![]() |
| ![]() |
|
В связи с тем что отсутствуют рейсы общественного транспорта, позволяющие работникам самостоятельно добираться до места работы, организация заключила договор с транспортной организацией о доставке работников к месту работы и обратно. Облагаются ли ЕСН и НДФЛ данные расходы? Правомерно ли включение в состав расходов затрат? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 13)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 13
Вопрос: В связи с тем что отсутствуют рейсы общественного транспорта, позволяющие работникам самостоятельно добираться до места работы, организация заключила договор с транспортной организацией о доставке работников к месту работы и обратно. Облагаются ли ЕСН и НДФЛ данные расходы? Правомерно ли включение в состав расходов затрат?
Ответ: Для ответа на данный вопрос необходимо учесть, что согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. В рассматриваемом случае транспортные услуги оказывались специализированными предприятиями не работникам общества, а самому обществу. Какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, обществом не производились. При этом оплата обществом транспортным организациям стоимости услуг по доставке работников к месту работы и обратно относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, и не является выплатой работникам в качестве вознаграждения за выполненные ими работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам согласно ст. 236 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 N А65-20137/2004-СА1-19). Очевидно, что расходы на оплату проезда до места работы и обратно связаны с производственной необходимостью. Объектом по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (ст. 209 НК РФ), и с учетом ст. 41 НК РФ, в которой доход определяется как экономическая выгода, суммы, израсходованные на оплату проезда работников, не подлежат обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, от 01.06.2006 N 03-05-01-04/142). Что касается налога на прибыль, необходимо ориентироваться на п. 26 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Исходя из этого, возможны два варианта учета: 1) расходы не учитываются в целях обложения прибыли, если в трудовом или коллективном договоре нет упоминания о подобной обязанности работодателя (п. 26 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России N 03-03-04/1/434); 2) расходы учитываются в целях обложения прибыли, если данное упоминание в договоре присутствует (Постановление ФАС ПО от 27.02.2006 N А65-6046/2005-СА2-9). К сведению: в первом варианте учета раскрывается официальная позиция Минфина, с которой мы не можем согласиться, заметим, что финансисты признали технологический характер доставки работников. Дело в том, что грамматическое толкование п. 26 ст. 270 НК РФ позволяет сделать иной вывод, так как расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в силу технологических особенностей производства являются самостоятельным основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Таким же самостоятельным основанием для уменьшения налоговой базы по данному налогу являются случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами. Несмотря на наши разногласия с позицией Минфина, во избежание споров с фискальными органами, считаем целесообразным прописать в коллективном договоре обязанности работодателя по перевозке работников к месту работы и обратно. Если коллективный договор уже заключен и срок его действия составляет, например, 3 года, то можно воспользоваться ст. 44 ТК РФ, на основании которой оформляется дополнение к коллективному договору. В силу ст. 43 ТК РФ необходимо распространить его действие на весь срок коллективного договора.
Д.В.Дурново Главный редактор издательства "Аюдар Пресс" Подписано в печать 16.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |