![]() |
| ![]() |
|
...Банк являлся исполняющим банком по аккредитиву. Клиент должен был отгрузить товар железнодорожным транспортом и представить письмо от покупателя о получении груза и копию накладной. Однако вместо копии накладной была представлена квитанция о приеме груза. Аккредитив был раскрыт, но приказодатель потребовал возврата денежных средств, т.к. товар им не был получен. Прав ли плательщик? ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6)
"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6
Вопрос: В редакцию журнала пришло письмо от сотрудника банка с просьбой разъяснить следующую ситуацию: банк, где он работает, являлся исполняющим банком по аккредитиву, который подчинялся Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в редакции Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У. Клиент должен был произвести отгрузку товара железнодорожным транспортом. Документами, против которых должно было производиться раскрытие аккредитива, являлись письмо от покупателя о получении груза и копия железнодорожной накладной. Клиент представил в банк вышеуказанные документы, однако в качестве транспортного документа в комплект входила квитанция о приеме груза. Для получения дополнительной информации было принято решение обратиться в службу безопасности банка. Работник службы безопасности, не выясняя благонадежность клиента и не проверяя факт отгрузки, рекомендовал принести в банк официальное письмо железной дороги, подтверждающее отгрузку, и такое письмо было представлено. Аккредитив был раскрыт, и выплата произведена в пользу поставщика. Через некоторое время приказодатель по аккредитиву обратился в банк-эмитент с требованием возврата денежных средств, мотивируя его тем, что товар им не был получен. Исполняющий банк, проанализировав ситуацию, принял решение перечислить средства в сумме аккредитива в пользу банка-эмитента. Исходя из вышеизложенного, в письме сформулированы следующие вопросы: - прав ли плательщик, требуя возврата денежных средств; - как избежать в дальнейшем подобных проблем?
Ответ: Современная глобальная экономика облегчает доступ товаров в большом количестве и быстрорасширяющемся ассортименте в большинство регионов нашей страны. В рамках постоянного роста объемов товарооборота в Российской Федерации на первое место выходит аккредитивная форма расчетов. Потребность в использовании данной формы возникает тогда, когда частные лица или компании - владельцы счета в одном пункте периодически (или от случая к случаю) нуждаются в деньгах в другом пункте, в своей стране или за рубежом. Когда покупатель и продавец находятся далеко друг от друга, разделены государственными или природными границами, включая водную преграду, операция усложняется рядом причин: - временем, затраченным на перевозку;
- риском во время транспортировки; - таможенными формальностями и др. Если в магазине или на рынке покупатель имеет дело непосредственно с товаром, то при приобретении товара на расстоянии нет гарантии, что вы получите именно тот товар, на поставку которого было заключено торговое соглашение. Товар может быть низкого качества, его может не хватать и т.д. Именно для подобного рода сделок рекомендуется аккредитив, который защищает интересы вовлеченных сторон. При использовании аккредитивной формы расчетов покупатель точно знает, что он получит нужный ему товар, а продавец - что ему будет сразу произведена оплата за поставленный товар. По своей природе аккредитив является сделкой, обособленной от договора купли продажи или иных договоров, а его использование облегчает расчетные операции коммерческих компаний. В общем случае аккредитив является одним из способов безналичных расчетов. На территории Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов подчиняется Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в редакции Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, а также Гражданскому кодексу Российской Федерации. Вернемся к ситуации, которая описана в полученном редакцией письме. Клиент представил в банк транспортный документ, который по названию не соответствовал документу, указанному в условиях аккредитива, так как вместо копии железнодорожной накладной была представлена квитанция о приеме груза. В соответствии с п. 6.3 гл. 6 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в редакции Указаний N 1256-У, N 1442-У сказано: "исполняющий банк обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива" и "при установлении несоответствия указанных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в их принятии, незамедлительно уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент и указав на расхождения, являющиеся причиной отказа. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия...". Таким образом, в данном случае сотрудник исполняющего банка должен был вернуть комплект документов получателю средств с указанием расхождения, которое явилось причиной отказа от выплаты. Данное расхождение трактуется следующим образом: наименование представленного транспортного документа не соответствует условиям аккредитива. Кроме того, необходимо было известить банк-эмитент о том, что представлен комплект документов, который не соответствует условиям аккредитива, с указанием вышеуказанного расхождения, что послужило причиной отказа в выплате по данному аккредитиву. В действиях, которые производились операционистом исполняющего банка и сотрудником службы безопасности, не было необходимости, так как банк работает только с документами и "аккредитив обособлен и независим от основного договора" (п. 4.1 гл. 4 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в ред. Указаний N 1256-У и N 1442-У). Исходя из вышеизложенного, отвечаем на поставленные в письме вопросы. Вопрос первый. По сути, плательщик прав, требуя возврата средств, так как документы не соответствуют условиям аккредитива. По формулировке требования плательщик неправ, так как аккредитив обособлен от контракта и банки имеют дело с документами, а не с товарами. Следовательно, неполучение товара в рамках контракта не может быть причиной для возврата средств по аккредитиву. Вопрос второй. Для избежания подобных ситуаций необходимо четко руководствоваться Положением N 2-П в редакции Указаний N 1256-У и N 1442-У и Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, при первичном или повторном представлении документов, содержащих расхождения с условиями аккредитива, следует своевременно (в течение 7 банковских дней) информировать получателя средств (бенефициара) и банк-эмитент о расхождениях. Можно также запросить бенефициара о возможности получения согласия плательщика оплатить документы с имеющимися расхождениями. И только после получения согласия плательщика на данную операцию производить выплату в пользу бенефициара по аккредитиву. Это позволит исполняющему банку избежать претензий со стороны клиента (приказодателя по аккредитиву), который в случае возникновения проблем с поступлениями товара вынужден будет самостоятельно урегулировать взаимоотношения со своим партнером (бенефициаром по аккредитиву).
О.Д.Землякова Специалист-практик, независимый эксперт Подписано в печать 06.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |