![]() |
| ![]() |
|
О запрете на использование иностранной валюты ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 12)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 12
О ЗАПРЕТЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
Государственная Дума 24 мая 2006 г. одобрила в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"". Поправка касается установления для членов Правительства РФ обязанности в публичных выступлениях указывать стоимость товаров (работ, услуг, имущества), показатели бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, суммы сделок, государственных и муниципальных заимствований и долга только в рублях.
Вместе с проектом конституционного закона в первом чтении был также одобрен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по вопросу об обозначении стоимости товаров (работ, услуг). Исходя из положений данного законопроекта такая обязанность путем внесения изменений в соответствующие федеральные законы предусмотрена для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также для гражданских служащих. Законопроектом устанавливается административная ответственность за нарушение данных требований в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Также предполагается установить запрет на использование в средствах массовой информации, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на сайтах этих СМИ в сети Интернет информации, которая содержит сведения о стоимости товаров (работ, услуг, имущества), суммах сделок, показателях бюджетов, государственных и муниципальных заимствованиях и долге, выраженных в иностранной валюте, условных единицах. Ответственность за нарушение данного требования устанавливается путем принятия изменений в ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Требования к публичным выступлениям
При написании, рассмотрении и принятии в первом чтении данных законопроектов депутаты Государственной Думы не приняли во внимание, что в иностранной валюте определяется, например, такой показатель бюджета, как верхний предел государственного внешнего долга (ст. 87 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"). Депутаты пояснили, что установление запрета относительно выражения в публичных выступлениях касается обозначения цен на товары (работы, услуги) при заключении договоров в РФ. Если речь идет о зарубежных сделках, ценах на товар, установленных на мировом рынке, в иностранных государствах, данный запрет не применяется. Также запрет не применяется при определении размера внешнего долга и оформлении документов Банком России. Однако в самих законопроектах подобных оговорок нет.
Таким образом, установление запрета на использование указанной информации фактически означает, что должностным лицам в публичных выступлениях и средствам массовой информации в своей деятельности запрещается ссылаться на действующие нормы права. Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации и вводит запрет на установление цензуры (п. 5 ст. 29). В ст. 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) содержится понятие цензуры, к которому также относится наложение запрета на распространение сообщений и материалов. С принятием рассматриваемых законопроектов на СМИ как раз и налагается запрет на распространение установленных законом сведений. В ст. 29 Конституции РФ кроме гарантии свободы массовой информации содержится гарантия свободы мысли и слова, а также положение о том, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Бесспорно, свобода слова не должна быть абсолютной. В п. 3 ст. 19 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" подчеркнуто, что пользование правом беспрепятственно придерживаться своих мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми. Это нужно, например, для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Ограничения, которые уже содержатся в ст. 4 Закона о СМИ, приняты именно во исполнение указанной статьи Международного пакта, а также ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. Однако не ясно, на каком основании депутаты предлагают ограничить свободу слова (и своего в том числе) с помощью принятия рассматриваемых законопроектов. Кроме того, нерешенным остался вопрос, который касается возможности приведения в публичных выступлениях сравнительного анализа с зарубежными странами выраженных в иностранной валюте показателей финансового состояния (например, уровня доходов, социальных пособий). В проекте федерального закона также содержатся изменения, которые должны быть внесены в Закон о рекламе, а именно "в рекламе информация о цене товаров и иных объектов рекламирования должна быть выражена только в рублях". Депутаты предлагают установить запрет на распространение данной информации, что, на наш взгляд, противоречит уже не раз упоминавшейся ст. 29 Конституции РФ, на основании которой "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Цена товаров, работ, услуг
В пояснительной записке к проекту федерального закона инициативная группа депутатов ссылается на ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которым денежной единицей в Российской Федерации является рубль; введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов в РФ не допускаются. Кроме того, инициативная группа полагает, что если цена товаров (работ, услуг) устанавливается одновременно как в иностранной валюте (условных единицах), так и в рублях, то происходит введение в заблуждение потребителя, что нарушает его права и законные интересы. На этом основании путем внесения изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ вводится обязанность выражать цену товаров (работ, услуг) только в рублях. Однако в принципе возможность оплаты денежного обязательства в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или условных единицах, с принятием данных изменений не исключается. Обязанность выражать цену товаров (работ, услуг) только в рублях будет распространяться лишь на публичные договоры (ст. 426 ГК РФ). Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" ранее уже было установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (что не исключало возможности одновременного использования как рублей, так и иностранной валюты или условных единиц). Однако продавцам, чья деятельность зависит от деятельности иностранных партнеров (например, при оказании туристических услуг), определять цену исключительно в рублях невозможно. Это объясняется тем, что иностранные организации устанавливают цену на свои товары (работы, услуги) в иностранной валюте. Соответственно, цена оказываемых услуг зависит от курса этой валюты и поэтому изменяется практически каждый день. Установление цены, в том числе в иностранной валюте (условных единицах), является необходимостью, поскольку в этом случае продавец не вводит потребителя в заблуждение, а, наоборот, приводит достоверную информацию о цене товара.
Административная ответственность
Если гражданские служащие, СМИ и организации, для которых предполагается ввести административную ответственность, несут ее на общих основаниях, то установление административной ответственности для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вызывает особый интерес. Ведь в соответствии со ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Это положение раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в которой содержится запрет на привлечение данных лиц к уголовной или административной ответственности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Получается, что процедура наложения административного взыскания за совершение депутатами или членами Совета Федераций любого административного правонарушения (в том числе и "нарушение требований законодательства к публичным выступлениям") не будет являться действенной мерой. Приняв рассматриваемые законопроекты в качестве федеральных законов, законодатели тем самым введут необоснованные ограничения прав и свобод, установленных в Конституции Российской Федерации: свободы слова, свободы массовой информации. К тому же не стоит забывать, что в законопроектах не нашли закрепления высказанные устно положения о возможности использовать в публичных выступлениях показатели государственного внешнего долга и сумм некоторых сделок. В заключение отметим, что, хотя в современных условиях устойчивость рубля как денежной единицы повышается, он по-прежнему остается зависимым от политики валютного регулирования, что наглядно отражают курсы иностранных валют. Также следует принимать во внимание, что рубль до сих пор остается подверженным инфляции, и именно поэтому в договорах устанавливается зависимость цены сделки от курсов иностранных валют. Нельзя не согласиться с тем, что национальная валюта является проявлением суверенитета страны, но выведение иностранной валюты из "оборота, в первую очередь из оборота речевого" вряд ли будет способствовать укреплению рубля при отсутствии других необходимых для этого предпосылок.
Е.А.Шигидина Юрист компании "ФБК" Подписано в печать 08.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |