Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Чем дальше в лес, тем... меньше НДФЛ ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 23)



"Учет. Налоги. Право", 2006, N 23

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ... МЕНЬШЕ НДФЛ

(Комментарий к Письму Минфина России

от 01.06.2006 N 03-05-01-04/142

<Об обложении НДФЛ оплаты проезда сотрудников

к месту работы и обратно>

(опубликовано в приложении "Официальные документы" N 23, 2006))

Если компания расположена в местах столь отдаленных, что туда не ходит никакой общественный транспорт, то Минфин России готов признать право сотрудников организации на налоговую поблажку. В Письме от 01.06.2006 N 03-05-01-04/142 финансовое ведомство заявило: в данном случае компании могут не удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, которые идут на оплату услуг перевозчиков по доставке сотрудников к месту работы. Бухгалтеру такой организации новая позиция чиновников выгодна - не надо заботиться о персонифицированном учете пассажиров.

В глуши норма Кодекса не работает

Напомним, что по общему правилу компания должна удерживать НДФЛ с подобных транспортных затрат. В Минфине считают, что работник, получая от работодателя право на бесплатный проезд к месту работы, на самом деле получает налогооблагаемый доход в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Поэтому работодатель должен вести персонифицированный учет таких выплат, учитывать доход каждого работника и перечислять с него в бюджет НДФЛ (такая позиция, в частности, отражена в Письме Минфина России от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110; опубликовано в приложении "Официальные документы" N 22, 2006).

Еще совсем недавно финансовое ведомство настаивало на уплате налога и в том случае, если предприятие расположено на территории, куда невозможно добраться общественным транспортом (Письмо Минфина России от 30.11.2005 N 03-05-02-04/206). Теперь точка зрения ведомства изменилась в пользу предприятий, расположенных в труднодоступных местах.

С новым логическим подходом чиновников приятно согласиться. Если работник не может сам добраться до места работы, то ему никак нельзя засчитать в экономическую выгоду (то есть в доход) ту сумму, которую работодатель потратил на оплату "заказного" транспорта. А значит, и налоговой базы по НДФЛ не возникает. Такую позицию специалисты Министерства обнародовали в Письме N 03-05-01-04/142. Стало быть, бухгалтерии не нужно вести учет транспортных выплат по каждому сотруднику.

Как сосчитать пассажиров?

Однако у компаний, которые возят сотрудников по маршрутам, освоенным общественным транспортом, тоже возникают ситуации, когда персонифицированный учет не ведется (см., например, "УНП" N 22, 2006, с. 9 - "Коллективные перевозки НДФЛ не облагаются"). Как быть, если по этой причине невозможно определить налоговую базу?

На сей счет у Минфина есть рекомендация, изложенная в уже упомянутом прошлогоднем Письме N 03-05-02-04/206. В нем чиновники предлагают бухгалтеру способ расчета по каждому работнику: "доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе данных табелей учета рабочего времени и тарифов транспортной организации, осуществляющей доставку работников".

На практике эту методику применить сложно. Предположим, у части сотрудников есть личные автомобили, на которых они ездят на работу. А некоторые работники пользуются бесплатным автобусом компании нерегулярно, иногда добираясь до места на электричке. Подчеркнем, что судебная практика подтверждает: налоговикам будет очень непросто доказать в суде, когда именно и сколько работников фактически пользовалось услугами "корпоративного" перевозчика. Так, Президиум ВАС РФ в п. 8 Информационного письма от 21.06.1999 N 42 разъяснил, что компания не обязана удерживать подоходный налог с физических лиц, если не ведет персонифицированный учет расходов, которые приходятся на каждого конкретного сотрудника. Суды применяют эту позицию и к НДФЛ (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2005 по делу N А57-2297/05-5). А Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 12.07.2001 по делу N А11-456/2001-К2-411 пришел к выводу, что не облагается НДФЛ доставка сотрудников на работу служебным транспортом. Вынося решение в пользу компании, суд, в частности, указал, что налоговики не смогли доказать, какое количество людей предприятие перевезло за проверенный период.

Подведем итог. Если доставка сотрудников на предприятие ведется там, где проторены пути обычного рейсового транспорта, и компания не хочет конфликтовать с налоговиками, то бухгалтеру все же необходимо наладить персонифицированный учет. Например, обязать пассажиров отмечаться в ведомости у водителя служебного транспорта. Соответственно, доход сотрудников в натуральной форме будет зафиксирован, и его надо облагать НДФЛ. Однако если учет не ведется, базы по налогу на доходы физлиц не возникает и по этому поводу у налоговиков возникнут претензии, то у компании есть шансы отстоять свою позицию в суде.

А.Капитанов

Юрист

Подписано в печать

16.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Комиссионерам вернули "вмененку" ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 23) >
Иногда инспекторы возвращаются ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.