Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Бухгалтерский и налоговый учет скидок (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2006, N 8)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 8

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ СКИДОК

(Окончание. Начало см. "Аудиторские ведомости", 2006, N 7)

Скидка в виде премий без изменения цены единицы товара отражается в бухгалтерском и налоговом учете в том отчетном периоде, когда она фактически была предоставлена, т.е. на дату составления соответствующего документа, которым она оформлена, вне зависимости от того, что часть товаров была реализована в предшествующие отчетные периоды.

Пример 3. Организация А и организация Б заключили договор купли-продажи сроком на один год. Согласно договору организация А предоставляет скидки в виде премии за объем покупок. При приобретении товаров за квартал на сумму свыше 1 млн руб. предоставляется скидка в размере 15%. Расчет скидки производится по окончании соответствующего квартала не позднее 25-го числа следующего месяца. На сумму скидки представляется счет-фактура. В I квартале организация Б приобрела товаров на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС 180 000 руб.:

по накладной N 112 от 15.01.2006 - на сумму 354 000 руб.;

по накладной N 242 от 10.02.2006 - на сумму 472 000 руб.;

по накладной N 314 от 18.03.2006 - на сумму 236 000 руб.;

по накладной N 442 от 30.02.2006 - на сумму 118 000 руб.

Организация А уплачивает налог на прибыль и НДС ежеквартально.

В бухгалтерском учете организации А в I квартале отражена продажа товаров (ежемесячно в соответствующих суммах):

Дебет 62, Кредит 90-1 - 1 180 000 руб. - учтена выручка от продажи товаров,

Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 180 000 руб. - отражена сумма НДС от выручки.

В бухгалтерском учете организации Б принятые товары в I квартале (ежемесячно в соответствующих суммах) отражаются следующим образом:

Дебет 41, Кредит 60 - 1 000 000 руб. (1 180 000 - 180 000) - отражена стоимость оприходованных товаров без НДС,

Дебет 19-3, Кредит 60 - 180 000 руб. - отражена сумма НДС по оприходованным товарам.

25 апреля организация А предоставила покупателю расчет и счет-фактуру на сумму скидки согласно договору.

Сумма предоставленной скидки - 177 000 руб. (1 180 000 х 15%), в том числе НДС 27 000 руб.

На основании составленных документов в бухгалтерском учете организации А в апреле производятся записи по корректировке выручки и НДС:

Дебет 62, Кредит 90-1 - 177 000 руб. - сторнирована выручка на сумму предоставленной скидки,

Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 27 000 руб. - сторнирована сумма НДС по скидке.

Для целей налогообложения прибыли выручка не корректируется. Сумма предоставленной скидки без НДС (150 000 руб.) включается в апреле во внереализационные расходы.

Организация Б на основании представленных документов также производит соответствующие корректировочные записи в бухгалтерском учете. При этом следует иметь в виду, что часть товаров, на которые от поставщика получена скидка, была продана в I квартале. Поэтому для отражения в учете скидки необходимо провести инвентаризацию товаров по состоянию на 1 апреля 2006 г. Допустим, по данным инвентаризационной описи стоимость остатка товаров (без НДС), приобретенных у организации А, равна 160 000 руб. Бухгалтер распределяет полученную скидку между проданными товарами и остатком непроданных товаров.

В бухгалтерском учете организации Б в апреле производятся следующие записи:

Дебет 41, Кредит 60 - 150 000 руб. (177 000 - 27 000) - сторнирована стоимость оприходованных товаров на сумму полученной скидки (без НДС),

Дебет 19-3, Кредит 60 - 27 000 руб. - сторнирована сумма НДС по скидке, счет-фактура регистрируется в книге покупок за апрель.

На сумму скидки, относящейся к проданным товарам, корректируется себестоимость продаж.

Для целей налогообложения прибыли полученная скидка в полной сумме (без НДС) включается во внереализационные доходы - 150 000 руб.

При применении скидок в виде снижения цены единицы товара следует учитывать положения ст. 40 НК РФ. В частности, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40). При установлении такого факта определяется рыночная цена товаров (работ, услуг). Если в результате понижения цена товара (работы, услуги) окажется более чем на 20% ниже рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то выручка для целей налогообложения пересчитывается исходя из рыночной цены.

Пример 4. При проверке налоговые органы установили, что организация в течение месяца реализовала две сопоставимые по количеству партии одного и того же товара по ценам 100 руб. и 125 руб. за единицу. При этом договоры поставки были заключены на условиях франко-станция назначения (т.е. цена товара по договору включает затраты на доставку). В связи с тем что цена реализации товаров отклоняется более чем на 20%, был сделан запрос в региональный отдел статистики о сложившихся ценах на данный товар. Отдел статистики предоставил информацию о сложившейся цене на товар на условиях франко-станция отправления (т.е. без включения затрат по доставке товара) в размере 95 руб. В данном случае цена 95 руб. может быть принята за рыночную цену с учетом поправки на транспортные расходы. Допустим, что исходя из тарифов на перевозку таких товаров было установлено, что затраты на перевозку, приходящиеся на единицу товара, составляют 10 руб. Следовательно, рыночная цена товара равна 105 руб. Фактические цены реализации по рассматриваемым двум поставкам отклоняются от рыночной цены менее чем на 20%, поэтому они признаются соответствующими рыночной цене.

Определяемая согласно установленным правилам рыночная цена должна быть подтверждена документально. Для подтверждения рыночных цен могут использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). В частности, источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

- официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже, или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;

- информация государственных органов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;

- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности СМИ.

Кроме того, рыночная цена на продукцию устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. В ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что к объектам оценки относятся работы, услуги, информация.

Если не может быть получена информация из официальных источников о рыночных ценах на товары (работы, услуги), а также при недоступности информационных источников используются расчетные методы определения рыночной цены. В п. 10 ст. 40 НК РФ предлагаются два расчетных способа, которые применяются в строгой очередности. Сначала используется метод цены последующей реализации. В случае невозможности использования указанного метода применяется затратный метод.

При методе последующей реализации рыночная цена товара, реализованного продавцом, определяется как разница между ценой, по которой этот товар был впоследствии продан покупателем, и суммой обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. При этом в сумму затрат не включается цена, по которой товар был приобретен покупателем у продавца.

Рыночная цена при методе последующей реализации определяется по формуле:

РЦ = ЦПР - З - П,

где РЦ - рыночная цена;

ЦПР - цена, по которой товар был продан покупателем при последующей реализации (цена последующей реализации);

З - обычные затраты, понесенные покупателем для последующей реализации (без учета цены, по которой товар был приобретен);

П - обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.

Пример 5. Организация А реализует организации Б партию товаров по цене 100 руб. за единицу на сумму 100 000 руб. Организация Б перепродает эти товары по цене 200 руб. за единицу на сумму 200 000 руб. Затраты по сбыту составили 30 000 руб. Обычная прибыль от подобных операций составляет 20% выручки, т.е. 40 000 руб. Таким образом, рыночная цена товаров, реализованных организацией А, равна 130 000 руб. (200 000 - 30 000 - 40 000).

В данном случае исчисленная рыночная стоимость более чем на 20% превышает цену сделки, поэтому при расчете налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации следует пересчитать исходя из рыночных цен, т.е. выручка для целей налогообложения составит 130 000 руб.

При затратном методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Рыночная цена при затратном методе определяется по формуле:

РЦ = З + П,

где РЦ - рыночная цена;

З - затраты на производство (приобретение) и реализацию;

П - обычно применяемая в данной сфере деятельности прибыль.

Л.И.Малявкина

Аудиторская фирма "УКАП"

г. Орел

Подписано в печать

19.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Оценка системы внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки ("Аудиторские ведомости", 2006, N 8) >
Об изменениях в порядке налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.