![]() |
| ![]() |
|
Особенности аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 12)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 12
ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ ПО МСФО
Нормативная база проведения аудита финансовой отчетности в формате МСФО
Для подтверждения соответствия финансовой отчетности требованиям МСФО необходимо заключение аудитора. По существу, отчетность, составленная в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету, до недавнего времени мало интересовала пользователей (за исключением, пожалуй, налоговых органов). При таком подходе ценность аудиторского заключения существенно снижалась. В результате к составлению аудиторского заключения относились как к некоей формальности (всем известны случаи предпочтения крупными хозяйствующими субъектами услуг более дешевого, в прямом смысле слова, аудитора, т.е. запрашивающего значительно меньшую сумму за ту же работу). Налоговая и финансовая отчетности существенно отличаются друг от друга, поскольку различны цели их пользователей. Потребитель налоговой отчетности - государство, ему нужно собирать налоги. Нередки случаи, когда составители налоговой отчетности сознательно занижают финансовые показатели для того, чтобы меньше заплатить налогов. В то же время хозяйствующий субъект должен иметь хорошие финансовые показатели и качественно поставленный бухгалтерский (финансовый) учет для того, чтобы его отчетность была понятна инвестору. Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, от 07.10.2004 N 532 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.10.2004 N 536 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации" от 08.05.2003 N 266. Следует отметить, что Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Минфин России осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Международные стандарты аудита принимаются Международной федерацией бухгалтеров (штаб-квартира в Нью-Йорке). Изменения, которые вносятся в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаются постановлениями Правительства РФ.
Изначально Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатывались с учетом Международных стандартов аудита, устанавливая единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору. При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.
Ошибки и недобросовестные действия
Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Ошибка - непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются: - ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность; - неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов; - ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию. В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности под недобросовестными действиями понимаются преднамеренные действия, совершенные одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий (бездействия) для извлечения незаконных выгод. В Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности рассматриваются только недобросовестные действия, являющиеся причиной существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности. Недобросовестные действия, совершенные представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, далее именуются недобросовестными действиями руководства, а недобросовестные действия, совершенные сотрудниками аудируемого лица, - недобросовестными действиями сотрудников. В обоих случаях в недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу. Федеральные правила (стандарты) аудита, как уже говорилось, по уровню своих требований последовательно приближаются к Международным стандартам аудита. Так, например, во введении в Федеральное правило (стандарт) N 13, необходимость разработки которого возникла в целях дальнейшей реализации Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", напрямую указано, что настоящее Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности разработано с учетом международных стандартов аудита. Правительство РФ Постановлением от 07.10.2004 N 532 дополнило существующую систему Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, пятью новыми Правилами (стандартами) аудиторской деятельности N N 12 - 16, в том числе Федеральным правилом (стандартом) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" (далее - ФСАД N 13). Принятие ФСАД N 13, посвященного регламентации процедур рассмотрения ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита, не случайно по нескольким причинам. Во-первых, процесс внедрения в России МСФО вступает в завершающую стадию. В связи с этим возрастает необходимость применения базовых принципов и основных процедур International Standards on Auditing - ISA (Международных стандартов аудита - MCA) как при проведении аудита в соответствии с РПБУ, так и в формате МСФО. Так, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует применять Международные стандарты аудита, в том числе МСА 240 "Мошенничество и ошибки" (ISA 240 "Fraud and Error"), а также Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров-аудиторов (IFAC Code of Ethics). ФСАД N 13 является аналогом международного стандарта аудита МСА 240 "Мошенничество и ошибки", который адаптирован к российским условиям. Во-вторых, современная налоговая политика направлена на усиление налогового администрирования. По утверждению Президента РФ В.В. Путина, высказанному им на 14-м съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проходившем 16 ноября 2004 г., государство будет стоять "на страже интересов добросовестного бизнеса", "бизнес должен привить себе привычку платить налоги, а не искать пути ухода от них". Поэтому в отечественных правилах налогового администрирования основной акцент сделан на квалификацию недобросовестных действий налогоплательщика (заметим, что "недобросовестные действия налогоплательщика" - категория оценочная и формальных критериев в налоговом праве пока еще не имеет). Именно этим и можно объяснить появление в ФСАД N 13 такого актуального термина, взятого из отечественной практики налогового контроля, как "недобросовестные действия", вместо термина "мошенничество", используемого в МСА 240. Более того, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, предусматривают замену в ранее принятых ФСАД N 3 и ФСАД N 5 термина "мошенничество" и производного от него слова ("мошеннических") на термин "недобросовестные действия" (и соответственно "недобросовестных"). Термин "недобросовестные действия" используется теперь также в новых стандартах - ФСАД N 14, ФСАД N 15 и ФСАД N 16. Это означает, что отныне аудитору следует планировать и проводить аудит на основе профессионального скептицизма, рассчитывая, что в процессе аудиторской проверки он может столкнуться с такими условиями или фактами, которые заставят его сделать предположение о наличии недобросовестных действий аудируемого лица и предупредить об этом потенциальных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. В-третьих, в современных условиях потребность в аудите существенно возросла, о чем свидетельствует тот факт, что все большее число организаций всех отраслей экономики, включая государственный сектор, проходит ежегодную аудиторскую проверку. Однако при этом все еще имеют место случаи, подтверждающие стремление некоторых аудируемых лиц любой ценой получить подпись аудитора с минимальными финансовыми потерями. Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696" было опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 18.10.2004 N 42, следовательно, оно вступило в силу с 26.10.2004, т.е. по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования (п. п. 2 и 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). В этой связи следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц - за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. При этом аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Соответственно, требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Кроме того, ФСАД N 13 утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 N 532, а постановления Правительства РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ) и не могут изменять или дополнять его (п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ), за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах, когда Правительство РФ вправе принимать нормативные акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ). На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что установленные ФСАД N 13 критерии недобросовестных действий аудируемого лица, являющихся причиной существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, нельзя применять в сфере налоговых правоотношений. Поэтому следует подчеркнуть, что даже если в действиях аудируемого лица имеются признаки "недобросовестности", установленной ФСАД N 13, то привлечь его к налоговой ответственности исключительно на этом основании нельзя. Тем не менее в условиях совершенствования методов налогового администрирования, направленных на интенсивную разработку программы борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, принятие ФСАД N 13 чрезвычайно актуально не только для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц, но и для всех субъектов экономической деятельности в период их перехода на МСФО. В условиях совершенствования методов налогового администрирования мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности основывается на разумной уверенности. Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий и ошибок несут руководство аудируемого лица и представители собственника. Понятие "недобросовестные действия аудируемого лица", так же как и понятие "недобросовестность налогоплательщика", является таким оценочным понятием, которое наполняется содержанием в зависимости от того, как его трактуют правоприменительная практика (при налоговых спорах) и участники гражданского оборота (в данном случае - при аудиторских проверках). Соответственно, недобросовестность действий аудируемого лица с точки зрения законодательства об аудите еще надо обосновать. Если аудитор необоснованно заявит в своем аудиторском заключении (которое прочтет неопределенный круг пользователей) о наличии признаков недобросовестности аудируемого лица в соответствии с ФСАД N 13, то он нанесет непоправимый вред деловой репутации аудируемого лица. Меры привлечения аудитора к ответственности за нанесение такого неоправданного вреда действующим законодательством в настоящее время не предусмотрены, однако в этом случае пострадает и деловая репутация самого аудитора на рынке аудиторских услуг. Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках и др.), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.
Порядок проведения аудита
Основными целями аудита подготовленной в соответствии с РПБУ бухгалтерской отчетности являются формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за год, закончившийся 31 декабря, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также представление детализированного отчета. По результатам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки - аудиторское заключение по финансовой отчетности организации за отчетный год. Предполагаемый срок представления годового аудиторского заключения и подписания годовой публикуемой отчетности - первый квартал следующего за отчетным года. Следует отметить, что годовое аудиторское заключение может быть выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором только после предоставления хозяйствующим субъектом аудиторской фирме оригинала годовой бухгалтерской отчетности (в установленном соответствующими нормативными актами объеме) и предоставления форм публикуемой отчетности, составленных хозяйствующим субъектом в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ. Детализированный отчет, представляемый по результатам каждого этапа проверки, носит конфиденциальный характер и составляется исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства хозяйствующего субъекта к имеющимся недостаткам, а также указать способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы. Все обнаруженные недостатки действующей системы внутреннего контроля, отклонения в учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер подготавливаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов. На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии предприятия и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством различных отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с руководством хозяйствующего субъекта. Грамотное проведение аудиторской проверки, надежность и полезность ее результатов зависят от помощи сотрудников предприятия и поддержки работы аудиторов. Аудиторы рассчитывают получить все необходимые документы и сведения, на которые можно опереться при подготовке заключения. Аудиторы гарантируют безусловную конфиденциальность всей полученной в ходе проверки информации о хозяйствующем субъекте, а также то, что она не будет использована ими или передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения руководства проверяемого субъекта (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации по решению суда или в соответствии с законодательством Российской Федерации). Стоимость оказываемых услуг, как правило, определяется по времени, которое требуется для проведения аудита, исходя из почасовых ставок в зависимости от уровня квалификации задействованных в проверке специалистов. Тарифы на оказание сопутствующих аудиту услуг зависят от объема и сложности решаемых задач и устанавливаются по согласованию сторон. Характер и трудоемкость аудиторской проверки могут быть определены на основе предварительной оценки применяемой хозяйствующим субъектом системы внутреннего контроля и учета, обеспечивающей тот или иной уровень надежности финансовой информации, а также масштабов и сложности деятельности субъекта. Окончательная стоимость договора на оказание аудиторских услуг, а также сроки проведения аудиторской проверки согласуются в ходе переговоров. В свою очередь, основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния хозяйствующего субъекта за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО. Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита в отношении объема аудиторских процедур, видов тестов и формата представляемого заключения. По результатам аудита предприятию представляются следующие документы: - аудиторское заключение за год, закончившийся 31 декабря 2005 г.; - письмо по вопросам управления. В настоящее время учет ведется как в соответствии с РПБУ, так и по МСФО. Министерством финансов РФ последовательно проводятся соответствующие изменения в нормативной базе. Теперь при составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО российская финансовая отчетность используется в качестве базовой, а для приведения ее в соответствие с МСФО осуществляется ряд трансформационных процедур. Таким образом, аудиторы могут одновременно предоставлять следующий комплекс услуг: - аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с РПБУ; - аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; - консалтинговые услуги по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Аудиторские услуги
Консалтинговые услуги оказываются аудиторами в рамках договора на годовое обслуживание, а именно: - устные консультации по методологии ведения бухгалтерского учета и вопросам налогообложения (в том числе НДС); - консультации по вопросам составления отчетности в соответствии с МСФО с возможностью контактов по электронной почте. Как правило, при оказании консалтинговых услуг в связи с существенными различиями в составлении отчетности по российскому законодательству и отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, аудиторы запрашивают у хозяйствующего субъекта не только стандартный информационный пакет документации, но и подробную информацию о прочих активах и обязательствах, по отчету о прибылях и убытках и пр. Для первичной подготовки финансовой отчетности по МСФО в рамках договора по оказанию услуг, предусматривающего консалтинговые услуги, аудиторской фирмой могут привлекаться коллеги из Международной ассоциации независимых бухгалтеров и консультантов, имеющие соответствующую международную квалификацию, например Ассоциация дипломированных бухгалтеров (АССА). На основании пакета предоставляемой организацией-клиентом российской финансовой отчетности и дополнительной финансовой информации аудиторы и консультанты не только самостоятельно осуществляют все процедуры, необходимые для трансформации российской финансовой отчетности в МСФО, но и дают консультации при самостоятельном проведении такой трансформации организацией. В результате хозяйствующий субъект получает трансформированную финансовую отчетность, которая включает следующие формы: 1. Бухгалтерский баланс. 2. Отчет о прибылях и убытках. 3. Отчет об изменениях в капитале. 4. Отчет о движении денежных средств. 5. Примечания к финансовой отчетности, включая учетную политику. Для составления отчета о движении денежных средств могут быть использованы данные бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта, если последний был составлен в соответствии с МСФО за предыдущий год. Аудиторами также может быть проведена экспресс-оценка влияния МСФО на финансовую отчетность хозяйствующего субъекта. Предприятию следует учитывать, что для целей аудита составляются все пять форм отчетности и используются все применимые международные стандарты. После проведения трансформации финансовой отчетности аудиторы, как правило, могут оказать консультационную поддержку проверяемому хозяйствующему субъекту по следующим направлениям: 1. Разработка алгоритма перехода к использованию формата отчетности по международным стандартам с учетом разницы в подходах к оценке рисков, созданию резервов, оценке активов и обязательств и т.д. 2. Обучение персонала предприятия трансформации российской отчетности в формат международных норм отчетности, включающее: а) помощь в освоении специалистами предприятия стандартов подготовки отчетности в соответствии с МСФО; б) разработку методики составления отчетности в соответствии с МСФО (продукт предоставляется в электронном виде); в) рекомендации относительно автоматизации процесса подготовки отчетности в соответствии с МСФО на регулярной основе; г) консультационную поддержку по составлению отчетности в формате МСФО в течение года. В результате хозяйствующий субъект получает возможность самостоятельной регулярной подготовки отчетности по МСФО (на полугодовой и квартальной основе). Однако следует отметить, что несоблюдение требований МСФО и низкое качество аудита подрывают доверие к международным стандартам. Согласно исследованию, проведенному Советом по международным стандартам финансовой отчетности, низкое качество аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО, является серьезным препятствием на пути успешного применения международных стандартов. В своем исследовании "Международные стандарты финансовой отчетности" бывший генеральный секретарь Совета Дэвид Кэрнс установил, что компании с котируемыми ценными бумагами (в частности, крупнейшие европейские предприятия) применяют различные подходы в отношении требований МСФО. Несмотря на то что многие из рассматриваемых в отчете 165 компаний составляют прозрачную и сопоставимую финансовую отчетность по МСФО, - 17 компаний раскрывают информацию об отступлении от ряда требований МСФО; - 25 компаний используют МСФО только тогда, когда их применение допускается национальными стандартами, или в отсутствие таковых; - не менее 20 компаний (включая несколько крупнейших европейских компаний) претендуют на полное соблюдение МСФО и в то же время применяют учетную политику, противоречащую требованиям международных стандартов. Отдельные компании корректируют финансовую отчетность, составленную по МСФО, в соответствии с требованиями Американской комиссии по ценным бумагам при размещении своих акций на фондовых рынках США.
Ежеквартальная отчетность
Многие крупные хозяйствующие субъекты уже сегодня готовят свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Эта финансовая отчетность должна быть подтверждена аудиторской организацией, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Кроме того, финансовая отчетность считается полностью подготовленной, если использованы все стандарты, действующие на начало отчетного периода, за который составляется финансовая отчетность. Аудиторское заключение, выражающее в установленной форме мнение о достоверности финансовой отчетности, представляется вместе с финансовой отчетностью. Взаимоотношения дочерних и зависимых компаний данного хозяйствующего субъекта устанавливаются в соответствии с требованиями МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании" и МСФО 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании". Если юридические лица являются дочерними или зависимыми компаниями для данного хозяйствующего субъекта, то подготавливается и представляется неконсолидированная финансовая отчетность - как самостоятельного юридического лица, так и консолидированная финансовая отчетность группы в соответствии с МСФО. Пунктом 1.3 Методических рекомендаций "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" от 10.02.2006 N 19-Т предусмотрено утверждение учетной политики по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а п. 1.4 - утверждение регламента составления финансовой отчетности, содержащего порядок составления и утверждения финансовой отчетности. Возникает естественный вопрос: вправе ли предприятия следовать рекомендациям аудиторов даже в том случае, если они отличны от рекомендаций Министерства финансов РФ, содержащихся в указанных документах, но соответствуют международным стандартам? Дело в том, что подготовку, составление и представление финансовой отчетности осуществляют хозяйствующие субъекты. Рекомендации аудиторов должны соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности с учетом действующих стандартов и внесенных в них изменений на дату составления финансовой отчетности. При этом следует учесть, что рекомендации Министерства финансов РФ также готовятся на основе требований МСФО.
Выбор аудиторской компании
Годовая финансовая отчетность за отчетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря текущего года, подтверждается аудиторской организацией на основании ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Как правило, при отборе аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, хозяйствующим субъектам рекомендуется руководствоваться общепринятой международной практикой проведения аудита финансовой отчетности. В международной практике обычно компании, проводящие аудит финансовой отчетности, имеют не менее четырех специалистов с дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. К тому же руководитель одновременно является и совладельцем аудиторской организации. Это необходимо для того, чтобы он мог выражать мнение о достоверности финансовой отчетности субъекта от имени аудиторской организации и подписывать аудиторское заключение. В первую очередь руководитель несет ответственность за достоверность отчетности и ее соответствие требованиям МСФО. Заместитель руководителя также является совладельцем аудиторской компании. Он несет ответственность за принимаемые решения, обеспечивает независимый характер проведения процедуры аудиторской проверки и соблюдение требований международных стандартов аудита. По поручению руководителя аудиторской компании заместитель может подписывать аудиторское заключение. Помимо руководителя и его заместителя, которые в обязательном порядке должны иметь дипломы международно признанных организаций, такие дипломы должны иметь специалист, ответственный за управление рисками, и специалист, ответственный в аудиторской компании за контроль качества выполнения аудиторской проверки и подготовки аудиторского заключения. Кроме того, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует применять такие Международные стандарты аудита, как стандарт N 220 "Контроль качества работы в аудите" (п. 6, Приложения В и С) и стандарт N 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности" (пп. 4 и 5), а также Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров-аудиторов. Существует целый ряд критериев выбора аудиторских компаний для проведения аудита отчетности хозяйствующих субъектов, подготовленной в соответствии с МСФО, основным среди которых является наличие в штате не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций (включая руководителя, его заместителя, которые к тому же должны являться совладельцами аудиторской фирмы). Однако, как известно, аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с федеральными законами, а также нормативными актами Президента и Правительства РФ. В заключение следует отметить, что возникает вполне обоснованное опасение, касающееся неадекватных критериев выбора аудитора, которые влекут за собой дискриминацию по отношению к российским аудиторским компаниям на рынке аудита. Тем более что последние вынуждены нести серьезные затраты, чтобы их специалисты имели достаточную квалификацию для проверки финансовой отчетности, составленной по МСФО. Это касается прежде всего предприятий и организаций, которые решением Правительства РФ с 2004 г. переходят на составление своей финансовой отчетности по МСФО. Речь идет прежде всего об осуществлении аудита финансовой отчетности тех акционерных обществ, чьи акции котируются на фондовых биржах.
А.В.Суворов К. э. н., председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Феникс" Подписано в печать 16.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |