![]() |
| ![]() |
|
Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции ("Аудиторские ведомости", 2006, N 7)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 7
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В ОРГАНИЗАЦИИ: ВИДЫ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Целью аудита в Российской Федерации законодательно определено выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в соответствии с действующим законодательством. В формировании достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и отдельных ее показателей, в частности, принимают участие различные службы организаций, в том числе службы внутреннего аудита. В статье дан обзор мнений специалистов по вопросам классификации видов, задач и функций внутреннего аудита.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.1991 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью внутреннего аудита как особого вида аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. На наш взгляд, применительно к внутреннему аудиту данную цель можно трансформировать как контроль за формированием достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Служба внутреннего аудита может быть организована с целью проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, степень управления рисками и прозрачности бизнеса. Следует отметить определенную эволюцию в раскрытии вопросов сущности и целей организации внутреннего аудита. В 90-х гг. ХХ в. в отечественной литературе преобладало определение внутреннего аудита во взаимосвязи с внутрихозяйственным контролем. В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой цель организации внутреннего аудита - оказание помощи сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Аналогичное определение представлено в документах Института внутренних аудиторов США. Российские стандарты (правила) аудита дают следующее определение сущности внутреннего аудита. Это - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего контроля согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3, относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. В глоссарии терминов международных стандартов аудита внутренний аудит определен как оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. В соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров в функции внутреннего аудита входят, в частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить различия применительно к уровням внутреннего аудита, например внутреннего аудита отдельных хозяйствующих субъектов и групп взаимосвязанных организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе. Нами предложена следующая классификация внутреннего аудита в зависимости от выбранных критериев (табл. 1).
Таблица 1
Виды внутреннего аудита
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬ | Критерии | Виды | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Структура |Аудит отдельного структурного подразделения | |аудируемых |Аудит отдельного юридического лица с простой | |объектов |организационной структурой | | |Аудит отдельного юридического лица со сложной | | |организационной структурой | | |Аудит консолидируемой группы | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Степень |Аудит организаций и холдингов, составляющих | |применения МСФО |финансовую отчетность только по РСБУ | |на различных |Аудит организаций и холдингов, составляющих | |стадиях |финансовую отчетность по МСФО способом | |формирования |трансформации данных | |консолидированной|Аудит организаций и холдингов, составляющих | |финансовой |финансовую отчетность по МСФО способом | |отчетности |конверсии данных | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Задачи |Аудит финансовой отчетности | | |Налоговый аудит | | |Аудит соответствия требованиям (законодательно| | |установленным предписаниям) и целесообразности| | |Ценовой аудит | | |Управленческий аудит (производственный аудит) | | |Аудит хозяйственный деятельности | | |Специальный аудит (экологический, операционный| | |и др.) | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Функции |Собственно аудит (цель — подтверждение | | |достоверности финансовой отчетности) | | |Оценка и контроль эффективности системы | | |управления | | |Консультирование участников консолидируемой | | |группы | | |Функции, связанные с внешним контролем и | | |оценкой деятельности участников | | |консолидируемой группы | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Периодичность |Первоначальный | |осуществления |Разовый | | |Оперативный | | |Итоговый | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Взаимоотношения |Предшествующий внешнему аудиту (связанный с | |со службами |внешним аудитом) | |внешнего аудита |Не предшествующий внешнему аудиту (не | | |связанный с внешним аудитом) | L—————————————————+——————————————————————————————————————————————— Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом: - обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций; - оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций; - защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций; - помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций; - оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля. Внутренний аудит выполняет различные функции, при определении которых также не существует единых мнений. Так, А.К. Макальская отмечает, что внутренний аудит [9]: - дает высшему звену управления всей организацией информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности; - повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующие возникновению нарушений; - подтверждает достоверность отчетов обособленных структурных подразделений организации. Л.В. Сотникова отмечает участие внутреннего аудита в процессах реинжиниринга, т.е. изменения структуры управления организацией [13]. Р.А. Алборов рассматривает такие функции внутреннего аудита, как [1]: - анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность организации; - консультирование учредителей и сотрудников администрации по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, менеджмента и права; - организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов; - периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью; - проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; - оценка экономичности и эффективности операций организации; - проверка уровня достижения программных целей. В трудах А.Д. Шеремета и В.П. Суйца отмечается, что внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров [16]. По мнению Ю.Н. Воропаева, внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом [4]. Таким образом, функции внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб. Например, В.В. Скобара отождествляет внутренний аудит с внутренним контролем, осуществляемым внутренними ревизорскими службами (отделами) [11]. В.В. Бурцев, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля [2]. По его мнению, другая форма внутреннего контроля, определенная как структурно-функциональная форма, отражает взаимодействия единиц организационной структуры, соответствующие их контрольным функциям, и применима в отличие от внутреннего аудита ко всем организациям. Л.В. Сотникова считает, что внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего контроля, а структуру, дополняющую структурно-функциональную систему внутреннего контроля и входящую в ее конфигурацию [13]. Система внутреннего аудита не может быть полностью отождествлена с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего аудита. В то же время система внутреннего контроля может функционировать и без создания органов внутреннего аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в целом. При этом возможна трансформация контрольно-ревизионных служб в отдельные службы внутреннего аудита. По мнению А. Сонина, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроля [12]. На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать в качестве: - части системы внутреннего контроля; - функции выявления и оценки рисков; - независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной). При принятии решения об организации и определении функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как: - направление и специфика деятельности; - объемы показателей финансово-экономической деятельности субъекта; - сложившаяся система управления; - состояние системы внутреннего контроля. Функции внутреннего аудитора могут выполнять [16]: - специальные службы внутреннего контроля; - отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации; - ревизионные комиссии (ревизоры); - привлекаемые сторонние организации; - внешние аудиторы. Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными [11]. Нам представляется, что, если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным. При отсутствии службы внутреннего аудита в организационной структуре хозяйствующего субъекта его функции в области контроля осуществляются главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998) "О бухгалтерском учете" это является их должностными обязанностями. На наш взгляд, особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются организации [14]: - имеющие сложную структуру; - осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами. Ко второму направлению можно отнести такие связанные стороны, как финансово-промышленные и банковские группы, холдинги в целом и отдельные их члены, а также иные объединения, приводящие к приобретению контроля одной организации над другими. По данному направлению возникает необходимость рассмотреть определение внутреннего аудита взаимодействий и финансовой отчетности, полученной путем консолидации связанных сторон. Л.В. Сотникова дает следующее определение. Внутренний аудит финансово-промышленной группы (ФПГ) - это система контрольных действий, осуществляемых по поручению совета управляющих ФПГ (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся только совету управляющих, за деятельностью организаций, входящих в холдинг, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершения хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их осуществлении. Организуя внутренний аудит групп взаимосвязанных организаций (холдингов, консолидируемых групп), можно выделить следующие его направления, в широком смысле составляющие корпоративный аудит: - аудит финансовой отчетности; - аудит управленческих решений в финансово-экономической области (управленческий аудит); - аудит управления рисками. Корпоративный аудит в узком смысле может быть определен как реализация и контроль соответствия корпоративным стандартам. На наш взгляд, необходимо провести сравнение внутреннего аудита отдельного хозяйствующего субъекта и внутреннего аудита связанных сторон (холдинга). В табл. 2 приведены сравнительные характеристики внутреннего аудита организации и группы организаций на примере внутреннего аудита финансовой отчетности.
Таблица 2
Характеристика внутреннего аудита консолидированной финансовой отчетности
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬ | Характеризующий | Внутренний аудит группы взаимосвязанных | | признак | организаций | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Объект аудита |Консолидированная финансовая отчетность | | |Индивидуальная финансовая отчетность | | |материнской и дочерних компаний | | |Дочерняя компания может являться материнской | | |для других организаций, следовательно, для | | |консолидации может быть представлена | | |консолидированная отчетность, объединяющая | | |данные дочерней и внучатых компаний | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Специфические |Проверка правильности определения параметров | |процедуры |консолидации | | |Проверка достоверности результатов | | |преобразования данных индивидуальной | | |финансовой отчетности участников группы при | | |применении различных отчетных форм | | |Проверка правомерности определения | | |существенных показателей и возможных | | |реклассификаций данных индивидуальной | | |отчетности в процессе консолидации | | |(в частности, в отчете о прибылях и убытках) | | |Проверка достоверности данных в результате | | |проведения процедур элиминирования | | |Проверка результатов трансформации данных при | | |составлении отчетности в соответствии с МСФО | | |Проверка результатов консолидации при | | |применении различных валют отчетности в | | |многонациональных компаниях | | |Проверка достоверности и полноты отчетных | | |данных консолидированной финансовой | | |отчетности, формируемой в условиях | | |гиперинфляции | | |Анализ отчетных показателей (индивидуальной и | | |консолидированной отчетности) для обеспечения | | |необходимой информацией внутренних | | |пользователей и собственников | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Участие на |На стадии проверки достоверности отчетных | |стадиях |данных — результатов консолидации | |формирования |На стадии формирования и проверки | |отчетных данных |достоверности только консолидированной | | |финансовой отчетности | | |На стадиях формирования и проверки | | |достоверности как консолидированной, так и | | |индивидуальной финансовой отчетности самим | | |органом или посредством взаимодействий со | | |службами внутреннего аудита (внутреннего | | |контроля) отдельных участников | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Формы организации|На уровне материнской компании без открытия | |служб внутреннего|специализированных служб в дочерних компаниях | |аудита |(централизованная форма) | | |На уровнях материнской компании и дочерних | | |компаний (смешанная форма) | L—————————————————+——————————————————————————————————————————————— В дополнение табл. 2 отметим, что участие службы внутреннего аудита компании на стадиях формирования данных индивидуальной и финансовой отчетности может быть связано, например, с такими действиями, как: - участие в разработке и контроле за осуществлением единого методологического руководства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности для всех участников группы взаимосвязанных организаций, в частности в отношении учетной политики; - оценка эффективности процедур формирования достоверных отчетных данных материнской и дочерних компаний и группы организаций в целом; - участие в определении и контроле за правомерностью признания показателей отчетности существенными и несущественными (определение критериев существенности для отчетности отдельных организаций и консолидированной отчетности); - участие в разработке и оценке эффективности и рациональности формирования дополнительных данных, представляемых отдельными участниками группы и необходимых для консолидации отчетности. Когда внутренний аудит проявляет себя на стадиях формирования консолидированной или индивидуальной финансовой отчетности и специалисты внутреннего аудита принимают непосредственное участие в трансформации, реклассификации, агрегировании и прочих преобразованиях данных, то, на наш взгляд, с одной стороны, повышается качество показателей отчетности, а с другой стороны, значительно снижается независимость и объективность выводов внутреннего аудитора о достоверности отчетности.
Литература
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и Сервис, 2004. 2. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2003. 3. Васильева М., Камфер Ю., Степанова О. Внешний и внутренний аудит на предприятии // Экономико-правовой бюллетень, 2001, N 6. 4. Воропаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля // Бухгалтерский учет, 1996, N 8. 5. Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О'Рейлли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997. 6. Дубровина Т.Д., Сухов В.А., Шеремет А.Д. Аудиторская деятельность в страховании: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 1997. 7. Ендовицкий Д.А., Архипов А.А. Организация места внутреннего аудита в системе внутрихозяйственного контроля // Аудитор, 2003. N 12. 8. Макальская А.К., Пирожкова Н.А. Основы аудита. - М.: Дело и Сервис, 2000. 9. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2001. 10. Пахомов Д.В. Качество аудиторских услуг: организация контроля // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 1. 11. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и Сервис, 1998. 12. Сонин А. Внутренний контроль и внутренний аудит - необходимость для компании / www.cfi.ru. 13. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2000. 14. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: Практ. пособие / Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 15. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий. Банковский, страховой. - М.: ИНФРА-М, 2002. 16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Е.В.Никифорова Д. э. н., заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
И.В.Шумилова Доцент, Государственный Тольяттинский университет Подписано в печать 16.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |