|
|
<События, факты, перспективы от 08.08.2006> ("Налоговые споры", 2006, N 9)
"Налоговые споры", 2006, N 9
Налоговый кодекс обновили
В июле Президент подписал Закон о налоговом администрировании, которым вносятся изменения в большинство статей части первой НК РФ <*>. Поправки начнут действовать с 1 января 2007 г. и сейчас можно только предполагать, какова будет практика их применения. Думается, что часть спорных вопросов будет снята и разрешится ряд неясностей в применении налоговых норм.
————————————————————————————————
<*> Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Стоит упомянуть об отдельных изменениях, которые вступят в силу позднее, однако готовиться к ним лучше уже сейчас. Так, налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек (на 1 января текущего календарного года), с 1 января 2008 г. должны будут сдавать налоговые декларации и расчеты авансовых платежей в электронном виде. В 2007 г. это правило будет распространяться лишь на тех налогоплательщиков, у которых численность работников более 250 человек. С 1 января 2009 г. вводится обязательная внесудебная процедура рассмотрения жалоб на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений (об отказе в привлечении к ответственности). Существующее сегодня право выбора органа, в который можно обратиться с жалобой, заменяется на обязательный внесудебный порядок урегулирования спора.
Примечание. Предприятиям малого бизнеса не стоит ждать освобождения от использования ККТ. По мнению финансового ведомства, применение ККТ направлено на обеспечение прав граждан в области торговли, охрану фискальных интересов государства и налоговой дисциплины. Кроме того, обязанность применять ККТ не носит абсолютный характер, поскольку законодательство предусматривает возможность использовать бланки строгой отчетности.
Приостановление операций по счетам:
новые правила и новые опасности
Поправки, внесенные в ст. 101 НК РФ, расширяют полномочия налоговых органов. С 1 января 2007 г. сразу после вынесения решения по результатам налоговой проверки налоговые органы смогут приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках. Но сделать это можно будет только в том случае, если предприятие не располагает имуществом, которое покроет налоговые претензии. Установленная последовательность обеспечительных мер на руку тем налогоплательщикам, у кого имущества достаточно для покрытия образовавшейся по результатам проверки задолженности. До ареста их счетов дело не дойдет, а имуществом они смогут пользоваться. Положительным для налогоплательщиков является и то, что законодатель установил рамки, в пределах которых приостанавливаются операции по счетам. Они ограничены доначисленной в ходе проверки суммой недоимки, пеней и штрафов. В остальной части налогоплательщик сможет пользоваться денежными средствами на счете. У налоговых органов по-прежнему остается право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика при неуплате налога по итогам отчетного (налогового) периода. Сначала ему направляется требование об уплате налога, и только если оно не будет исполнено, налоговый орган вправе вынести решение о взыскании налога и арестовать счет. Новой будет и процедура отмены решения о приостановлении операций по счетам. Она касается налогоплательщиков, у которых для уплаты налога денег на счете более чем достаточно. Чтобы пользоваться счетом в части, превышающей сумму, необходимую для покрытия задолженности по налогам, налогоплательщик должен подать соответствующее заявление в налоговый орган, который в течение двух дней будет его рассматривать, и еще не факт, что он изменит свое решение. По нашему мнению, проще уплатить налог, и тогда не позднее одного операционного дня со дня уплаты налога счет будет разблокирован. Арестовать счет налоговый орган может также при непредставлении налоговой декларации. Срок задержки ее представления, по истечении которого налоговый орган сможет принять решение о приостановлении операций по счету, сокращен до 10 дней.
Примечание. С 1 января 2007 г. Минфин России, региональные и местные финансовые органы, разъясняя налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) вопросы применения налогового законодательства, должны будут помнить о соблюдении срока для дачи письменного ответа. Теперь в части первой НК РФ прямо установлено, что ответ на запрос дается в течение двух месяцев, правда, он может быть продлен, но не более чем на месяц. Еще одно новшество - на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений уполномоченных органов, пени начисляться не будут.
ВАС РФ определил сроки внесудебного взыскания штрафов
С введением с 1 января 2006 г. внесудебного порядка взыскания штрафов возникли сложности в определении предельного срока для взыскания штрафов. В ст. 46 НК РФ указано, что налоговый орган должен принять решение о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств в течение 60 дней с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога. В то же время ст. 103.1 НК РФ, непосредственно регламентирующая порядок взыскания налоговой санкции, не предусматривает какого-либо срока для ее взыскания. На вопрос, какую норму применять и каков предельный срок для взыскания налоговой санкции, ответил Пленум ВАС РФ <*>. По мнению арбитров, положения ст. 46 НК РФ применяются только при взыскании штрафов с лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами (п. 10 ст. 101.1 НК РФ). При взыскании штрафов с налогоплательщиков, плательщиков сбора или налоговых агентов действует специальная норма - ст. 103.1 НК РФ. Это значит, что решение о взыскании штрафа во внесудебном порядке выносится с учетом общего трехлетнего срока давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ). А само взыскание осуществляется через судебного пристава-исполнителя, а не путем выставления инкассового поручения налогового органа на списание штрафа со счета. Срок для взыскания - 6 месяцев.
————————————————————————————————
<*> Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций".
Правда, с 1 января 2007 г. процедура внесудебного взыскания штрафов вновь изменится. Последние поправки, внесенные в НК РФ Законом о совершенствовании налогового администрирования, ст. 103.1 из Кодекса исключают. Любые штрафы будут взыскиваться в принудительном порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.
Примечание. ФНС России завершила формирование подразделений налогового аудита во всех инспекциях страны. Основная задача этих подразделений - контролировать работу проверяющих и разрешать налоговые споры до суда. Не исключено, что помимо этого налоговые аудиторы будут выходить на проверки вместе с инспекторами и принимать участие в судебных заседаниях. Однако многие специалисты полагают, что создание таких подразделений вряд ли существенно уменьшит количество налоговых споров.
Торгово-промышленная палата предлагает
Новая редакция ст. 346.17 НК РФ, действующая с 1 января 2006 г., добавила головной боли тем налогоплательщикам, которые применяют УСН и занимаются торговлей. Требование учета стоимости приобретенных товаров в момент их реализации сводит на нет сам смысл существования УСН, поскольку усложняет учет товаров. Об этом шла речь в июле на третьем заседании рабочей группы при Торгово-промышленной палате России по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А.И. Иванеев рассказал собравшимся о том, что обозначенная проблема с 1 января 2007 г. может быть решена. Подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 346.17 НК РФ. Если поправки будут приняты, упрощенцы, занимающиеся торговой деятельностью, смогут включать в состав расходов стоимость приобретенных для перепродажи товаров сразу после их оплаты. На обсуждение рабочей группы был также вынесен вопрос о противоречии действующих сейчас в новой редакции Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость нормам налогового и гражданского законодательства в ситуациях, когда товар возвращается поставщику из-за несоблюдения условий поставки. В соответствии со ст. ст. 466, 468, 476 ГК РФ и ст. ст. 39, 146, 169 НК РФ возврат покупателем товара, не соответствующего условиям поставки, поставщику не является реализацией товара. Следовательно, отсутствует объект налогообложения НДС, и выставлять счета-фактуры не надо, однако Правила обязывают это делать. Проблема вызвала бурную дискуссию, в результате было принято решение направить в Минфин России предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ N 914.
Примечание. Законодатель определил один из существенных для налогообложения терминов - понятие учетной политики. "Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимых для целей налогообложения".
Конституционный Суд о налогах: последние новости
Конституционный Суд РФ рассмотрел ряд дел, связанных с налогообложением. Были приняты определения, затрагивающие вопросы проведения контроля за обоснованностью налоговых вычетов по НДС, привлечения к налоговой ответственности и порядка представления налоговых деклараций. В частности, 14 июня 2006 г. было принято Определение по жалобе ООО "Машиностроительное предприятие "Курс" на нарушение конституционных прав и свобод абз. 1 п. 3 ст. 172 НК РФ. В этом Определении Суд указал, что применение налогоплательщиком налогового вычета по НДС в отношении экспортных операций допускается только по окончании налоговой проверки правомерности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Суд отметил, что данный порядок не содержит какой-либо неопределенности и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков. В ходе проведения пленарных заседаний 11 и 12 июля 2006 г. Конституционным Судом было принято Определение по запросу мирового судьи судебного участка N 1 г. Смоленска А.Н. Болтунова о проверке конституционности п. 2 ст. 119 НК РФ. В Определении указано, что применение к налогоплательщику мер налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в установленные сроки производится исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет налогоплательщиком согласно данной налоговой декларации, а не исходя из всей суммы налога, отражаемой в декларации, в том числе удержанной в течение года налоговым агентом. Кроме того, было принято Определение по жалобе ЗАО "Производство продуктов питания" на нарушение конституционных прав ст. ст. 88, 171, 172 и 176 НК РФ. В этом Определении Суд отметил, что оспариваемыми положениями Кодекса не установлена прямая обязанность налогоплательщиков во всех случаях прилагать к налоговым декларациям документы, подтверждающие исчисление налогов. Если налоговому органу для проверки правильности исчисления налогов необходимо ознакомиться с этими документами, он должен запросить их у налогоплательщика.
Примечание. Минфин России определил параметры, по которым будет оцениваться эффективность работы фискальных органов. Основная цель, которую преследуют финансисты, - отменить план по сбору налогов. В прошлом году Минфин России заменил обязательные для исполнения "бюджетные назначения" на ориентировочные "индикативные показатели" и пообещал разработать новые критерии эффективности инспекций. Одним из них является соотношение затрат на содержание налогового органа с суммами поступлений в бюджет. Документ будет подготовлен в сентябре, а применяться новые правила начнут не раньше будущего года.
Арбитражные суды становятся доступнее
Разговоры о том, что правосудие в России должно быть более открытым и доступным, ведутся уже давно. Однако получить от судов какую-либо информацию, а тем более пообщаться с председателем суда практически невозможно. 21 июля представители СМИ и председатель Арбитражного суда г. Москвы Олег Михайлович Свириденко обсуждали именно проблему информационной открытости и доступности арбитражных судов. Одним из первых на путь "исправления" встал именно Арбитражный суд г. Москвы: в 2005 г. был учрежден журнал "Вестник Арбитражного суда г. Москвы", постоянно обновляется официальный сайт московского Арбитражного суда, а с января 2006 г. встречи представителей суда с прессой стали регулярными. О.М. Свириденко сообщил, что скоро сторонам, участвующим в деле, не нужно будет обращаться в справочную суда, чтобы узнать номер, судебный состав и сроки рассмотрения дела. Эта информация будет размещаться на сайте суда на следующий день после подачи иска. Говоря об итогах деятельности Арбитражного суда г. Москвы за первое полугодие 2006 г., Олег Михайлович отметил, что после того, как был введен внесудебный порядок взыскания налоговых штрафов, количество споров по этой категории дел незначительно, но все-таки уменьшилось. Чего не скажешь о делах о возмещении НДС. Здесь, по мнению Олега Михайловича, судьям может помочь одно - необходимо обязать налоговые органы, прежде чем подать иск, уплатить госпошлину; только это повысит ответственность налоговиков перед бюджетом, а значит заставит их отказаться от подачи заявлений по заведомо проигрышным делам.
Примечание. Сейчас налогоплательщикам, указавшим в платежках неправильный КБК, удается доказать в суде, что если денежные средства поступили в соответствующий бюджет, то обязанность по уплате налога ими исполнена. С нового года доказать это не удастся, поскольку в поправках в первую часть НК РФ четко прописано, что при неправильном указании номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя обязанность по уплате налога считается не исполненной.
Налоговикам надоело проигрывать
Федеральная налоговая служба хочет повысить эффективность своего участия в судебных спорах с налогоплательщиками и снизить количество проигрышей. В Письме ФНС России от 30.05.2006 N ШС-6-14/550@ <*> юридическим отделам налоговых органов предписано усилить контроль за визированием проектов решений по итогам налоговых проверок. Кстати, обращаем внимание читателей на то, что новая форма решения о привлечении к налоговой ответственности утверждена Приказом ФНС России от 06.06.2006 N САЭ-3-06/334@ <**>.
————————————————————————————————
<*> Письмо ФНС России от 30.05.2006 N ШС-6-14/550@ <О повышении эффективности представления интересов государства при рассмотрении судами дел с участием налоговых органов>.<**> Приказ ФНС России от 06.06.2006 N САЭ-3-06/334@ "О внесении изменений в Инструкцию от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утв. Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138".
Решения по итогам проверок должны соответствовать не только формальным требованиям НК РФ. Юридическим службам налоговых органов надо строже проверять как законность и обоснованность изложенных в проекте решения выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях либо об их отсутствии, так и полноту и законность аргументации, обосновывающей эти выводы. У всех подразделений налоговой инспекции должна быть общая цель, а именно не позволить "наказанным" налогоплательщикам впоследствии добиться отмены решения налогового органа в суде. Для этого юристы налоговых органов должны помимо прочего сравнивать выводы проверяющих со сложившейся судебной практикой, в частности, с постановлениями и письмами Президиума и Пленума ВАС РФ, судебными актами иных судов, принятых по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации. При этом отдельные судебные решения не в пользу налоговиков не должны смущать "коллег по цеху", если они убеждены в правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности. По словам эксперта по бухгалтерскому учету и налогообложению Елены Львовны Ведениной, усиление внимания налогового ведомства к арбитражной практике разрешения налоговых споров неизбежно приведет к тому, что налогоплательщики будут изучать не только письма-разъяснения контролирующих органов, но и более активно интересоваться судебной статистикой.
Примечание. Минфин России наконец-то согласился с тем, что, если компания не финансируется из федерального бюджета, она не должна начислять НДФЛ и ЕСН на сумму суточных в иностранной валюте, которая превышает установленный правительством лимит. Нормы суточных, установленные Минфином России, распространяются только на организации, финансируемые из федерального бюджета. То есть все остальные компании могут сами определять в коллективных договорах максимальный размер суточных при зарубежных командировках и не облагать ЕСН и НДФЛ выплаты в пределах установленного лимита.
Статистика против обеспечительных мер
Суды все реже и реже стали удовлетворять заявления о применении обеспечительных мер. Эта тенденция наблюдается и в спорах налоговых органов с налогоплательщиками. Еще немного и можно будет вообще забыть о существовании такого института в арбитражном процессе, как обеспечительные меры. Например, в 2003 г. только Арбитражным судом г. Москвы было рассмотрено 4451 подобное заявление, из них не удовлетворено 2961 заявление (66,5%), в 2004 г. при рассмотрении 5262 заявлений суд отказал в удовлетворении 3794 заявлениям (72%). Не вселяют надежду и последние данные. В первом полугодии 2006 г. столичный суд, рассмотрев 2373 заявления о применении обеспечительных мер, отказал в удовлетворении 2032 заявлениям (85%).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Результаты рассмотрения заявлений |
| о применении обеспечительных мер |
| (по итогам работы Арбитражного суда г. Москвы |
| за первое полугодие) |
| |
| ——————————————————————————————————————————————————¬ |
| /| / /| / /| | |
| / | / / | / / | | |
| | | |——————¬ | |——————¬ | | |
| | | | | | | | /| | |
| | | | | | | 15% |/*| | |
| | | | 26% | /| +——————+**| | |
| | | | |/*| |******|**| | |
| | | +——————+**| |******|**| | |
| | | |******|**| |******|**| | |
| | | |******|**| |******|**| | |
| | | |******|**| |******|**| | |
| | | |******|**| |******|**| | |
| | | |**74%*|**| |**85%*|**| | |
| | | |******|**| |******|**| | |
| | L——+******|**L——————————————————————+******|**L———| |
| | / |******|*/ |******|*/ / |
| |/ |******|/ |******|/ / |
| +—————+——————+————————————T————————————+——————+————¬ |
| |
| ————¬ ————¬ |
| | * | Отказано | | Удовлетворено |
| L———— L———— |
L—————————————————————————————————————————————————————————————————
Голос Минфина России
——————————————————T————————————————————————————T—————————————————¬
| Тема | Выводы | Реквизиты |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|Об исчислении |Организация, осуществляющая |Письмо от |
|налогов при |предпринимательскую |19.06.2006 |
|продаже имущества|деятельность, в отношении |N 03—11—04/3/297 |
|организацией, |которой она является | |
|применяющей ЕНВД |налогоплательщиком единого | |
| |налога на вмененный доход, | |
| |при реализации | |
| |принадлежащего ей имущества | |
| |обязана исчислять налог на | |
| |прибыль и налог на | |
| |добавленную стоимость, | |
| |поскольку эта деятельность | |
| |не облагается ЕНВД | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|Об участии |При проведении |Письмо от |
|органов |дополнительных мероприятий |07.06.2006 |
|внутренних дел в |налогового контроля |N 03—02—07/1—147 |
|мероприятиях |налоговые органы могут | |
|налогового |привлекать сотрудников | |
|контроля |органов внутренних дел | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|Об учете расходов|Расходы по содержанию |Письмо от |
|на содержание |квартиры, предназначенной |20.06.2006 |
|квартиры для |для проживания в ней |N 03—03—04/1/533 |
|проживания |командированных работников, | |
|командированных |могут быть отнесены к | |
|сотрудников |расходам, признаваемым при | |
| |налогообложении прибыли | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|Об учете |Если в течение 2003 — |Письмо от |
|остаточной |2005 гг. организация |20.06.2006 |
|стоимости |применяла объект |N 03—11—04/2/123 |
|основных средств |налогообложения в виде | |
|при изменении |доходов, а с 1 января | |
|объекта |2006 г. изменила объект на | |
|налогообложения |доходы, уменьшенные на | |
|по УСН |величину расходов, она может| |
| |учесть остаточную стоимость | |
| |основных средств, | |
| |определенную по состоянию на| |
| |1 января 2003 г. При этом | |
| |данные расходы должны | |
| |учитываться с 1 января | |
| |2006 г. равными долями в | |
| |течение 10 лет применения | |
| |упрощенной системы | |
| |налогообложения | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|О расходах на |Налогоплательщики, в |Письмо от |
|подготовку |отношении которых не |20.06.2006 |
|отчетности по |установлена обязанность |N 03—03—04/1/535 |
|МСФО |представлять финансовую | |
| |отчетность в соответствии с | |
| |МСФО, в ряде случаев вправе | |
| |учесть расходы по проведению| |
| |аудита по МСФО для целей | |
| |налогообложения прибыли в | |
| |составе прочих расходов | |
| |(пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|О налогообложении|Согласно нормам гл. 26.3 |Письмо от |
|деятельности по |НК РФ под розничной |14.07.2006 |
|предоставлению |торговлей понимается |N 03—11—04/3/346 |
|услуг мини—бара |предпринимательская | |
|в жилищно— |деятельность, связанная с | |
|гостиничном |торговлей товарами на основе| |
|комплексе |договоров розничной | |
| |купли—продажи, а не | |
| |предоставление каких—либо | |
| |услуг. В связи с этим | |
| |деятельность по | |
| |предоставлению услуг | |
| |мини—бара в | |
| |жилищно—гостиничном | |
| |комплексе и в других | |
| |объектах, относящихся к | |
| |средствам временного | |
| |размещения, не относится к | |
| |розничной торговле и не | |
| |подлежит обложению ЕНВД | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|Об учете для |Суммы списанной |Письмо от |
|целей исчисления |задолженности по пеням и |12.07.2006 |
|налога на прибыль|штрафам, начисленным по |N 03—03—02/156 |
|суммы списанной |взносам в государственные | |
|задолженности по |внебюджетные фонды | |
|по пеням и |учитываются при расчете | |
|штрафам, |налога на прибыль | |
|начисленным по | | |
|взносам в | | |
|государственные | | |
|внебюджетные | | |
|фонды | | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|О внесении в |Юридическое лицо вправе |Письмо от |
|ЕГРЮЛ данных о |направить в регистрирующий |07.07.2006 |
|смене |(налоговый) орган обращение |N 03—01—11/3—64 |
|руководителя |о невозможности | |
|юридического лица|представления заявления по | |
| |форме N Р14001, подписанного| |
| |старым директором, сведения | |
| |о котором содержатся в | |
| |ЕГРЮЛ. При подтверждении | |
| |полномочий нового директора | |
| |регистрирующий орган должен | |
| |внести соответствующие | |
| |записи в ЕГРЮЛ на основании | |
| |заявления, подписанного | |
| |новым директором | |
+—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+
|О форме |Налоговые органы не вправе |Письмо от |
|представления |отказывать в приеме |12.07.2006 |
|налоговой |налоговой декларации на |N 03—02—07/1—178 |
|декларации |бумажном носителе и | |
| |требовать представить ее в | |
| |электронном виде | |
L—————————————————+————————————————————————————+——————————————————
Подписано в печать 08.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |