Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции ("Аудиторские ведомости", 2006, N 7)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 7

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В ОРГАНИЗАЦИИ:

ВИДЫ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

Целью аудита в Российской Федерации законодательно определено выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в соответствии с действующим законодательством. В формировании достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и отдельных ее показателей, в частности, принимают участие различные службы организаций, в том числе службы внутреннего аудита. В статье дан обзор мнений специалистов по вопросам классификации видов, задач и функций внутреннего аудита.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.1991 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью внутреннего аудита как особого вида аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. На наш взгляд, применительно к внутреннему аудиту данную цель можно трансформировать как контроль за формированием достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Служба внутреннего аудита может быть организована с целью проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, степень управления рисками и прозрачности бизнеса.

Следует отметить определенную эволюцию в раскрытии вопросов сущности и целей организации внутреннего аудита. В 90-х гг. ХХ в. в отечественной литературе преобладало определение внутреннего аудита во взаимосвязи с внутрихозяйственным контролем. В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой цель организации внутреннего аудита - оказание помощи сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Аналогичное определение представлено в документах Института внутренних аудиторов США.

Российские стандарты (правила) аудита дают следующее определение сущности внутреннего аудита. Это - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего контроля согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3, относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

В глоссарии терминов международных стандартов аудита внутренний аудит определен как оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. В соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров в функции внутреннего аудита входят, в частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить различия применительно к уровням внутреннего аудита, например внутреннего аудита отдельных хозяйствующих субъектов и групп взаимосвязанных организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе.

Нами предложена следующая классификация внутреннего аудита в зависимости от выбранных критериев (табл. 1).

Таблица 1

Виды внутреннего аудита

     
   ——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
   |     Критерии    |                      Виды                    |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Структура        |Аудит отдельного структурного подразделения   |
   |аудируемых       |Аудит отдельного юридического лица с простой  |
   |объектов         |организационной структурой                    |
   |                 |Аудит отдельного юридического лица со сложной |
   |                 |организационной структурой                    |
   |                 |Аудит консолидируемой группы                  |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Степень          |Аудит организаций и холдингов, составляющих   |
   |применения МСФО  |финансовую отчетность только по РСБУ          |
   |на различных     |Аудит организаций и холдингов, составляющих   |
   |стадиях          |финансовую отчетность по МСФО способом        |
   |формирования     |трансформации данных                          |
   |консолидированной|Аудит организаций и холдингов, составляющих   |
   |финансовой       |финансовую отчетность по МСФО способом        |
   |отчетности       |конверсии данных                              |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Задачи           |Аудит финансовой отчетности                   |
   |                 |Налоговый аудит                               |
   |                 |Аудит соответствия требованиям (законодательно|
   |                 |установленным предписаниям) и целесообразности|
   |                 |Ценовой аудит                                 |
   |                 |Управленческий аудит (производственный аудит) |
   |                 |Аудит хозяйственный деятельности              |
   |                 |Специальный аудит (экологический, операционный|
   |                 |и др.)                                        |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Функции          |Собственно аудит (цель — подтверждение        |
   |                 |достоверности финансовой отчетности)          |
   |                 |Оценка и контроль эффективности системы       |
   |                 |управления                                    |
   |                 |Консультирование участников консолидируемой   |
   |                 |группы                                        |
   |                 |Функции, связанные с внешним контролем и      |
   |                 |оценкой деятельности участников               |
   |                 |консолидируемой группы                        |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Периодичность    |Первоначальный                                |
   |осуществления    |Разовый                                       |
   |                 |Оперативный                                   |
   |                 |Итоговый                                      |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Взаимоотношения  |Предшествующий внешнему аудиту (связанный с   |
   |со службами      |внешним аудитом)                              |
   |внешнего аудита  |Не предшествующий внешнему аудиту (не         |
   |                 |связанный с внешним аудитом)                  |
   L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
   

Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций;

- оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций;

- защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;

- помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций;

- оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит выполняет различные функции, при определении которых также не существует единых мнений.

Так, А.К. Макальская отмечает, что внутренний аудит [9]:

- дает высшему звену управления всей организацией информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности;

- повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующие возникновению нарушений;

- подтверждает достоверность отчетов обособленных структурных подразделений организации.

Л.В. Сотникова отмечает участие внутреннего аудита в процессах реинжиниринга, т.е. изменения структуры управления организацией [13].

Р.А. Алборов рассматривает такие функции внутреннего аудита, как [1]:

- анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность организации;

- консультирование учредителей и сотрудников администрации по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, менеджмента и права;

- организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов;

- периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

- оценка экономичности и эффективности операций организации;

- проверка уровня достижения программных целей.

В трудах А.Д. Шеремета и В.П. Суйца отмечается, что внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров [16].

По мнению Ю.Н. Воропаева, внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом [4].

Таким образом, функции внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб. Например, В.В. Скобара отождествляет внутренний аудит с внутренним контролем, осуществляемым внутренними ревизорскими службами (отделами) [11].

В.В. Бурцев, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля [2]. По его мнению, другая форма внутреннего контроля, определенная как структурно-функциональная форма, отражает взаимодействия единиц организационной структуры, соответствующие их контрольным функциям, и применима в отличие от внутреннего аудита ко всем организациям.

Л.В. Сотникова считает, что внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего контроля, а структуру, дополняющую структурно-функциональную систему внутреннего контроля и входящую в ее конфигурацию [13].

Система внутреннего аудита не может быть полностью отождествлена с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего аудита. В то же время система внутреннего контроля может функционировать и без создания органов внутреннего аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в целом. При этом возможна трансформация контрольно-ревизионных служб в отдельные службы внутреннего аудита.

По мнению А. Сонина, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроля [12].

На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать в качестве:

- части системы внутреннего контроля;

- функции выявления и оценки рисков;

- независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной).

При принятии решения об организации и определении функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как:

- направление и специфика деятельности;

- объемы показателей финансово-экономической деятельности субъекта;

- сложившаяся система управления;

- состояние системы внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудитора могут выполнять [16]:

- специальные службы внутреннего контроля;

- отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации;

- ревизионные комиссии (ревизоры);

- привлекаемые сторонние организации;

- внешние аудиторы.

Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными [11].

Нам представляется, что, если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным.

При отсутствии службы внутреннего аудита в организационной структуре хозяйствующего субъекта его функции в области контроля осуществляются главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998) "О бухгалтерском учете" это является их должностными обязанностями.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются организации [14]:

- имеющие сложную структуру;

- осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами.

Ко второму направлению можно отнести такие связанные стороны, как финансово-промышленные и банковские группы, холдинги в целом и отдельные их члены, а также иные объединения, приводящие к приобретению контроля одной организации над другими. По данному направлению возникает необходимость рассмотреть определение внутреннего аудита взаимодействий и финансовой отчетности, полученной путем консолидации связанных сторон. Л.В. Сотникова дает следующее определение. Внутренний аудит финансово-промышленной группы (ФПГ) - это система контрольных действий, осуществляемых по поручению совета управляющих ФПГ (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся только совету управляющих, за деятельностью организаций, входящих в холдинг, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершения хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их осуществлении.

Организуя внутренний аудит групп взаимосвязанных организаций (холдингов, консолидируемых групп), можно выделить следующие его направления, в широком смысле составляющие корпоративный аудит:

- аудит финансовой отчетности;

- аудит управленческих решений в финансово-экономической области (управленческий аудит);

- аудит управления рисками.

Корпоративный аудит в узком смысле может быть определен как реализация и контроль соответствия корпоративным стандартам.

На наш взгляд, необходимо провести сравнение внутреннего аудита отдельного хозяйствующего субъекта и внутреннего аудита связанных сторон (холдинга). В табл. 2 приведены сравнительные характеристики внутреннего аудита организации и группы организаций на примере внутреннего аудита финансовой отчетности.

Таблица 2

Характеристика внутреннего аудита

консолидированной финансовой отчетности

     
   ——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
   | Характеризующий |    Внутренний аудит группы взаимосвязанных   |
   |     признак     |                  организаций                 |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Объект аудита    |Консолидированная финансовая отчетность       |
   |                 |Индивидуальная финансовая отчетность          |
   |                 |материнской и дочерних компаний               |
   |                 |Дочерняя компания может являться материнской  |
   |                 |для других организаций, следовательно, для    |
   |                 |консолидации может быть представлена          |
   |                 |консолидированная отчетность, объединяющая    |
   |                 |данные дочерней и внучатых компаний           |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Специфические    |Проверка правильности определения параметров  |
   |процедуры        |консолидации                                  |
   |                 |Проверка достоверности результатов            |
   |                 |преобразования данных индивидуальной          |
   |                 |финансовой отчетности участников группы при   |
   |                 |применении различных отчетных форм            |
   |                 |Проверка правомерности определения            |
   |                 |существенных показателей и возможных          |
   |                 |реклассификаций данных индивидуальной         |
   |                 |отчетности в процессе консолидации            |
   |                 |(в частности, в отчете о прибылях и убытках)  |
   |                 |Проверка достоверности данных в результате    |
   |                 |проведения процедур элиминирования            |
   |                 |Проверка результатов трансформации данных при |
   |                 |составлении отчетности в соответствии с МСФО  |
   |                 |Проверка результатов консолидации при         |
   |                 |применении различных валют отчетности в       |
   |                 |многонациональных компаниях                   |
   |                 |Проверка достоверности и полноты отчетных     |
   |                 |данных консолидированной финансовой           |
   |                 |отчетности, формируемой в условиях            |
   |                 |гиперинфляции                                 |
   |                 |Анализ отчетных показателей (индивидуальной и |
   |                 |консолидированной отчетности) для обеспечения |
   |                 |необходимой информацией внутренних            |
   |                 |пользователей и собственников                 |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Участие на       |На стадии проверки достоверности отчетных     |
   |стадиях          |данных — результатов консолидации             |
   |формирования     |На стадии формирования и проверки             |
   |отчетных данных  |достоверности только консолидированной        |
   |                 |финансовой отчетности                         |
   |                 |На стадиях формирования и проверки            |
   |                 |достоверности как консолидированной, так и    |
   |                 |индивидуальной финансовой отчетности самим    |
   |                 |органом или посредством взаимодействий со     |
   |                 |службами внутреннего аудита (внутреннего      |
   |                 |контроля) отдельных участников                |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Формы организации|На уровне материнской компании без открытия   |
   |служб внутреннего|специализированных служб в дочерних компаниях |
   |аудита           |(централизованная форма)                      |
   |                 |На уровнях материнской компании и дочерних    |
   |                 |компаний (смешанная форма)                    |
   L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
   

В дополнение табл. 2 отметим, что участие службы внутреннего аудита компании на стадиях формирования данных индивидуальной и финансовой отчетности может быть связано, например, с такими действиями, как:

- участие в разработке и контроле за осуществлением единого методологического руководства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности для всех участников группы взаимосвязанных организаций, в частности в отношении учетной политики;

- оценка эффективности процедур формирования достоверных отчетных данных материнской и дочерних компаний и группы организаций в целом;

- участие в определении и контроле за правомерностью признания показателей отчетности существенными и несущественными (определение критериев существенности для отчетности отдельных организаций и консолидированной отчетности);

- участие в разработке и оценке эффективности и рациональности формирования дополнительных данных, представляемых отдельными участниками группы и необходимых для консолидации отчетности.

Когда внутренний аудит проявляет себя на стадиях формирования консолидированной или индивидуальной финансовой отчетности и специалисты внутреннего аудита принимают непосредственное участие в трансформации, реклассификации, агрегировании и прочих преобразованиях данных, то, на наш взгляд, с одной стороны, повышается качество показателей отчетности, а с другой стороны, значительно снижается независимость и объективность выводов внутреннего аудитора о достоверности отчетности.

Литература

1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и Сервис, 2004.

2. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2003.

3. Васильева М., Камфер Ю., Степанова О. Внешний и внутренний аудит на предприятии // Экономико-правовой бюллетень, 2001, N 6.

4. Воропаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля // Бухгалтерский учет, 1996, N 8.

5. Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О'Рейлли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997.

6. Дубровина Т.Д., Сухов В.А., Шеремет А.Д. Аудиторская деятельность в страховании: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Ендовицкий Д.А., Архипов А.А. Организация места внутреннего аудита в системе внутрихозяйственного контроля // Аудитор, 2003. N 12.

8. Макальская А.К., Пирожкова Н.А. Основы аудита. - М.: Дело и Сервис, 2000.

9. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2001.

10. Пахомов Д.В. Качество аудиторских услуг: организация контроля // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 1.

11. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и Сервис, 1998.

12. Сонин А. Внутренний контроль и внутренний аудит - необходимость для компании / www.cfi.ru.

13. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2000.

14. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: Практ. пособие / Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий. Банковский, страховой. - М.: ИНФРА-М, 2002.

16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Е.В.Никифорова

Д. э. н.,

заведующая

кафедрой бухгалтерского учета,

анализа и аудита

И.В.Шумилова

Доцент,

Государственный Тольяттинский

университет

Подписано в печать

16.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...Сотрудникам, работающим вахтовым методом, выплачивается взамен суточных надбавка 200 руб. Размер надбавки установлен коллективным договором. Как учитывается выплачиваемая в таком размере надбавка за вахтовый метод работы в целях налогообложения прибыли? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 7) >
Лицензионный договор: отражение в бухгалтерском и налоговом учете вознаграждения лицензиара ("Аудиторские ведомости", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.