![]() |
| ![]() |
|
Встречные проверки ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 14)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 14
ВСТРЕЧНЫЕ ПРОВЕРКИ
В своем Письме от 6 июня 2006 г. N 03-02-07/1-145 специалисты Минфина России еще раз подтвердили свою позицию о том, что встречные проверки относятся к дополнительным мероприятиям налогового контроля. Давайте разберемся, насколько обоснованна их позиция.
Определение встречной проверки приведено в абз. 2 ст. 87 НК РФ. Суть этого мероприятия заключается в следующем. Налоговые органы имеют право затребовать документы, которые относятся к деятельности проверяемой организации. Обратиться с таким требованием можно к любой организации, если она так или иначе связана с деятельностью проверяемого налогоплательщика, а документы относятся к предмету проверки. Порядок истребования документов установлен ст. 93 НК РФ. Цель проведения встречной проверки - сопоставить документы, которые были представлены проверяемым налогоплательщиком, с документами его контрагента и оценить их достоверность. Основанием для проведения выездной проверки является недостаток той информации, которая была получена в ходе камеральной или выездной проверки. Иными словами, необходимость проводить встречную проверку может возникнуть только в ходе проведения камеральной или выездной проверки. Следовательно, если в организации не проводилась ни камеральная, ни выездная проверка, то запрашивать документы о деятельности этой организации у контрагентов налоговые органы не вправе.
Существуют две точки зрения в отношении сроков проведения встречной проверки. Одни специалисты считают, что она является частью камеральной или выездной проверки. Для проведения встречной проверки не нужно специального решения налогового органа в виде отдельного документа, с содержанием которого необходимо ознакомить налогоплательщика. Поэтому она должна проводиться в те сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ для проведения камеральной или выездной проверки. Другая часть специалистов, в том числе и официальные органы, относит встречные проверки к дополнительным мероприятиям налогового контроля (Письма Минфина России от 4 июня 2001 г. N 04-01-10/2-55, от 23 октября 2001 г. N 04-01-10/4-104, от 14 марта 2002 г. N 04-00-11). Решение о проведении подобных мероприятий руководитель налогового органа выносит после рассмотрения результатов материалов камеральной или выездной проверки. Следовательно, встречная проверка может проводиться уже по истечении сроков выездной проверки, срок которой не продлевается. Ведь налоговые органы проверяют уже не налогоплательщика, а его контрагента по тем операциям, которые проводились между ними. А проверяемая организация может свободно вздохнуть и работать дальше. Все необходимые документы лицо, которому направлено требование об их представлении в ходе встречной проверки, обязано передать налоговым инспекторам в пятидневный срок (п. 1 ст. 93 НК РФ). Документы должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. Время, в течение которого налоговые органы могут изучать представленные документы, Налоговым кодексом РФ не ограничено. Сообщать о результатах встречной проверки налогоплательщикам инспекции не обязаны. При встречной проверке контрагентов может выясниться, что налогоплательщик не отразил в учете финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. В этом случае материалы встречной проверки прилагаются к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, и используются в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении. Возобновлять или назначать повторную выездную проверку налоговые органы в таком случае не имеют права (ст. 87 НК РФ).
О.А.Курбангалеева Главный бухгалтер ООО "Канада-Моторс" Подписано в печать 18.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |