Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Квартира превращается в офис ("Новая бухгалтерия", 2006, N 7)



"Новая бухгалтерия", 2006, N 7

КВАРТИРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОФИС

Нередко организации, которым необходимы площади под офис, приобретают помещения, не предназначенные изначально для этих целей. Как правило, это квартиры, предназначенные для проживания, но никак не для функционирования в качестве офиса. О том, как правильно преобразовать квартиру в офис, чтобы избежать негативных налоговых последствий, читайте в этой статье.

На практике приобретение квартиры для размещения в ней офиса является выгодным с экономической точки зрения, поскольку позволяет значительно экономить на затратах на приобретение офиса. Действительно, если сразу приобретать офисное помещение, то стоимость такой покупки будет на порядок выше.

Вместе с тем такой вариант влечет неоднозначные налоговые последствия, в первую очередь выражающиеся в том, что далеко не во всех случаях затраты на приобретение квартиры могут учитываться для целей налогообложения прибыли.

Позиция Минфина России по данному вопросу заключается в следующем.

В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Таким образом, делает вывод Минфин России в Письме от 06.05.2004 N 04-02-05/2/19, в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение (квартира) до момента его перевода в нежилой фонд не может использоваться для размещения в нем организации и, как следствие, не является амортизируемым имуществом для целей обложения налогом на прибыль организаций. Следовательно, затраты в виде амортизационных отчислений от стоимости приобретения квартиры под офис до момента перевода квартиры в состав нежилых помещений уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль не могут.

Обратите внимание, что подобной же позиции Минфин России придерживается и в вопросе о возможности учета в составе расходов затрат на аренду квартиры, находящейся в составе жилого фонда и используемой для размещения офиса (см., например, Письмо Минфина России от 28.10.2005 N 03-03-04/4/71).

Надо признать, что вопрос о возможности учета затрат на приобретение квартиры действительно является спорным, поскольку действующим гражданским и жилищным законодательством установлен запрет на использование жилого помещения не по назначению.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб., которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Перечень имущества, стоимость которого не погашается путем начисления амортизации, определен в п. 2 той же статьи, и квартиры, используемой под офис, там нет.

Таким образом, при размещении в квартире офиса имеются все основания для принятия квартиры к налоговому учету в качестве основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ) с последующим начислением по этой квартире амортизации.

При этом амортизационные отчисления должны учитываться в составе расходов при условии их обоснованности, направленности на получение дохода и документальном подтверждении.

Однако в этом случае налоговый орган сочтет, что расходы подтверждаются документами, оформленными не в соответствии с законодательством Российской Федерации. На наш взгляд, эта позиция весьма и весьма спорна, поскольку затраты организации как раз будут подтверждены оформленными согласно законам документами: договором купли-продажи, платежными документами, регистрами бухгалтерского и налогового учета и т.д. Кроме того, документально подтвержденными расходами с 2006 г. являются также и расходы с документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Вместе с тем очевидно, что использование такой логики неизбежно приведет к возникновению спора с налоговыми органами. В этой связи более верным было бы предварительно (до начисления амортизации) перевести приобретенную квартиру в состав нежилого имущества.

Когда не допускается перевод жилого

помещения в нежилое

Статьей 22 Жилищного кодекса РФ установлен ряд требований, которым должно соответствовать жилое помещение, чтобы его можно было перевести в состав нежилого фонда.

Во-первых, если доступ к приобретенной квартире осуществляется с использованием лифтов и лестничных площадок, которые используются другими лицами для доступа к своим квартирам, то перевод купленной квартиры в нежилое помещение возможен только в одном случае: если существует техническая возможность организовать отдельный вход для квартиры, приобретенной организацией.

Во-вторых, если организация приобретает квартиру в многоквартирном доме и эта квартира расположена выше первого этажа, то такая квартира может быть переведена в состав нежилого фонда только при условии, что все квартиры под ней также включены в состав нежилых.

В-третьих, перевод квартиры в число нежилых помещений невозможен, если она является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания. Иными словами, если планируется, что квартира будет продолжать использоваться для жизни, одновременно выполняя функции офиса, то к нежилому помещению она отнесена не будет.

В-четвертых, квартира не должна находиться в залоге, под арестом и не обременена иным образом правами третьих лиц.

Что необходимо сделать для перевода квартиры в

состав нежилых помещений

Для перевода квартиры в состав нежилых помещений организации необходимо собрать пакет документов, перечисленных в ст. 23 ЖК РФ.

К числу этих документов отнесены:

- нотариальные копии правоустанавливающих документов на квартиру.

В настоящий момент единственным правоустанавливающим документом является свидетельство о праве собственности на квартиру, выдаваемое управлениями Федеральной регистрационной службы по различным регионам России. При приобретении квартиры организация регистрирует совершенную сделку и возникшее у нее право собственности на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате чего получает указанное выше свидетельство;

- выписка из технического паспорта квартиры, поэтажный план дома, план квартиры (экспликация).

За получением всех этих документов необходимо обратиться в местное БТИ (обслуживающее территорию, на которой расположена квартира). Для этого туда необходимо представить:

а) гарантийное письмо. По сути это заявление с просьбой об изготовлении указанных документов и с гарантией об оплате;

б) доверенность представителя юридического лица;

в) свидетельство о праве собственности на квартиру;

- подготовленный и оформленный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Данный проект подготавливается самой организацией и подлежит согласованию с местным органом самоуправления. Для этого подается заявление по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266. Форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, также утверждена в этом Постановлении.

После сбора всех перечисленных документов организация подает их в местный орган самоуправления вместе с заявлением о переводе квартиры в состав нежилого фонда. Надо отметить, что форма такого заявление никем не утверждена.

По нашему мнению, заявление должно содержать указание на желание организации перевести квартиру в состав нежилого фонда. Адресовано оно должно быть уполномоченному органу местного самоуправления. В заявлении, очевидно, следует указать, планирует ли заявитель переустройство и (или) перепланировку помещения. Данное заявление может быть выполнено на бланке организации с ее печатью и подписью генерального директора, с указанием даты. В принципе ЖК РФ не запрещает, чтобы документы были поданы иным представителем организации. Главное, чтобы в этом случае у него была доверенность на подачу такого заявления.

По сути такое заявление представляет собой некоторое сопроводительное письмо, основной целью которого является указание в нем на перечень прилагающихся к нему документов. При представлении заявителем документов ему выдается расписка.

Обратите внимание, что требовать представления иных документов, не указанных выше, орган местного самоуправления не вправе. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2006 N Ф04-2161/2006(21143-А02-22) был рассмотрен случай, когда предпринимателю было отказано в переводе жилого помещения в нежилое из-за того, что у него не было разрешения ГИБДД на организацию и обустройство автостоянки, а также согласия собственников смежных квартир на такой перевод. Решением судов первой и апелляционной инстанций, поддержанным ФАС Западно-Сибирского округа, было отменено незаконное решение административного органа.

Какие решения могут выноситься после

представления всех документов

Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения указанных выше документов выносит решение либо о переводе, либо об отказе в переводе помещения. Эти решения выносятся в течение 45 дней с момента поступления документов и в течение 3 дней с момента вынесения направляются заявителю в виде так называемых уведомлений. Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в следующих случаях:

- непредставление указанных документов;

- представление документов в орган местного самоуправления не по месту нахождения квартиры;

- наличие критериев, при которых не допускается перевод жилого помещения в нежилое;

- несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Во всех остальных случаях выносится решение о переводе жилого помещения в нежилое. Решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение может быть обжаловано в судебном порядке.

Последствия принятия решения о переводе помещения

Получение решения о переводе приобретенной квартиры в состав нежилого фонда означает, что организация может приступить к использованию помещения в качестве офиса. Оформления каких-либо иных документов в данном случае не нужно.

Вместе с тем, как правило, это помещение еще предстоит переоборудовать под офис так, чтобы его можно было использовать по назначению. Для таких случаев принятое органом местного самоуправление решение о переводе помещения будет содержать требование о проведении такого переустройства или перепланировки квартиры или иных работ с указанием их перечня.

По завершении этих работ осуществляется приемка. Для этого орган местного самоуправления по месту нахождения переводимого помещения формирует приемочную комиссию, которая составляет акт, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки. Затем этот акт органом местного самоуправления по месту нахождения квартиры направляется в региональное управление Федеральной регистрационной службы.

Только после получения такого акта организация сможет использовать квартиру для размещения офиса.

Е.Шершнева

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

16.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Можно ли выплатить пособие по временной нетрудоспособности за 200 рабочих часов по графику работы в месяц, если работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени (учетный период - один месяц), проболел весь месяц? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 7) >
"Вредные" компенсации ("Новая бухгалтерия", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.