Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Как защитить налоговую тайну ("Налоговые споры", 2006, N 9)



"Налоговые споры", 2006, N 9

КАК ЗАЩИТИТЬ НАЛОГОВУЮ ТАЙНУ

Желание сохранить в тайне сведения, относящиеся к профессиональной деятельности фирмы, совершенно понятно. Однако это не всегда удается, в частности, доступ к этим сведениям имеют контролирующие органы. Что же такое налоговая тайна? Кто конкретно имеет доступ к закрытой информации организации? Есть ли способы защиты от неразглашения налоговой тайны?

Каждая компания стремится защитить свой бизнес от недобросовестных конкурентов. Для этой цели многие организации создают собственные службы экономической безопасности, которые призваны обеспечить сохранность коммерческой тайны компании. Тем не менее часть сведений о компании все равно становится известной третьим лицам, причем зачастую на совершенно законных основаниях. Так, организации обязаны сообщать налоговым органам данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. В результате в распоряжении налоговых органов оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика.

Очевидно, что распространение подобной информации в конкурентной или даже в криминальной среде может причинить ущерб не только интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, но и в целом организации. Поэтому следует различать случаи, когда закрытая информация распространяется по необходимости и в соответствии с федеральным законодательством, а когда произвольно.

Что такое налоговая тайна

По смыслу п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, милицией, органом государственного внебюджетного фонда и таможней. По своей юридической природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 N 317-О отметил, что каждый имеет право на сохранение в тайне сведений, в т.ч. полученных налоговыми органами, вид и объем которых устанавливается законом. Государство обязано обеспечить реализацию этого права на законодательном уровне, именно поэтому в ст. 102 Налогового кодекса закреплен специально-правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну.

Какие сведения составляют налоговую тайну

Определившись с понятием "налоговая тайна", нужно разобраться с вопросом, какие именно данные об организациях к ней относятся. По общему правилу, закрепленному в п. 9 ст. 84 НК РФ, сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ. Что это за сведения?

Информация о банковских счетах

К налоговой тайне относятся сведения о банковских счетах, что подтверждается Решением ВАС РФ от 03.03.2004 N 15527/03 и практикой окружных арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005 по делу N КА-А40/7959-05). Эти же сведения составляют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте (п. 1 ст. 857 ГК РФ). Однако помимо банка сведениями о наличии расчетных счетов располагают и налоговые органы, закон обязывает именно банковские структуры информировать налоговиков об открытых счетах налогоплательщиков.

Данные об имуществе

К налоговой тайне относятся сведения об имуществе налогоплательщика, эта информация также является конфиденциальной, поэтому разглашать ее налоговики не имеют права, о чем говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О.

Информация о других налогоплательщиках

В том случае, если налоговый орган, осуществляя налоговый контроль, использовал данные о финансово-хозяйственной деятельности других налогоплательщиков (например, при определении налогов расчетным путем - пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ), он обязан сохранять полученные сведения в тайне. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2005 по делу N Ф04-8330/2005(16878-А45-40).

Какая информация не относится к налоговой тайне

Перечень сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне, установлен в п. 1 ст. 102 НК РФ. К таким сведениям относятся:

- сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;

- сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Арбитражные суды, разрешая возникающие споры, не раз подчеркивали, что сведения о совершенном налогоплательщиком налоговом правонарушении не относятся к налоговой тайне (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 по делу N КА-А40/9826-03).

Вместе с тем налоговые органы трактуют это положение Кодекса по-своему. Они полагают, что налоговую тайну также не составляют сведения о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога при отсутствии признаков налогового правонарушения, поскольку в этом случае имеет место нарушение установленного законодательством порядка уплаты налога. Такая точка зрения изложена в Письме МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252.

Однако согласиться с подобным подходом трудно, и вот почему. Перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну, является исчерпывающим, и суды исходят именно из этого. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.11.2005 по делу N Ф04-8330/2005(16878-А45-40) отметил, что в данный перечень среди прочих входят сведения о нарушениях налогового законодательства, влекущих за собой установленные законом меры ответственности. Однако из системного толкования норм Кодекса следует, что в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ законодатель имел в виду только налоговые правонарушения, перечисленные в гл. 16 НК РФ, т.к. именно за их совершение установлена налоговая ответственность.

Неисполнение организацией обязанности по уплате налога в бюджет при отсутствии признаков налогового правонарушения, о котором говорится в вышеприведенном Письме налоговиков, не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства о налогах и сборах, т.к. за его совершение ответственность не установлена. А раз так, то данная информация имеет статус налоговой тайны и не должна разглашаться налоговыми органами. Получается, что в приведенном Письме налоговики расширительно трактуют закон.

Не относится к налоговой тайне информация, которая содержится в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения и документы из этих Реестров являются открытыми и общедоступными, об этом сказано в ст. 6 Федерального закона о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому налоговые инспекции, осуществляющие госрегистрацию организаций и предпринимателей, не вправе отказывать кому бы то ни было в предоставлении соответствующих сведений из Реестров. Данная точка зрения закреплена в Письме МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@.

Кто имеет доступ к налоговой тайне

Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 N 317-О подчеркнул, что законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к конфиденциальной информации, установив исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом на получение сведений, составляющих налоговую тайну.

Кроме того, каждое ведомство устанавливает порядок доступа к конфиденциальной информации, в налоговых органах он утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96. В соответствии с этим порядком налоговики должны обеспечить доступ к конфиденциальной информации только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Кто же конкретно имеет доступ к налоговой тайне?

Налоговые инспекторы

Законодательство о налогах и сборах содержит целый ряд норм, предусматривающих право налоговиков получать о налогоплательщике сведения, имеющие статус налоговой тайны. Так, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковских счетов. Банк также обязан проинформировать налоговую инспекцию об открытии или закрытии расчетного счета фирмы.

Наряду с этим налоговики вправе требовать от банков выдачи справок по операциям и счетам организаций - клиентов банка (ст. 86 НК РФ), хотя банки обязаны предоставлять налоговым органам не только справки. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2005 по делу N КА-А40/6700-05 суд отклонил довод банка о том, что кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам по мотивированным запросам только справки по операциям и счетам организаций и граждан.

Суд сослался на ч. 2 ст. 87 НК РФ, в которой сказано, что, если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, эта информация (документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика) может быть истребована у этих лиц. Суд заметил, что никаких оговорок в отношении иных лиц, в т.ч. кредитных организаций, в данной норме не содержится. Режим банковской тайны в данном случае не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку в соответствии со ст. 102 НК РФ полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, т.е. не подлежат разглашению и имеют специальный режим хранения и доступа.

Кроме того, налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых компанией в финансово-хозяйственной деятельности (ст. 89 НК РФ). Не исключено, что в результате данных мероприятий налоговые органы станут обладать информацией, которая относится к налоговой тайне.

Сотрудники милиции

Согласно п. 34 ст. 11 Закона о милиции работники милиции вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну. Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден перечень должностных лиц органов внутренних дел, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Причем для разных категорий сотрудников милиции установлен свой конкретный объем сведений о налогоплательщиках, он зависит от компетенции того или иного должностного лица. Например, эксперт управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России имеет доступ к налоговой тайне только в объеме представленных на экспертизу документов.

Судебные приставы-исполнители

Налоговые органы обязаны информировать судебных приставов-исполнителей по их запросу о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. Об этом сказано в п. 3 ст. 46 Федерального закона об исполнительном производстве.

Взыскатели

Сведения об имеющихся у организации-должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, вправе получить взыскатели. По их заявлению налоговики должны предоставить им указанную информацию, единственное условие - взыскатель должен иметь исполнительный лист с неистекшим сроком давности. Таковы требования п. 3 ст. 46 Федерального закона об исполнительном производстве. В настоящее время действует порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденный Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23.

Арбитражные суды признают право взыскателя получать у налоговой инспекции сведения о наличии у должника банковских счетов (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2005 по делу N КА-А40/7959-05).

Пример. Электроэнергетическая ассоциация "Корпорация "Единый Электроэнергетический Комплекс" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения налоговиков, которые отказались предоставить ассоциации сведения об открытых счетах и вкладах в банках и иных кредитных организациях, а также реквизиты ее должника - ОАО "Челябэнерго".

Суд поддержал налогоплательщика, отметив следующее. Арбитражный суд Челябинской области выдал ассоциации исполнительный лист о взыскании с ОАО "Челябэнерго" в ее пользу денежных средств. Срок давности у данного исполнительного листа не истек. Поэтому налоговая инспекция была обязана в трехдневный срок предоставить ассоциации как взыскателю сведения о наличии или об отсутствии у ее должника - ОАО "Челябэнерго" - счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

Страховщики

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании страховщик вправе получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну. Подтверждение этому - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2005 по делу N А56-3620/2005.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Доступ к информации, относящейся к налоговой тайне, также имеют Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, которые являются государственными внебюджетными фондами.

Таможенные органы

По смыслу ст. 10 Таможенного кодекса РФ таможенные органы имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом они не должны разглашать, использовать в личных целях или передавать третьим лицам полученную конфиденциальную информацию, а должны обеспечить специальный режим хранения и доступа к этой информации.

Кому запрещен доступ к налоговой тайне

Налоговая тайна согласно п. 2 ст. 102 НК РФ не подлежит разглашению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом. Арбитражная практика четко следует данному положению Кодекса.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 08.06.2004 по делу N А06-160У/4-21/04 суд признал правомерным отказ налоговой инспекции предоставить физическому лицу, не являющемуся учредителем организации, сведения о наличии у этой организации банковских счетов.

Из ст. 6 Федерального закона об адвокатуре следует, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в т.ч. запрашивать справки и иные документы у органов государственной власти. При этом органы власти обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы в порядке, установленном законодательством.

Однако, что касается информации, относящейся к налоговой тайне, то порядок предоставления такой информации действующим законодательством не установлен. Не предусмотрена и обязанность налоговых органов предоставлять адвокатам подобную информацию, поэтому налоговые органы не должны передавать адвокатам запрашиваемые ими сведения. Об этом сказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 06.04.2004 N 29-12/23364. Данную точку зрения следует признать обоснованной, иначе любая фирма, наняв адвоката, могла бы беспрепятственно получать от налоговых органов конфиденциальную информацию о конкурирующей структуре.

Интересным представляется дело, в котором арбитражный суд сделал вывод о том, что налоговые органы не обязаны информировать одни организации о нарушениях налогового законодательства, совершенных другими организациями (см. Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2005 по делу N Ф09-2678/05-С7).

Пример. ООО "Арсеналсоюзтехно" обжаловало в арбитражный суд письмо налоговой инспекции об отказе в предоставлении сведений о нарушениях ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "АВФ" законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Однако суд признал такой отказ обоснованным.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну, однако это не означает, что любое лицо имеет безусловное право требовать, а налоговый орган - обязан предоставлять сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности.

Чем грозит разглашение налоговой тайны

Очевидно, что разглашение конфиденциальных сведений может нанести вред деловой репутации компании, привести к реальным убыткам, упущенной выгоде и иным негативным последствиям. Поэтому налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). На это обращают внимание и суды. В частности, инспекторы не должны разглашать конфиденциальную информацию, передавать ее третьим лицам, а также использовать ее в личных целях.

В п. 4 ст. 102 НК РФ сказано, что утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной чиновнику при исполнении им своих должностных обязанностей. Вместе с тем нельзя считать разглашением налоговой тайны передачу информации об организации внутри системы налоговых органов. Проиллюстрируем сказанное на примере из судебной практики (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2004 по делу N 09АП-2095/04-ГК).

Пример. ЗАО "Галлс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управлению МНС России по г. Москве о защите деловой репутации. Поводом для возникновения данного требования послужили следующие обстоятельства.

Налоговое управление направило в адрес руководителей нижестоящих налоговых инспекций письмо с обзором схем уклонения от налогообложения, обнаруженных при проведении налоговых проверок в IV квартале 2003 г. В качестве примера в обзоре были использованы материалы камеральной проверки ЗАО "Галлс", при проведении которой налоговики выявили схему уклонения от налогообложения с использованием давальческого сырья.

Арбитражный суд отказал ЗАО "Галлс" в иске, отметив, что подготовленный обзор подлежал использованию исключительно в пределах системы налоговых органов, и потому его рассылка не может быть признана распространением сведений о налогоплательщике.

Имущественная ответственность

Фирма вправе потребовать от налоговой инспекции возмещения убытков, вызванных разглашением сведений, составляющих налоговую тайну. Порядок возмещения установлен гражданским законодательством. Следует отметить, что в гражданском праве информация, составляющая налоговую тайну, именуется служебной тайной.

Так, согласно ч. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в следующих случаях:

- если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

- если к информации нет свободного доступа на законном основании;

- если обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Если вред от разглашения служебной или коммерческой тайны причинен организации в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц, то, как следует из ст. 1069 ГК РФ, он подлежит возмещению за счет казны.

Административная ответственность

Наряду с гражданско-правовой ответственностью за разглашение конфиденциальной информации существует и административная ответственность. Если федеральным законом ограничен доступ к той или иной информации, то лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей и разгласившее ее, привлекается к ответственности в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ, а именно с него взыскивается штраф в пределах от 40 до 50 МРОТ.

Таким образом, и работники налоговой инспекции могут быть оштрафованы в случае нарушения налоговой тайны.

Уголовная ответственность

Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается:

- штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- лишением свободы на срок до трех лет.

Как видим, возможностей добиться возбуждения уголовного дела в отношении чиновников, виновных в утечке конфиденциальной информации, достаточно, а компенсировать нанесенный ущерб, т.е. заявить гражданский иск, можно в рамках уголовного процесса.

О.А.Мясников

К. э. н.,

юрисконсульт

Департамента налогов и права

ООО "ФБК"

Подписано в печать

08.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Отпускные по новым правилам ("Налоговые споры", 2006, N 9) >
Перегруженные акцизы ("Налоговые споры", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.