![]() |
| ![]() |
|
Рекламная акция с раздачей товаров: налоговые последствия ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25
РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ С РАЗДАЧЕЙ ТОВАРОВ: НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Сейчас распространены рекламные акции и розыгрыши, в результате которых покупатели получают различные подарки, призы и т.п. Однако производителям и продавцам товаров, устраивающим подобные мероприятия, нужно помнить о налоговых последствиях.
Налог на прибыль
Начнем со всевозможных розыгрышей и конкурсов, в ходе которых покупатели должны собирать крышки, этикетки, обертки и т.п. в обмен на призы. Подобные мероприятия в соответствии с Письмом Минфина России от 06.08.2004 N 03-06-06-03/1 являются ни чем иным, как проведением лотереи в рекламных целях. Следовательно, для ее проведения необходимо зарегистрироваться в качестве организатора лотереи. Однако такой вывод справедлив только для тех случаев, когда выигрыш покупателя зависит от воли случая. Если же по условиям мероприятия выигрыш связан с качествами или действиями самого участника (например, побеждает участник, сочинивший лучший рассказ о товаре), то о лотерее уже не может идти и речи. А значит, регистрация не нужна. Еще один вид рекламных акций - выдача покупателю определенного товара - сувенира на память (брелока, зажигалки, календаря и т.п.), т.е. вместе с покупкой передается предмет с символикой, логотипом или товарным знаком производителя. В случае когда на подарке содержится информация о производителе, он считается сувенирной продукцией. Она признается одним из видов рекламы согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (с изм. на 21.07.2005, далее - Закон N 108-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", вступающего в силу с 1 июля 2006 г. Об этом говорится и в Письме Минфина России от 15.01.2002 N 04-02-06/2/3. Правда, при этом проводится четкая грань между передачей сувениров и самостоятельных товаров. Если в ходе рекламной кампании раздается самостоятельный товар, то речь уже идет о безвозмездной передаче в рекламных целях. А значит, учесть стоимость товаров при налогообложении прибыли нельзя (Письмо Минфина России от 28.12.2005 N 03-03-04/1/462).
Однако, по мнению автора, при таком подходе не учитывается, что в рассматриваемой ситуации раздача продукции выглядит бесплатной лишь на первый взгляд. Как правило, стоимость "подарка" уже включена в стоимость товара, приобретенного покупателем. Поэтому расходы на раздачу таких псевдоподарков можно учесть при налогообложении прибыли. Более того, НК РФ разрешает учесть при налогообложении прибыли и стоимость подарков, выдаваемых покупателям, без всяких условий (т.е. не только при покупке товара). В Кодексе прямо говорится о возможности уменьшения налоговой базы на рекламные расходы. Рекламой же согласно ст. 2 Закона N 108-ФЗ признается информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая распространяется в любой форме, с помощью любых средств и предназначена для неопределенного круга лиц. Такая информация призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Аналогичное определение содержит и новый Федеральный закон N 38-ФЗ. Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков: во-первых, целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация, т.е. это может быть и сам товар, который передается покупателю с целью формирования дальнейшего спроса; во-вторых, реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Передача образцов товаров опять же соответствует этому критерию; в-третьих, направленность рекламы на неопределенный круг лиц. Бесплатная раздача продукции в магазинах, на ярмарках и выставках и других общественных местах, безусловно, отвечает этому требованию. Соответственно, если при раздаче товаров, в том числе и бесплатной, налицо все три признака рекламы, подобные расходы можно учесть при налогообложении прибыли как рекламные.
Налог на добавленную стоимость
Еще одна проблема, возникающая при раздаче товаров в рекламных целях, связана с уплатой НДС. Дело в том, что объектом обложения НДС признается, в частности, безвозмездная реализация товаров (ст. 146 НК РФ). Под реализацией понимается переход права собственности (ст. 39 НК РФ). Как видим, формально рекламная передача товаров является их безвозмездной реализацией. А значит, возникает объект обложения НДС. Однако такой подход не применим к налогообложению продукции, передаваемой в рекламных целях. Объектом обложения НДС является реализация именно товаров. Под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 ГК РФ). Следовательно, если имущество не предназначено для реализации, его нельзя считать товаром. Именно такая ситуация возникает при передаче продукции в рекламных целях. Данная продукция изначально не предназначена для реализации. Более того, как правило, на ее образцах стоит специальная пометка "Не для продажи". Основная цель передачи такой продукции - увеличить реализацию других товаров, что еще раз доказывает, что она сама товаром не является. Соответственно нельзя говорить о возникновении объекта обложения НДС. Напомним, что с этого года рекламодатели, передающие в рекламных целях товары, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., вправе не облагать эти товары НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
НДФЛ и ЕСН
Вещь, полученная бесплатно, считается доходом физического лица в натуральной форме (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы облагаются НДФЛ. Правда, обязанность заплатить налог возникает только в том случае, если стоимость подарка, полученного физическим лицом, превышает 4 тыс. руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). Все выигрыши, призы и подарки Налоговым кодексом делятся на две категории. Первую составляют призы, полученные в конкурсах, играх и иных мероприятиях, проводимых в рекламных целях. Доход, полученный физическим лицом в ходе таких мероприятий, облагается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Во вторую категорию входят призы, которые вручаются не на рекламных мероприятиях. В этом случае применяется ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Поскольку рассматриваемые призы и подарки выдаются в ходе рекламных мероприятий, то полученные физическим лицом доходы облагаются НДФЛ по повышенной ставке. Источником дохода в такой ситуации является рекламодатель. Он признается налоговым агентом, и в его обязанности должно входить исчисление налога, удержание его из дохода получателя приза, а также перечисление налога в бюджет и сообщение в налоговую инспекцию о полученном доходе. На практике организатор может выполнить только две из указанных обязанностей - исчислить налог и сообщить в налоговую инспекцию о полученном плательщиком доходе и сумме НДФЛ. Удержать налог организатор розыгрыша не сможет, так как денежные средства физическому лицу не выплачивает (п. 4 ст. 226 НК РФ). К тому же обязанность по сообщению о выплаченном доходе и сумме налога возникает у рекламодателя только в том случае, если стоимость приза превышает 4 тыс. руб. Соответственно, если стоимость приза меньше, его получатель не должен платить налог, а рекламодатель не обязан его удерживать. А это значит, что он не является налоговым агентом по данной выплате и нет необходимости сообщать о ней в налоговую инспекцию. Если же приз стоит больше 4 тыс. руб., то рекламодатель должен проинформировать налоговый орган о невозможности удержать налог у призеров. Для этого нужно собрать о них необходимые сведения (паспортные данные и сведения о регистрации по местожительству или месту пребывания). Игнорирование этой обязанности может повлечь для рекламодателя штраф 50 руб. за несообщение информации о каждом выплаченном призе (п. 1 ст. 126 НК РФ).
А.Смирнов Юрист Подписано в печать 21.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |