Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Таможенная стоимость и методы ее оценки ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 12)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 12

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

Определение таможенной стоимости товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары. Новая редакция Закона о таможенном тарифе вступает в силу 1 июля 2006 г. Какие изменения в методах оценки таможенной стоимости ждут импортеров?

Вопросы формирования таможенной стоимости регламентированы Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе). В целях совершенствования таможенного регулирования, усиления администрирования вопросов определения таможенной стоимости Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в его текст были внесены существенные коррективы. Изменения, вступающие в силу 1 июля, касаются описания методов определения таможенной стоимости товаров, а также трактовки основных используемых понятий.

В международной торговой практике приветствуется единообразие национальных методик для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Приведение Закона о таможенном тарифе в соответствие с требованиями ст. VII "Оценка товара для таможенных целей" Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ) является одним из условий присоединения России к Всемирной торговой организации.

Новая методология таможенной оценки

Методология таможенной оценки основывается на принципах, установленных нормами международного права и общепринятой мировой практикой. В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, определяется путем применения одного из следующих шести методов определения таможенной стоимости товаров:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3)по стоимости сделки с однородными товарами;

4) вычитания;

5) сложения;

6) резервным.

Основным является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в России с его помощью оформляется свыше 93% деклараций). Если основной метод применить не удается, используется последовательно каждый из перечисленных. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности по выбору декларанта. Обратный порядок применения методов вычитания и сложения декларант указываете заявлении.

Таможенная стоимость и сведения, относимые к ее определению, должны быть основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Таможенные органы вправе проверить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Процедура таможенной оценки должна быть универсальной и применяться вне зависимости от источников поставки товаров, а также не должна использоваться для борьбы с демпингом.

Положения по определению таможенной стоимости применяются к товарам, фактически пересекшим границу РФ или заявленным к ввозу при предварительном декларировании, а также при первом их помещении под соответствующий таможенный режим. При изменении таможенного режима применяется ранее определенная таможенная стоимость - на день принятия таможенной декларации, если иное не установлено законодательством.

Если в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) нет специальной оговорки по определению таможенной стоимости товаров при изменении или завершении таможенного режима, применяется общее правило независимо от времени нахождения товара на территории России. Заявление таможенной стоимости ввозимых товаров и контроль производятся в соответствии с ТК РФ.

Новые положения Закона о таможенном тарифе потребуют от Правительства РФ принятия документов, устанавливающих:

- правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в целях обеспечения выполнения международных обязательств РФ;

- порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также незаконно перемещенных через таможенную границу РФ.

Характеристики методов определения таможенной стоимости

По стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)

В соответствии со ст. 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью ввозимых на таможенную территорию РФ товаров является стоимость сделки. В цену сделки включаются все прямые или косвенные платежи непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.

Для определения таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены отдельные компоненты корректировки цены (далее - компонент), которые ранее в нее не включались. Перечень дополнительных начислений к уплаченной цене является закрытым (ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).

Первый компонент включает понесенные покупателем, но не включенные в цену расходы:

- на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

- тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

- упаковку.

Второй компонент включает расходы:

- на доставку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ;

- погрузку, выгрузку и проведение иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия в РФ;

- страхование.

Третий компонент - это соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем экспортеру бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на экспорт оцениваемых товаров. Сюда отнесены следующие товары и услуги:

- сырье, материалы, комплектующие изделия, являющиеся составной частью ввозимых товаров;

- инструменты, штампы, формы и другие предметы, использованные при производстве ввозимых товаров. При этом применяются два способа распределения их стоимости, согласно которым вся стоимость относится на таможенную стоимость:

- первой партии товаров,

- иного количества товаров, но не менее количества декларируемых;

- материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

- проектирование, разработки, инженерные и конструкторские работы, дизайн и т.п., необходимые для производства оцениваемых товаров, выполненные вне территории РФ.

Четвертый компонент - платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен внести в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Сюда не включаются платежи за право соответствующего воспроизведения объектов интеллектуальной собственности в РФ.

Пятый компонент включает часть дохода, причитающуюся продавцу прямо или косвенно в результате последующей перепродажи, распоряжения иным способом или использования товаров на территории РФ. Как правило, часть дохода, причитающаяся продавцу, оговаривается во внешнеторговом контракте. Например, если в контракте предусмотрено вознаграждение продавца в размере, равном 5% прибыли, эта сумма включается в таможенную стоимость. При отсутствии данных о размере прибыли на момент таможенного оформления проводится независимая предварительная экспертная оценка величины прибыли.

Все дополнительные начисления к цене делаются на основании документально подтвержденных и количественно определяемых сведений по данным бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии таких сведений метод 1 не применяется.

Цена сделки для определения таможенной стоимости может быть скорректирована и в сторону уменьшения, если отдельные расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены и подтверждены декларантом документально. К ним можно отнести расходы:

- на строительство, возведение, сборку, монтаж и другие работы, производимые в РФ в отношении промышленных установок, машин и оборудования;

- по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на территорию РФ;

- на уплату пошлин, налогов, сборов, взимаемых в РФ.

Расходы на страхование не вычитаются из цены сделки, поскольку зависят от стоимости товара, а не от дальности перевозок, кроме того, они не подразделяются на расходы "до места ввоза" и "после места ввоза".

Метод 1 определения таможенной стоимости применяется при следующих условиях:

1) если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- определяют выбор региона, в который товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть определено количественно. Например, по внешнеторговому контракту экспортер должен получить определенное количество готовых товаров взамен полуфабрикатов, которые подлежат таможенной оценке на территории РФ. Либо продавец в контракте фиксирует определенную цену товара при условии, что импортер дополнительно закупит другой товар, стоимость которого неизвестна;

3) продавцу прямо или косвенно не причитается часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования (за исключением случаев, рассмотренных ранее);

4) покупатель и продавец - не взаимосвязанные лица (за исключением случаев, когда они являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей).

В ст. 5 Закона о таможенном тарифе в качестве условий, при соблюдении одного из которых лица признаются взаимосвязанными, приведены следующие:

- одно из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;

- лица являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки в рамках совместной деятельности;

- лица являются работодателем и работником;

- одно из лиц прямо или косвенно владеет 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

- одно из лиц прямо или косвенно контролирует другое;

- оба лица прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

- оба лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;

- лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Взаимосвязанными не признаются лица, одно из которых является единственным дистрибьютором, единственным агентом другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии. Это дает возможность дистрибьюторам и агентам использовать метод 1, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.

Сам по себе факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен служить основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости. Однако это требует проведения анализа обстоятельств, сопутствующих продаже товаров. Декларант должен путем сравнения доказать, что такая стоимость близка стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Россию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом, либо таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, определяемой методом вычитания или сложения.

Кроме того, учитываются также сведения, представленные декларантом о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовые, розничные, иные), количестве товаров, расходах в случае отсутствия взаимосвязанности между покупателем и продавцом. Если взаимосвязанность не повлияла на стоимость сделки, товары оцениваются по методу 1.

Таким образом, для взаимосвязанных лиц установлен особый порядок применения таможенной стоимости, допускающий субъективность процедуры доказывания факта, что взаимосвязанность не повлияла на цену сделки, поскольку работник таможенного органа может посчитать доказательства недостаточными или недостоверными.

По стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

Под идентичными товарами понимают товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству, репутации. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить причиной отказа в рассмотрении товаров как идентичных.

Товары не считаются идентичными по отношению к оцениваемым товарам, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые. А также если проектирование, опытно-конструкторская разработка и иные аналогичные работы, связанные с этими товарами, выполнены в России.

В соответствии с новым порядком к идентичным товарам могут быть также отнесены товары другого изготовителя при условии, что в РФ не выявлено товаров производителя, изготовившего оцениваемые товары.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары проданы на экспорт и вывезены в Россию на том же коммерческом уровне, в сопоставимом с оцениваемыми товарами количестве, в соответствующий период времени (ст. 20 Закона о таможенном тарифе).

Если таких продаж не было, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах. В этом случае стоимость сделки корректируется с учетом соответствующих различий. Корректирующие данные должны быть точными и обоснованными.

При наличии более одной стоимости сделки с идентичными товарами для оценки таможенной стоимости принимается самая низкая из цен с учетом всех корректировок.

По стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)

Ввозимый товар оценивается по стоимости сделки однородного по отношению к нему товара.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутация на рынке, наличие товарного знака.

Если товары имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуются одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признать однородными.

В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работы выполнены в России.

Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявления товаров того же производителя на территории РФ.

При использовании метода 3 учитываются те же правила, что и при применении метода 2. Так, однородные товары должны быть проданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Таможенная стоимость их корректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкая из цен.

Следует отметить, что после 1 июля текущего года в целом упростится процедура применения методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами.

Если использовать альтернативные методы невозможно, таможенная стоимость определяется расчетным путем с учетом основных ценообразующих элементов.

Метод вычитания (метод 4)

Этот метод применяется, если оцениваемые или идентичные либо однородные им товары продаются на внутреннем рынке в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ. За основу для определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой указанные товары продаются на внутреннем рынке России в наибольшем совокупном количестве в тот же период времени или соответствующий ему. Другое требование, позволяющее применять этот метод, - покупатель не должен быть взаимосвязанным лицом с продавцом.

Таким образом, в основу метода 4 заложены последующие сделки купли-продажи ввезенного товара на внутреннем рынке страны-импортера.

Для таможенной оценки из цены импортируемого товара (идентичного или однородного), реализованного на внутреннем рынке, вычитаются следующие элементы:

- вознаграждения агенту (посреднику) либо надбавки к цене, заложенные в целях получения прибыли, покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в России товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

- обычные расходы, понесенные в России на перевозку (транспортировку) и страхование;

- суммы таможенных пошлин, налогов, сборов, включая региональные и местные налоги и сборы.

Прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом на основе информации, предоставленной декларантом, при условии, что сведения сопоставимы со сведениями при продажах в России товаров того же класса или вида. Если сведения декларанта несопоставимы с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, последний вправе самостоятельно определить сумму прибыли, коммерческих и управленческих расходов.

При отсутствии продаж оцениваемых, идентичных и однородных товаров на момент ввоза оцениваемых товаров в РФ таможенная стоимость определяется следующим образом.

За основу берется цена единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, идентичные с оцениваемыми или однородные с оцениваемыми товары продаются в России при условии достаточного количества товаров для установления цены, соответствия товаров ввозимым, максимального приближения периода продаж к дате ввоза оцениваемых товаров (не позднее 90 дней после этой даты).

Допускается также использовать стоимость переработанного товара, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в России в том же состоянии, в каком были ввезены. В этом случае по заявлению декларанта таможенная стоимость определяется на основе цены товара, продаваемого после соответствующей переработки (обработки) в наибольшем количестве и невзаимосвязанным лицам. Из цены вычитаются затраты на переработку и другие расходы (вознаграждения агенту, расходы на перевозку и т.д.). Добавленная в результате переработки стоимость вычитается на основе объективных и определенных количественно данных.

Метод 4 не применяется, если количество ввезенных товаров составляет незначительную долю в общем объеме реализуемых товаров на внутреннем рынке России и не может повлиять на их стоимость либо товары потеряли свои индивидуальные признаки в результате переработки. Исключение составляют случаи сохранения возможности точного определения величины добавленной стоимости.

Метод сложения (метод 5)

В основе определения таможенной стоимости по этому методу лежит расчетная стоимость товаров, в которую включены:

- расходы на изготовление или приобретение материалов, иные операции, связанные с производством ввозимых товаров (тару, упаковку, инструменты, штампы, проектирование, дизайн, художественное оформление и т.д.);

- прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы, эквивалентные величине, обычно учитываемой при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ;

- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места ввоза в РФ, погрузке, выгрузке, проведению иных операций, связанных с перевозкой;

- расходы на страхование.

Расходы по изготовлению (приобретению) материалов, производству ввозимых товаров определяются на основании сведений, представленных производителем. Источник таких данных - коммерческие счета товаропроизводителя при условии их соответствия общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета в стране-экспортере.

Расходы по проектированию, художественному оформлению, дизайну и т.д. учитываются в стоимости оцениваемых товаров в размере, оплаченном производителем. Повторный учет одних и тех же данных недопустим.

Прибыль, коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени.

Если эти сведения не соответствуют информации, имеющейся у таможенного органа по товарам одинакового класса или вида с оцениваемыми товарами, произведенными в стране экспорта для ввоза в Россию, то сумма прибыли и расходов (коммерческих, управленческих) рассчитывается по данным других источников.

В случае уточнения расчетной стоимости товара на основе информации таможенных органов последние обязаны по запросу декларанта представить данные об источнике и механизме расчетов. Эту норму следует расценивать как дополнительную защиту интересов декларанта.

Отметим, что таможенные органы теперь не имеют права требовать от иностранных лиц документы, подтверждающие расчетную стоимость. Документы могут быть представлены только на добровольных началах. При этом представленная информация производителей может проверяться таможенными органами только в соответствии с международным законодательством и международными договорами России.

Резервный метод (метод 6)

Этот метод используется, когда невозможно применить все предыдущие методы. Мировая практика рассматривает метод 6 как гибкое использование всех пяти методов с соблюдением принципов таможенной оценки.

Метод 6 имеет следующие особенности.

1. За основу таможенной стоимости принимается:

- стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в другой стране;

- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая по методу вычитания или сложения.

2. При определении таможенной стоимости допускается:

- разумное отклонение во времени ввоза идентичных, однородных и оцениваемых товаров при условии, что за основу таможенной стоимости принимается стоимость сделки с идентичными или однородными товарами;

- отклонение во времени при продаже товаров на внутреннем рынке России при условии оценки таможенной стоимости на основе метода вычитания.

По сравнению с прежним порядком процедура применения резервного метода значительно упрощена.

Следует обратить внимание, что в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы:

- цена товара:

- на внутреннем рынке страны-экспортера,

- поставляемого из страны его вывоза в третьи страны,

- произведенного в России и реализованного на ее внутреннем рынке,

- предусматривающая принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

- иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров при использовании метода сложения;

- произвольные или фиктивные стоимости;

- минимальные таможенные стоимости.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Г.А.Горина

К. э. н.,

профессор кафедры

финансов и кредита РГТЭУ

Подписано в печать

08.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Амортизационная премия ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 12) >
Недавно была на семинаре, где услышала, что опять вводят плату за квотирование рабочих мест по Москве. Насколько я помню, ее в свое время отменили. Так ли это? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.