![]() |
| ![]() |
|
Бесплатное распространение рекламной и сувенирной продукции: обложение НДС (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 28)
"Финансовая газета", 2006, N 28
БЕСПЛАТНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ И СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОБЛОЖЕНИЕ НДС
Бесплатное распространение рекламной и сувенирной продукции является одним из самых популярных видов рекламы. При этом часто возникает вопрос, считать безвозмездную передачу продукции реализацией и соответственно объектом обложения НДС или нет. Анализ выпущенных за период с 2003 г. и до 1 января 2006 г. писем Минфина России и ФНС России показывает, что официальная позиция контролирующих органов однозначна: со стоимости бесплатно раздаваемых продукции и товаров следует начислять НДС. Аргументы, обосновывающие эту позицию, таковы: в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (Письма Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205, от 25.11.2004 N 03-04-11/209, от 26.11.2004 N 03-04-11/211, от 15.08.2005 N 03-04-05/13, от 25.11.2004 N 03-04-11/210, от 23.09.2004 N 03-03-01-04/1/56, от 30.09.2003 N 04-03-11/78, а также Письма ФНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1484/18@, от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18). Глава 21 НК РФ (ст. 146) признает для целей исчисления НДС передачу права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказание услуг) на безвозмездной основе реализацией. Исходя из этого бесплатное распространение рекламной и сувенирной продукции признается для целей обложения НДС реализацией на безвозмездной основе с начислением НДС в общеустановленном порядке (в соответствии со ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется по рыночными ценам). Наряду с обязанностью начислить НДС на передаваемую продукцию налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет на "входной" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и использованным для производства этой продукции на основании п. 2 ст. 171 НК РФ. Конечно, это возможно только в том случае, если сохраняются и другие (универсальные) основания применения налоговых вычетов. Напомним, что предыдущая редакция НК РФ предусматривала следующие универсальные правила, при одновременном выполнении которых налогоплательщик приобретает право на уменьшение общей суммы НДС: 1) приобретение товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с правилами гл. 21 НК РФ; 2) принятие на учет товаров (работ, услуг) согласно законодательству при наличии первичных документов, оформленных в соответствии с законодательством;
3) наличие счета-фактуры, выставленного продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), оформленного по правилам ст. 169 НК РФ; 4) фактическая оплата приобретенных товаров (работ, услуг); причем в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой (ст. 168 НК РФ). Изменения, принятые Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ), не затрагивают первые три из перечисленных правил, но отменяют последнее, касающееся оплаты товаров (работ, услуг). Статья 149 НК РФ также претерпела изменения с 1 января 2006 г. Согласно вновь введенному пп. 25 п. 3 этой статьи перечень операций, не подлежащих налогообложению, пополнился операцией по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Если организация пользуется льготой согласно пп. 25 п. 3 ст. 149, то суммы "входного" НДС, предъявленного поставщиками товаров, розданных в ходе рекламных акций, она принять к вычету не вправе, так как эти товары используются в операциях, не облагаемых НДС. Кроме того, если организация воспользуется данной льготой, она обязана вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149). Эта обязанность значительно увеличивает трудоемкость ведения бухгалтерского и налогового учета. Однако НК РФ предоставляет возможность не применять положения этого пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. В этих периодах все суммы НДС, предъявленные налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), использованные в производстве, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Пример 1. В январе 2006 г. туристическая фирма напечатала рекламные буклеты для бесплатной раздачи потенциальным покупателям в крупном торговом центре. Стоимость всего тиража рекламных буклетов, заказанного в полиграфической компании, составила 82 600 руб., в том числе НДС - 12 600 руб. Тираж 1000 буклетов. Поскольку стоимость одного буклета без учета НДС составляет 70 руб. и не превышает 100 руб., в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ операция по передаче рекламных буклетов не подлежит обложению НДС. Налоговый период в целях исчисления НДС у фирмы - календарный месяц. Расходы, связанные с оказанием туристических услуг, облагаемых НДС, составили в январе 2006 г. у фирмы 1 400 000 руб. Сумма НДС, предъявленного поставщиками фирме для осуществления основного вида деятельности, облагаемого НДС, составила 200 000 руб. Оформлена бухгалтерская справка: 1) общая сумма совокупных расходов организации в январе 2006 г.: 1 400 000 руб. + 70 000 руб. = 1 470 000 руб.; 2) доля совокупных расходов по операциям, не подлежащим налогообложению: 70 000 руб. : 1 470 000 руб. x 100% = 4,76%. Как видно из расчетов, доля совокупных расходов по операциям, не подлежащим налогообложению, составила менее 5%. Поэтому всю сумму НДС, предъявленную фирме поставщиками туристических услуг в данном налоговом периоде, туристическая фирма вправе принять к вычету в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ. В данном случае фирма может не вести раздельный учет. В бухгалтерском учете туристической фирмы проведение рекламной акции отражается следующими записями: Дебет 10, субсчет "Рекламные материалы", Кредит 60 - 70 000 руб. - приняты к учету рекламные буклеты для бесплатной раздачи; Дебет 19, Кредит 60 - 12 600 руб. - учтен "входной" НДС по буклетам; Дебет 44, Кредит 10 - 70 000 руб. - списана на рекламные расходы стоимость тиража рекламных буклетов.
(Окончание см. "Финансовая газета", 2006, N 29)
Н.Зильперт Руководитель Нижегородского филиала аудиторской компании "Финстатус" Подписано в печать 12.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |