|
|
Обратной силы не имеет ("Налоговые споры", 2006, N 7)
"Налоговые споры", 2006, N 7
ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ
Российские законодатели достаточно часто вносят изменения в налоговое законодательство в середине года, но при этом распространяют действие изменений на начало года. Пункт 2 ст. 5 НК РФ запрещает это делать, если нововведения ухудшают положение налогоплательщиков. Однако доказывать, что положение действительно ухудшилось, налогоплательщику зачастую приходится в арбитражном суде.
ПРИЧИНА СПОРА
В гл. 26.3 НК РФ о ЕНВД в конце 2002 г. были внесены серьезные изменения, касающиеся, в частности, розничной торговли. Вместо 70 кв. м площади торгового зала, которые до этого являлись пределом для перевода организации на ЕНВД, появилась норма о 150 кв. м. Это резко увеличило количество предприятий, подпадающих под данный специальный налоговый режим. Нововведения вступили в силу с 1 января 2003 г. В Республике Чувашия закон, касающийся новых правил взимания ЕНВД, был принят только 23 мая 2003 г., что не помешало чувашским законодателям распространить действие поправок на период с 1 января 2003 г. Организация не стала пересчитывать налоговые обязательства с начала 2003 г., а перешла на ЕНВД только с момента вступления в силу местного закона. При проверке налоговые органы доначислили ей сумму неуплаченного за I полугодие 2003 г. ЕНВД и потребовали доплатить НДС, который организация предъявляла к вычету из бюджета за указанный период. Суммы налога на имущество, налога на прибыль организаций и ЕСН за I полугодие 2003 г. налоговики посчитали излишне уплаченными.
—— —¬ —— —¬
| ПОЗИЦИЯ |——————> <——————| ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ |
| НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ | | |
L— —— L— ——
————————————————
В соответствии с ---------------¬ До вступления в силуФедеральным законом от ¦1 749 210 руб.¦ Закона Чувашской 31.12.2002 N 191-ФЗ ¦ 58 коп. ¦ Республики от 23.05.2003
розничная торговля, L--------------- N 15 организация не осуществляемая через ---------------- должна была уплачивать магазины и павильоны с ЕНВД. В I полугодии площадью торгового зала 2003 г. организация по каждому объекту добросовестно уплачивала организации торговли не налоги в соответствии с более 150 кв. м, должна общей системой быть переведена на ЕНВД налогообложения. с 1 января 2003 г. Придание закону обратной Налогоплательщик должен силы и доначисление был выполнить требование организации действующего российского дополнительно ЕНВД за законодательства и с I полугодие 2003 г. 1 января 2003 г. приведет к ее двойному перевести объекты своей налогообложению, розничной торговли, ухудшающему положение подпадающие под налогоплательщика. указанное ограничение, В силу этого Закон на ЕНВД. Чувашской Республики N 15 обратной силы иметь
———————————————————————— не может, и позиция
Федеральный закон от налоговой инспекции
31.12.2002 N 191—ФЗ неправомерна.
"О внесении изменений и
дополнений в главы 22,
24, 25, 26.2, 26.3 и 27
части второй Налогового
кодекса Российской
Федерации и некоторые
другие акты
законодательства
Российской Федерации".
————————————————————————
Закон Чувашской
Республики от 23.05.2003
N 15 "О внесении
изменений и дополнений в
Закон Чувашской
Республики "О вопросах
налогового регулирования ¦
в Чувашской Республике, \¦/
отнесенных -----------------------
————
законодательством ------------------------¬
Российской Федерации о ¦ Решение в пользу ¦
налогах и сборах к ¦ организации ¦
ведению субъектов L----------------------
————
Российской Федерации". -----------------------
————
ПОЗИЦИЯ СУДА
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности хотя и устанавливается НК РФ, но вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Изменения, вносимые в текст гл. 26.3 НК РФ федеральным законодательством, не вступают в силу автоматически, а должны быть введены на территории соответствующего субъекта РФ нормативными актами региональных властей <*>.
————————————————————————————————
<*> С 2006 г. ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г. г. Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. А в п. 2 ст. 5 НК РФ сказано, что акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы в следующих случаях: - если акты устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов; - если акты устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; - если акты устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений. Таким образом, оговорка чувашских законодателей о распространении действия внесенных в законодательство изменений на период с 1 января 2003 г. является неправомерной, так как она ухудшает положение налогоплательщика. Организация была обязана перейти на ЕНВД по объектам розничной торговли только с момента вступления в силу Закона Чувашской Республики от 23.05.2003 N 15. Решение суда изложено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2006 по делу N А79-5329/2005.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Из этого относительно несложного судебного дела можно сделать три важных вывода. Во-первых, если в НК РФ установлено, что тот или иной налог или специальный режим налогообложения вводится на определенной территории России не федеральными, а региональными или местными властями, то до тех пор, пока местные власти федеральный акт не продублируют, он не будет действовать, несмотря на вступление в силу федерального закона. Это относится не только к ЕНВД, но и к следующим налогам: - налогу на имущество организаций, который вводится в действие законами субъектов РФ согласно п. 1 ст. 372 НК РФ; - к земельному налогу, который вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований согласно п. 1 ст. 387 НК РФ; - транспортному налогу, который вводится в действие законами субъектов РФ согласно ст. 356 НК РФ. Во-вторых, придать обратную силу законам о налогообложении действующее законодательство разрешает только в двух случаях: - если приняты акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, - они имеют обратную силу безо всяких оговорок; - если приняты акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, - они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Нормативные акты, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы иметь не могут в любом случае, так как это закреплено не только в ст. 5 НК РФ, но и в ст. 57 Конституции РФ. Основная проблема всех налогоплательщиков при этих, казалось бы, благоприятствующих им обстоятельствах, заключается в том, что именно им приходится доказывать, что придание налоговому закону обратной силы ухудшает их положение. В данном случае ухудшение положения налогоплательщика было налицо. Так, при использовании общей системы налогообложения в спорный период предприятие имело право, как минимум, принимать к вычету из бюджета входной НДС, при использовании же ЕНВД оно уже не могло этого сделать. Распространение действия ЕНВД на прошедший период лишало организацию возможности нейтрализовать эти неблагоприятные для нее обстоятельства. В-третьих, в очередной раз выявляется некоторая непоследовательность налоговиков при проведении проверок. Обратите внимание на то, что в рассматриваемом нами деле налогоплательщик - это хлебозавод. Можно с большой уверенностью предположить, что в его розничной торговле существенный объем продаж составляет продукция собственного производства. МНС России в Письме от 11.06.2003 N СА-6-22/657 утверждало следующее: - реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции; - при уплате ЕНВД от осуществления розничной торговли собственной продукцией из налогообложения будет исключаться доход от производственной деятельности истца в отношении продукции, реализованной через собственную розничную сеть, что недопустимо. Способ реализации изготовленной продукции не превращает организацию из товаропроизводителя в продавца товаров, осуществляющего розничную торговлю через магазины и иные места организации торговли. Поэтому она не может претендовать на применение системы налогообложения в виде ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля". В определенной степени с налоговыми органами согласился и ВАС РФ в Постановлении от 07.10.2003 N 6884/03. Согласно этой логике налоговикам необходимо было сначала проверить, реализует организация собственную продукцию или покупные товары, решить, можно ли вообще переводить объекты розничной торговли налогоплательщика на ЕНВД, а уже потом доначислять ему налоги, пени и штрафы. Отметим еще вот что. Если раньше - до 1 января 2006 г. - положения ст. 346.27 НК РФ давали возможность отстоять право производителей перевести розничную торговлю собственной продукцией на ЕНВД, то теперь в той же статье четко сказано, что торговля собственной продукцией к розничной торговле не относится. Те организации, кто реализует в розницу продукцию собственного производства, на уплату ЕНВД не переводятся. В заключение отметим, что летом 2005 г. Федеральным законом N 101-ФЗ в гл. 26.3 НК РФ вновь были внесены изменения. Однако не везде региональные власти успели вовремя поправить свои законы (таблица).
Перечень региональных актов, вводящих ЕНВД в 2006 г.
————————————————————T———————————————————T——————————————T—————————¬
| Нормативный | Порядок вступления| Дата | Дата |
| правовой акт | в силу, | опубликования| начала |
| | предусмотренный |и наименование| действия|
| | законом | печатного | |
| | | органа | |
+———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
|Закон Красноярского|Закон подлежит |"Краевой |24 января|
|края от 06.12.2005 |опубликованию в |вестник", N 47|2006 г. |
|N 16—4145 |"Краевом |от 23 декабря | |
|"О внесении |вестнике" — |2005 г. | |
|изменений в |приложении к газете| | |
|статью 3 Закона |"Вечерний | | |
|края "О системе |Красноярск" и | | |
|налогообложения в |распространяется на| | |
|виде единого налога|правоотношения, | | |
|на вмененный доход |возникшие с | | |
|для отдельных видов|1 октября 2005 г. | | |
|деятельности в |(ст. 2 Закона) | | |
|Красноярском крае" | | | |
+———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
|Закон Тюменской |Закон вступает в |"Тюменская |1 апреля |
|области от |силу с 1 января |область |2006 г. |
|06.12.2005 N 423 |2006 г., но не |сегодня", | |
|"О внесении |ранее первого числа|N 229 от | |
|изменений в Закон |очередного |9 декабря | |
|Тюменской области |налогового периода |2005 г.; | |
|"О системе |по единому налогу |"Тюменские | |
|налогообложения в |на вмененный доход |известия", | |
|виде единого налога|для отдельных видов|N N 276 — 277 | |
|на вмененный доход |деятельности (ст. 2|от 9 декабря | |
|для отдельных видов|Закона) |2005 г. | |
|деятельности" | | | |
+———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
|Закон Республики |Закон вступает в |"Дагестанская |1 апреля |
|Дагестан от |силу с 1 января |правда", |2006 г. |
|05.12.2005 N 49 |2006 г., но не |N N 269 — 270 | |
|"О внесении |ранее чем по |от 7 декабря | |
|изменений в Закон |истечении одного |2005 г. | |
|Республики Дагестан|месяца со дня его | | |
|"О едином налоге на|официального | | |
|вмененный доход для|опубликования и не | | |
|отдельных видов |ранее первого числа| | |
|деятельности на |очередного | | |
|территории |налогового периода | | |
|Республики |по единому налогу | | |
|Дагестан" |на вмененный доход | | |
| |для отдельных видов| | |
| |деятельности (ст. 2| | |
| |Закона) | | |
L———————————————————+———————————————————+——————————————+——————————
Подписано в печать 07.06.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |