Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Обзор зарубежных моделей анализа кредитоспособности заемщика ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4)



"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском, для его снижения используются различные методики анализа финансового состояния заемщиков. В связи с тем что перечисленные модели выстроены для отчетности компаний зарубежных стран, они представляют интерес для применения при анализе отчетности по МСФО.

Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия-заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.

Существует множество методик оценки качества заемщиков - методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решение расчетных задач. При всем значении таких оценок они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.

Самыми простыми моделями оценки положения компании на рынке являются PESTEL, SWOT и модель Porter.

PESTEL анализ

PESTEL анализ - данная аббревиатура образована от сокращения шести английских слов: Political (политика), Economic (экономика), Social (общество), Technological (технология), Environmental (развитие) и Legal (законность). Данный анализ направлен на выявление политических, экономических, социальных, технологических и юридических или законодательных аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Этот аналитический инструмент стратегического планирования развивается с начала 1960-х гг.

SWOT анализ

SWOT - Strength Weakness Opportunities Threats analysis.

Аббревиатура SWOT образуется от сокращения 4 слов английского языка: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы - threat, и именно на этих словах основывается SWOT анализ. SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а также анализ внешних факторов и ситуации на рынке.

Обычно данный анализ представляют в виде таблицы для большей наглядности.

После анализа расположенных в таблице данных составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

Таблица 1

Таблица для SWOT анализа

     
   ————————T———————————————————————————T————————————————————————————¬
   |       |        Возможности        |           Угрозы           |
   +———————+———————————————————————————+————————————————————————————+
   |Сильные|На сколько сильные стороны |Могут ли сильные стороны    |
   |стороны|позволяют использовать эту |позволить избежать этой     |
   |       |возможность                |угрозы                      |
   +———————+———————————————————————————+————————————————————————————+
   |Слабые |На сколько слабые стороны  |На сколько слабые стороны   |
   |стороны|мешают использовать эту    |препятствуют избеганию      |
   |       |возможность                |угроз                       |
   L———————+———————————————————————————+—————————————————————————————
   

"Модель пяти сил" М. Портера

Модель Porter - "Модель пяти сил" М. Портера отображает основные влияющие на деятельность предприятия факторы современной конкуренции. Степень прибыльности индустрии товаров или услуг, в которой действует компания, в целом зависит от следующих факторов:

1. Интенсивности существующей на рынке конкуренции.

2. Возможности и угрозы входа на рынок новых игроков.

3. Зависимости от покупателей.

4. Зависимости от поставщиков.

5. Угрозы со стороны заменителей товара или услуги.

"Правило пяти си"

В практике американских банков применяется система, носящая название "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си":

1. сharacter (характер заемщика);

Это репутация клиента как юридического лица. Репутация клиента складывается из продолжительности работы клиента в данной сфере бизнеса, отклонений его экономических показателей от среднеотраслевых (коэффициент "бета"), его кредитной истории; репутации его партнеров в деловом мире, репутации ведущих менеджеров с учетом профессионального опыта работы в качестве руководителей, их моральных качеств. При формализации процесса оценки может использоваться бальная оценка.

2. capacity (финансовые возможности);

Это наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, право ведения от клиента переговоров, право подписи кредитных документов, способность клиента заработать средства в ходе текущей производственной деятельности.

3. capital (капитал, имущество);

При оценке капитала клиента следует обратить внимание на 2 основных момента: достаточность капитала, который оценивается на основе коэффициентов финансового левереджа; степень вложения капитала клиента в кредитуемую операцию.

4. collateral (обеспечение);

Стоимость активов заемщика и конкретная величина источника погашения долга (залог, банковская гарантия, поручительство третьих лиц, страхование риска невыплаты процентов и невозврат кредита).

5. conditions (общие экономические условия).

При рассмотрении условий, в которых совершается кредитная операция, следует обратить внимание: на прогноз экономической ситуации в стране, регионе деятельности заемщика, отрасли кредитуемой операции; на учет политических факторов.

"CAMPARY"

Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике САMPARY, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки прилагаемых финансовых документов, отражающих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.

Название CAMPARY образуется из начальных букв следующих слов:

- C - Character - репутация, характеристика клиента;

- A - Ability - способность к возврату кредита;

- M - Margin - маржа, доход;

- P - Purpose - целевое назначение кредита;

- A - Amount - размер кредит;

- R - Repayment - условия погашения кредита;

- I - Insurance - обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

"PARTS"

В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче кредитов заемщикам, является термин "PARTS", включающий в себя:

- Purpose - назначение, цель получения заемных средств;

- Amount - сумма, размер кредита;

- Repayment - оплата, возврат долга и процентов;

- Term - срок предоставления кредита;

- Security - обеспечение погашения кредита.

Также можно выделить следующие методы:

а) статистические методы оценки кредитного риска (модель "Зета" и уравнение Альтмана, модель Чессера, техника кредитного скоринга Дюрана и т.д.) получили распространение в зарубежной банковской практике;

Пятифакторная модель Альтмана, построенная на основе анализа состояния 66 фирм, позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на 2 - 3 года вперед. Факт банкротства на один год можно установить с точностью до 95%.

Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите.

Кредитный скоринг (kredit scoring) - технический прием, предложенный американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х гг. для отбора заемщиков по потребительскому кредиту.

б) система финансовых коэффициентов (разработка Мирового банка) используется во всем мире, в т.ч. и в работе российских банков. Рассматривая подробнее эту систему, можно выделить 5 основных групп финансовых коэффициентов (согласно методике Мирового банка): коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости, коэффициент финансового рычага, коэффициенты рентабельности и доходности, коэффициенты погашения долга.

Выбор системы анализа для каждого конкретного случая определяется масштабами бизнеса клиента и сферой его деятельности. В связи с переходом реального сектора экономики на составление отчетности по МСФО эта проблема становится особенно актуальной, как собственно и в связи с повышением требований к уровню и глубине знаний в области экономического анализа для аудитов.

К.В.Норд

ГУ Высшая школа экономики

Подписано в печать

13.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Концепция системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности (Продолжение) ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4) >
<Новости от 13.06.2006> ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.