![]() |
| ![]() |
|
Чтобы не переплатить пени... ("Главбух", 2006, N 14)
"Главбух", 2006, N 14
ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕПЛАТИТЬ ПЕНИ...
Рассчитывая пени, налоговики часто ошибаются и отнюдь не в пользу организации. Поэтому, опоздав с уплатой налога или обнаружив после подачи декларации недоимку, лучше определить сумму пеней самостоятельно. При их расчете нужно помнить, что с 26 июня 2006 г. действует новая ставка рефинансирования. А во всех спорных ситуациях стоит учитывать как позицию Минфина России и налоговиков, так и сложившуюся арбитражную практику. О самых злободневных особенностях расчета и уплаты пеней - в нашей статье.
Учитываем изменения ставки рефинансирования
С 26 июня ставка рефинансирования Центрального банка РФ изменилась. Теперь она составляет 11,5 процента. Об этом сказано в Телеграмме Центрального банка РФ от 23 июня 2006 г. N 1696-У. До 26 июня действовала ставка в размере 12 процентов. Поэтому пени за просрочку платежа до 26 июня нужно рассчитывать исходя из ставки рефинансирования, равной 12 процентам, а за просрочку с 26 июня - исходя из новой ставки 11,5 процента.
Примечание. Как рассчитывается сумма пеней Методика расчета пеней приведена в Приложении к Приказу ФНС России от 12 мая 2005 г. N ШС-3-10/201@. Алгоритм расчета состоит из двух несложных этапов. 1. Определить период, за который нужно начислить пени. Начало этого периода - день, который следует за установленным днем уплаты налога. Конец периода - день уплаты налога. 2. Рассчитать сумму пеней по формуле:
SP = N x K x SR x 1/300,
где SP - сумма пеней; N - сумма недоимки; K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора); SR - действующая во время просрочки ставка рефинансирования Центрального банка РФ.
Пример 1. Сумма НДС, которая отражена в декларации ООО "Горизонт" за май 2006 г., составляет 520 000 руб. Последний срок уплаты налога - 20 июня. ООО "Горизонт" погасило задолженность 3 июля 2006 г. Вместе с суммой налога организация перечислила пени. Пени начислены за период с 21 июня по 3 июля включительно, то есть за 13 дней. С 26 июня изменилась ставка рефинансирования ЦБ РФ. Поэтому пени за 5 дней (с 21 по 25 июня включительно) надо рассчитать с учетом старой ставки рефинансирования - 12 процентов, а за остальные 8 дней (с 26 июня по 3 июля включительно) сумма пеней определяется исходя из ставки рефинансирования 11,5 процента. Бухгалтер рассчитал пени так: 520 000 руб. x 5 дн. x 12% : 300 + 520 000 руб. x 8 дн. x 11,5% : 300 = 2634,67 руб.
Спорим о порядке расчета пеней по экспортному НДС
Типичная ситуация. Организация в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, не подтвердила право на экспорт. В соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса РФ надо начислить НДС к уплате. Помимо налога экспортеру нужно уплатить и пени. И здесь возникает вопрос: с какого момента их нужно начислять? Специалисты Минфина России считают, что пени следует считать с 21-го числа месяца, следующего за тем налоговым периодом, в котором отгружался товар. Естественно, из такого же мнения исходят налоговые инспекторы, определяя размер пеней.
Примечание. Начислять пени нужно с 21-го числа месяца, следующего за периодом отгрузки Лозовая Анна Николаевна, главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России - Если на 181-й день с даты помещения товара под таможенный режим экспорта организация не собрала полный комплект подтверждающих документов, то моментом определения налоговой базы будет день отгрузки товара. Это следует из п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ. Поэтому фактически именно в тот момент экспортер и должен был начислить налог. В п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ сказано, что НДС надо уплатить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором была отгрузка. Поэтому, если на 181-й день отсутствуют документы, которые подтверждают экспорт, пени нужно уплатить за каждый календарный день просрочки платежа начиная с 21-го числа месяца, который следует за тем налоговым периодом, в котором товар был отгружен на экспорт.
Однако с Минфином России можно поспорить. Ведь обязанность заплатить налог появляется у фирмы только на 181-й день с момента оформления таможенной декларации, то есть когда истек срок, отведенный на подтверждение экспорта. Поэтому и пени нужно начислять начиная со 181-го дня. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 мая 2006 г. N 15326/05. Понятно, что выводы Президиума ВАС РФ выгодны организациям. Ведь придерживаясь позиции судей при расчете пеней, фирма существенно снизит сумму платежа в бюджет. А в случае арбитражного спора Постановление Президиума ВАС РФ послужит очень весомым аргументом в защиту налогоплательщика.
Пример 2. ООО "Монумент" 28 декабря 2005 г. отгрузило товар на экспорт на сумму 10 000 долл. США. Курс рубля по отношению к доллару на дату отгрузки - 28,8177. Таможенная декларация оформлена 29 декабря 2006 г. К 181-му дню с момента помещения товара под таможенный режим экспорта, то есть к 27 июня 2006 г., ООО "Монумент" не смогло собрать подтверждающие документы. Следовательно, фирме нужно начислить и уплатить в бюджет сумму НДС в размере 51 871,86 руб. (10 000 USD x 28,8177 руб/USD x 18%). Эту задолженность ООО "Монумент" погасило 24 июля 2006 г. Вместе с налогом бухгалтеру необходимо перечислить и пени. Если руководствоваться позицией Минфина России, то сумму пеней надо рассчитать так. Сначала бухгалтер рассчитает пени за 154 дня (с 23 января по 25 июня включительно) по ставке рефинансирования 12 процентов: 51 871,86 руб. x 154 дн. x 12% : 300 = 3195,31 руб. А затем определит пени за 29 дней (с 26 июня по 24 июля включительно) исходя из ставки рефинансирования 11,5 процента: 51 871,86 руб. x 29 дн. x 11,5% : 300 = 576,64 руб. Общая сумма пеней будет равна 3771,95 руб. (3195,31 + 576,64). Если же с чиновниками не соглашаться, то пени нужно начислить всего за 28 дней (с 27 июня по 24 июля включительно). Их сумма будет равна 556,76 руб. (51 871,86 руб. x 28 дн. x 11,5% : 300). Очевидно, что в этом случае ООО "Монумент" заплатит в бюджет значительно меньше.
Отметим, что, если налогоплательщик после истечения 180 дней представит в инспекцию все документы, подтверждающие экспорт, фирме вернут только уплаченный НДС. А вот возврат перечисленных сумм пеней в этом случае Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. На это обратили внимание специалисты Минфина России в Письме от 24 сентября 2004 г. N 03-04-08/73.
Если можно не платить - не платим
Опоздание с ежемесячными авансовыми платежами. Нередко налоговики взыскивают пени за неуплату авансовых платежей по налогу на прибыль и ЕСН. Разберемся, правомерны ли такие действия. По этому поводу высказывался Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 20 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 судьи указали, что пени можно взыскивать только по авансовым платежам, которые исчисляются по итогам отчетного периода. Отчетными периодами по налогу на прибыль у большинства фирм являются квартал, полугодие и 9 месяцев. Поэтому пени можно начислять только за неуплату квартальных авансовых платежей. А по тем авансам, которые платятся в размере 1/3 от квартальной суммы, требовать уплаты пеней налоговики не вправе. Этот вывод подтвержден и недавней арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 января 2006 г. N А43-23008/2005-40-31). Поэтому при судебном разбирательстве арбитры будут на стороне налогоплательщика. Начислять пени по ежемесячным авансовым платежам по ЕСН и пенсионным взносам требуют чиновники Минфина России. Такая позиция изложена в Письмах от 31 января 2006 г. N 03-05-02-03/5 и от 1 февраля 2005 г. N 03-05-02-03/6. Причем финансисты предписывают начислять пени с 16-го числа месяца, следующего за тем, по которому начислен авансовый платеж. Чиновники обосновывают свои выводы тем, что законодательством установлен предельный срок для уплаты авансов по ЕСН и пенсионным взносам. Суммы должны быть перечислены в бюджет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Соответственно, налоговики вправе насчитать пени за каждый день опоздания с выплатами. Однако по этому вопросу также сложилась положительная для налогоплательщиков арбитражная практика. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79 судьи указали, что на суммы авансовых платежей внутри отчетных периодов пени начислять нельзя. И в этом году налогоплательщики не раз выигрывали такие споры. Подтверждение тому - Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-1666/2006(22163-А45-31), ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2006 г. N А56-46700/2004. Неверный КБК. Если сумма налога направлена по ошибочному КБК, то платить пени не надо. Но только в том случае, если налог попал в тот же бюджет. К такому выводу пришли специалисты Минфина России в Письме от 27 сентября 2005 г. N 03-02-07/1-245. Чиновники исходили из того, что пени - это дополнительный платеж, который направлен на компенсацию потерь бюджета, возникших из-за недополучения налога. Об этом сказано в Определении Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О. А если налог попал в нужный бюджет, то никаких потерь нет, поэтому и нет основания для начисления пеней. А вот если фирма в платежке допустила ошибку и платеж попал не в тот бюджет, заплатить пени придется. Ошибка банка. Нередко бывают случаи, когда при перечислении налога ошибается банк, и из-за этого платеж попадает не на тот КБК. В этом случае пени начислять не надо. Об этом сказано в Письме Минфина России от 13 октября 2005 г. N 03-02-07/1-263. Организации лишь нужно представить в ИФНС документы, подтверждающие, что фирма налог уплатила своевременно. Как только компания обнаружила ошибку, надо подать в налоговую инспекцию заявление. В нем укажите, что платеж зачислен не на тот КБК по вине банка при формировании электронных платежных документов. К заявлению приложите копию платежного поручения на перечисление налога. У фирмы есть переплата. Допустим, организация неправильно рассчитала налог и недоплатила сумму в бюджет. Впоследствии бухгалтер обнаружил ошибку, начислил пени и подал уточненную декларацию. Если у фирмы есть переплата по этому налогу, то недоимку и пени можно не платить, а зачесть. Такой вывод следует из п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5. Там сказано, что недоимка означает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, а в данной ситуации она отсутствует.
Ю.А.Воробьев Адвокат Baker & McKenzie CIS Ltd Подписано в печать 12.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |