Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Автоматизация предприятий: проблемы и решения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 32)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 32

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Продолжаем публикацию материалов из книги В. Егоряна и С. Башмакова "Как упорядочить хаос. Автоматизация предприятий: проблемы и решения".

Системы автоматизации предприятия

Любая система автоматизации предприятия - это некоторое хранилище данных и интерфейс их внесения, изменения, анализа и доступа к ним. Кроме того, в отличие от обычной базы данных, предназначенной для простого накопления и анализа информации, система автоматизации имеет встроенные механизмы работы, которые позволяют автоматизировать различные цепочки документооборота, соответствующие бизнес-процессам предприятия. Большинство систем автоматизации (ERP, CRM, MRP и пр.) построены на клиент-серверной технологии, при использовании которой "клиент" (программа на компьютере сотрудника) взаимодействует с "сервером" (выделенный компьютер, на котором размещена база данных).

Существует великое множество систем автоматизации предприятий. При выборе наиболее подходящей системы следует руководствоваться несколькими ключевыми критериями: соответствие системы потребностям предприятия, ее удобство для его сотрудников, возможности по расширению, производительность, соотношение "цена/качество". Рассмотрим некоторые отличия автоматизированных систем.

Западные - отечественные. Культура автоматизации на Западе, безусловно, выше. Здесь родились первые промышленные информационные системы и были разработаны стандарты автоматизации. Именно здесь действуют крупнейшие игроки мирового рынка ERP-систем. Такие гиганты, как SAP и Oracle, являются "законодателями мод" в сфере автоматизации предприятий. Это миллиардные компании, ведущие свой бизнес по всему миру. Очевидны достоинства промышленных западных разработок: это проверенные временем качество и надежность, функциональная насыщенность. Понятны и недостатки: подобные системы ориентированы прежде всего на крупный бизнес, о чем свидетельствуют их сложность и стоимость. Необходимо учитывать и то, что платформы этих программ создавались в 70 - 80-х годах прошлого века и в основном устарели. Однако их усовершенствование - настолько дорогостоящее дело, что обычно все ограничивается наведением внешнего лоска. Гранды западной информационной индустрии выросли на сверхкрупных клиентах, где стоимость проектов измерялась десятками и сотнями миллионов долларов, а длительность внедрения - годами, иногда даже десятилетиями, поэтому для подавляющего большинства российских предприятий внедрение этих систем редко бывает оправданно.

Российские разработки, как правило, значительно проще и дешевле. Внедрение отечественной системы автоматизации сопряжено с меньшими потерями средств и времени, но также встречает на своем пути немало препятствий. Так, большинство наших разработок не обладает достаточным функциональным наполнением, характерным для западных систем, поэтому для значительной части бизнес-процессов предприятия требуется доработка системы.

Для автоматизации крупных корпораций - для малого бизнеса. Как для западных, так и для российских систем автоматизации характерно четкое разделение на программы для малого и среднего бизнеса (например, Quick Sales, MYOB, Quick Books - среди западных, "1С", Business Control, Terrasoft - среди российских) и на мощные, громоздкие системы для автоматизации деятельности крупных корпораций и производств (SAP R3, Oracle E-Business Suite, Галактика и т.д.). При этом необходимо понимать, что с точки зрения трудоемкости проекта не столь важен размер предприятия, которое необходимо автоматизировать. Гораздо более значимыми являются области, в которых требуется автоматизация, их количество и сложность.

Промышленные - "самописные". Существует два подхода к автоматизации: "подстройка" деятельности предприятия под систему и "подстройка" системы под специфику предприятия. Первый подход наиболее явно прослеживается в практике внедрения сложных западных систем класса SAP. При этом вам говорят: "Наша система вобрала в себя лучший мировой опыт, она внедрена на тысячах предприятий по всему миру, и вообще, мы лучше знаем, как вам надо работать". Но слепое копирование "мирового опыта" может привести к совершенно неожиданным результатам.

Второй подход проповедуют как отечественные, так и некоторые западные компании, причем настройка системы под специфику предприятия может длиться годами и представлять собой 50%-ное, а иногда и 90%-ное переписывание типовой программы. Трудно сказать, какой из этих подходов лучше. Как всегда, истина где-то рядом, а точнее, посередине.

Как следует из названия, "самописные" разработки - это программы, написанные собственными программистами компаний для внутренних нужд. Нет необходимости обсуждать здесь достоинства и недостатки таких программ, тем более что в каждом отдельном случае качество их разработки зависит от конкретного коллектива программистов и постановщиков задач. Но неизменным для всех систем подобного рода остается одно: все они написаны для определенной компании и являются отражением взглядов на определенный бизнес определенных людей. Это не плохо и не хорошо, такая программа может быть как лучшим, так и худшим выбором. Лучшим, если она написана для компании, вид деятельности которой полностью совпадает с видом деятельности вашей компании, а принципы руководства, положенные в основу программы, совпадают с принципами, которые применяете вы. Худшим, если это не так. Однако при использовании "внутренней" разработки другой компании всегда следует помнить, что на долгосрочную поддержку, модификацию и исправление ошибок рассчитывать нельзя: коллектив, который ее создал, может вскоре распасться, и в этом случае никто не будет отвечать перед пользователями "самописной" разработки. Поэтому внедрять подобного рода программу целесообразно лишь в том случае, если она полностью устраивает вас "как есть", не требует ни малейшей доработки и, как вам кажется, не потребует в обозримом будущем.

Промышленные разработки гораздо более надежны в долгосрочном плане и в большей степени универсальны. В своем построении они отражают мнение многих консультантов и экспертов отрасли, для которой созданы. Однако и здесь есть свой минус: промышленная разработка никогда не будет подходить вам так, как это может случиться с "самописной". Следовательно, вы всегда должны быть готовы к тому, что чем-то вам придется пожертвовать, а что-то приспособить к программе.

Е.Егорян

Директор по развитию

С.Башмаков

Генеральный директор

Компания MiraxSoft

Подписано в печать

09.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...В связи с принятым на общем собрании акционеров решением о внесении ряда изменений в устав общества у акционеров, голосовавших против указанного решения, по их требованию были выкуплены акции по 9 руб. за акцию. Отдельные акционеры хотели бы их приобрести, однако они предлагаются по 40 руб. за акцию. Почему акционеры должны платить дороже, чем они обошлись самому обществу? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 32) >
В счете-фактуре должен быть юридический адрес ("Главбух", 2006, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.