![]() |
| ![]() |
|
Может ли рассматриваться постоянным представительством для целей налогообложения в Российской Федерации лицо с постоянным местопребыванием в Японии, если оно осуществляет коммерческую деятельность в Российской Федерации через брокера или комиссионера, при условии, что брокер действует в рамках своей обычной деятельности? ("Налоговый вестник", 2006, N 8)
"Налоговый вестник", 2006, N 8
Вопрос: Может ли рассматриваться постоянным представительством для целей налогообложения в Российской Федерации лицо с постоянным местопребыванием в Японии, если оно осуществляет коммерческую деятельность в Российской Федерации через брокера или комиссионера, при условии, что брокер действует в рамках своей обычной деятельности?
Ответ: Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и законодательство о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, устанавливают различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц. Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Конвенции от 18.01.1986 между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция) лицо с постоянным местопребыванием в Японии не рассматривается как имеющее постоянное представительство в Российской Федерации, только если оно осуществляет коммерческую деятельность в Российской Федерации через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что такие брокер или агент действуют в рамках своей обычной деятельности. Аналогичное положение, не противоречащее положению п. 5 ст. 4 Конвенции, предусмотрено п. 9 ст. 306 НК РФ, согласно которому иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности. При этом п. 2 ст. 309 НК РФ определено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), при условии, что получение вышеуказанных доходов данной организацией не связано с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам этой иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. На основании п. 1 ст. 310 НК РФ налог с таких доходов исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов. При этом брокер, комиссионер, профессиональный участник российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности, определяется как налоговый агент, выплачивающий вышеупомянутые доходы. В то же время п. 1 ст. 19 Конвенции установлено, что виды доходов лица с постоянным местопребыванием в Японии независимо от источников их возникновения, о которых не идет речь в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в Японии.
Таким образом, для применения п. 1 ст. 19 Конвенции к доходам, указанным в п. 5 ст. 309 НК РФ, то есть в случае, если налогоплательщик с постоянным местопребыванием в Японии осуществляет свою деятельность через брокера в Российской Федерации и намерен использовать свое право налогообложения полученных доходов в Японии в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, брокер должен представить российскому налоговому агенту документ, предусмотренный п. 1 ст. 312 НК РФ, подтверждающий постоянное местопребывание на территории Японии.
Т.Я.Кобзева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 05.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |