Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Биржевая облигация - новый инвестиционный инструмент рынка ценных бумаг ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6)



"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6

БИРЖЕВАЯ ОБЛИГАЦИЯ - НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

На финише весенней сессии - 24 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона N 281421-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". За концепцию этого правового документа, внесенного Правительством Российской Федерации и вводящего в жизнь финансового сектора страны новый вид облигаций - биржевые облигации, проголосовали 363 (!) депутата. Голосовавших против и воздержавшихся не оказалось, что уже само по себе говорит о многом.

В своем законопроекте Правительство Российской Федерации предлагает внести в действующий Закон несколько серьезных изменений, в том числе новую ст. 275-2 "Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций".

В соответствии с правительственным законопроектом эмиссия таких облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска при одновременном выполнении следующих условий:

1) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение в срок не позднее одного года с даты начала их размещения номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;

2) размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;

3) эмитентом облигаций является открытое акционерное общество, акции которого прошли процедуру листинга на фондовой бирже, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам;

4) облигации выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, осуществляющем депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам в процессе их размещения, на основании договора, в соответствии с которым осуществляется допуск облигаций к торгам и который заключается с этой фондовой биржей и (или) клиринговой организацией;

5) оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.

Облигации, отвечающие указанным условиям, предлагается именовать биржевыми облигациями.

Принципиально важно предложение Правительства Российской Федерации о том, что установленные федеральными законами ограничения на выпуск облигаций без обеспечения или на сумму, не превышающую размер уставного капитала акционерного общества, не распространяются на выпуск биржевых облигаций.

Номинальная стоимость всех биржевых облигаций не учитывается при определении величины обеспечения, предоставляемого эмитенту третьими лицами для выпусков облигаций, требующих государственной регистрации. В случае если по усмотрению эмитента выпуск (дополнительный выпуск) биржевых облигаций осуществляется с обеспечением, предоставление обеспечения происходит с учетом особенностей, установленных ст. ст. 272, 274, 275 действующего в настоящее время Закона "О рынке ценных бумаг". Биржевые облигации не могут выпускаться с залоговым обеспечением.

Правительство полагает, что биржевые облигации должны допускаться к торгам только фондовой биржей, осуществившей листинг акций их эмитента.

В процессе обращения и размещения...

К торгам на фондовой бирже биржевые облигации допускаются в процессе их размещения и обращения.

Причем в соответствии с законопроектом биржевые облигации в процессе их размещения допускаются к торгам только на одной фондовой бирже. И делается это на основании прохождения процедуры допуска к торгам в процессе их размещения.

Правда, в соответствии с тем же законопроектом биржевые облигации в процессе их обращения могут быть допущены к торгам также и на других фондовых биржах. Но это возможно только при условии осуществления соответствующей процедуры допуска биржевых облигаций к торгам, установленной п. 4 ст. 275-2, о которой идет речь.

При допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их обращения фондовой биржей, не производившей их размещение, депозитарий, осуществляющий операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через эту фондовую биржу, для целей учета прав на биржевые облигации должен зарегистрироваться в качестве номинального держателя у депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение сертификатов биржевых облигаций.

Что касается процедуры допуска, установленной законопроектом, то она предусматривает ряд существенных требований.

Прежде всего допуск биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже осуществляется на основании заявления эмитента.

К указанному заявлению прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций, проспект биржевых облигаций, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении облигаций, утверждения решения о выпуске облигаций и проспекта облигаций, а также других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии облигаций. Исчерпывающий перечень таких документов определяется правилами допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже, утвержденными фондовой биржей. Указанные правила должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Требования к составу сведений, включаемых в проспект биржевых облигаций, применяются с учетом изъятий, определяемых нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Фондовая биржа, осуществляющая допуск биржевых облигаций к торгам, обязана проверить документы, представленные для допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже на предмет соответствия полноты содержащейся в них информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Датой допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже является дата принятия соответствующего решения уполномоченным органом фондовой биржи.

При допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе размещения их выпуску присваивается индивидуальный идентификационный номер, а при допуске к торгам в процессе размещения дополнительного выпуска биржевых облигаций - индивидуальный идентификационный номер, состоящий из индивидуального идентификационного номера, присвоенного выпуску биржевых облигаций, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска.

По истечении трех месяцев с даты раскрытия информации об итогах дополнительного выпуска биржевых облигаций индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.

Порядок присвоения идентификационных номеров выпускам биржевых облигаций и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков биржевых облигаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае принятия решения о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения на каждом экземпляре решения о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и проспекта биржевых облигаций фондовой биржей указывается ее наименование, делается отметка о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже и дате такого допуска, а также указывается идентификационный номер, присвоенный выпуску биржевых облигаций фондовой биржей.

В случае принятия решения о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их обращения на каждом экземпляре решения о выпуске биржевых облигаций и проспекта биржевых облигаций фондовой биржей указывается ее наименование, делается отметка о допуске биржевых облигаций к торгам и дате такого допуска, а также указывается идентификационный номер, присвоенный выпуску биржевых облигаций фондовой биржей, осуществившей допуск биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения, и наименование этой фондовой биржи.

После допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения один экземпляр решения о выпуске биржевых облигаций передается эмитентом на хранение депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение биржевых облигаций.

Обязательными реквизитами сертификата биржевых облигаций вместо государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг и даты государственной регистрации являются идентификационный номер, присвоенный выпуску биржевых облигаций фондовой биржей, и дата допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения.

Новое в требованиях к эмитенту

Уведомление о включении биржевых облигаций в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения, предусмотренное действующим Законом, должно содержать полное фирменное наименование эмитента биржевых облигаций, дату допуска их к торгам на фондовой бирже, идентификационный номер, присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) биржевых облигаций фондовой биржей, номинальную стоимость, количество биржевых облигаций и цену (порядок определения цены) размещения биржевых облигаций.

В случае допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже их эмитент, а также фондовая биржа, осуществившая допуск биржевых облигаций к торгам, обязаны обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте биржевых облигаций, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. Кроме того, они должны не позднее чем за семь дней до даты начала размещения (обращения) биржевых облигаций раскрыть информацию о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в порядке, установленном правилами допуска биржевых облигаций к торгам, утвержденными фондовой биржей.

Эмитент биржевых облигаций не вправе вносить изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и (или) в проспект биржевых облигаций после начала их размещения.

В случае внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и (или) в проспект биржевых облигаций до начала их размещения эмитент обязан раскрыть информацию об этом в порядке и сроки, в которые раскрывается информация о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже.

В Правительстве Российской Федерации считают, что размещение биржевых облигаций, допущенных к торгам на фондовой бирже, может быть приостановлено федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или этой фондовой биржей в следующих случаях:

- нарушение эмитентом в ходе эмиссии биржевых облигаций требований законодательства Российской Федерации;

- обнаружение в документах, на основании которых биржевые облигации в процессе их размещения были допущены к торгам на фондовой бирже, недостоверной информации.

Возобновление размещения биржевых облигаций осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, приостановившего размещение, а в случае приостановления размещения биржевых облигаций фондовой биржей - по решению этой фондовой биржи.

После возобновления размещения биржевых облигаций срок их размещения может быть продлен на период приостановки их размещения по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, приостановившего размещение, а в случае приостановления размещения биржевых облигаций фондовой биржей - по решению этой фондовой биржи.

В случае приостановления размещения и возобновления размещения биржевых облигаций фондовой биржей последняя в срок не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном им порядке.

Эмитент обязан завершить размещение биржевых облигаций в срок, установленный решением об их выпуске (дополнительном выпуске), но не позднее одного месяца с даты начала размещения биржевых облигаций. Представление отчета об итогах выпуска биржевых облигаций не требуется.

Не позднее следующего дня после окончания срока размещения биржевых облигаций либо не позднее следующего дня после размещения последней биржевой облигации, в случае если все биржевые облигации выпуска размещены до истечения указанного срока, фондовая биржа обязана раскрыть информацию об итогах выпуска биржевых облигаций и уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном им порядке. Раскрываемая информация и уведомление об итогах выпуска биржевых облигаций должны содержать даты начала и окончания размещения биржевых облигаций, фактическую цену (цены) размещения биржевых облигаций, номинальную стоимость, количество и объем по номинальной стоимости размещенных биржевых облигаций.

До истечения срока размещения биржевых облигаций их выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся на основании решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или фондовой биржи в следующих случаях:

- делистинга акций эмитента биржевых облигаций;

- приостановления размещения биржевых облигаций, если эмитентом в пределах срока их размещения не устранены нарушения, явившиеся причиной такого приостановления размещения.

Обращение биржевых облигаций до их полной оплаты и завершения размещения запрещается.

Обращение биржевых облигаций может осуществляться только на торгах фондовой биржи.

В случае если в процессе обращения биржевых облигаций акции эмитента исключаются из списка ценных бумаг, допущенных к торгам на всех фондовых биржах, осуществивших допуск биржевых облигаций к торгам, владельцы биржевых облигаций такого эмитента вправе предъявить их к досрочному погашению.

Срок исковой давности для признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций и сделок, совершенных в процессе размещения биржевых облигаций, составляет три месяца с даты представления уведомления об итогах выпуска биржевых облигаций в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае обнаружения неполноты информации, содержащейся в документах, на основании которых биржевые облигации были допущены фондовой биржей к торгам, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе приостановить на срок до одного года осуществление такой фондовой биржей допуска биржевых облигаций к торгам.

Кроме того, законопроект предлагает дополнить ст. 36 действующего Закона "О рынке ценных бумаг" абзацем следующего содержания: "Запрещается реклама биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых облигаций".

В интересах корпораций и инвесторов

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту N 281421-4, разработка и принятие этого документа обусловлены потребностью российских акционерных обществ в пополнении своих оборотных средств посредством выпуска краткосрочных финансовых инструментов, а с другой стороны - необходимостью расширения спектра финансовых инструментов для инвестирования свободных средств на рынке ценных бумаг.

Определяя краткосрочные финансовые инструменты как биржевые облигации, не предоставляющие их владельцам (держателям) иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости в срок не позднее 12 месяцев с даты начала размещения, законопроект закрепляет упрощенную процедуру эмиссии таких облигаций. Вместе с тем законопроект не исключает необходимости составления и утверждения уполномоченными органами управления эмитентов биржевых облигаций решения о выпуске облигаций и проспекта облигаций, предусматривая представление решения о выпуске и проспекта облигаций фондовой бирже для осуществления допуска указанных облигаций к торгам. Эмитент облигаций, выпускаемых без государственной регистрации, и фондовая биржа, осуществившая допуск к торгам таких облигаций, обязаны раскрыть информацию, содержащуюся в проспекте указанных облигаций, любому заинтересованному лицу независимо от целей получения этой информации.

Откликаясь на требования времени, законопроект предусматривает уведомительные порядки информирования фондовой биржей федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о допуске биржевых облигаций к торгам и о завершении размещения указанных облигаций.

В законопроекте большое внимание уделено защите прав и законных интересов инвесторов. В частности, выпускать биржевые облигации смогут только публичные компании - российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже, в силу чего они отвечают требованиям по раскрытию информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. Законопроект предусматривает, что размещение и обращение таких облигаций ограничивается проведением торгов на фондовой бирже.

В соответствии с законопроектом допуск к торгам биржевых облигаций в процессе размещения и обращения таких облигаций осуществляется фондовой биржей в соответствии с правилами, утвержденными ее уполномоченным органом и согласованными с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом указанные правила должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В ходе первого чтения законопроекта при обсуждении его концепции на пленарном заседании Государственной Думы эту позицию подтвердил и официальный представитель Правительства Российской Федерации В.А. Гусаков, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам. В своем выступлении он обратил внимание депутатов, в частности, на то, что в целях защиты интересов и законных прав инвесторов биржевые облигации смогут выпускать только те открытые акционерные общества, акции которых уже прошли процедуру листинга на фондовой бирже и которые по этой причине обязаны раскрывать всю необходимую информацию о себе автоматически.

Отметил он также и то, что биржевые облигации могут быть оплачены только денежными средствами, что они размещаются и обращаются исключительно на фондовых биржах и погашаются исключительно денежными средствами. Для депутатов это были весьма важные аргументы.

Конечно, на этапе второго чтения в документ, принятый в первом чтении, могут быть внесены те или иные поправки участников законотворческого процесса, обладающих правом законодательной инициативы. Но, судя по всему, эти поправки не будут носить принципиального характера, так как степень согласования проблемы между всеми заинтересованными сторонами весьма высока.

Е.Е.Смирнов

Издательская группа "БДЦ-пресс"

Подписано в печать

06.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Социальная карта как новый элемент системы расчетов ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6) >
...Банк являлся исполняющим банком по аккредитиву. Клиент должен был отгрузить товар железнодорожным транспортом и представить письмо от покупателя о получении груза и копию накладной. Однако вместо копии накладной была представлена квитанция о приеме груза. Аккредитив был раскрыт, но приказодатель потребовал возврата денежных средств, т.к. товар им не был получен. Прав ли плательщик? ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.