![]() |
| ![]() |
|
Нормативные акты Банка России и порядок ведения кассовых операций ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6)
"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Настоящая статья отражает мнение автора по некоторым аспектам применения нормативных актов Банка России по вопросам совершения и оформления операций с денежной наличностью и другими ценностями. Возможно, данный материал позволит сотрудникам кредитных организаций более четко ориентироваться в нюансах банковского законодательства и минимизировать риски, связанные как с непосредственной организацией работы кассового подразделения банка, так и с возможными претензиями контролирующих органов.
Проведение ревизий и инвентаризаций драгоценных металлов в кредитных организациях
В соответствии с Положением Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (с изменениями) (далее - Положение N 199-П) кредитные организации проводят ревизию банкнот, монеты и других ценностей, находящихся в их кассовых подразделениях. Ревизии проводятся не реже одного раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января, при смене или временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, в других случаях - по усмотрению руководителя кредитной организации. При этом, что понимается под "ценностями", в Положении N 199-П не конкретизировано.
Одновременно кредитные организации при осуществлении операций с драгоценными металлами руководствуются требованиями ряда законодательных и нормативных актов, в том числе Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Согласно указанному Федеральному закону драгоценные металлы и драгоценные камни отнесены к разряду ценностей. Вопросы работы юридических лиц независимо от форм собственности с драгоценными металлами в настоящее время регулируются Инструкцией "О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении", утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н). Инструкция N 68н предусматривает проведение инвентаризации драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении два раза в год (по состоянию на 1 января и 1 июля) во всех местах их хранения и использования, а также в других случаях, в том числе при смене материально-ответственных лиц. Таким образом, можно сделать вывод, что Положением N 199-П и Инструкцией N 68н предусматривается обязательное проведение одновременно и ревизии ценностей (в том числе драгоценных металлов), и инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января, а также при каждой передаче ответственности за сохранность ценностей в хранилище ценностей кредитной организации. Фактически же и ревизия, и инвентаризация предполагают сверку наличия драгоценных металлов в хранилище ценностей с учетными данными. По мнению автора, проведение одновременно и ревизии, и инвентаризации при совпадении конечных целей этих действий ведет к неоправданным временным затратам в кассовых подразделениях кредитных организаций, работающих с драгоценными металлами. Тем более что согласно п. 4 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731, правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней в кредитных организациях, а также ведения отчетности об их использовании устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. В то же время Инструкция N 68н, разработанная, кстати говоря, в том числе и в соответствии с вышеназванными Правилами, устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Учитывая изложенное, по мнению автора, в данном случае кредитным организациям логичнее было бы организовывать свою работу исходя из требований регулятора - Банка России. Вместе с тем для этого необходимо внести ряд уточнений в нормативные акты Банка России и Правительства Российской Федерации. Инструкция N 68н все же не содержит каких-либо ограничений по распространению или нераспространению ее на кредитные организации. В п. 1.3 говорится, что "установленный настоящей Инструкцией порядок должны соблюдать все юридические лица независимо от форм собственности, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации)". Поэтому логичным вариантом было бы включение в эту Инструкцию норм, предусматривающих нераспространение ее на кредитные организации, с одновременным принятием Банком России нормативного документа, регламентирующего порядок непосредственного совершения операций с драгоценными металлами в физической форме - приема, выдачи слитков при их покупке, продаже, приеме в залог, приеме или выдаче с обезличенных металлических счетов и т.д., а также вопросы хранения слитков и сверки фактического наличия драгоценных металлов в хранилище ценностей кредитной организации с учетными данными. Другим вариантом могло бы быть установление нормы, предусматривающей, что порядок приема-передачи драгоценных металлов при осуществлении кредитными организациями операций по их купле-продаже определяется соответствующим договором, а также определение минимальных требований к этому договору (например, наличие акта приема-передачи, его обязательные реквизиты и др.).
Организация документооборота при обеспечении денежной наличностью во внерабочее время
Рассмотрим, как происходит организация документооборота при обеспечении денежной наличностью внутренних структурных подразделений кредитных организаций и операционных касс, осуществляющих обслуживание населения в послеоперационное время, в выходные, праздничные дни. В соответствии с Положением N 199-П выдача (прием) денежной наличности, необходимой для обслуживания клиентов, может производиться как сотрудникам подразделения инкассации для последующей доставки во внутренние структурные подразделения, так и непосредственно кассовым работникам внутренних структурных подразделений и касс, осуществляющих обслуживание населения в послеоперационное время кредитной организации, в выходные, праздничные дни. В соответствии с Положением N 199-П выдача (прием) денежной наличности указанным работникам производится по расходным (приходным) кассовым ордерам. Пунктами 6.1.10 и 6.3.16 Положения N 199-П предусматривается оформление в подразделении-отправителе и подразделении-получателе соответственно расходного и приходного кассовых ордеров. После принятия Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И, регулирующей порядок совершения отдельных видов банковских операций с наличной валютой Российской Федерации, иностранной валютой и чеками, Банк России выпустил Указание от 11.06.2004 N 1446-У, регламентирующее порядок бухгалтерского учета этих операций. Одновременно в данном Указании предусмотрены бухгалтерские проводки по операциям обеспечения денежной наличностью внутренних структурных подразделений кредитных организаций и операционных касс, осуществляющих обслуживание населения в послеоперационное время, в выходные, праздничные дни (далее - послеоперационная касса). Согласно этому Указанию операции по выдаче (приему) денежной наличности кассовому работнику внутреннего структурного подразделения или послеоперационной кассы оформляются проводками по лицевым счетам на балансовом счете 20202 "Касса кредитных организаций". Операции по доставке денежной наличности между кредитной организацией и внутренним структурным подразделением через инкассаторов оформляются в учете через балансовый счет 20209 "Денежные средства в пути". Таким образом, в случае доставки из кредитной организации (сдачи в кредитную организацию) денежной наличности непосредственно кассовым работником внутреннего структурного подразделения (без участия сотрудников подразделения инкассации) на одну хозяйственную операцию (и, соответственно, одну бухгалтерскую проводку) будут оформлены одновременно два первичных учетных документа с одинаковой контировкой счетов. Конечно, современные автоматизированные банковские системы позволяют в подобных случаях оформлять одну проводку на два документа, однако правомерность таких действий с точки зрения законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России и принципов бухгалтерского учета в целом вызывает большое сомнение. Решением могло бы быть внесение уточнений либо в характеристику балансового счета 20209 "Денежные средства в пути", либо (а желательно и вместе с этим) в Указание Банка России от 11.06.2004 N 1446-У в части снятия строгого регулирования использования балансового счета 20209 при учете операций по подкреплению/инкассации внутренних структурных подразделений кредитной организации.
Использование терминов "кассовые операции" и "кассовое обслуживание" и регулирование операций внутренних структурных подразделений
Указанием Банка России от 04.10.2005 N 1624-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" в вышеназванную Инструкцию внесен ряд изменений. Согласно указанной Инструкции кредитно-кассовый офис кредитной организации вправе осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять кассовые операции с физическими и юридическими лицами, а также отдельные виды банковских операций и сделок с наличной валютой и чеками, предусмотренные Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И (с изменениями). Вместе с тем в настоящее время в банковском законодательстве и нормативных актах Банка России определения понятий "кассовое обслуживание" и "кассовые операции" отсутствуют. Имеются лишь отдельные разъяснения структурных подразделений Банка России по этим вопросам, которые в силу закона не носят нормативного характера. В связи с этим изменение редакции п. п. 9.6 и 9.8 Инструкции N 109-И может, по мнению автора, привести к неоднозначному подходу в вопросе определения перечня операций, которые могут осуществляться в кредитно-кассовом офисе и операционной кассе вне кассового узла как со стороны кредитных организаций, так и со стороны контролирующих органов - инспекционных подразделений Банка России. Что же может пониматься под кассовым обслуживанием? Прежде всего слово "обслуживание" предполагает некое общение обслуживающей и обслуживаемой сторон, в нашем случае - работника банка, связанного с совершением и (или) оформлением операций с денежной наличностью, и клиента. Что же касается термина "кассовые операции", то само слово "операции" подразумевает выполнение каких-то действий. Таких действий в кассе немного: прием, выдача и пересчет наличных денег. Таким образом, можно сделать вывод, что кассовым обслуживанием физических и юридических лиц можно считать совокупность действий кредитной организации, связанных с обслуживанием клиентов, при которых производится прием или выдача из кассы кредитной организации денежной наличности, в то время как кассовые операции - это непосредственно прием, выдача и пересчет денежной наличности кассовыми работниками кредитной организации. Но вернемся к операциям кредитно-кассового офиса и операционной кассы вне кассового узла (следует отметить, что в данном случае не рассматриваются другие внутренние структурные подразделения, т.к. дополнительный офис может выполнять все операции, предусмотренные выданной банку лицензией Банка России, а обменный пункт и передвижной пункт кассовых операций в силу своих особенностей имеют жестко ограниченный круг возможных операций). Банк России в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Этот порядок для кредитных организаций установлен Положением N 199-П (с изменениями). Регулирование нормативными актами Банка России вопросов возможности или невозможности осуществления во внутреннем структурном подразделении операций по приему, выдаче и пересчету денежной наличности (за исключением установления требований к помещениям кредитных организаций для совершения операций с ценностями), по мнению автора, нецелесообразно. Тем более что порядок организации кассовой работы, требования к помещениям для совершения операций с ценностями, порядок открытия, закрытия дополнительных офисов, операционных касс вне кассового узла, кредитно-кассовых офисов практически идентичны. В то же время кассовое обслуживание, на наш взгляд, может рассматриваться в нормативных актах Банка России как банковская операция, которая при выполнении определенных требований (в том числе к помещениям для совершения операций с ценностями) может или не может совершаться во внутреннем структурном подразделении кредитной организации.
А.А.Серый Заместитель начальника управления кассовых операций ОАО "МДМ-Банк" Подписано в печать 06.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |