![]() |
| ![]() |
|
Единый социальный налог и налоговое стимулирование ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 6)
"Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 6
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ И НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Одним из эффективных средств развития экономики страны, обеспечения занятости и повышения благосостояния населения и, как следствие, решения демографических проблем является налоговое стимулирование. При решении этих задач, особенно в несырьевых отраслях экономики, наиболее значимым представляется упрощение процедуры исчисления и уплаты ЕСН, а также оптимизация ставок данного налога.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентирован гл. 24 НК РФ. ЕСН включает в себя пенсионные взносы, а также сборы на социальное и медицинское страхование. Объектом обложения и налоговой базой ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц. Ставка налога для большинства налогоплательщиков составляет 26% налоговой базы. Однако уплата этого налога осложняется рядом обстоятельств. В соответствии с п. п. 1, 3 и 6 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны платить ЕСН в Федеральное казначейство отдельными платежными поручениями ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца: - в Федеральный бюджет; - в Пенсионный фонд РФ (страховую и накопительную части); - в Фонд социального страхования РФ;
- в федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. При этом отчетный период - квартал, налоговый период - год. Для граждан 1966 г. р. и старше финансирование накопительной части пенсии НК РФ не предусмотрено и вся пенсия идет в страховую часть. Естественно, что в ежемесячных платежных поручениях накопительные и страховые взносы не персонифицированы. Ежеквартально предприятие сдает в налоговую инспекцию, в ПФР и в ФСС РФ отчеты по ЕСН также без привязки к конкретным фамилиям сотрудников. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, предприятие сдает в налоговую инспекцию декларацию по ЕСН и персонифицированный отчет с указанием страховой и накопительной частей пенсии каждого сотрудника. Копию налоговой декларации с отметкой налоговой инспекции следует сдавать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ). Только после этого Пенсионный фонд делает начисления накопительной части пенсий физическим лицам. Так для чего мы ежемесячно считаем и платим налог во все фонды и бюджеты, если распределение средств происходит только через полгода после окончания налогового периода? Существующий порядок загружает предприятия и фонды сложной и ненужной работой. К тому же из-за необходимости указания постоянно меняющихся кодов бюджетной классификации (КБК) платежи часто попадают в разряд "невыясненных" и на них начисляются пени. Очевидна целесообразность уплаты ЕСН одним платежным поручением в один адрес (пусть даже ежемесячно). Распределение по фондам и бюджетам и указание КБК следует поручить Федеральному казначейству. Распределение страховой и накопительной частей по сотрудникам следует, как и теперь, производить Пенсионному фонду по данным персонифицированного отчета, а лучше - по копиям платежных ведомостей, в которых указана реальная зарплата каждого сотрудника. Необходимые данные по-прежнему могут представляться в территориальный орган ПФР до 1 июля года, следующего за истекшим. Возможно, одной из причин, по которой тысячи бухгалтеров вынуждены тратить время и нервы на ЕСН, является наличие регрессии. При налоговой базе (годовом доходе физического лица) до 280 тыс. руб. регрессия не предусмотрена, при налоговой базе от 280 до 600 тыс. руб. ставка ЕСН составляет 10%, а свыше 600 тыс. руб. - 2%. По имеющимся данным, для абсолютного большинства (около 97%) трудящихся, зарплата которых меньше 23,3 тыс. руб. в месяц, регрессия не применяется; для 3% работников ставки ЕСН составляют 10% (с зарплаты от 23,3 до 50 тыс. руб.) и 2% (свыше 50 тыс. руб.). Так стоит ли из-за трех процентов работников создавать такие проблемы? Регрессию лучше отменить. В крайнем случае, наличие регрессии и величину соответствующего налога можно указывать в графе "Назначение платежа" платежного поручения. Есть мнение, что отмена регрессии приведет к уходу зарплаты в тень. Это представляется маловероятным. Сегодня высокие зарплаты получают главным образом чиновники высшего звена, менеджеры и работники крупных добывающих, энергетических и финансовых компаний и т.п. Руководители предприятий, имеющие возможность выплачивать высокие зарплаты, вряд ли будут рисковать ради небольшой прибавки к зарплате сотрудников. Сложности при начислении и уплате ЕСН возникают также в связи с необходимостью указания вычетов из налога, подлежащего уплате в ФСС РФ, - больничные, путевки и т.п. Однако и эта причина представляется несущественной: величину вычетов также можно указывать в графе "Назначение платежа" платежного поручения.
О ставках ЕСН и налоговом стимулировании
Заметим, что ст. 241 НК РФ предусмотрены разные ставки ЕСН для разных налогоплательщиков: для сельхозпроизводителей, предприятий художественных промыслов и семейных общин малочисленных народов Севера ставка ЕСН - 20%, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон - 14%, для индивидуальных предпринимателей - 10%, для адвокатов - 8% и для остальных - 26%. Наличие разных ставок говорит о том, что налоговое стимулирование в нашей стране - объективная реальность. Вопрос состоит в том, чтобы налоговое стимулирование давало эффект, чтобы оно способствовало развитию несырьевых отраслей отечественной промышленности и занятости населения. Снижение с 2005 г. ЕСН с 35,6 до 26% - реальная поддержка производителей. Чтобы оценить, насколько существенно этот шаг решает проблемы, рассмотрим сегодняшнее положение дел. Чтобы выдать работнику на руки, например, 5000 руб., предприниматель должен назначить ему зарплату 5747 руб. и заплатить в бюджет в виде налогов на зарплату: налог на доходы физических лиц в качестве налогового агента (13%), ЕСН (26%), страховку от травматизма (в среднем 2%) и НДС (18% от суммы зарплаты и налогов). Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 9562 руб., т.е. почти в два раза (на 91,2%) больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату "в конвертах"? Аргумент, что без накопительных отчислений в ПФР работник может лишиться 200 - 300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20 - 25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство в Москве, 26% ЕСН - нормальная ставка. Но для многих перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно. По данным "Деловой России", 84% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются "серыми" схемами ухода от налогообложения, в первую очередь от уплаты ЕСН путем выдачи сотрудникам заработной платы "в конвертах". Стремление граждан не платить налоги или платить как можно меньше касается не только России. Но у нас недоплата налогов скорее правило, чем исключение. Абсолютное большинство российских предприятий используют те или иные схемы уклонения от уплаты налогов. Многие это делают, чтобы выжить. Другие из принципа: зачем платить, если можно не платить. Система налогообложения должна способствовать выходу предприятий из "тени" и не должна разорять тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно". Оптимизация налоговых ставок и упрощение расчета налогов и отчетности - наиболее эффективные методы борьбы с неуплатой налогов. Ставки ЕСН необходимо менять. "Деловая Россия" предлагает снизить ставку ЕСН в два раза для предприятий, имеющих оборот до полутора миллиардов рублей в год, или снизить ставку ЕСН до 15% для всех, но снять понижающую шкалу. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: существует льгота для богатых. Это никак не стимулирует развитие малых и средних предприятий, поскольку зарплата у них не подпадает под регрессивную шкалу из-за низкой доходности: рентабельность в легкой промышленности и в машиностроении - 4%, тогда как в нефтедобывающей промышленности - 50%. Получается замкнутый круг: государство штрафует за то, что малый и средний бизнес не платит налоги, но одновременно создана такая ситуация, при которой платить налоги просто невозможно.
Цена снижения ЕСН с 26 до 13%
Снижение ставок ЕСН целесообразно в рамках налогового стимулирования отраслей и соответствующей структурной политики. При выборе отраслей, для которых снижение ставок налогов целесообразно, могут быть использованы следующие критерии: - добавленная стоимость в отрасли обеспечивается в основном за счет труда; - отрасль в перспективе может стать конкурентоспособной; - получение эффекта не требует больших затрат; - развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения в регионе. Указанным критериям отвечают следующие отрасли (возможно уточнение): 1) текстильное и швейное производство; 2) производство кожи, изделий из кожи, в том числе производство обуви; 3) обработка древесины и производство изделий из дерева, в том числе мебели; 4) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование носителей информации; 5) производство резиновых и пластмассовых изделий; 6) производство готовых металлических изделий; 7) производство машин и оборудования (без транспортных средств); 8) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 9) научные исследования и разработки. В наших расчетах использована информация о заработной плате и численности работающих в указанных отраслях, предоставленная ЗАО "БДО "Юникон". В материалах "Юникон" не учтены малые предприятия, но для наших выводов это не имеет существенного значения. Известно, что малые предприятия дают нашей стране около 12% ВВП, при этом 80% малых предприятий работают в сфере торговли, 15% - в сфере услуг и лишь 5% - в сфере производства. В девяти вышеуказанных отраслях работает 3802,5 тыс. чел. (9,54% всех работающих) и их годовой фонд оплаты труда составляет 395,3 млрд руб. (9,49% от всего ФОТ). В результате обработки предоставленных материалов с учетом положений Налогового кодекса РФ установлено, что наибольшие потери бюджета при снижении для этих отраслей ставки ЕСН до 13% составят 51,4 млрд руб. На самом деле потери будут намного меньше, так как значительная часть полученных предприятием дополнительных средств пойдет на увеличение официальной зарплаты и вернется в бюджет в виде налогов. А если учесть наличие у Правительства РФ финансовых возможностей и другие факторы, о которых сказано выше, то целесообразность снижения ЕСН до 13% для указанных отраслей станет очевидной. Тем не менее если Правительство сочтет снижение ЕСН для девяти отраслей слишком рискованным, то можно на первом этапе снизить его для следующих пяти отраслей: 1) текстильное и швейное производство; 2) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; 3) обработка древесины и производство изделий из дерева; 4) производство оборудования для полиграфии и упаковки; 5) производство оборудования для возобновляемых источников энергии (малая энергетика). В этих отраслях работает 694,4 тыс. чел. (1,87% от всех работающих) и их годовой фонд оплаты труда составляет 53 млрд руб. (1,27% от всего ФОТ). Наибольшие потери бюджета при снижении для этих отраслей ЕСН до 13% составят 6,9 млрд руб., или 0,63% от поступлений ЕСН в 2005 г. Проблема компенсации средств фондов при снижении ставки ЕСН решается просто: недостающую часть средств фонды должны получать из федерального бюджета и для них ничего не изменится (это и есть цена налогового стимулирования - от 0,18 до 1,5% доходов федерального бюджета в зависимости от количества стимулируемых отраслей). Реальная цена будет ниже, так как в связи с возможным выходом предприятий из "тени" повысится собираемость налогов. В наших условиях допустимые значения налоговой нагрузки предприятий - производителей продукции определяются следующими факторами: - ценой, за которую продукцию можно продать; - зарплатой, на которую можно найти работников; - производительностью труда на предприятии. При этом многие из тех, кто не нарушал налоговое законодательство, но не мог обеспечить минимальную зарплату своим работникам, разорились. Особенно это коснулось текстильного и швейного производств, в стоимости продукции которых значительную долю составляет труд. Естественно, проблема оптимизации налогообложения и налогового стимулирования не исчерпывается уменьшением ставки ЕСН для некоторых отраслей. Однако в целях развития промышленности и реализации приоритетных программ вполне уместной представляется реализация следующих предложений. 1. ЕСН выплачивать ежемесячно в адрес Федерального казначейства одним платежным поручением. 2. Распределение ЕСН по фондам и бюджетам с указанием кодов бюджетной классификации поручить Федеральному казначейству. 3. Регрессию ЕСН отменить. 4. Для отраслей, развитие которых Правительство РФ считает целесообразным, ставку ЕСН уменьшить до 13%.
М.Д.Абрамов К. т. н., эксперт Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" г. Москва Подписано в печать 05.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |