта основных средств. Так, в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 33)
С.Фурта Руководитель проекта ООО "Аудит - новые технологии" Подписано в печать 09.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |