![]() |
| ![]() |
|
Комментарий к Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2006 N 0100/5332-06-32 ("Консультант", 2006, N 14)
"Консультант", 2006, N 14
КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ 12.05.2006 N 0100/5332-06-32
В ближайшее время торговые инспекции начнут проверки фирм, торгующих алкоголем. О том, как они будут проходить, какие права есть у проверяющих, за что и в какой сумме они могут оштрафовать, рассказано в комментарии к документу.
Опубликованное Письмо касается тех фирм, которые продают алкоголь. Роспотребнадзор решил значительно усилить контроль за ними. Это прежде всего связано с тем, что сегодня на российском рынке продают спиртные напитки не только плохого качества, но и просто опасные для жизни. Поэтому торговая инспекция в ближайшее время проведет ряд плановых проверок оптовых фирм. Таким организациям следует знать, что имеют право проверять инспекторы, за что и в каких суммах могут штрафовать.
На что следует обратить внимание
Итак, к вам пришли торговые инспекторы. Что вам нужно сделать в первую очередь? Попросите ревизоров показать вам свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Проверьте, есть ли на распоряжении подпись руководителя (его заместителя) управления или территориального отдела, а также печать; перечислены ли в документе пришедшие к вам должностные лица. Если торговый инспектор, предъявивший вам служебное удостоверение, не поименован в распоряжении, проводить проверку он не вправе. Не забудьте посмотреть, какая и по каким вопросам будет проверка. Имейте в виду: плановую проверку нельзя проводить, если отсутствуют предприниматель или работники фирмы. Кроме того, контролеры не могут требовать от вас документы, не относящиеся к вопросам проверки (ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ). Сделайте копии предъявленных документов или хотя бы перепишите данные проверяющих. Если у вас возникли сомнения в подлинности предъявленных документов, позвоните в управление или территориальный отдел Роспотребнадзора. Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не допустили проверяющих на свою территорию, они составят протокол об этом нарушении и направят его районному или мировому судье. Имейте в виду: если вы будете препятствовать проведению проверки, инспекторы могут привлечь к участию в ней сотрудников милиции.
Пример. Предприниматель Петров, несмотря на предъявленные инспекторами удостоверения и распоряжение о проверке, отказался впускать их на территорию торгового павильона. Поскольку покупатели отсутствовали, Петров закрылся в павильоне на замок. Как оказалось впоследствии, в подсобном помещении у предпринимателя хранилось 30 ящиков фальсифицированной водки с поддельными акцизными марками, которую он продавал покупателям, выдавая за заводскую. Торговые инспекторы, сделав вид, что уходят, тем временем обратились за содействием в районное отделение милиции. Вовремя подоспевшие сотрудники милиции задержали предпринимателя с поличным при попытке вынести ящики с фальсифицированной водкой через пожарный (запасный) выход павильона. В отношении предпринимателя было возбуждено уголовное дело по ст. 171 Уголовного кодекса за хранение и сбыт поддельной водки.
Осмотр помещений и продукции
Как правило, торговые инспекторы начинают проверку с осмотра складских помещений. Если проверки плановые, нужно, чтобы при осмотре присутствовал кто-нибудь из сотрудников вашей фирмы и двое понятых. В ходе осмотра инспекторы будут выяснять, соблюдаются ли фирмой санитарные правила. Здесь особое значение имеют температурный режим, влажность, освещение, вентиляция, товарное соседство и другие особенности содержания складов. Правила хранения и упаковки для каждого вида алкоголя установлены санитарными правилами и госстандартами. После осмотра ревизоры составляют протокол. В нем перечисляют все выявленные нарушения или делают ссылку на их отсутствие. Руководитель фирмы должен расписаться в протоколе. Однако если он не согласен с его содержанием, то может не подписывать бумагу или подписать с оговоркой о своем несогласии. Во время осмотра складов инспекторы проверят упаковку и маркировку товаров. Как известно, вся алкогольная продукция должна маркироваться. С 2006 г. правила маркировки алкоголя изменились. В частности, отменены специальные региональные марки. Теперь на отечественную продукцию наклеиваются федеральные специальные марки, а на импортную - акцизные. Кроме того, на новых марках есть свободные поля. В них указывают сведения о продукции. Маркировке подлежат: - алкогольная продукция крепостью свыше 9 процентов; - вина (в т.ч. натуральные, шампанские и игристые). Прочую алкогольную продукцию, как и раньше, не маркируют. Из-за того что федеральных специальных марок не хватает, можно использовать старые с дополнительным информационным полем. Обратите внимание: вся продукция, маркированная до 1 января 2006 г., должна быть реализована до 30 июня 2006 г. После этой даты продажа такой продукции будет считаться незаконной (Письмо ФНС России от 29.05.2006 N ШТ-6-07/545). На этикетке должна быть указана информация о товаре и производителе: - название товара; - наименование производителя и его юридический адрес; - страна происхождения; - сертификация алкогольной продукции; - госстандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; - объем в потребительской таре; - наименования основных ингредиентов; - содержание в продукции вредных для здоровья веществ по сравнению с требованиями госстандартов и противопоказания к ее употреблению; - дата изготовления и срок использования.
Проверка документов
Торговые инспекторы вправе проверить документацию на алкогольную продукцию. Главным образом ту, которая подтверждает качество и безопасность товаров. Алкогольная продукция подлежит обязательной сертификации. Поэтому прежде всего ревизоры попросят предъявить сертификат соответствия, который подтверждает, что товар отвечает стандартам по качеству, комплектности и упаковке. В организации обязательно должен храниться такой сертификат. Однако подразделения фирмы могут представить его копию. Главное, чтобы она была заверена. Сделать это может нотариус, организация, выдавшая сертификат, или поставщик. При этом поставщик может заверять сертификат, только если этот документ был выдан именно ему. Как правило, в таких случаях поставщик - производитель или импортер алкоголя. Фирмы, которые перепродают товары, заверять сертификаты не могут. Кроме того, у вас должны быть удостоверения качества и безопасности алкогольной продукции. Изготовитель выдает этот документ на каждую партию товара. В нем указывают: дату изготовления, номер партии, результаты анализа и исследования образцов продукции из партии. Помимо перечисленных документов торговые инспекторы могут потребовать: - товаротранспортную накладную и справку к ней (для отечественной алкогольной продукции); - справку к ГТД или ее копию с печатями предыдущего собственника (на импортный алкоголь).
Отбор образцов
Чтобы проверить, соответствует ли продукция обязательным требованиям, инспекторы отбирают ее образцы. Затем оформляют акт об отборе проб. В нем должны быть указаны наименование и количество отобранных образцов, цель изъятия, ссылка на ГОСТы, которым должен соответствовать товар. Образцы кладутся в отдельную упаковку (мешок, коробку и т.д.), обтягиваются клейкой лентой, под которую помещаются бумажные листы с печатями и подписями госторгинспектора и представителя фирмы. Исследование образцов по заказу Роспотребнадзора проводят так называемые испытательные лаборатории. При этом фирма не может продавать алкоголь, пока не будет известен результат исследования. Его оформляют протоколом испытаний. Если торговые инспекторы выявят нарушения, они могут оштрафовать фирму. Наиболее "популярны" следующие нарушения:
———————————————————T———————T———————————————————————T—————————————¬ | Нарушения | Статья| Санкция | Кто | | |КоАП РФ| |рассматривает| | | | | протокол | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Продажа алкоголя, |6.14 |Штраф: |Арбитражный | |который | |— для должностных лиц —|суд | |не соответствует | |от 4000 до 5000 руб. | | |стандартам, | |с конфискацией | | |санитарным | |продукции; | | |правилам и | |— для фирм — от 100 000| | |гигиеническим | |до 200 000 руб. | | |нормативам | |с конфискацией | | | | |продукции | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Ведение |14.1 |Штраф: |Арбитражный | |деятельности |(ч. 2) |— для должностных лиц —|суд | |без лицензии | |от 3000 до 4000 руб. | | | | |с конфискацией | | | | |продукции или | | | | |без таковой; | | | | |— для фирм — от 30 000 | | | | |до 40 000 руб. | | | | |с конфискацией | | | | |продукции или | | | | |без таковой | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Нарушение условий |14.1 |Штраф: |Арбитражный | |лицензии |(ч. 3) |— для должностных лиц —|суд | | | |от 4000 до 5000 руб.; | | | | |— для фирм — от 40 000 | | | | |до 50 000 руб. | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Продажа товаров |14.5 |Штраф: |Руководитель | |без ККТ или | |— для должностных лиц —|торговой | |информации | |от 3000 до 4000 руб.; |инспекции | |о продавце и | |— для фирм — от 300 000| | |изготовителе | |до 400 000 руб. | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Продажа алкоголя |14.16 |Штраф: |Арбитражный | |без сертификатов, |(ч. 2) |— для должностных лиц —|суд | |товаротранспортных| |от 4000 до 5000 руб. | | |документов, | |с конфискацией | | |справки к ТД либо | |продукции; | | |в нестандартной | |— для фирм — от 40 000 | | |таре и упаковке | |до 50 000 руб. | | | | |с конфискацией | | | | |продукции | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Невыполнение |19.4 |Предупреждение или |Районный или | |сотрудниками фирмы|(ч. 1) |штраф: |мировой судья| |законных | |— для предпринимателей | | |требований | |и должностных лиц — | | |торгового | |от 1000 до 2000 руб.; | | |инспектора | |— для других граждан — | | | | |от 500 до 1000 руб. | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Невыполнение |19.5 |Штраф: |Районный или | |предписания |(ч. 1) |— для должностных лиц |мировой судья| |торгового | |и предпринимателей — | | |инспектора | |от 1000 до 2000 руб. | | | | |или дисквалификация | | | | |сроком до 3 лет; | | | | |— для других граждан — | | | | |от 300 до 500 руб.; | | | | |— для фирм — от 10 000 | | | | |до 20 000 руб. | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Неустранение |19.6 |Штраф для должностных |Районный | |причины нарушения | |лиц и предпринимателей |или мировой | | | |— от 300 до 500 руб. |судья | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Непредставление |19.7 |Штраф: |Районный или | |торговому | |— для должностных лиц |мировой судья| |инспектору | |и предпринимателей — | | |документов и | |от 300 до 500 руб. | | |информации, | |или дисквалификация | | |необходимой | |сроком до 3 лет; | | |для проверки | |— для других граждан — | | | | |от 100 до 300 руб.; | | | | |— для фирм — от 3000 | | | | |до 5000 руб. | | +——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————+ |Продажа, |19.19 |Штраф: |Арбитражный | |использование, |(ч. 1) |— для должностных лиц |суд | |хранение, | |и предпринимателей — | | |уничтожение | |от 500 до 1000 руб. | | |продукции | |с конфискацией | | |с нарушением | |продукции; | | |стандартов | |— для фирм — от 5000 | | | | |до 10 000 руб. | | | | |с конфискацией | | | | |продукции | | L——————————————————+———————+———————————————————————+—————————————— Подписано в печать 28.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |