![]() |
| ![]() |
|
Правовое регулирование открытия банковского счета ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6)
"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКОГО СЧЕТА
Предметом настоящей статьи является рассмотрение гражданско-правовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с открытием банковского счета.
О сочетании гражданско-правовых и публично-правовых элементов в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета
Институт банковского счета имеет сложную правовую природу, обусловленную сочетанием гражданско-правовых и публично-правовых элементов. С одной стороны, банковский счет является формой договора, заключаемого между банком и его клиентом, отношения по которому регулируются нормами гл. 45 ГК РФ. Согласно ст. 846 ГК РФ "при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами".
С другой стороны, открытие и ведение банковских счетов является в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ <1> (далее - Закон о банках) банковской операцией, проведение которой регламентируется преимущественно нормами публичного права. Согласно ст. 30 Закона о банках порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. ————————————————————————————————<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Статья 492.
По нашему мнению, основу института банковского счета составляют гражданско-правовые отношения между банком и его клиентом по договору банковского счета, которые могут подвергаться в публичных интересах ограничениям, но только на основании соответствующих законов и исключительно в случаях, прямо предусмотренных нормами гл. 45 ГК РФ (п. 2 ст. 846, п. 2 ст. 854, п. 2 ст. 857, ст. 858). Анализ законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что целью публично-правового регулирования открытия и ведения банковских счетов является контроль (надзор) со стороны государства: 1) за исполнением клиентами банков как налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов (налоговый контроль); 2) за соблюдением клиентами банков валютного законодательства РФ в случае открытия ими валютных счетов (валютный контроль); 3) за соблюдением клиентами банков законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, следует отметить, что публично-правовое регулирование открытия и ведения банковских счетов направлено на обеспечение условий по исполнению судебных решений о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка в целях удовлетворения требований взыскателей, а также решений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности. Публично-правовые нормы, регулирующие открытие и ведение счетов, в зависимости от субъектов рассматриваемых правоотношений можно разделить на три группы: 1) нормы, регулирующие отношения между банком и клиентом. К этой группе относятся нормы, предусматривающие отказ банка в открытии клиенту счета, а также нормы, устанавливающие требования к документам клиента, представление которых необходимо для открытия в банке счета, и др.; 2) нормы, регулирующие отношения между банком и государством. В эту группу входят нормы, регулирующие: - представление государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе нормы, устанавливающие публично-правовую обязанность банка сообщать информацию об открытии (закрытии) счетов клиентам и ответственность за непредставление такой информации; - ограничения распоряжения счетом, в том числе наложение ареста и приостановление операций по счету; - списание денежных средств со счета клиента без его распоряжения; 3) нормы, регулирующие отношения между клиентом банка и государством. К этой группе относятся нормы, устанавливающие обязанность клиентов банка как налогоплательщиков представлять в налоговый орган информацию об открытии (закрытии) счетов и их ответственность за непредставление или несвоевременное представление такой информации. Следует отметить, что в последние годы явно прослеживается тенденция к значительному расширению сферы применения публично-правовых норм в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета. Это подтверждает анализ положений Федеральных законов от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <2> и от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <3>. ————————————————————————————————<2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Статья 3418. <3> СЗ РФ. 2003. N 50. Статья 4859.
Таким образом, гражданско-правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, практически "вытесняются" нормами публичного права, что дает основания некоторым авторам утверждать, что институт банковского счета имеет публично-правовую природу. Предметом настоящей статьи является рассмотрение гражданско-правовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с открытием банковского счета.
Способы заключения договора банковского счета
В гл. 45 ГК РФ отсутствуют специальные требования к форме договора банковского счета. Учитывая то обстоятельство, что одной из сторон договора банковского счета является банк (ст. 845 ГК РФ), а также положение пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, согласно которому сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, правомерно сделать вывод о том, что договор банковского счета совершается в простой письменной форме. Договор банковского счета может быть заключен следующими способами: путем подписания единого документа - договора, путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), а также путем совершения банком конклюдентных действий в ответ на письменную оферту клиента (п. 3 ст. 434 ГК РФ и п. 3 ст. 438 ГК РФ). Последний способ заключения договора банковского счета требует отдельного рассмотрения. Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. В соответствии с этим пунктом совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Анализ приведенных норм ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что договор банковского счета может считаться заключенным после направления клиентом в банк заявления на открытие банковского счета, которое рассматривается в качестве оферты, то есть предложения заключить договор, и совершения банком конклюдентных действий по открытию счета, которые рассматриваются в качестве акцепта, то есть согласия банка заключить договор. Таким действием банка по открытию счета в правовой доктрине принято считать проставление (учинение) руководителем банка на заявлении клиента об открытии счета разрешительной надписи <4>. В юридической литературе высказывалось также мнение о том, что акцептом следует признать открытие счета <5>. ————————————————————————————————<4> См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 697; Гражданское право: Учебник. Том 2. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 453; Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том 2. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. С. 245; Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1997. С. 143. <5> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Введение, текст, комментарии / Под ред. К.Д. Лубенченко. М.: Банковское дело, 2000. С. 233.
По нашему мнению, проставление (учинение) руководителем банка на заявлении клиента об открытии счета разрешительной надписи не является достаточным действием для признания его в качестве акцепта. В качестве акцепта может быть признано только непосредственное открытие счета, так как именно это действие соответствует условиям договора, указанным в оферте. Кроме того, следует отметить, что клиент не имеет возможности узнать о таком действии банка, как проставление (учинение) руководителем на заявлении об открытии счета разрешительной надписи, до открытия счета, когда он фактически сможет им распоряжаться. В зависимости от признания в качестве акцепта проставления руководителем банка разрешительной надписи на заявлении клиента или открытия счета будут различаться даты заключения договора банковского счета: в первом случае это будет дата проставления руководителем банка на заявлении клиента разрешительной надписи, а во втором - дата открытия счета. Датой открытия счета следует считать дату соответствующей записи в Книге регистрации открытых счетов, в которой согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П <6>, регистрируются открытые счета клиентам <7>. ————————————————————————————————<6> Вестник Банка России. 2002. N 7071. <7> См.: Письмо ФНС России от 02.09.2005 N ШС-6-24/733@ // Документы и комментарии. 2005. N 20.
Необходимо также отметить, что конклюдентные действия банка по открытию счета в ответ на письменную оферту (заявление об открытии счета) клиента могут быть признаны акцептом только в том случае, если они совершены в срок, установленный для акцепта, условие о котором должно содержаться в оферте. Как правило, на практике клиенты банка в заявлении об открытии счета не указывают срок для его открытия банком. Учитывая это обстоятельство, акцептом следует признать не конклюдентные действия банка по открытию счета, а уведомление банком клиента об открытии счета (п. 1 ст. 438 ГК РФ). В этом случае договор банковского счета будет считаться заключенным путем обмена документами, а датой заключения договора станет момент получения клиентом уведомления банка об открытии счета. Если при открытии счета подписывается единый документ - договор, заявление на открытие счета и разрешительная надпись о его открытии рассматриваются как действия сторон договора по его исполнению, связанные с открытием счета. В настоящее время договор банковского счета заключается, как правило, именно путем подписания сторонами единого документа - договора, в котором устанавливаются права и обязанности сторон и другие условия. Такой способ заключения договора банковского счета, как обмен документами, может использоваться, по нашему мнению, при открытии клиентом в банке второго и последующих счетов, если режим открываемого счета аналогичен режиму ранее открытого и в документах отражено согласие сторон о том, что договор банковского счета подлежит исполнению на условиях подписанного ранее договора.
О публичности договора банковского счета
В правовой доктрине не сложилось единого мнения по вопросу о том, является ли договор банковского счета публичным договором. Существует точка зрения, что договор банковского счета относится к публичным договорам. Такой подход аргументируется тем, что банк, являясь специально образованным для проведения банковских операций, и в том числе расчетных, не может отказать клиенту, за некоторыми исключениями, в заключении договора банковского счета. Условия такого договора являются одинаковыми для всех клиентов <8>. ————————————————————————————————<8> См.: Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 641; Гражданское право: Учебник. Часть 2. Обязательственное право / Под ред. В.В. Залесского. М.: МТК "Восточный экспресс", 1998. С. 378.
Сторонники противоположной точки зрения считают, что договор банковского счета нельзя признать публичным договором <9>. ————————————————————————————————<9> См.: Сарбаш С.В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М.: Статут, 1999. С. 18; Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том 2. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. С. 246; Ефимова Л.Г. Банковские сделки (актуальные проблемы). Автореф. дис. ...докт. юрид. наук. М., 2000. С. 18; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999. С. 252.
В юридической литературе высказывается также мнение, занимающее как бы промежуточное положение между двумя полярными позициями: договор банковского счета близок к публичному договору. В.А. Белов отмечал, что "договору банковского счета присущи только два признака публичного договора, а именно: 1) обязанность банка заключить договор банковского счета со всяким потенциальным клиентом, обратившимся к нему с предложением открыть счет на объявленных банком условиях и 2) последствия необоснованного уклонения банка от исполнения этой обязанности" <10>. ————————————————————————————————<10> Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2000. С. 302.
Представляется, что с позиции действующего законодательства договор банковского счета не является публичным договором. Договор банковского счета не может быть отнесен к публичным договорам прежде всего на том основании, что в п. 1 ст. 846 ГК РФ закреплено право сторон договора согласовывать его условия. И только в том случае, если банк самостоятельно определил (объявил) такие условия, действует правило, установленное п. 2 ст. 846 ГК РФ, согласно которому банк обязан заключить договор банковского счета с каждым клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на указанных условиях. При этом следует отметить, что объявление банком условий договора банковского счета не ограничивает его возможностей для заключения с отдельными клиентами, в том числе VIP-клиентами, договоров на условиях, согласованных с каждым таким клиентом и отличных от условий, объявленных банком. Как справедливо отмечает А.Е. Шерстобитов, "банк должен иметь право на дифференцированный подход к вопросам кредитования счета, оплаты его расходов на совершение операций по счету, установления процентов за пользование банком средствами, находящимися на счете, и т.д." <11>. ————————————————————————————————<11> Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том 2. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 246.
Такой подход нашел отражение в арбитражной практике. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.1999 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" отмечается следующее: "В соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Вместе с тем следует иметь в виду, что в случае, когда коммерческим банком на основании действующего законодательства, банковских правил разработан и объявлен договор банковского счета определенного вида, содержащий единые для всех обратившихся условия (цена услуг банка, размер процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, и т.д.), банк в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 846 ГК РФ обязан заключить такой договор с любым клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на указанных условиях" <12>. ————————————————————————————————<12> Вестник ВАС РФ. 1999. N 7.
Объявление банком условий договора банковского счета следует рассматривать как публичную оферту (п. 2 ст. 437 ГК РФ). При заключении договора банковского счета на объявленных банком условиях необходимо также учитывать положения п. 2 ст. 445 ГК РФ, регулирующие заключение договора в обязательном порядке.
Основания правомерного отказа банка в открытии банковского счета
Отказ банка от заключения договора банковского счета на объявленных банком условиях допускается только в случаях, установленных абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ. Следует выделить три основания правомерного отказа банка в открытии клиенту банковского счета: 1) если совершение соответствующих операций по счету не предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией). О.В. Сгибнева справедливо полагает, что отказать в открытии счета банк может при условии, что "выданная банку лицензия не разрешает проводить операции, предусматриваемые режимом открываемого счета" <13>. В связи с этим она приводит пример такого отказа: "если клиент обращается в банк, имеющий рублевую лицензию, с просьбой открыть ему валютный счет, отказ банка будет правомерным" <14>; 2) при отсутствии у банка возможности принять на банковское обслуживание. По мнению С. Чубарова, примером отказа по такому основанию является отсутствие у банка технических возможностей для предоставления клиенту услуг, соответствующих режиму открываемого счета <15>; 3) если отказ допускается законом или иными правовыми актами. ————————————————————————————————<13> Гражданское право: Учебник. Часть 2. Обязательственное право / Под ред. В.В. Залесского. С. 382. <14> Там же. <15> См.: Чубаров С. Договор банковского счета // Хозяйство и право. 1996. N 12. С. 96.
Законом допускаются следующие случаи отказа банка в открытии счета. Во-первых, согласно п. 9 ст. 76 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Во-вторых, уполномоченные банки отказывают в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 и 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <16>, либо представления им недостоверных документов. ————————————————————————————————<16> СЗ РФ. 2003. N 50. Статья 4859.
В-третьих, согласно п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <17> кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях: - отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности; - непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов; - наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с указанным Федеральным законом. ————————————————————————————————<17> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Статья 3418.
Кроме того, кредитным организациям в соответствии с указанным Федеральным законом запрещается: - открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации; - открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя; - устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. Основанием для отказа в открытии счета является также введение Банком России запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций. Согласно ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <18> в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года. ————————————————————————————————<18> СЗ РФ. 2002. N 28. Статья 2790.
Согласно п. 4 ст. 445 и п. 2 ст. 846 ГК РФ при необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета на объявленных им условиях клиент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении банка заключить договор. Банк, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, должен возместить клиенту причиненные этим убытки. В правовой доктрине сформировался подход, согласно которому отношения по договору банковского счета возникают независимо от внесения (зачисления) клиентом денежных средств на банковский счет, что позволяет признать такой договор консенсуальным. В юридической литературе встречается и иная точка зрения: "банк может определить в договоре, что для вступления договора в силу клиент обязан внести на счет определенную сумму" <19>. ————————————————————————————————<19> Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1997. С. 143.
Представляется, что наличие в договоре банковского счета условия о том, что вступление договора в силу зависит от внесения клиентом денежных средств на счет, противоречит существу такого договора. Как отмечалось выше, открытие счета представляет собой действие банка по исполнению договора, заключенного сторонами, которое не может быть осуществлено на основании не вступившего в силу договора.
Документы, представляемые в банк для открытия счета
Согласно ст. 5 Закона о банках открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. Согласно ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, для открытия банковского счета законами установлены требования о предъявлении только указанных выше документов. Кроме законов, требования к представляемым для открытия банковского счета документам содержатся в нормативных актах Банка России, так как согласно ст. 30 Закона о банках порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. Для открытия банковских счетов юридические лица представляют в банк документы в соответствии с Инструкцией Госбанка СССР от 30.10.1986 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" <20>, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. ————————————————————————————————<20> Закон. 1997. N 1.
Согласно указанной Инструкции в банк представляются заявление на открытие счета; документ о государственной регистрации; копии учредительных документов; карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально. Удостоверительная надпись нотариуса на карточке с образцами подписей и оттиска печати должна соответствовать форме N 56 (удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица) Приложения к Приказу Минюста России от 10.04.2002 N 99 <21>. ————————————————————————————————<21> Российская газета. 2002. 24 апр.
Следует отметить, что в соответствии с п. 10 Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" <22> карточка с образцами подписей и оттиска печати может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации или подразделения расчетной сети Банка России, уполномоченного распорядительным актом кредитной организации или подразделения расчетной сети Банка России. ————————————————————————————————<22> Вестник Банка России. 2003. N 36.
Банки для идентификации клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязаны получить от них сведения, установленные Положением Банка России от 19.08.2004 N 262-П <23>. ————————————————————————————————<23> Вестник Банка России. 2004. N 54.
На практике банки требуют также представления документов, подтверждающих назначение (избрание) на соответствующие должности лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (копии приказов о назначении на должности и/или выписки из протоколов соответствующих органов управления об избрании (назначении) на должности, копии писем о согласовании с территориальным учреждением Банка России кандидатур руководителей, главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера). Для открытия банковских счетов отдельных видов Банком России устанавливаются специальные требования. Так, например, перечень документов, необходимых для открытия корреспондентского счета (субсчета), в том числе в Банке России, установлен Положением от 03.10.2002 N 2-П <24>. ————————————————————————————————<24> Вестник Банка России. 2002. N 74.
Обязанность банков сообщать в государственные органы об открытии клиентам банковских счетов
Статьей 86 НК РФ установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, в том числе обязанность сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Согласно п. п. 1, 2 и 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <25> сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя. ————————————————————————————————<25> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Статья 3431.
Учитывая то обстоятельство, что функции органов государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполняют налоговые органы, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны направляться банками в налоговые органы как на основании п. 1 ст. 86 НК РФ, так и на основании ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. В целях исключения дублирования сообщаемых в налоговые органы банками сведений об открытии (закрытии) счетов МНС России Письмом от 29.04.2004 N 09-1-02/1911 <26> подтвердило достаточность однократного представления банками в налоговые органы информации о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ————————————————————————————————<26> Вестник Банка России. 2004. N 34.
Статья 28 Закона о банках содержит требование об обязанности банков ежемесячно сообщать в Банк России об открытии на территории Российской Федерации и за рубежом такой разновидности банковских счетов, как корреспондентские счета.
Порядок представления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счетов
Порядок представления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счетов установлен Приказами МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ <27>, БГ-3-24/180@ <28> и от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ <29>, а также Письмом ФНС России от 10.06.2005 N ШС-6-24/480@ <30>. ————————————————————————————————<27> Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2004. N 15. <28> Российская газета. 2004. 20 апр. <29> Российская газета. 2004. 25 авг. <30> Экономика и жизнь. 2005. N 34.
Так, Приказом МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/180@ утвержден Порядок направления информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ утверждены формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно данному Приказу МНС России бланк "Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" включает три раздела, оформленных в виде отрывных частей: - часть первая - собственно "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" (далее - Сообщение банка налоговому органу) - предназначена для направления банком в налоговый орган по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет; - часть вторая - "Уведомление налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" - предназначена для направления налоговым органом по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет, в налоговый орган по месту учета банка; - часть третья - "Корешок сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" - остается в банке в целях подтверждения факта о направлении им сообщения налоговому органу об открытии (закрытии) счета в установленный законодательством срок. Сообщение банка налоговому органу предусматривает заполнение реквизитов открываемого счета, в том числе номера счета, даты открытия счета и др. Однако существенным недостатком формы Сообщения является, по нашему мнению, отсутствие в нем реквизита "наименование (тип, вид) счета", который предусматривался бланком старого Сообщения, или иного аналогичного реквизита, предназначенного для информации о назначении (цели) открываемого счета. Представляемая банком информация о банковских счетах может быть использована как налоговыми органами, так и судебными приставами-исполнителями (взыскателями), получающими такую информацию от налоговых органов, в целях обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности и судебных решений о взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах. Учитывая то обстоятельство, что денежные средства, находящиеся не на всех банковских счетах, могут быть объектом обращения на них взыскания по обязательствам владельцев счетов, информация о наименовании (типе, виде) или назначении (цели) счетов позволит налоговым органам и судебным приставам-исполнителям (взыскателям) оценить при необходимости правовую возможность такого ограничения в отношении распоряжения банковскими счетами. О каких банковских счетах идет речь? Так, согласно ст. 46.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <31> обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства его клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах), открытом профессиональным участником рынка ценных бумаг в кредитной организации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", не допускается. ————————————————————————————————<31> СЗ РФ. 1997. N 30. Статья 3591.
К банковским счетам, указанным в ст. 46.1, относятся специальные брокерские счета, которые согласно ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <32> предназначены для учета денежных средств клиентов, переданных ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежных средств, полученных по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. ————————————————————————————————<32> СЗ РФ. 1996. N 17. Статья 1918.
По нашему мнению, не может быть обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, предназначенных в соответствии со ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, по обязательствам доверительного управляющего. Организациям, выступающим в качестве доверительных управляющих (в том числе кредитным организациям - доверительным управляющим), для проведения расчетов по доверительному управлению открываются банковские счета на балансовом счете N 40701. Таким образом, включение в Сообщение банка налоговому органу сведений о наименовании (типе, виде) счета или назначении (цели) счета снижает риск неправомерного ограничения распоряжения банковским счетом. Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ предусмотрена форма информационного письма налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета, направляемого в банк налоговым органом по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет в банке, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Сообщения банка налоговому органу. До вступления в силу названных выше Приказов МНС России, устанавливающих порядок представления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счетов, использовалось аналогичное информационное письмо по форме, приведенной в Приложении N 1 к Порядку открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212, утвержденному Госналогслужбой России 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Минфином России 10.11.1996 N 95, Банком России 24.10.1996 N 349 <33>. ————————————————————————————————<33> Российские вести. 1996. 19 дек.
По нашему мнению, факт получения банком информационного письма налогового органа не имеет правового значения. Согласно данному Порядку открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям информационное письмо налогового органа служило банку основанием для извещения клиента о начале операций по открытому счету. В связи с тем что Решением Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N ГКПИ 03-565 <34> абз. 3 п. 7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1212, согласно которому операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения, признан недействующим, извещение банками клиентов о начале операций по открытым счетам не осуществляется. ————————————————————————————————<34> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
Федеральная налоговая служба (Письмо от 10.06.2005 N ШС-6-24/480@) <35> полагает, что информационное письмо подтверждает получение налоговым органом Сообщения банка об открытии счета клиенту. Однако из анализа судебно-арбитражной практики следует, что при применении к банкам мер ответственности, предусмотренных ст. 132 НК РФ за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, необходимо установление не факта получения такого сообщения налоговым органом, а факта его отправления банком, подтверждением которого может служить соответствующая почтовая квитанция (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2001 N Ф04/1813-180/А81-2001). ————————————————————————————————<35> Экономика и жизнь. 2005. N 34.
Кроме того, для подтверждения факта направления банком сообщения налоговому органу об открытии (закрытии) счета в установленный законодательством срок служит часть третья Сообщения - "Корешок сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета", который остается в банке. Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ предусмотрена форма извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка. Указанное извещение должно направляться банком заказным письмом в налоговый орган по месту учета клиентов банка после изменения номеров счетов в срок, предусмотренный законодательством РФ для сообщения банком налоговому органу об открытии (закрытии) счета, то есть в пятидневный срок. Следует отметить, что обязанность банков сообщать в налоговые органы об изменении номеров банковских счетов клиентов, а также ответственность за неисполнение такой обязанности НК РФ не предусмотрены. Учитывая это, можно сделать вывод, что банки не обязаны сообщать в налоговые органы об изменении номеров банковских счетов клиентов. Вместе с тем такая информация о банковских счетах необходима налоговым органам для осуществления функций налогового контроля в соответствии с требованиями гл. 14 НК РФ. В связи с этим представляется целесообразным внесение изменений в ст. 86 НК РФ в части установления обязанности банков сообщать в налоговые органы об изменении реквизитов банковских счетов клиентов, в том числе их номеров.
Об ответственности банков за нарушение порядка открытия счетов налогоплательщикам
Статьей 132 НК РФ предусмотрена ответственность банка за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику. Однако следует отметить, что НК РФ не регламентирует порядок открытия банковских счетов, а устанавливает исключительно две публичные обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков при открытии (закрытии) банковских счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ), за неисполнение которых ст. 132 НК РФ и предусмотрена налоговая ответственность банков. Речь идет о следующих обязанностях банка: обязанности открытия счетов организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и обязанности информирования налоговых органов об открытии или закрытии таких счетов в пятидневный срок. Как отмечалось выше, ст. 86 НК РФ на банк возложена публичная обязанность сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. В то же время ст. 132 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 тыс. руб. только за несообщение банком налоговому органу указанной выше информации, а за нарушение банком пятидневного срока сообщения ответственность не предусмотрена. В связи с тем что налоговые органы принимали решения о привлечении банков к ответственности за несвоевременное сообщение ими сведений об открытии или закрытии счетов клиентов, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановления от 10.04.2002 N 3611/01 и от 17.04.2002 N 755/02 <36>, Информационное письмо от 17.03.2003 N 71 <37>) указал на недопустимость расширения сферы действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения. ————————————————————————————————<36> Вестник ВАС РФ. 2002. N 10. <37> Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.
Если банк в пятидневный срок не сообщил в налоговый орган об открытии счета налогоплательщику, то правомерно возникает вопрос: до какого момента времени банк может это сделать, чтобы избежать налоговой ответственности за несообщение. Из Постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 N 3611/01 следует, что таким моментом является момент выявления налоговым органом факта ненаправления сообщения об открытии счета. Итак, если банк сообщил в налоговый орган об открытии счета с нарушением установленного срока, но до выявления налоговым органом такого нарушения, правовые основания для привлечения банка к налоговой ответственности отсутствуют. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. За нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации ст. 15.4 Кодекса РФ об административных нарушениях <38> установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, который налагается на должностных лиц налогоплательщиков, в том числе банков. ————————————————————————————————<38> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Статья 1.
Виды банковских счетов, об открытии (закрытии) которых необходимо уведомлять налоговый орган
На практике как банки, так и их клиенты сталкиваются с проблемой определения вида банковских счетов, которые подлежат регистрации в налоговых органах и, следовательно, об открытии (закрытии) которых необходимо сообщать в налоговые органы. В целях определения видов банковских счетов, которые подлежат регистрации в налоговых органах, следует обратиться к понятию "счет", признаки которого раскрываются в части первой НК РФ. Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Итак, определяющими в понятии "счет" являются два параметра: 1) основанием для его открытия служит договор банковского счета. Отношения по договору банковского счета регулируются гл. 45 ГК РФ; 2) на счет могут зачисляться и с него могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта возможность обусловлена режимом работы счета, регламентируемым банковскими правилами, прежде всего Правилами бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П, а также договором банковского счета. Учитывая изложенное, банк обязан сообщать налоговому органу только о тех банковских счетах, открытие которых опосредуется заключением договора банковского счета и режим работы которых предусматривает проведение операций по зачислению и расходованию денежных средств. Рассмотрим банковские счета, об открытии которых банки и их клиенты не обязаны, на наш взгляд, сообщать в налоговые органы. Прежде всего это депозитный счет, предполагающий заключение договора банковского вклада (депозита), отношения по которому регулируются правилами гл. 44 ГК РФ, и ссудный счет, предусматривающий заключение кредитного договора (§ 2 гл. 42 ГК РФ). Сюда же, на наш взгляд, относятся транзитные валютные счета, режим которых регулируется Инструкцией Банка России от 30.03.2004 N 111-И <39>. Согласно п. 2.1 указанной Инструкции Банка России для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют, должен соответствовать транзитный валютный счет. ————————————————————————————————<39> Вестник Банка России. 2004. N 29.
Таким образом, указанный счет открывается уполномоченным банком независимо от волеизъявления резидента одновременно с текущим валютным счетом. Как отмечается в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2005 N Ф09-1984/05-С7, транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком в одностороннем порядке без участия резидента в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Не обязаны банки сообщать в налоговые органы и об открытии клиенту накопительного счета как несоответствующего основным признакам понятия "счет". Согласно п. 1.16 ч. I Правил бухгалтерского учета в кредитных организациях накопительные счета открываются кредитными организациями на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие расчетного счета для зачисления средств. Расходование средств с накопительных счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов. В Письме Госналогинспекции по г. Москве от 16.06.1999 N 20-06/17021 <40> подтверждается, что положения ст. 132 НК РФ (нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику) не распространяются на накопительные счета, поскольку с данных счетов не могут расходоваться денежные средства. ————————————————————————————————<40> Налоговые известия Московского региона. 1999. N 9.
У банков как налогоплательщиков отсутствуют правовые основания сообщать в налоговые органы об открытии ими счетов N 30208 "Накопительные счета кредитных организаций при выпуске акций". Режим работы указанного счета не предусматривает операций расходования денежных средств. Согласно п. 3.14 ч. II Правил бухгалтерского учета в кредитных организациях накопительный счет открывается кредитной организации - эмитенту после регистрации выпуска акций (проспекта эмиссии) по месту ведения корреспондентского счета в учреждении Банка России. На накопительном счете средства находятся и учитываются до регистрации отчета об итогах выпуска акций. В судебно-арбитражной практике рассматривались вопросы, связанные с необходимостью сообщения банками и их клиентами в налоговые органы об открытии иных счетов, в том числе транзитных. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.08.2002 N А33-3411/02-С3/Ф02-2174/2002-С1 указал, что согласно п. 4.18 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, через транзитные счета проводятся суммы принятых платежей за квартиру, коммунальные и другие услуги, налоговых платежей, добровольных взносов населения и организаций, денежных средств от физических лиц без открытия банковского счета для перевода в другие кредитные организации (филиалы) и в установленных случаях по другим операциям в корреспонденции со счетами клиентов, кассы, корреспондентскими счетами. В данном Постановлении делается вывод о том, что открытый организации транзитный счет не основан на договоре банковского счета и организация не могла проводить по нему операции и распоряжаться средствами с этого счета до их зачисления на расчетный счет. Поэтому транзитный счет по своему назначению и характеру использования не соответствует определению счета, указанному в п. 2 ст. 11 НК РФ, и организация не была обязана письменно извещать налоговую инспекцию об открытии счета. Неоднозначно решается судебно-арбитражной практикой вопрос об отнесении к категории "счет" субрасчетного счета. Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 02.03.2001 N Ф09-327/01АК указал на то, что субрасчетный счет является "разновидностью" расчетного счета и по нему осуществляются операции по зачислению и расходованию денежных средств. На наш взгляд, действующему законодательству соответствует другая позиция, изложенная в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.06.2002 N А38-15/65-02, где отмечается, что денежные средства по мере их поступления на субсчет переводятся на расчетный счет предприятия и не могут направляться на иные цели, при этом такое движение денежных средств не может быть признано расходованием. В связи с этим Федеральный арбитражный суд правомерно приходит к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности сообщать об открытии субрасчетного счета как не подпадающего под определение "счет", данное в п. 2 ст. 11 НК РФ. Следует отметить, что ответственность, установленная ст. 118 НК РФ за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счетов, распространяется и на банки как на налогоплательщиков, открывших счета в других банках. На необходимость обеспечения контроля за исполнением банками, их филиалами, а также учреждениями Банка России нормы ст. 23 НК РФ о сообщении сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов обращено внимание налоговых органов в Письме МНС России от 15.11.2002 N ММ-60-9/1768@ <41>. ————————————————————————————————<41> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. N 1.
С.П.Карчевский Начальник юридического отдела Расчетная палата ММВБ Подписано в печать 06.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |