![]() |
| ![]() |
|
Экспорт товаров в Республику Беларусь: оформление транспортных документов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 27)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 27
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ: ОФОРМЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь с 1 января 2005 г. действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 15 сентября 2004 г.). Согласно Федеральному закону от 28.12.2004 N 181-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" под термином "товары" понимаются товары, происходящие из территории государств сторон (т.е. которые были непосредственно произведены на территории Российской Федерации или Республики Беларусь). Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров в Республику Беларусь применяется нулевая налоговая ставка при условии подтверждения факта экспорта документами, указанными в приложении к Соглашению. К их числу относятся: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика. В случае расчета наличными денежными средствами налогоплательщиком представляются выписка банка (копия выписки банка), подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров. В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию государств сторон и принятие их на учет; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств сторон. При решении вопроса, какие документы являются транспортными (товаросопроводительными) документами при подтверждении нулевой ставки по экспорту товаров в Республику Беларусь, нередко возникают споры. В связи с тем что Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) между странами - участниками Договора (в том числе и Республика Беларусь) таможенный контроль на внутренней таможенной границе отменен, факт перемещения товаров через границу не подтверждается грузовой таможенной декларацией. Другие документы, представляемые в налоговые органы в соответствии с Соглашением для подтверждения нулевой ставки, также не содержат отметок о вывозе товаров. Для подтверждения экспорта товаров в Республику Беларусь необходимо представить копии транспортных документов, отражающих данные о физическом перемещении товаров. В качестве транспортного документа при перевозках автомобильным транспортом выступает товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Унифицированная форма товарно-транспортной накладной N 1-Т предусмотрена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" и регулирует отношения грузоотправителя или грузополучателя с организациями, осуществляющими перевозку грузов. В качестве товаросопроводительного документа может быть оформлена товарная накладная (форма ТОРГ-12). Она применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. В качестве товаросопроводительного документа организация, заключившая контракт с белорусским контрагентом на поставку товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь на условиях FCA "франко-перевозчик", представляет товарную накладную. Это является правомерным, поскольку в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС термин "франко-перевозчик" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. В названных Правилах указывается, что в соответствии с терминами группы F продавец обязан передать товары для перевозки согласно указаниям покупателя, поэтому в обязанности последнего входит заключение договора перевозки и указание перевозчика. Поставщик не перевозит товар, не имеет договорных отношений с организацией-перевозчиком. Поэтому у поставщика товара не возникает обязанности по оформлению товарно-транспортной накладной. Это подтверждается арбитражной практикой. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 31.03.2005 N КА-А40/2253-05 установлено, что использование товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т обязательно при перевозке груза покупателю третьим лицом, оказывающим соответствующие услуги; данная форма применяется внутри Российской Федерации, а не при перевозках за ее пределы. Согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2004 N А56-3145/04 отсутствие товарно-транспортных накладных (форма N 1-Т) не препятствует подтверждению экспорта при представлении документов, установленных ст. 165 НК РФ. Товарная накладная является для организации-продавца основанием для списания себестоимости проданных товаров. Второй экземпляр передается покупателю и служит основанием для принятия к учету этих ценностей. На товарной накладной ставится печать организации-продавца. Покупатель должен поставить свою печать, если его представитель получил товар без доверенности. В случае когда российская организация осуществляет торговые операции и не выполняет работ по перевозке товаров, первичными документами для нее будут являться не товарно-транспортные накладные, а товарные накладные. Это подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 N А56-21565/04, от 22.02.2005 N А56-30292/04, от 08.11.2005 N А56-52293/04). Однако товарная накладная не может быть документом, подтверждающим факт перевозки груза, поскольку сведений, содержащихся в ней, недостаточно для подтверждения перемещения товара. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 1200/04 говорится, что транспортные и товаросопроводительные документы включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей. Таким образом, при отсутствии товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) организация несет риски неподтверждения экспорта товара ввиду отсутствия документа, подтверждающего факт перемещения товара. Следует отметить, что в том случае, если доставка товаров осуществляется поставщиком на склады, расположенные в государстве, на территорию которого импортируется товар, налогоплательщиком представляются транспортные документы, подтверждающие перемещение экспортируемых товаров до места расположения склада, а также перемещение таких товаров со склада до покупателя (Письмо ФНС России от 20.12.2005 N ММ-6-03/1067@ "О порядке взимания косвенных налогов при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь").
Особенности экспорта товаров третьих стран
Если организация экспортирует в Республику Беларусь товары третьих стран, налогообложение таких товаров не подпадает под действие Соглашения и производится в соответствии с НК РФ и ТК РФ. Возникают спорные моменты по поводу того, по какой ставке облагать такие операции - признавать экспортом и применять нулевую ставку или облагать в установленном порядке по ставке 18% либо 10%, так как в Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) говорится о намерении создать единую таможенную территорию. В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления полного пакета документов, установленных ст. 165 НК РФ. Статьей 165 ТК РФ установлено, что под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Определение таможенной территории Российской Федерации дано в ст. 2 ТК РФ и включает в себя территорию Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, признаком экспорта товаров, дающим право на применение налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0% и налоговых вычетов по НДС, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации (т.е. если он вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации). При реализации товаров третьих стран в Республику Беларусь данные товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации. Поэтому налогообложение таких операций согласно п. 1 ст. 164 НК РФ при условии представления полного пакета документов осуществляется по налоговой ставке 0%. Минфин России в Письме от 20.09.2005 N 03-04-08/247 "О применении норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" разъясняет, что налогообложение операций по реализации на территорию Республики Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, должно производиться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Для подтверждения нулевой ставки необходимы следующие документы (ст. 165 НК РФ): 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; 2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. Если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров. При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций необходимо представить документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование; 3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган). Так как между Российской Федерацией и Республикой Беларусь граница отсутствует, нет пунктов пропуска. Подпунктом 3 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено в таком случае представление таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров; 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории. При этом, как и в случае с таможенной декларацией, если на границе таможенный контроль отменен, на указанных документах достаточно иметь отметки российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров на экспорт. Таким образом, в случае представления налогоплательщиком полного пакета документов, установленных ст. 165 НК РФ, налогообложение экспортируемых товаров третьих стран в Республику Беларусь осуществляется по нулевой налоговой ставке.
И.Василенко Ассистент аудитора ООО "АФК-Аудит" Подписано в печать 05.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |