Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Рекламная акция с раздачей товаров: налоговые последствия ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25

РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ С РАЗДАЧЕЙ ТОВАРОВ:

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Сейчас распространены рекламные акции и розыгрыши, в результате которых покупатели получают различные подарки, призы и т.п. Однако производителям и продавцам товаров, устраивающим подобные мероприятия, нужно помнить о налоговых последствиях.

Налог на прибыль

Начнем со всевозможных розыгрышей и конкурсов, в ходе которых покупатели должны собирать крышки, этикетки, обертки и т.п. в обмен на призы.

Подобные мероприятия в соответствии с Письмом Минфина России от 06.08.2004 N 03-06-06-03/1 являются ни чем иным, как проведением лотереи в рекламных целях. Следовательно, для ее проведения необходимо зарегистрироваться в качестве организатора лотереи. Однако такой вывод справедлив только для тех случаев, когда выигрыш покупателя зависит от воли случая. Если же по условиям мероприятия выигрыш связан с качествами или действиями самого участника (например, побеждает участник, сочинивший лучший рассказ о товаре), то о лотерее уже не может идти и речи. А значит, регистрация не нужна.

Еще один вид рекламных акций - выдача покупателю определенного товара - сувенира на память (брелока, зажигалки, календаря и т.п.), т.е. вместе с покупкой передается предмет с символикой, логотипом или товарным знаком производителя. В случае когда на подарке содержится информация о производителе, он считается сувенирной продукцией. Она признается одним из видов рекламы согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (с изм. на 21.07.2005, далее - Закон N 108-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", вступающего в силу с 1 июля 2006 г. Об этом говорится и в Письме Минфина России от 15.01.2002 N 04-02-06/2/3. Правда, при этом проводится четкая грань между передачей сувениров и самостоятельных товаров. Если в ходе рекламной кампании раздается самостоятельный товар, то речь уже идет о безвозмездной передаче в рекламных целях. А значит, учесть стоимость товаров при налогообложении прибыли нельзя (Письмо Минфина России от 28.12.2005 N 03-03-04/1/462).

Однако, по мнению автора, при таком подходе не учитывается, что в рассматриваемой ситуации раздача продукции выглядит бесплатной лишь на первый взгляд. Как правило, стоимость "подарка" уже включена в стоимость товара, приобретенного покупателем. Поэтому расходы на раздачу таких псевдоподарков можно учесть при налогообложении прибыли.

Более того, НК РФ разрешает учесть при налогообложении прибыли и стоимость подарков, выдаваемых покупателям, без всяких условий (т.е. не только при покупке товара). В Кодексе прямо говорится о возможности уменьшения налоговой базы на рекламные расходы.

Рекламой же согласно ст. 2 Закона N 108-ФЗ признается информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая распространяется в любой форме, с помощью любых средств и предназначена для неопределенного круга лиц. Такая информация призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Аналогичное определение содержит и новый Федеральный закон N 38-ФЗ.

Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:

во-первых, целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация, т.е. это может быть и сам товар, который передается покупателю с целью формирования дальнейшего спроса;

во-вторых, реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Передача образцов товаров опять же соответствует этому критерию;

в-третьих, направленность рекламы на неопределенный круг лиц. Бесплатная раздача продукции в магазинах, на ярмарках и выставках и других общественных местах, безусловно, отвечает этому требованию.

Соответственно, если при раздаче товаров, в том числе и бесплатной, налицо все три признака рекламы, подобные расходы можно учесть при налогообложении прибыли как рекламные.

Налог на добавленную стоимость

Еще одна проблема, возникающая при раздаче товаров в рекламных целях, связана с уплатой НДС. Дело в том, что объектом обложения НДС признается, в частности, безвозмездная реализация товаров (ст. 146 НК РФ). Под реализацией понимается переход права собственности (ст. 39 НК РФ). Как видим, формально рекламная передача товаров является их безвозмездной реализацией. А значит, возникает объект обложения НДС.

Однако такой подход не применим к налогообложению продукции, передаваемой в рекламных целях. Объектом обложения НДС является реализация именно товаров. Под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 ГК РФ). Следовательно, если имущество не предназначено для реализации, его нельзя считать товаром.

Именно такая ситуация возникает при передаче продукции в рекламных целях. Данная продукция изначально не предназначена для реализации. Более того, как правило, на ее образцах стоит специальная пометка "Не для продажи". Основная цель передачи такой продукции - увеличить реализацию других товаров, что еще раз доказывает, что она сама товаром не является. Соответственно нельзя говорить о возникновении объекта обложения НДС.

Напомним, что с этого года рекламодатели, передающие в рекламных целях товары, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., вправе не облагать эти товары НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

НДФЛ и ЕСН

Вещь, полученная бесплатно, считается доходом физического лица в натуральной форме (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы облагаются НДФЛ. Правда, обязанность заплатить налог возникает только в том случае, если стоимость подарка, полученного физическим лицом, превышает 4 тыс. руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Все выигрыши, призы и подарки Налоговым кодексом делятся на две категории. Первую составляют призы, полученные в конкурсах, играх и иных мероприятиях, проводимых в рекламных целях. Доход, полученный физическим лицом в ходе таких мероприятий, облагается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Во вторую категорию входят призы, которые вручаются не на рекламных мероприятиях. В этом случае применяется ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Поскольку рассматриваемые призы и подарки выдаются в ходе рекламных мероприятий, то полученные физическим лицом доходы облагаются НДФЛ по повышенной ставке.

Источником дохода в такой ситуации является рекламодатель. Он признается налоговым агентом, и в его обязанности должно входить исчисление налога, удержание его из дохода получателя приза, а также перечисление налога в бюджет и сообщение в налоговую инспекцию о полученном доходе. На практике организатор может выполнить только две из указанных обязанностей - исчислить налог и сообщить в налоговую инспекцию о полученном плательщиком доходе и сумме НДФЛ. Удержать налог организатор розыгрыша не сможет, так как денежные средства физическому лицу не выплачивает (п. 4 ст. 226 НК РФ).

К тому же обязанность по сообщению о выплаченном доходе и сумме налога возникает у рекламодателя только в том случае, если стоимость приза превышает 4 тыс. руб. Соответственно, если стоимость приза меньше, его получатель не должен платить налог, а рекламодатель не обязан его удерживать. А это значит, что он не является налоговым агентом по данной выплате и нет необходимости сообщать о ней в налоговую инспекцию.

Если же приз стоит больше 4 тыс. руб., то рекламодатель должен проинформировать налоговый орган о невозможности удержать налог у призеров. Для этого нужно собрать о них необходимые сведения (паспортные данные и сведения о регистрации по местожительству или месту пребывания). Игнорирование этой обязанности может повлечь для рекламодателя штраф 50 руб. за несообщение информации о каждом выплаченном призе (п. 1 ст. 126 НК РФ).

А.Смирнов

Юрист

Подписано в печать

21.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Получение отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25) >
ЕНВД: типичные нарушения законодательства (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 25)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.