![]() |
| ![]() |
|
Обзор зарубежных моделей анализа кредитоспособности заемщика ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4)
"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 4
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском, для его снижения используются различные методики анализа финансового состояния заемщиков. В связи с тем что перечисленные модели выстроены для отчетности компаний зарубежных стран, они представляют интерес для применения при анализе отчетности по МСФО.
Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия-заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения. Существует множество методик оценки качества заемщиков - методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решение расчетных задач. При всем значении таких оценок они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе. Самыми простыми моделями оценки положения компании на рынке являются PESTEL, SWOT и модель Porter.
PESTEL анализ
PESTEL анализ - данная аббревиатура образована от сокращения шести английских слов: Political (политика), Economic (экономика), Social (общество), Technological (технология), Environmental (развитие) и Legal (законность). Данный анализ направлен на выявление политических, экономических, социальных, технологических и юридических или законодательных аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Этот аналитический инструмент стратегического планирования развивается с начала 1960-х гг.
SWOT анализ
SWOT - Strength Weakness Opportunities Threats analysis. Аббревиатура SWOT образуется от сокращения 4 слов английского языка: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы - threat, и именно на этих словах основывается SWOT анализ. SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а также анализ внешних факторов и ситуации на рынке. Обычно данный анализ представляют в виде таблицы для большей наглядности. После анализа расположенных в таблице данных составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
Таблица 1
Таблица для SWOT анализа
————————T———————————————————————————T————————————————————————————¬ | | Возможности | Угрозы | +———————+———————————————————————————+————————————————————————————+ |Сильные|На сколько сильные стороны |Могут ли сильные стороны | |стороны|позволяют использовать эту |позволить избежать этой | | |возможность |угрозы | +———————+———————————————————————————+————————————————————————————+ |Слабые |На сколько слабые стороны |На сколько слабые стороны | |стороны|мешают использовать эту |препятствуют избеганию | | |возможность |угроз | L———————+———————————————————————————+————————————————————————————— "Модель пяти сил" М. Портера
Модель Porter - "Модель пяти сил" М. Портера отображает основные влияющие на деятельность предприятия факторы современной конкуренции. Степень прибыльности индустрии товаров или услуг, в которой действует компания, в целом зависит от следующих факторов: 1. Интенсивности существующей на рынке конкуренции. 2. Возможности и угрозы входа на рынок новых игроков. 3. Зависимости от покупателей. 4. Зависимости от поставщиков. 5. Угрозы со стороны заменителей товара или услуги.
"Правило пяти си"
В практике американских банков применяется система, носящая название "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си": 1. сharacter (характер заемщика); Это репутация клиента как юридического лица. Репутация клиента складывается из продолжительности работы клиента в данной сфере бизнеса, отклонений его экономических показателей от среднеотраслевых (коэффициент "бета"), его кредитной истории; репутации его партнеров в деловом мире, репутации ведущих менеджеров с учетом профессионального опыта работы в качестве руководителей, их моральных качеств. При формализации процесса оценки может использоваться бальная оценка. 2. capacity (финансовые возможности); Это наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, право ведения от клиента переговоров, право подписи кредитных документов, способность клиента заработать средства в ходе текущей производственной деятельности. 3. capital (капитал, имущество); При оценке капитала клиента следует обратить внимание на 2 основных момента: достаточность капитала, который оценивается на основе коэффициентов финансового левереджа; степень вложения капитала клиента в кредитуемую операцию. 4. collateral (обеспечение); Стоимость активов заемщика и конкретная величина источника погашения долга (залог, банковская гарантия, поручительство третьих лиц, страхование риска невыплаты процентов и невозврат кредита). 5. conditions (общие экономические условия). При рассмотрении условий, в которых совершается кредитная операция, следует обратить внимание: на прогноз экономической ситуации в стране, регионе деятельности заемщика, отрасли кредитуемой операции; на учет политических факторов.
"CAMPARY"
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике САMPARY, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки прилагаемых финансовых документов, отражающих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARY образуется из начальных букв следующих слов: - C - Character - репутация, характеристика клиента; - A - Ability - способность к возврату кредита; - M - Margin - маржа, доход; - P - Purpose - целевое назначение кредита; - A - Amount - размер кредит; - R - Repayment - условия погашения кредита; - I - Insurance - обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
"PARTS"
В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче кредитов заемщикам, является термин "PARTS", включающий в себя: - Purpose - назначение, цель получения заемных средств; - Amount - сумма, размер кредита; - Repayment - оплата, возврат долга и процентов; - Term - срок предоставления кредита; - Security - обеспечение погашения кредита. Также можно выделить следующие методы: а) статистические методы оценки кредитного риска (модель "Зета" и уравнение Альтмана, модель Чессера, техника кредитного скоринга Дюрана и т.д.) получили распространение в зарубежной банковской практике; Пятифакторная модель Альтмана, построенная на основе анализа состояния 66 фирм, позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на 2 - 3 года вперед. Факт банкротства на один год можно установить с точностью до 95%. Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. Кредитный скоринг (kredit scoring) - технический прием, предложенный американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х гг. для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. б) система финансовых коэффициентов (разработка Мирового банка) используется во всем мире, в т.ч. и в работе российских банков. Рассматривая подробнее эту систему, можно выделить 5 основных групп финансовых коэффициентов (согласно методике Мирового банка): коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости, коэффициент финансового рычага, коэффициенты рентабельности и доходности, коэффициенты погашения долга. Выбор системы анализа для каждого конкретного случая определяется масштабами бизнеса клиента и сферой его деятельности. В связи с переходом реального сектора экономики на составление отчетности по МСФО эта проблема становится особенно актуальной, как собственно и в связи с повышением требований к уровню и глубине знаний в области экономического анализа для аудитов.
К.В.Норд ГУ Высшая школа экономики Подписано в печать 13.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |