![]() |
| ![]() |
|
Минфин России и ФНС России: очередное заседание межведомственной комиссии ("Российский налоговый курьер", 2006, N 13-14)
"Российский налоговый курьер", 2006, N 13-14
МИНФИН РОССИИ И ФНС РОССИИ: ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
Мы уже знакомили вас с работой межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере. 31 мая 2006 г. состоялось очередное заседание этой комиссии. По каким вопросам двум ведомствам удалось выработать единую позицию, читайте в статье.
Налогообложение доплат по больничным листам
На заседании межведомственной комиссии достаточно долго обсуждали проблему признания в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат работодателей на доплаты по листам временной нетрудоспособности сверх установленного законодательством уровня. Позиция Федеральной налоговой службы по данному вопросу заключается в следующем. При учете для целей налогообложения прибыли указанных затрат следует исходить из положений ст. 57 Трудового кодекса. А именно трудовой договор в качестве существенного условия предусматривает определение сторонами (работодателем и работником) условий оплаты труда. То есть в договоре должны быть установлены размер и порядок выплаты вознаграждения за исполнение трудовой функции. В трудовом законодательстве такие отношения регулируются нормами гл. 20 и 21 ТК РФ. Кроме условий оплаты труда в трудовом договоре могут предусматриваться иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с трудовым законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. Речь может идти об условиях по дополнительным выплатам, размер которых не определяется интенсивностью и качеством труда, а также о дополнительной сверх предусмотренной законодательством оплате непроработанного времени по любым причинам, в том числе по болезни или уходу за больным ребенком или членами семьи.
ФНС России считает, что на основании п. 1 ст. 252 НК РФ любые выплаты не должны изначально учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если они прямо поименованы в установленном ст. 270 Налогового кодекса перечне расходов, не признаваемых для налогообложения. Виды выплат, не указанные в п. п. 1 - 48 ст. 270 НК РФ, признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, и подлежат распределению по отдельным видам расходов (в том числе и на оплату труда), только если они соответствуют обязательным критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким образом, согласно п. 25 ст. 255 Налогового кодекса в составе расходов на оплату труда не должны учитываться предусмотренные в трудовом договоре виды выплат, не связанные с оплатой проработанного времени. Дело в том, что подобные затраты не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. В частности, не должны уменьшать величину налоговой базы по налогу на прибыль суммы оплаты работникам неотработанного времени, производимые работодателем в добровольном порядке. Соответственно, на такие выплаты не начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование. В свою очередь, Минфин России предложил рассмотреть ситуацию, когда все поименованные в трудовом договоре выплаты включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ и одновременно на эти суммы (кроме расходов, прямо поименованных в ст. 270 НК РФ) начисляется ЕСН. Предполагается, что выпадающие в результате учета такого рода выплат в составе расходов суммы налога на прибыль будут компенсироваться суммами ЕСН, начисляемыми на эти выплаты. После всестороннего обсуждения проблемы было решено создать рабочую группу из специалистов Минфина России и ФНС России. Она должна проработать вопрос о доплатах по пособиям, обозначить спорные моменты, сформировать позицию о применении ст. ст. 255 и 270 НК РФ по различным выплатам в пользу физических лиц и доложить о результатах на следующем заседании межведомственной комиссии. Кроме того, признано целесообразным подготовить соответствующие поправки в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Налоговый учет таможенных пошлин
На заседании межведомственной комиссии также был рассмотрен вопрос о порядке учета таможенных пошлин при приобретении материалов и основных средств. Этот вопрос ФНС России вынесла на обсуждение в связи с выходом Письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130. В Письме сказано, что на основании п. 4 ст. 252 НК РФ порядок налогового учета таможенных пошлин, касающихся приобретения основных средств и материалов, определяется учетной политикой организации. Вместе с тем, по мнению ФНС России, при приобретении основных средств у организации отсутствует право выбора порядка учета такого рода затрат. Ведь исходя из п. 5 ст. 270 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль они могут быть учтены только в составе первоначальной стоимости имущества. При приобретении материалов положения п. 1 ст. 264 НК РФ применяться не могут в силу наличия прямой нормы, указанной в п. 2 ст. 254 НК РФ. В этом пункте предусмотрено, что таможенные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением материалов, учитываются в их стоимости. Таким образом, общая норма об учете таможенных пошлин в составе прочих расходов, установленная в п. 1 ст. 264 НК РФ, на суммы таможенных пошлин, возникающих при приобретении материалов, не распространяется. По мнению Минфина России, позиция ФНС России представляется методологически правильной. Однако в законодательном порядке она не закреплена. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о налогах и сборах. Данную проблему можно решить, только если внести изменения в Налоговый кодекс. Поэтому комиссия поручила Минфину России совместно с ФНС России подготовить и внести в установленном порядке конкретные предложения по законодательному урегулированию налогового учета таможенных пошлин, уплачиваемых при приобретении основных средств и материалов.
О списании задолженности ГУИНов по налогу на доходы физических лиц
По инициативе Минфина России на заседании межведомственной комиссии был рассмотрен вопрос о списании задолженности по перечислению налога на доходы физических лиц государственными унитарными предприятиями учреждений, исполняющих уголовные наказания (ГУИНами). Суть разногласий двух ведомств сводится к следующему. ФНС России считает, что органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вправе принимать нормативные акты о списании задолженности организаций по налогу на доходы физических лиц. По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, действие положений о списании задолженности не распространяется на задолженность по НДФЛ, поскольку согласно действующему законодательству юридические лица - налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц. На чем основана позиция Минфина России? В связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 г. по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 гг. средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Это предусмотрено в ст. 125 Федерального закона от 23.12.2004 N 172-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". В развитие указанной статьи Закона N 125-ФЗ Правительство РФ приняло Постановление от 07.11.2005 N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней" (далее - Постановление N 660). Согласно этому документу задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 гг. средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию. Исключение составляют суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 г., а также начисленные на нее пени. Кроме того, в Постановлении N 660 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления списывать задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по обязательным платежам, подлежащим зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также начисленные на нее пени. Перечень таких федеральных унитарных предприятий приведен в Приложении к Постановлению N 660. Таким образом, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, согласно названным выше нормам списанию подлежит задолженность федеральных государственных унитарных предприятий, которая возникла в связи с отвлечением средств этих предприятий. Постановлением N 660 утверждены Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Согласно п. 2 Правил задолженность, подлежащая списанию, включает в себя всю задолженность ГУИНов по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам, а также начисленные пени и штрафы. Учитывая это, на заседании комиссии было решено разрешить ГУИНам списывать задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также начисленные на нее пени и штрафы. При списании задолженности ГУИНов по перечислению налога на доходы физических лиц, а также начисленных на нее пеней необходимо удостовериться в наличии нормативных правовых актов соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, принятых согласно п. 6 Постановления N 660.
В.Н.Воробьева Советник налоговой службы РФ II ранга Сводно-аналитическое управление ФНС России Подписано в печать 14.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |