![]() |
| ![]() |
|
Как создать отдел внутреннего аудита в страховой компании ("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3)
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3
КАК СОЗДАТЬ ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
На сегодняшний день формирование внутреннего аудита - дело добровольное. Каждая страховая организация сама определяет, целесообразно ли учреждать соответствующую службу. Однако в ближайшее время создание отделов внутреннего контроля может стать обязательным. В проекте Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете" ст. 26 "Внутренний контроль бухгалтерской (финансовой) отчетности" предполагается закрепить за экономическими субъектами обязанность организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Что же такое внутренний аудит? Какие цели стоят перед внутренними аудиторами, какие задачи они решают? В чем различие внутреннего аудита и ревизионной комиссии? Кто он - внутренний аудитор - враг или друг бухгалтера предприятия? В предлагаемой статье даны ответы на все эти вопросы.
Что такое внутренний аудит страховой компании?
Внутренний аудит страховой компании - это регламентированная внутренними документами деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов его функционирования, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления компанией. К институтам внутреннего аудита относятся ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или их группы. Цель внутреннего аудита - помощь органам управления страховой компании в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать удовлетворение потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам, а под общей функцией внутренних аудиторов:
а) оценку адекватности систем контроля: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; б) оценку эффективности деятельности: осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и внесение обоснованных предложений по их совершенствованию. Целесообразность, разрешенность и законность совершаемых сделок - основные, но не все направления внутреннего аудита. Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на решение, альтернативы и информацию, собранную по альтернативам. Такие возможности могут быть у сотрудников, преследующих сугубо личные либо групповые цели. В этом случае внутренний аудитор с санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению, совершить более или менее существенную для предприятия сделку. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой, - одна из важнейших функций внутреннего аудитора. В общем и целом деятельность внутренних аудиторов для органов управления страховой компанией имеет информационное и консультационное значение. Администрация разрабатывает политику и цели направления деятельности страховой компании, которые персонал, однако, может не всегда понимать или выполнять за неимением времени их проверить и своевременно обнаружить недостатки. Внутренние аудиторы призваны обеспечить защиту от ошибок и злоупотреблений, определить "зоны риска" и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помочь идентифицировать и устранить слабые места в системах управления и выявить те его принципы, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, в соответствии с потребностями и предложениями которых определяются процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся их компетенции). Таким образом, органы управления компанией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита страховой компании - сложный, многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы: 1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями. 2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции предприятия, а также комплекса мероприятий, способного привести эту концепцию к развитию и совершенствованию успешной реализации целей. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики предприятия позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах политики. 3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положения об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого комплексного подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев внутреннего контроля. 4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников в рамках контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений. 5. Организация отдела внутреннего аудита (аудиторского комитета).
Внутренний аудит и ревизия. Что выгодно для страховой компании?
Что же более выгодно страховой компании: создавать отделы внутреннего аудита или ревизионные комиссии? И надо ли создавать отделы внутреннего аудита, если на предприятии уже есть ревизионная комиссия? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать отличительные особенности внутреннего аудита и ревизионной комиссии. Рассмотрим их подробнее - в нижеприведенной таблице представлены сравнительные характеристики внутреннего аудита и ревизионной комиссии по нескольким основным параметрам.
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Внутренний аудит | Ревизионная комиссия | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Субъекты и численность персонала контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Внутренними аудиторами всегда |Ревизорами могут быть лица, как| |являются работники, находящиеся |состоящие, так и не состоящие в| |в штате организации. Численность|штате организации (не связанные| |внутренних аудиторов |служебными отношениями с | |определяется советом директоров |руководством). Численность | |либо исполнительным органом |ревизоров определяется | | |исключительно общим собранием | | |собственников | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Взаимоотношения контрольного органа с советом директоров | | и исполнительным органом и оплата труда | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Внутренние аудиторы могут |Орган внутрихозяйственной | |подчиняться либо исполнительному|ревизии (ревизионная комиссия | |органу, либо аудиторскому |или ревизор) не подчинен ни | |комитету совета директоров. |совету директоров, ни | |Начисление заработной платы |исполнительному органу. Размеры| |аудиторам производится по |и порядок оплаты труда | |штатному расписанию |ревизорам определяются общим | | |собранием собственников | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Компетенция и порядок деятельности контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Компетенция и требования к |Компетенция ревизоров | |квалификации внутренних |определяется законодательством,| |аудиторов определяются советом |а также высшим органом | |директоров либо исполнительным |управления (требования к | |органом управления, |квалификации персонала | |документально закрепляются в |определяются исключительно | |уставе и детализируются в |общим собранием), закрепляется | |Положении об отделе (бюро, |в уставе и детализируется в | |секторе и т.п.) внутреннего |положении о ревизионной | |аудита, а также в стандартах |комиссии (ревизоре). Порядок | |внутреннего аудита. Порядок |деятельности ревизоров | |деятельности внутреннего аудита |определяется высшим органом | |определяется, документально |управления, документально | |закрепляется и утверждается |закрепляется и им же | |советом директоров либо |утверждается. Например, | |исполнительным органом |ревизионная комиссия (ревизор) | | |имеет право требовать наложения| | |взысканий на работников за | | |выявленные нарушения | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Отчетность и срок полномочий контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Внутренние аудиторы отчитываются|Ревизоры отчитываются перед | |только перед советом директоров |общим собранием собственников. | |либо перед исполнительным |Срок полномочий органа ревизии | |органом управления. Срок |в его определенном составе (то | |полномочий внутренних аудиторов |есть период до переизбрания его| |определяется советом директоров |субъектов) определяется общим | |либо исполнительным органом. |собранием участников общества и| |Например, отдел внутреннего |закрепляется в уставе и | |аудита может быть ликвидирован в|положении о ревизионной | |любой момент по решению совета |комиссии (ревизоре). В любое | |директоров либо исполнительного |время высший орган управления | |органа |вправе изменить состав | | |(кадровый, структурный, | | |количественный) органа | | |внутрихозяйственной ревизии, | | |внеся соответствующие поправки | | |в устав | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Ответственность контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Внутренние аудиторы несут |Ревизоры несут ответственность | |ответственность только перед |перед общим собранием | |советом директоров либо |участников общества за качество| |исполнительным органом за |и своевременность выполнения | |качество и своевременность |своих служебных функций и | |выполнения должностных |превышение полномочий | |обязанностей, а также за | | |превышение полномочий | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Планирование и организация деятельности контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Планы и порядок работ |Планы и порядок работ ревизоров| |внутренних аудиторов |определяются на заседаниях | |определяются главным внутренним |ревизионной комиссии и | |аудитором по согласованию с |утверждаются ее председателем. | |аудиторским комитетом совета |Проверка по итогам | |директоров, либо исполнительным |финансово—хозяйственной | |органом, либо исключительно |деятельности за год | |органами управления. Планы работ|обязательна | |утверждает совет директоров либо| | |исполнительный орган | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Основные результаты деятельности контрольного органа | +————————————————————————————————T———————————————————————————————+ |Результаты деятельности |Результаты деятельности | |внутренних аудиторов отражаются |ревизоров определяются | |в отчетах и заключениях по |следующим образом. По итогам | |форме, утверждаемой советом |проверок финансово— | |директоров либо исполнительным |хозяйственной деятельности за | |органом. Содержание отчетов |год на основании акта ревизии | |(заключений) отвечает целям и |составляется заключение, в | |задачам проведенных проверок. |котором должны содержаться: | |Представляются рекомендации по |а) подтверждение достоверности | |устранению недостатков и |данных, содержащихся в годовом | |совершенствованию различных |отчете общему собранию, | |сторон управления организацией |бухгалтерском балансе, отчете о| | |прибылях и убытках; | | |б) информация о нарушениях | | |порядка ведения бухгалтерского | | |учета и представления | | |финансовой отчетности, а также | | |правовых актов. По итогам иных | | |проверок составляются докладные| | |записки, акты, ведомости | | |нарушений. Кроме того, | | |ревизорами представляются | | |рекомендации по устранению | | |недостатков и совершенствованию| | |управления | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание комитета по внутреннему аудиту, принципиально отличному от ревизии, значительно усилит контроль в страховой компании.
Пример организации внутреннего аудита в ЗАО "Олимп"
В качестве примера рассмотрим модель организации внутреннего аудита в страховой компании "Олимп" (далее - страховая компания). Внутренними документами страховой компании предусмотрено, что внутренние аудиторы уполномочены: - участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов (положения об управлениях личного страхования, имущественного страхования, перестрахования, международных связей, сервисного обслуживания и финансов, региональной сети и пр.; положения о формальных процедурах внутреннего контроля направлений деятельности страховой компании; положения о процедурах стратегического планирования и пр.); - решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами); - консультировать работников организации по различным вопросам законодательства; - участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала компании; - консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций; - участвовать в постановке бухгалтерского учета. Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в страховой компании. В общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов содержат: 1) перечень выявленных отклонений от установленных параметров показателей (доходов, расходов, результатов по направлениям страховой деятельности); 2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены; 3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию; 4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений; 5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию; 6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе. Так, например при внутреннем аудите уровня и динамики финансовых результатов деятельности страховой компании параметрами аудита являются следующие нормы деятельности, отклонения от которых можно считать нарушением: - уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности компании (рост выручки и прибыли, снижение затрат и др.); - высокое качество прибыли; - высокая степень капитализации прибыли (условный показатель), то есть доля прибыли, направленная на создание фондов накопления, и доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающаяся в распоряжении компании (свидетельствует о возможном развитии компании и росте положительных финансовых результатов в будущем). Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности компании в общем и целом можно судить на основании роста: - доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста); - доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается в первую очередь оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.); - скорости оборота капитала и др. При этом группой внутренних аудиторов в рамках аудита уровня и динамики финансовых результатов осуществляются следующие основные процедуры: - оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период; - оценка структуры показателей и ее изменений; - оценка динамики показателей; - выявление факторов и причин изменений показателей. Например, в рамках анализа прибыли внутренние аудиторы осуществляют: - анализ и оценку уровня и динамики прибыли; - факторный анализ прибыли; - анализ и оценка использования чистой прибыли; - анализ взаимосвязи затрат, объема реализации страховых услуг и прибыли; - анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств; - анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты. Аналогично анализируются и другие показатели (в соответствии со своей спецификой). В рамках данного блока внутреннего аудита также необходимо проанализировать (в динамике за ряд периодов) и оценить: - уровень доходов и расходов по направлениям страхования, их состав, структуру, факторы формирования, используемую методику расчета; - структуру распределения и качество прибыли. В процессе работы внутренние аудиторы обсуждают с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом могут возникать разногласия, поэтому руководителю важно обеспечить аудитору независимое положение в фирме. Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому функции внутренних аудиторов в страховой компании выполняют штатные специалисты, а не сторонние независимые аудиторы. Штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора. Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству компетентный совет в области экономики и налогов. Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также аудиторские умения и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи компании. Ему необходимы знания в области компьютерной техники. Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита, в том числе осуществляет контроль качества их работы. В его функции также входят: - руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления); - руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок; - консультирование руководства по наиболее важным вопросам; - принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов; - участие в наиболее важных проверках; - анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации); - координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию; - участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией. Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов - отдел внутреннего аудита. Создание такого отдела в страховой компании позволило, например: 1) совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации; 2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами; 3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях. Создание отдела внутреннего аудита - процесс сложный, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. Организация отдела внутреннего аудита в страховой компании проводилась по следующим основным этапам: - выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой страховой компании; - определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей; - объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций; - разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита; - соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и в соответствии с установленными целями, задачами и функциями структурных единиц разработка и документальное закрепление положения об отделе внутреннего аудита; - интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления страховой компанией; - разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса. Очевидно, что при меняющемся законодательстве внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита страховой компании налажена система обсуждения новых законодательных и нормативных актов. При этом главный внутренний аудитор посещает семинары, организуемые государственными органами. Кроме того, в страховой компании под руководством внутренних аудиторов периодически проводятся семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой вопрос.
В заключение отметим, что место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, а также структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний. Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении). Позиция отдела в организационной структуре страховой компании определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с исключительно консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность компании в функции такого подразделения будут включаться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в страховой компании <1>. ————————————————————————————————<1> Подробнее об организации отделов внутреннего аудита см.: Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003.
В.В.Бурцев Д. э. н., профессор РЭА им. Г.В.Плеханова, аудитор ЗАО "Ин-Аудит" Подписано в печать 08.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |