|
|
<Комментарий к Федеральному закону от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> (Окончание) ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 16)
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 16
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.06.2006 N 90-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР И УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
(Окончание. Начало см. "Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 15)
Вниманию читателей предлагается вторая часть комментария Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в котором рассмотрены наиболее значимые для работодателя вопросы, связанные, например, с: - возникновением у индивидуального предпринимателя обязанности вести трудовые книжки и освобождением его от обязанности регистрировать трудовые договоры; - регулированием труда женщин; - минимальным размером компенсации, выплачиваемой руководителю при расторжении с ним трудового договора; - предоставлением работодателю права самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от неблагоприятных факторов внешней среды; - расширением круга работодателей, на которых возложена обязанность по созданию службы охраны труда; - обязанностью работодателя уплачивать пени за несвоевременную выплату заработной платы независимо от наличия его вины. Данные нововведения устраняют пробелы в законодательстве. Некоторые из них предоставляют работодателю новые права, некоторые возлагают новые обязанности. Основные изменения, внесенные в Трудовой кодекс Федеральным законом N 90-ФЗ, представлены в таблице.
——————————————————————T——————————————————————————————————————————¬
| Номер и название | Вносимые изменения |
| статьи ТК РФ | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 178. Выходные |Уточнен перечень причин расторжения |
|пособия |трудового договора, наличие которых дает |
| |право работнику на получение выходного |
| |пособия в размере двухнедельного среднего |
| |заработка. Из перечня причин исключено |
| |несоответствие работника занимаемой |
| |должности или выполняемой работе по |
| |состоянию здоровья, препятствующему |
| |продолжению данной работы (абз. 2 ч. 3). |
| |В перечень причин включены: |
| |— отказ работника от перевода на другую |
| |работу, необходимого в соответствии с |
| |медицинским заключением, либо отсутствием |
| |у работодателя соответствующей работы |
| |(абз. 2 ч. 3); |
| |— признание работника полностью не |
| |способным к трудовой деятельности в |
| |соответствии с медицинским заключением |
| |(абз. 6 ч. 3); |
| |— отказ работника от продолжения работы в |
| |связи с изменением определенных сторонами |
| |условий трудового договора (абз. 7 ч. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 180. Гарантии |Снято ограничение, что при сокращении |
|и компенсации |численности или штата работников |
|работникам при |организации работодатель обязан |
|ликвидации |предложить работнику только такую |
|организации, |имеющуюся работу (вакантную должность), |
|сокращении |которая соответствует квалификации |
|численности или штата|работника (абз. 1) |
|работников +——————————————————————————————————————————+
|организации |Уточнено, что работодатель имеет право |
| |расторгнуть трудовой договор с работником |
| |ранее, чем за два месяца до его |
| |увольнения, выплатив ему дополнительную |
| |компенсацию. Указан порядок ее расчета |
| |(абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 192. |Уточнено, по каким основаниям увольнение |
|Дисциплинарные |относится к дисциплинарным взысканиям |
|взыскания |(ч. 3) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Указано, какие факторы нужно учитывать |
| |при наложении дисциплинарного взыскания |
| |(абз. 5) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 193. Порядок |Определено, что до применения |
|применения |дисциплинарного взыскания работник должен |
|дисциплинарных |представить письменное объяснение в |
|взысканий |течение двух рабочих дней после |
| |затребования его работодателем, в |
| |противном случае составляется |
| |соответствующий акт (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 195. |Уточнено, что нормы данной статьи о |
|Привлечение к |привлечении к дисциплинарной |
|дисциплинарной |ответственности по требованию |
|ответственности |представительного органа работников |
|руководителя |касаются также руководителей структурных |
|организации, |подразделений организации, их |
|руководителя |заместителей |
|структурного | |
|подразделения | |
|организации, их | |
|заместителей по | |
|требованию | |
|представительного | |
|органа работников | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 198. |Уточнены условия, на которых может |
|Ученический договор |заключаться ученический договор (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 208. Основания|Уточнены основания прекращения |
|прекращения |ученического договора |
|ученического договора| |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 209. Основные |Даны определения понятий "требования |
|понятия |охраны труда", "государственная |
| |экспертиза условий труда", "аттестация |
| |рабочих мест по условиям труда" (абз. 10, |
| |11, 12) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 212. |Уточнены обязанности работодателя по |
|Обязанности |обеспечению безопасных условий и охраны |
|работодателя по |труда |
|обеспечению | |
|безопасных условий и | |
|охраны труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 214. |Уточнены обязанности работника в области |
|Обязанности работника|охраны труда |
|в области охраны | |
|труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 216. |Указано, что отдельные полномочия по |
|Государственное |государственному управлению охраной труда |
|управление охраной |могут быть переданы органам местного |
|труда |самоуправления (абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 216.1. |Определены цели государственной |
|Государственная |экспертизы условий труда, основания ее |
|экспертиза условий |проведения, лица, ее осуществляющие, их |
|труда |права и обязанности |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 217. Служба |Расширен перечень работодателей, которые |
|охраны труда в |обязаны создавать службу охраны труда |
|организации |(вводить должность специалиста по охране |
| |труда) (абз. 1) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Уточнено, какие лица вправе осуществлять |
| |функции службы охраны труда (штатного |
| |специалиста по охране труда) при их |
| |отсутствии у работодателя (абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 219. Право |Указано, кем определяется порядок, в |
|работника на труд в |соответствии с которым устанавливаются |
|условиях, отвечающих |размеры компенсаций работникам, занятым |
|требованиям охраны |на тяжелых работах, работах с вредными и |
|труда |(или) опасными условиями труда, и условия |
| |их предоставления (ч. 2). |
| |Указано, в каких документах можно |
| |устанавливать повышенную или |
| |дополнительную компенсацию за |
| |вышеуказанную работу (ч. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 221. |Указано, что работодатель имеет право |
|Обеспечение |устанавливать нормы бесплатной выдачи |
|работников средствами|работникам средств индивидуальной защиты |
|индивидуальной защиты|(абз. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 225. Обучение |Уточнено, что работодатели — |
|и профессиональная |индивидуальные предприниматели, |
|подготовка в области |работники, работающие не только в |
|охраны труда |организациях, обязаны проходить обучение |
| |по охране труда и проверку знаний |
| |требований по охране труда (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 227. Несча— |Уточнено, какие несчастные случаи |
|стные случаи, |подлежат расследованию и учету (ч. 1) |
|подлежащие +——————————————————————————————————————————+
|расследованию и учету|Уточнен перечень лиц, участвующих в |
| |производственной деятельности для целей |
| |данной статьи (ч. 2) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Уточнены события, которые подлежат |
| |расследованию как несчастные случаи |
| |(ч. 2, 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 228. |Исключено указание на то, что данная |
|Обязанности |норма относится только к несчастным |
|работодателя при |случаям на производстве. |
|несчастном случае |Норма, в которой указано, куда должен |
| |сообщить работодатель в случае группового |
| |несчастного случая на производстве, |
| |тяжелого несчастного случая на |
| |производстве, несчастного случая на |
| |производстве со смертельным исходом, |
| |перенесена в ст. 228.1 (ч. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 228.1. Порядок|Уточнен порядок извещения о несчастных |
|извещения о |случаях |
|несчастных случаях | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 229. Порядок |Уточнен порядок формирования комиссий по |
|формирования комиссий|расследованию несчастных случаев |
|по расследованию | |
|несчастных случаев | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 229.1. Сроки |Указаны сроки расследования несчастных |
|расследования |случаев |
|несчастных случаев | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 229.2. Порядок|Указан порядок проведения расследования |
|проведения |несчастных случаев |
|расследования | |
|несчастных случаев | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 229.3. |Указан порядок проведения расследования |
|Проведение |несчастных случаев государственными |
|расследования |инспекторами труда |
|несчастных случаев | |
|государственными | |
|инспекторами труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 230. Порядок |Уточнен порядок оформления материалов |
|оформления материалов|расследования несчастных случаев |
|расследования | |
|несчастных случаев | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 230.1. Порядок|Уточнен порядок регистрации и учета |
|регистрации и учета |несчастных случаев на производстве |
|несчастных случаев на| |
|производстве | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 234. |Статья исключена |
|Обязанность | |
|работодателя | |
|возместить работнику | |
|материальный ущерб, | |
|причиненный в | |
|результате | |
|незаконного лишения | |
|его возможности | |
|трудиться | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 236. |Определено, что размер денежной |
|Материальная ответ— |компенсации, выплачиваемой работодателем |
|ственность |работнику за задержку выплат, может быть |
|работодателя за |повышен (абз. 1) |
|задержку выплаты +——————————————————————————————————————————+
|заработной платы и |Уточнено, что обязанность выплачивать |
|других выплат, |компенсацию за задержку выплат работнику |
|причитающихся |возникает у работодателя независимо |
|работнику |от степени его вины (абз. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 240. Право |Уточнено, что собственник имущества |
|работодателя на отказ|организации вправе ограничить право |
|от взыскания ущерба с|работодателя на полный или частичный |
|работника |отказ от взыскания ущерба с виновного |
| |работника |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 247. |Указано, что необходимо составлять акт |
|Обязанность |при уклонении работника или его отказе |
|работодателя |от представления письменного объяснения, |
|устанавливать размер |истребованного работодателем для |
|причиненного ему |установления причины возникновения ущерба |
|ущерба и причину его |(абз. 2) |
|возникновения | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 249. |Указан порядок исчисления затрат, |
|Возмещение затрат, |понесенных работодателем на обучение |
|связанных с обучением|работника, которые последний должен |
|работника |возместить работодателю в случае |
| |увольнения без уважительных причин до |
| |истечения срока, установленного трудовым |
| |договором, а также в каких документах |
| |данный порядок может быть прописан |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 252. |Уточнены основания и порядок установления |
|Основания и порядок |особенностей регулирования труда |
|установления | |
|особенностей | |
|регулирования труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 254. Перевод |Уточнен порядок определения размеров |
|на другую работу |оплаты труда женщинам, имеющим детей в |
|беременных женщин и |возрасте до полутора лет, которые в |
|женщин, имеющих детей|случае невозможности выполнения прежней |
|в возрасте до |работы переводятся на другую работу |
|полутора лет |(абз. 4) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 259. Гарантии |Уточнено, что гарантии, предусмотренные |
|беременным женщинам |данной статьей для женщин, имеющих детей |
|и лицам с семейными |в возрасте до трех лет, распространяются |
|обязанностями при |на матерей и отцов, воспитывающих без |
|направлении в |супруга (супруги) детей в возрасте до 5 |
|служебные |лет (абз. 2) |
|командировки, | |
|привлечении к | |
|сверхурочной работе, | |
|работе в ночное | |
|время, выходные и | |
|нерабочие | |
|праздничные дни | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 261. Гарантии |Уточнено, что трудовые договоры с |
|беременным женщинам, |беременными женщинами расторгаются по |
|женщинам, имеющим |инициативе работодателя при прекращении |
|детей, и лицам, |деятельности индивидуального |
|воспитывающим детей |предпринимателя (абз. 1) |
|без матери, при +——————————————————————————————————————————+
|расторжении трудового|Уточнено, на какой срок работодатель по |
|договора |письменному заявлению женщины обязан |
| |продлить действие срочного трудового |
| |договора в случае его истечения в период |
| |беременности женщины (абз. 2) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Указаны условия, при соблюдении которых |
| |возможно увольнение беременной женщины в |
| |связи с истечением срока трудового |
| |договора, если он был заключен на время |
| |исполнения обязанностей временно |
| |отсутствующего работника (абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 273. Общие |Уточнено понятие руководителя |
|положения |организации |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 279. Гарантии |Определен минимальный размер компенсации, |
|руководителю |выплачиваемой руководителю организации в |
|организации в случае |связи с досрочным прекращением трудового |
|прекращения трудового|договора |
|договора | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 284. |Уточнена продолжительность рабочего |
|Продолжительность |времени при работе по совместительству |
|рабочего времени на | |
|условиях | |
|совместительства | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 288. |Уточнено, какой именно трудовой договор, |
|Дополнительные |заключенный с лицом, работающим по |
|основания прекращения|совместительству, может быть прекращен в |
|трудового договора с |случае приема на работу работника, для |
|лицами, работающими |которого она будет являться основной. |
|по совместительству |Указан порядок предупреждения работника о |
| |прекращении трудового договора |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 293. Сезонные |Уточнено, что продолжительность сезонных |
|работы |работ может превышать 6 месяцев (абз. 1) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Уточнено, что перечни сезонных работ |
| |определяются отраслевыми (межотраслевыми) |
| |соглашениями, заключаемыми на федеральном |
| |уровне социального партнерства (абз. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 294. |Исключено ограничение о том, что срок |
|Особенности |испытания при приеме на сезонные работы |
|заключения трудового |не может превышать двух недель (абз. 2) |
|договора о выполнении| |
|сезонных работ | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 297. Общие |Уточнено, в каких случаях применяется |
|положения о работе |вахтовый метод (абз. 2) |
|вахтовым методом +——————————————————————————————————————————+
| |Уточнено, в каких жилых помещениях могут |
| |проживать работники, привлекаемые к |
| |работам вахтовым методом, в период их |
| |нахождения на объекте производства |
| |(абз. 3) |
| +——————————————————————————————————————————+
| |Уточнено, что порядок применения |
| |вахтового метода утверждает работодатель |
| |(абз. 4) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 301. Режимы |Уточнено, в каком порядке оплачивается |
|труда и отдыха при |каждый день отдыха в связи с переработкой |
|работе вахтовым |рабочего времени в пределах графика |
|методом |работы на вахте (абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 303. |Исключена норма, обязывающая |
|Заключение трудового |индивидуального предпринимателя |
|договора с |регистрировать трудовые договоры с |
|работодателем — |работниками в органе местного |
|физическим лицом |самоуправления |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 307. |Установлена обязанность работодателя — |
|Прекращение трудового|физического лица, не являющегося |
|договора |индивидуальным предпринимателем, |
| |зарегистрировать факт прекращения |
| |трудового договора (абз. 3) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 309. |Уточнено, что работодатель — |
|Документы, |индивидуальный предприниматель обязан |
|подтверждающие |вести трудовые книжки на работников |
|период работы у |(абз. 1) |
|работодателей — | |
|физических лиц | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 310. Надомники|Указано, что надомники могут выполнять |
| |работу, указанную в трудовом договоре, с |
| |участием членов своей семьи (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 318. |Уточнен порядок сохранения |
|Государственные |среднемесячного заработка работнику на |
|гарантии работнику, |период его трудоустройства, уволенному из |
|увольняемому в связи |организации, расположенной в районах |
|с ликвидацией |Крайнего Севера и приравненных к ним |
|организации либо |местностях, в связи с ликвидацией |
|сокращением |организации, сокращением численности или |
|численности или штата|штата ее работников (абз. 1, 2) |
|работников | |
|организации | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 329. Рабочее |Исключено ограничение, согласно которому |
|время и время отдыха |работникам, труд которых непосредственно |
|работников, труд |связан с управлением транспортными |
|которых |средствами или управлением движением |
|непосредственно |транспортных средств, не разрешается |
|связан с движением |работа с вредными и (или) опасными |
|транспортных средств |условиями труда (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 331. Право на |Расширен перечень лиц, которые не |
|занятие |допускаются к педагогической деятельности |
|педагогической |(абз. 4 ч. 2) |
|деятельностью | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 332. |Уточнены особенности заключения и |
|Особенности |прекращения трудового договора с |
|заключения и |работниками высших учебных заведений |
|прекращения трудового| |
|договора с | |
|работниками высших | |
|учебных заведений | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 333. |Исключено указание, согласно которому |
|Продолжительность |сокращенная продолжительность рабочего |
|рабочего времени |времени устанавливается для |
|педагогических |педагогических работников, работающих |
|работников |именно в образовательных учреждениях |
| |(абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 334. Ежегодный|Исключено указание о том, что ежегодный |
|основной удлиненный |основной удлиненный оплачиваемый отпуск |
|оплачиваемый отпуск |предоставляется педагогическим работникам |
| |именно образовательных учреждений |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 336. |Исключено указание о том, что перечень |
|Дополнительные |дополнительных оснований прекращения |
|основания прекращения|трудового договора распространяется на |
|трудового договора с |педагогических работников только |
|педагогическим |образовательных учреждений |
|работником | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 352. Способы |Перечень способов защиты работником |
|защиты трудовых прав |трудовых прав и свобод расширен в части |
|и свобод |судебной защиты (абз. 5 ч. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 356. Основные |Уточнены основные полномочия федеральной |
|полномочия |инспекции труда. Перечень полномочий |
|федеральной инспекции|открыт |
|труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 357. Основные |Уточнены основные права государственных |
|права государственных|инспекторов труда |
|инспекторов труда | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 358. |Уточнено, что государственные инспекторы |
|Обязанности государ— |труда при осуществлении государственного |
|ственных инспекторов |надзора и контроля за соблюдением |
|труда |трудового законодательства и иных |
| |нормативных правовых актов, содержащих |
| |нормы трудового права, должны соблюдать |
| |также законные интересы работодателей |
| |(абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 360. Порядок |Уточнено, что государственные инспекторы |
|инспектирования |труда вправе инспектировать любых |
|работодателей |работодателей (организации и физических |
| |лиц) (абз. 2) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 362. |Указаны документы, которыми установлены |
|Ответственность за |случаи и порядок несения ответственности |
|нарушение трудового |работодателями — физическими лицами, |
|законодательства и |виновными в нарушении трудового |
|иных нормативных |законодательства |
|правовых актов, | |
|содержащих нормы | |
|трудового права | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 375. Гарантии |Уточнено, что работнику, освобожденному |
|освобожденным |от работы у индивидуального |
|профсоюзным |предпринимателя в связи с избранием его |
|работникам |на выборную должность в выборный орган |
| |первичной профсоюзной организации, после |
| |окончания срока его полномочий |
| |предоставляется прежняя работа |
| |(должность) (абз. 1) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 384. |Уточнен порядок образования комиссий по |
|Образование комиссий |трудовым спорам |
|по трудовым спорам | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 389. |Уточнен порядок действий работника и |
|Исполнение решений |комиссии по трудовым спорам в случае |
|комиссии по трудовым |неисполнения ее решения (абз. 2) |
|спорам | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 393. |Уточнено, что работники освобождаются |
|Освобождение |от уплаты пошлин и судебных расходов при |
|работников |обращении в суд с иском, в том числе по |
|от судебных расходов |поводу невыполнения либо ненадлежащего |
| |выполнения условий трудового договора, |
| |носящего гражданско—правовой характер |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 401. |Указано, в каких случаях работники вправе |
|Примирительные |проводить собрания, митинги, |
|процедуры |демонстрации, пикетирование в поддержку |
| |своих требований |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 407. Участие |Уточнен порядок участия в разрешении |
|государственных |коллективных трудовых споров федерального |
|органов по |органа исполнительной власти, |
|урегулированию |оказывающего государственные услуги в |
|коллективных трудовых|сфере урегулирования коллективных |
|споров в разрешении |трудовых споров, органов исполнительной |
|коллективных трудовых|власти субъектов РФ, участвующих в |
|споров |урегулировании таких споров, |
| |государственных органов по урегулированию |
| |коллективных трудовых споров |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Статья 409. Право на |Уточнено, в каких случаях у работников |
|забастовку |или их представителей возникает право на |
| |организацию забастовки |
L—————————————————————+———————————————————————————————————————————
Ведение трудовых книжек и регистрация трудовых договоров индивидуальным предпринимателем
Законодатель внес изменения в ст. 309 "Документы, подтверждающие период работы у работодателей - физических лиц" ТК РФ, которые положительно скажутся на работниках, работающих у индивидуальных предпринимателей, и самих предпринимателях без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Действующая редакция статьи указывает, что независимо то того, является работодатель - физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет, он не делает записи в трудовые книжки и не оформляет их работникам, принимаемым на работу впервые. Работа у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - явление малораспространенное. Такие работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью и, согласно новой редакции ст. 20 ТК РФ, вступают в трудовые отношения с работниками для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. В отличие от них индивидуальные предприниматели занимаются предпринимательской деятельностью. У них работает значительная часть населения. То, что действующая редакция отказывает ПБОЮЛ в ведении трудовых книжек, имеет для их работников негативные последствия. В целях подтверждения срока работы у ПБОЮЛ при уходе на пенсию они не могут воспользоваться трудовой книжкой, ведь именно трудовой договор служит документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица. Поэтому до пенсионного возраста таким работникам необходимо хранить трудовые договоры, заключенные с индивидуальным предпринимателем, что для них неудобно. Нововведения в ст. 309 ТК РФ возложили на индивидуального предпринимателя обязанность вести трудовые книжки на каждого работника. Теперь данные о сроке и месте работы сотрудника в организациях и у ПБОЮЛ будут содержаться в одном документе. После вступления нововведений в силу индивидуальные предприниматели будут обязаны вести трудовые книжки не только в отношении новых работников, но и в отношении работавших у него до вступления в силу изменений. В изменениях не говорится о том, что индивидуальные предприниматели обязаны оформлять трудовые книжки только на тех работников, которые приняты на работу впервые. Из прямой обязанности каждого ПБОЮЛ по ведению трудовых книжек вытекает, что они должны оформить их и "старым" работникам. Так как в новой редакции трудовой договор перестал являться документом, подтверждающим время работы у индивидуального предпринимателя, последний освобождается от обязанности регистрировать его в органе местного самоуправления. Эти изменения внесены в ст. 303 ТК РФ.
Сезонные работы
Внесены изменения в нормы, регулирующие порядок работы сотрудников, занятых на сезонных работах. Согласно действующей редакции ст. 293 ТК РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Одним из двух признаков сезонного характера работ является их продолжительность (не более полугода). Некоторые виды работ выполняются в течение определенного периода, который в силу природных условий или других объективных причин длится более шести месяцев. По своей сути такие работы являются сезонными, так как их продолжительность обусловлена климатическими и иными природными условиями, но из-за того, что они длятся более шести месяцев, не удовлетворяют согласно действующей редакции ТК РФ определению сезонных работ. Поэтому ограничение, предусмотренное действующей редакцией, приводит к противоречиям. Законодатель обратил на это внимание и скорректировал понятие сезонных работ, уточнив, что они не превышают, как правило, шести месяцев. То есть с момента вступления в силу Федерального закона N 90-ФЗ некоторые виды сезонных работ могут длиться больше шести месяцев. Действующей редакцией абз. 2 ст. 293 ТК РФ указано, что перечни сезонных работ утверждаются Правительством РФ. На данный момент такие перечни не утверждены, поэтому нужно руководствоваться ст. 423 ТК РФ, которая предписывает, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Поэтому в настоящее время применяется Перечень сезонных работ, утвержденный Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185. Конечно, этот перечень устарел и не отражает в полной мере те виды работ, которые должны признаваться сезонными в настоящее время. В новой редакции ст. 293 ТК РФ указано, что перечни сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. В этих документах также будут отражены сезонные работы, продолжительность которых превышает шесть месяцев с указанием их максимальной продолжительности. Вследствие того что согласно новой редакции Трудового кодекса продолжительность некоторых сезонных работ может превышать ограничение в шесть месяцев, законодатель несколько по иному изложил норму об испытательном сроке для сезонных работников. Действующая редакция абз. 2 ст. 294 НК РФ устанавливает, что испытание работников при приеме на сезонные работы не может превышать двух недель. Законодатель посчитал нерациональным устанавливать столь короткий срок для тех сезонных работ, продолжительность которых превышает шесть месяцев. В связи с чем абз. 2 ст. 294 НК РФ признан утратившим силу. Теперь в этом вопросе нужно руководствоваться общей нормой ст. 70 ТК РФ. Однако в последнюю внесено дополнение: при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель. Если продолжительность сезонной работы превышает полгода, срок испытания будет ограничен ч. 5 ст. 70 ТК РФ, то есть он не должен превышать трех месяцев.
Работа вахтовым методом
Согласно действующей редакции ст. 297 ТК РФ, вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Ею указано, где должны проживать сотрудники, работающие вахтовым методом в период их нахождения на объекте: в специально созданных работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений. Работодателю не всегда удобно и экономически выгодно строить вахтовый поселок, тем более если неподалеку от места работы есть общежитие, гостиница или иное место для проживания. Однако действующая редакция ст. 297 ТК РФ фактически ставила крест на возможности размещения вахтовиков в иных, кроме вахтовых поселков, местах. В силу ч. 3 названной статьи работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха. Эта редакция ставила в зону налогового риска тех работодателей, которые размещали работников-вахтовиков вне вахтовых поселков и принимали затраты на такое размещение в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налога на прибыль расходы позволяет учесть пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ: расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В связи с чем налоговые инспекции зачастую не разрешали учитывать расходы на содержание иных жилых помещений, не относящихся к вахтовым поселкам, для целей налогообложения прибыли, так как они не поименованы ни в данной норме, ни в ТК РФ. Справедливости ради следует сказать, что финансовое ведомство разрешило учитывать такие расходы, установив при этом некоторые ограничения, которые и сделали это дозволение для многих организацией фикцией. В Письме Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/4/81 сказано: затраты по оплате проживания вахтового персонала в стационарных объектах жилого фонда общего пользования (гостиницах, местных общежитиях, пансионатах) для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в фактических размерах, не превышающих предельно установленных нормативов по содержанию аналогичных объектов вахтового поселка. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, то при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные затраты не учитываются. Выделенные нами в вышеприведенных цитатах слова являются доказательством дискриминации всех иных способов размещения вахтовых работников, кроме поселения их в вахтовых поселках. Законодатель обратил на это внимание и новую редакцию ст. 297 ТК РФ дополнил следующим положением: проживание работников, привлекаемых к выполнению работ вахтовым методом, может быть осуществлено также в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.
Особенности регулирования труда женщин
Оплата труда женщине с ребенком в возрасте до полутора лет
Женщина, имеющая ребенка в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения своей работы переводится по ее заявлению на другую работу. Обычно новая работа связана со снижением норм выработки, исключением воздействия неблагоприятных факторов, поэтому она чаще всего менее оплачиваема. Действующая редакция абз. 4 ст. 254 ТК РФ исходит из предположения, что новая работа всегда должна быть менее оплачиваемой, чем выполняемая ранее. В ней указано, что женщине сохраняется средний заработок по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. Эта норма действующей редакции ст. 254 НК РФ оборачивалась неблагоприятно для женщины, если ее переводили на более высокооплачиваемую работу. Такая ситуация была хотя и маловероятной, но вполне реальной. Не случайно, наверное, на нее обратил внимание законодатель. В новой редакции абз. 4 ст. 254 ТК РФ указано, что оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Гарантии беременной женщине
Уточнены нормы ст. 261 ТК РФ, в которых рассматриваются гарантии беременным женщинам при расторжении трудового договора. Действующей редакцией указано, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок его действия до наступления у нее права на отпуск по беременности. Напомним, что отпуск по беременности и родам ей предоставляется продолжительностью в зависимости от сложности родов и количества детей от 70 до 84 календарных дней до родов и 70 - 110 календарных дней после родов. В новой редакции указано, что в рассматриваемой ситуации на основании письменного заявления женщины и при наличии медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, работодатель обязан продлить срок трудового договора до окончания беременности. Беременная женщина относится к особой группе работников, которых нельзя уволить по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (новая редакция ст. 261 НК РФ). Иногда это приводит к конфликтам и противоречиям. Один из них: женщина заключила срочный трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, срок которого заканчивается в период ее беременности. Если женщина напишет заявление о продолжении срока трудового договора, тогда на момент прихода сотрудника, который временно отсутствовал, на рабочее место будут претендовать два человека. Как выйти из этой ситуации? Действующей редакцией этот вопрос не рассмотрен. На него обратил внимание законодатель и указал в новой редакции, что в этом случае работодатель обязан предоставить беременной женщине вакантную должность или работу, как соответствующую ее квалификации, так и нижестоящую или нижеоплачиваемую. Только при отсутствии вакантных мест или отказе женщины выполнять предложенную работу работодатель будет вправе ее уволить.
Обучение сотрудника
Неоднократное получение профессионального образования соответствующего уровня
В гл. 26 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу и обучение. Например, если работник получает высшее образование, то ему полагается оплата один раз в учебном году проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно. Если он успешно обучается, то ему полагаются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Не все обучающиеся имеют право на гарантии и компенсации, указанные данной главой. Согласно действующей редакции ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Данная статья не учитывает ситуацию, которая распространена в условиях рыночной экономики: человек получает профессиональное образование с целью найти соответствующую работу, но вследствие отсутствия спроса на нее, низкой заработной платы, условий труда и по иным причинам устраивается на работу, которая косвенно связана с уже имеющимся образованием. В этом случае полученные знания имеют мало значения для выполняемой работы, даже если работник имеет высшее образование. Если сначала в работе ему может и не понадобиться дополнительное образование, то когда его профессиональный уровень будет расти, возникнет необходимость в получении соответствующего образования, то есть второго среднего или высшего. Это будет необходимо, в первую очередь, работодателю, чтобы работник наилучшим образом выполнял должностные обязанности, добивался высоких результатов. В некоторых случаях необходимость в получении профессионального образования вызвана требованиями законодательства. Например, для получения аттестата профессионального бухгалтера необходимо иметь высшее экономическое образование. Статьей 246 ТК РФ указано, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Учитывая необходимость для работодателя в том, чтобы работник для эффективного выполнения работы получил соответствующее профессиональное образование независимо от того, получает он его впервые или нет, законодатель внес дополнение в ст. 177 ТК РФ. Он разрешил воспользоваться гарантиями и компенсациями работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работодателем и работником в письменной форме. То есть для получения в этом случае компенсации необходима заинтересованность работодателя в получении профессионального образования работника, подтверждением которой будет служить направление работника работодателем на обучение. В соответствии с новой редакцией статьи работник имеет право на гарантии и компенсации при получении профессионального образования соответствующего уровня впервые независимо от того, нужно ли это работодателю. В то же время при получении профессионального образования соответствующего уровня не впервые он получит право на эти же гарантии и компенсации только в случае направления на обучение работодателем.
Возмещение затрат, связанных с обучением работника
Иногда работодатель направляет работника на обучение за свой счет, оговорив в трудовом договоре, что тот обязан проработать в организации установленный срок. Может возникнуть ситуация, когда работник до окончания этого срока расторгает трудовой договор. Если причина расторжения не относится к уважительным, тогда согласно ст. 249 ТК РФ он должен возместить расходы работодателю. При этом в действующей редакции не указан порядок расчета возмещаемой суммы, и не сказано, всю ли сумму работник должен возместить или только часть, а если часть, то каким образом ее необходимо рассчитывать. Этот пробел законодатель устранил. Нововведением, внесенным в ст. 249 ТК РФ, определено, что порядок исчисления затрат, возмещаемых работником, предусматривается трудовым договором или соглашением об обучении, а при его отсутствии в этих документах затраты исчисляются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Гарантии руководителю организации в случае расторжения с ним трудового договора
В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации является физическим лицом, осуществляющим ее руководство, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, а согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ он осуществляет юридически значимые действия. Его правовой статус отличается от правового статуса других работников организации. Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ руководитель организации должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно. Результаты его решений оказывают влияние на развитие организации, ее конкурентоспособность, финансовую устойчивость, в том числе и на ее дальнейшее существование. Так как руководитель управляет имуществом организации, для учредителей организаций большую роль играет, например, доверие во взаимоотношениях с руководителем. Изменение стратегии развития организации, мероприятия, осуществляемые в целях повышения эффективности управления, и прочие причины могут привести к тому, что потребуется другое лицо на должность руководителя организации. Учитывая специфику работы руководителей организаций, абз. 3 ст. 278 ТК РФ позволяет уполномоченному органу юридического лица, либо собственнику имущества организации, либо уполномоченному собственником лицу (органу) расторгнуть трудовой договор с ним без указания мотивов увольнения. То есть руководитель может быть уволен даже при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий. Статьей 279 ТК РФ в такой ситуации предусмотрена компенсация. Ее сущность заключается в том, что она должна в максимальной степени компенсировать увольняемому лицу неблагоприятные последствия, вызванные потерей работы, размер компенсации может определяться с учетом времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора, тех сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации, дополнительных расходов, которые он, возможно, вынужден будет понести в результате досрочного прекращения договора, и т.п. (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П). Действующей редакцией ст. 279 ТК РФ указано, что величина компенсации определяется трудовым договором. Эта формулировка неопределенная. Исходя из сущности компенсации, ее размер должен быть справедливым, а для соблюдения этого необходимо, чтобы руководитель вправе был рассчитывать на соответствующий размер или на то, чтобы ему был гарантирован минимальный размер компенсации, независимо от того, какая сумма указана в трудовом договоре или указана ли вообще (в случае если трудовой договор был заключен до вступления в силу ТК РФ, а соответствующие изменения в него не были внесены). Таким образом, неопределенная формулировка ст. 279 ТК РФ не дает увольняемому руководителю гарантии, что размер компенсации не будет заниженным. Этот вопрос был рассмотрен Конституционным Судом. В Постановлении N 3-П данная статья им была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации. Он указал, что до внесения в действующее законодательство необходимых изменений в соответствии с настоящим Постановлением гарантированный минимальный размер компенсации, выплачиваемой руководителю организации при расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", не может быть ниже, чем это определено действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем организации по не зависящим от него обстоятельствам. Суд также уточнил, что размер компенсации не может быть меньше, чем при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации, то есть не ниже трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ). Таким образом, в вопросе о гарантии получения справедливой компенсации руководителем организации при расторжении с ним договора была поставлена точка. Но вслед за этим последовали вопросы, связанные с освобождением компенсации от обложения НДФЛ и ЕСН. В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работника. Противоречие возникает в случае, если руководитель получает на руки компенсацию в минимальном размере, определенном Конституционным Судом, а в трудовом договоре оговоренная величина компенсации ниже минимума или вообще не указана. Ведь освобождается, в соответствии с действующей редакцией ст. 279 ТК РФ, только та сумма, которая оговорена в трудовом договоре, то есть в данной ситуации - только часть компенсации либо она вообще не освобождается (если не оговорена в трудовом договоре). Как быть в этом случае? Вопрос освобождения от налогообложения компенсации рассмотрен в Письме Минфина России от 09.02.2006 N 03-05-01-04/22: в соответствии с изложенным на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса компенсации за досрочное расторжение трудового договора с членами коллегиального исполнительного органа организации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в размерах, определенных трудовым договором. Эта фискальная позиция ограничивает возможности освобождения от налогообложения всей суммы компенсации, размер которой в трудовом договоре ниже трех среднемесячных заработков. В соответствии с мнением Конституционного Суда руководителю будет выплачена компенсация не ниже трех среднемесячных заработков. В то же время освободить от обложения НДФЛ и ЕСН можно, руководствуясь позицией финансистов, только ту часть компенсации, которая не превышает размера, установленного трудовым договором. Если в договоре размер компенсации не указан, то, с точки зрения Минфина, освободить ее от налогообложения нельзя. Нововведения Федерального закона N 90-ФЗ коснулись ст. 279 ТК РФ и уточнили, что компенсация выплачивается в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Поэтому в ситуации, когда размер компенсации, указанный в трудовом договоре, окажется меньше данного минимума либо эта сумма не будет указана в договоре, уволенный руководитель получит трехкратный средний месячный заработок, и эта сумма не будет облагаться НДФЛ и ЕСН. Когда размер компенсации, определенный трудовым договором, будет больше установленного минимума, работодатель получит сумму, указанную в договоре, и именно она будет полностью освобождена от обложения налогами.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты
Обязанность работодателя обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты установлена ст. 221 ТК РФ. Согласно ее действующей редакции на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Налогооблагаемую базу для целей налога на прибыль можно уменьшить на затраты на приобретение средств индивидуальной защиты на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, эта норма разрешает учесть только затраты на приобретение тех средств индивидуальной защиты, которые предусмотрены законодательством РФ, то есть выданы в пределах, предусмотренных типовыми нормами. Фискальные ведомства не позволяют учитывать затраты на сверхнормативные средства индивидуальной защиты. Например, в Письме Минфина России от 05.04.2006 N 03-03-04/1/320 сказано: следует обратить внимание на то, что затраты на приобретение спецодежды для своих работников могут быть отнесены к материальным расходам только при условии, что российским законодательством предусмотрено ее обязательное применение работниками конкретно той профессии, для которой она приобретается налогоплательщиком. Поэтому расходы на выданные работникам сверх норм средства индивидуальной защиты нельзя учесть для целей гл. 25 НК РФ. Кроме этого, они подлежат обложению НДФЛ, так как признаются доходом работника, полученным в натуральной форме. Нормы, установленные законодательством, усреднены, они не учитывают специфику производства, повышенный износ средств индивидуальной защиты. Это ограничивает возможности работодателя в ситуации, когда выполнение работы требует более качественных средств защиты или больший их расход, нежели предусмотрено типовыми нормами. Законодатель обратил внимание на этот момент и позволил работодателю устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Установление работодателем повышенных норм выдачи позволит включать в налогооблагаемую базу все затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, в том числе превышающие установленные законодательством нормы, а также освободит их в полном размере от обложения НДФЛ (в качестве компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей).
Охрана труда
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В последнее время все больше говорят о высоком уровне травматизма работников различных отраслей экономики. В первую очередь это связано с недостаточным нормативным регулированием в этом вопросе. Законодатель уделил пристальное внимание вопросу охраны труда, в результате значительная часть нововведений коснулась разд. 10 "Охрана труда" ТК РФ. Мы рассмотрим нововведения, внесенные в ст. 217 "Служба охраны труда в организации" ТК РФ. В новой редакции статьи расширен круг работодателей, на которых возложена обязанность по созданию службы охраны труда (введению должности специалиста по охране труда). Во-первых, в этот круг работодателей попали не только организации, как это предусмотрено действующей редакцией, а все работодатели. Во-вторых, если согласно действующей редакции данная обязанность возникает только перед теми работодателями, у которых численность работников составляет более 100 человек, то в новой редакции эта граница снижена до 50 человек. Поэтому с момента вступления в силу норм Федерального закона N 90-ФЗ необходимость в создании службы охраны труда (введению должности специалиста по охране труда) возникнет также и перед: - работодателями-организациями, у которых количество работников составляет от 51 до 100 человек; - работодателями - физическими лицами, у которых количество работников составляет более 50 человек. Действующей редакцией ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что при отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель должен заключить договор со специалистом или с организацией, оказывающей соответствующие услуги. Новой редакцией в этот вопрос внесены корректировки. Во-первых, расширен перечень лиц, которые могут осуществлять функции специалиста по охране труда. В него включены работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Во-вторых, уточнено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, поэтому до заключения с ними договора на оказание услуг необходимо проверить ее наличие. В новой редакции статьи указано, что перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы
Согласно ст. 56 ТК РФ работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Важное для работника и работодателя изменение внесено в ст. 236 "Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику" ТК РФ. В действующей редакции статьи указано, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации)... Здесь не определено, в каких случаях задержки выплаты работодатель должен уплачивать пени. Этот вопрос был рассмотрен п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что исходя из содержания ст. 236 Кодекса, а также ст. 233 Кодекса, предусматривающей общие условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора, суд вправе удовлетворить иск, если работодатель не докажет, что нарушение срока выплаты имело место не по его вине. Задержка выплаты заработной платы зачастую происходит из-за отсутствия наличных денежных средств, являющегося следствием того, что покупатели не выполнили свои обязательства по оплате отгруженной продукции, неустойчивого финансового положения фирмы и прочего. Позиция Пленума ВС РФ позволяла работодателю избежать денежной компенсации при наличии обоснованной причины задержки выплаты. В то же время согласно трудовому законодательству работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Обратите внимание на слово "своевременно". Это означает, что работодатель должен выполнять свою обязанность по своевременной выплате независимо от каких-либо причин, и именно на нем лежит ответственность за несвоевременную выплату. Законодатель рассмотрел этот вопрос и признал задержку выплаты заработной платы и иных выплат работнику пользованием его денежными средствами, обязав работодателя в новой редакции ст. 236 НК РФ выплачивать пени за задержку выплат независимо от наличия его вины. Теперь работодателю при отсутствии наличных денежных средств на выплату заработной платы придется изыскивать их из других источников: займов, собственных средств.
Ю.Г.Кувшинов Главный редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
В.В.Никитин Редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера" Подписано в печать 07.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |