![]() |
| ![]() |
|
Взыскание обязательных платежей и санкций ("Аудиторские ведомости", 2006, N 7)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 7
ВЗЫСКАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения, в том числе и в НК РФ. В статье анализируются внесенные изменения.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" установлен, в частности, единый порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся как на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, так и на счетах налогоплательщика (налогового агента) - индивидуального предпринимателя (ст. ст. 46 - 48 НК РФ изложены в новой редакции). Установлено также, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. НК РФ также дополнен ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа", в соответствии с которой теперь налоговый орган вправе самостоятельно взыскивать налоговые санкции при условии, что сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб., а на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. Если сумма штрафа превышает указанные размеры или к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то налоговая санкция взыскивается в судебном порядке. Законом расширены права территориальных органов ПФР, поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнен новой ст. 25.1, определяющей порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР. В связи с вступлением в силу Закона N 137-ФЗ Президиум ВАС РФ издал Информационное письмо от 20.02.2006 N 105, в котором в целях правильного и единообразного применения положений Закона N 137-ФЗ информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях. При этом отмечается следующее. Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Законом N 137-ФЗ определено, что налоги, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и санкции в установленных пределах взыскиваются по решению налоговых органов или территориальных органов ПФР без обращения в суд). В связи с этим при обращении указанных органов в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций такие заявления возвращаются арбитражными судами (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ), а в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Учитывая, что ст. 25.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрена разработка Минфином России по согласованию с ПФР форм требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решений о взыскании указанных платежей, в п. 2 Письма N 105 отмечается, что при рассмотрении дел арбитражным судам следует учитывать, что отсутствие утвержденных названных форм в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов. Поданные в соответствии с гл. 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления Закона N 137-ФЗ в силу заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа или территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ. В связи с этим в п. 3 Письма N 105 установлено, что указанные заявления, поданные в арбитражный суд до 1 января 2006 г., с учетом ст. 114 АПК РФ рассматриваются арбитражными судами в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.
В части обжалования решений о привлечении к ответственности в п. 4 Письма N 105 определено следующее. По смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование в том числе решения о взыскании налоговой санкции и влечет обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции. В случае обжалования такого решения в арбитражный суд, суд может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ. Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения может предусматривать не только меры ответственности (налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате), но и взыскание недоимки по налогу и пеней, о чем налогоплательщику также направляется требование (п. 4 ст. 101 НК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней судам рекомендовано иметь в виду, что обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено. Учитывая отсылочные нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части привлечения страхователя к ответственности в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, в Письме N 105 указано, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа. Недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней. Следует обратить внимание еще на одно Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данной статьей установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, определенном названным Законом. Согласно Письму N 100 для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не производятся ни по одному из них. В Письме N 100 также рекомендовано судам при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании его банкротом проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Однако соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. При этом соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. В соответствии с п. 3 Письма N 100 при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ), за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или признано недействительным в судебном порядке. Если же указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, то производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. При применении ст. 21.1 Федерального закона и названного Информационного письма ВАС РФ следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н утверждены формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Г.Г.Титова Минфин России Подписано в печать 16.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |