|
|
Аудит бюджетного учреждения: обоснованность сметы расходов социальной сферы ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 13)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 13
АУДИТ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОБОСНОВАННОСТЬ СМЕТЫ РАСХОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аудит социальной сферы призван оценить деятельность бюджетного учреждения с точки зрения достоверности его отчетности и выполнения социальных условий. В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи: - соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам; - правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов; - соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях; - своевременно ли представляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств; - достоверно ли составлена отчетность бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.
Специфика социальной сферы села и проводимого там аудита определяется тем, что предприятия социальной сферы осуществляют свою деятельность на основании Положения о территориальных округах администрации конкретного района, области, администрациях поселков, сельских округов. Обслуживание организаций социальной сферы осуществляется, как правило, централизованной бухгалтерией администрации поселка и села. Так, например, централизованная бухгалтерия пос. Деденево Московской области обслуживает следующие учреждения: - муниципальное дошкольное учреждение N 40; - муниципальное дошкольное учреждение N 42; - Деденевская общеобразовательная средняя школа; - дом культуры; - библиотека; - администрация; - централизованная бухгалтерия. В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю. К числу основных задач в области финансового контроля над деятельностью бюджетных учреждений относятся: - проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов; - создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей; - установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины, выявление отклонений от принятых стандартов, применение в случае финансовых нарушений жестких санкций не только к самим учреждениям, но и к конкретным должностным лицам; - содействие организации и ведению бухгалтерского учета, составлению обоснованной достоверной отчетности; - разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений, получение компенсаций за причиненный ущерб от виновных лиц. В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий. Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе исследования разработаны методические подходы к организации аудита социальной сферы. Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, знакомится с деятельностью проверяемого учреждения. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов учреждения в разрезе бюджетов, его устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др. Для предварительного обследования может быть использован следующий бланк проверки (табл. 1).
Таблица 1
Данные предварительного обследования учреждений социальной сферы
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| 1. Общие данные |
+——————————————————————————————————————————————————————————T—————+
|Наименование учреждения | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Данные о регистрации в налоговых органах, во внебюджетных | |
|фондах | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Руководитель учреждения | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Главный бухгалтер | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Юридический адрес, фактический адрес, контактный телефон | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Наличие на балансе подведомственных учреждений, их статус | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Численность организации в целом и в разрезе структурных | |
|подразделений | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Источники финансирования: в том числе | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Федеральный бюджет | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Региональный бюджет | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Местный бюджет | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Внебюджетные средства | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
| 2. Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего |
| контроля |
+——————————————————————————————————————————————————————————T—————+
|Организация бухгалтерского учета: централизованная | |
|бухгалтерия, отдельная бухгалтерия, другие | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Описание используемой системы бухгалтерского учета: ручная| |
|обработка данных, с использованием программ бухгалтерского| |
|учета | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Описание используемого программного продукта, организация,| |
|обслуживающая программное обеспечение | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Количество компьютеров, используемых для учета | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Численность сотрудников бухгалтерии | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы | |
|бухгалтеров, в том числе на данном участке | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Выполняемые обязанности, какие документы обрабатывает, | |
|какие расчеты составляет, какие проводки делает | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Оценка состояния бухгалтерского учета | |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Нормативно—правовое состояние ведения бухгалтерского учета| |
+——————————————————————————————————————————————————————————+—————+
|Форма хранения учетных регистров (бумажная, электронная), | |
|состояние учетных регистров | |
L——————————————————————————————————————————————————————————+——————
Данные первичной проверки дают вводную, обобщенную, картину деятельности учреждения. Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки. Аудит социальной сферы проводится наряду с ведомственной ревизией. Основная цель аудита - подтверждение достоверности отчетности об исполнении сметы расходов, а основная цель ревизии - проверка законности и целевого использования бюджетных средств. Результаты проведенной ревизии оформляются актом, который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых субъектов. Итоги ревизии докладываются органу государственного финансового контроля, назначавшему ревизию. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована только в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит. Результаты аудита подкреплены нормативно-правовыми документами. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и рекомендовать методику учета. Основные этапы проверок отражены в реестре (табл. 2), где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы ревизора по отношению к осуществляемой операции.
Таблица 2
Контрольные процедуры аудита основных операций организаций социальной сферы села
——————————————————T—————————————T————————————————————————————————¬
| Этап проверки | Объект | Выводы и решения аудитора |
| | контрольной | |
| | проверки | |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Операции по |Сметы |Целевое или нецелевое |
|бюджетным |бюджетных |расходование средств. |
|средствам и |учреждений, |Достоверность отчетности по |
|средствам, |договоры, |денежным потокам. Обеспечивается|
|полученным за |регистры |ли раздельное ведение учета |
|счет внебюджетных|учета и |расходов по каждому источнику |
|источников |движения |ассигнований |
| |денежных | |
| |средств | |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Учет кассовых |М/о N 1 |Во всех ли приходно—расходных |
|операций |(ф. 381), |документах указывается, за счет |
| |м/о N 2 |какого источника приобретены или|
| |(ф. 381), |получены денежные средства или |
| |ф. 440, |материальные ценности. Характер |
| |м/о N 5 |учета кассовых расчетов |
| | |(автоматизированно или вручную).|
| | |Правильно ли оформлены выходные |
| | |документы: прошиты, |
| | |пронумерованы, подписаны |
| | |руководителем. Нарушен ли лимит |
| | |кассы |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Учет труда и |Приказ |Периодичность ведения табеля, |
|заработной платы.|руководителя |аккуратно ли составлен табель, |
|Расчеты по оплате|организации, |нет ли поправок, правильно ли |
|труда |табель |ведется карточка—справка ф. 417:|
| |использования|отражаются ли сведения по всем |
| |рабочего |источникам финансирования суммы |
| |времени |начисленной заработной платы по |
| |ф. 421, |видам, суммы удержаний по видам,|
| |карточка— |суммы к выдаче |
| |справка | |
| |ф. 417 | |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Учет поступления |Договоры, |Характер учета продуктов питания|
|и расход |контракты, |и поставщиков (автоматизированно|
|продуктов питания|меню— |или вручную). Цена списания |
| |раскладки |продуктов, правильное ведение |
| | |учета списка продуктов, |
| | |оговоренного в договоре или |
| | |контракте, не ведется ли учет по|
| | |продуктам, которых нет в списках|
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Учет расчетов с |М/о N 8 |Ведется ли м/о N 8, характер |
|подотчетными | |оплаты товарно—материальных |
|лицами | |ценностей: безналичным путем или|
| | |нет |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Учет движения |Оборотная |Полное ли отражение наименования|
|малоценного |ведомость |предметов, количество, стоимость|
|инвентаря |ф. М—44 |их в разрезе учреждений. Указан |
| | |ли источник приобретения средств|
| | |и номера субсчетов отражения, |
| | |имеется ли подпись главного |
| | |бухгалтера и исполнителя. |
| | |Правильность перевода в состав |
| | |основных средств малоценного |
| | |инвентаря |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Основные средства|Ф. ОС—6 |Состояние аналитического учета, |
| | |ведение инвентарных карточек, |
| | |описей и оборотных ведомостей. |
| | |Правильность и законность |
| | |списания ОС. Правильность |
| | |начисления и учета износа на |
| | |основании годовых норм износа. |
| | |Эффективность и целевое |
| | |использование |
+—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
|Отчетность |Формы |Правильность заполнения отчетных|
|бюджетного |бюджетной |форм, их соответствие информации|
|учреждения |отчетности |бухгалтерских регистров и |
| | |установленным требованиям |
| | |бюджетного учета |
L—————————————————+—————————————+—————————————————————————————————
В бюджетных учреждениях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке сметы расходов можно представить в табл. 3.
Таблица 3
Реестр контрольных мероприятий статей расходов
—————————————————T————————T—————————————————T————————————————————¬
| Учреждение | Статья | Экономическое | Комментарии |
| | | состояние | |
+————————————————+————————+—————————————————+————————————————————+
|Проверяемое |Статья |Излишне |Ошибки, указанные |
|подведомственное|расходов|запланировано, |аудитором, действия |
|учреждение | |недорасход, |по устранению ошибок|
| | |перерасход | |
| | |денежных средств | |
L————————————————+————————+—————————————————+—————————————————————
Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения. Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетного учреждения. Проверку обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения целесообразно представить в виде разработанной в ходе исследования табл. 4.
Таблица 4
Аудит обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Расчет к смете |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
| Общие сведения |
| Территориальный округ |
| (наименование учреждения) |
+———T————————————————————————————————————————————————————————————+
| 1.|Общая кубатура всех строений по наружному обмеру ____ куб. м|
| 2.|Внутренняя площадь здания _______ кв. м |
| 3.|Количество групп, в них детей: |
| 4.|в т.ч. ясельных групп, в них детей: |
| 5.|Рабочие дни учреждения: |
| 6.|Количество дето—дней: |
| 7.|Количество классов, в них учащихся: |
| 8.|Количество ГПД, в них учащихся: |
| 9.|Количество освобожденных ГПД, 17,5%: |
|10.|Количество штатных единиц: |
|11.|Лимит потребления электроэнергии (кВт/ч): |
|12.|Потребление теплоэнергии по договору (Гкал): |
|13.|Водоснабжение: вода ____ куб. м, стоки ______ куб. м |
|14.|Количество телефонных точек: |
+———+————————————————————————————————————————————————————————————+
| Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного |
| учреждения |
+——————————————————————————T———————————————T———————————T—————————+
| Экономическая |Расчет плановых| Сумма |Замечания|
| классификация расходов, | расходов |(тыс. руб.)| аудитора|
| наименование статей | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|211 — заработная плата | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|212 — прочие выплаты | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|прочие текущие расходы | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|оплата льгот по | | | |
|коммунальным услугам | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|213 — начисления на оплату| | | |
|труда | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|221 — услуги связи | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|222 — транспортные услуги | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|командировки | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|транспортные услуги | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|223 — коммунальные услуги:| | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|оплата тепловой энергии | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|оплата электрической | | | |
|энергии | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|оплата водоснабжения | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|224 — арендная плата за | | | |
|пользование имуществом | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|225 — услуги по содержанию| | | |
|имущества: | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|оплата содержания | | | |
|помещения | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|СЭС | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|вывоз мусора | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|замер сопротивления, | | | |
|заправка огнетушителей | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|прочие коммунальные услуги| | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|ремонт оборудования | | | |
|и инвентаря | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|текущий ремонт зданий | | | |
|и сооружений | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|226 — прочие услуги: | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|страхование транспортных | | | |
|средств | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|прочие текущие расходы | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|310 — увеличение стоимости| | | |
|основных средств: | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|мягкий инвентарь | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|прочие расходные материалы| | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|320 — увеличение стоимости| | | |
|нематериальных активов | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|340 — увеличение стоимости| | | |
|материальных запасов: | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|медикаменты | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|продукты питания | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|горючес—мазочные материалы| | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|прочие расходные материалы| | | |
|и предметы снабжения | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|290 — прочие расходы | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|подписка | | | |
+——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+
|учебные пособия | | | |
L——————————————————————————+———————————————+———————————+——————————
Таблица состоит из двух частей. В первой части "Общие сведения" дается подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), школа и сады должны дать о себе данные о комплектации классов и детей в садах, в том числе в старших группах и яслях, дать данные о количестве дето-дней, также режим работы учреждения, количество оказываемых коммунальных услуг по договору. На основе показателей, указанных в "Общих сведениях", формируется вторая часть "Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного учреждения". Она разделена на три столбца. Первый столбец "Экономическая классификация расходов, наименование статей" составлен по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Во второй столбец "Расчет плановых расходов" забиваются расчеты по планируемым статьям. Третий столбец "Сумма" указывает итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний-пожеланий по проверяемым расчетам. Переход организаций социальной сферы на новый план счетов требует проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой инструкцией. Применение в практике аудита представленных в исследовании предложений позволит обеспечить аудитора инструментами проверки и улучшить качество ее проведения.
А.Е.Суглобов К. э. н., профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист РФ Подписано в печать 03.07.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |