Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




"Реанимируем" баланс ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 6)



"Практическая бухгалтерия", 2006, N 6

"РЕАНИМИРУЕМ" БАЛАНС

Устроившись на новую работу, бухгалтер может столкнуться с необходимостью восстановления учета за предшествующие периоды. Что делать, если на отчетную дату остатки по счетам не сформированы, а баланс требуется в ближайшее время?

Ситуации, когда фирмы не ведут бухгалтерский учет в полном объеме, не так уж редки. Например, законодательство позволяет поступать таким образом "упрощенцам" (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ). Однако на практике данная "льгота" зачастую оборачивается ловушкой (об этом мы писали в ПБ N 3, 2006, с. 80). Но с отсутствием бухгалтерского учета можно столкнуться и в небольших фирмах на общем режиме, владельцы которых поглощены накоплением стартового капитала. Для подобных фирм характерна частая смена главбухов невысокой квалификации. А руководство санкционирует формирование отчетности с точки зрения "посильной" налоговой нагрузки. В результате баланс превращается в "фантастический" документ, не поддающийся расшифровке. Но в серьезном бизнесе без достоверного баланса уже не обойтись.

Внимание! За искажение любой статьи баланса не менее чем на 10 процентов директору и главному бухгалтеру грозит штраф по ст. 15.11 КоАП РФ. Однако для количественной оценки искажения потребуется "правильная" сумма, а взять ее неоткуда. Несвоевременные или ошибочные записи на счетах бухгалтерского учета - это уже налоговое нарушение (ст. 120 НК РФ). И, даже если у фирмы нет занижения налогов, ее ждет штраф до 15 000 руб. При этом не стоит надеяться, что инспекторы восстановят учет в целях исчисления налогов. Проверяющие вправе определять суммы налогов расчетным путем по тем данным о фирме, которыми они владеют. Контролеры также могут начислить налоги по аналогии с другими организациями (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Только первый этап

Достоверным же баланс становится лишь при условии, что остатки по счетам сложились в результате сплошного и непрерывного учета хозяйственных операций с соблюдением требований законодательства. Посему предстоит восстановление учета - процедура трудоемкая и, соответственно, дорогостоящая. Но для оперативности применяется экспресс-метод восстановления баланса. О нем и пойдет речь ниже.

Сразу оговоримся, что "реконструкция" баланса выступает отправной точкой для полноценного восстановления учета прошлых отчетных периодов. "Реанимированный" баланс в первую очередь предназначен для внутренних целей. Это некий эрзац-продукт, полуфабрикат, нуждающийся в доработке, уточнении и тщательном документальном обосновании. И если такой документ все же передается внешним пользователям, то к нему нужно приложить пояснительную записку (п. 9 ПБУ 4/99). Она раскроет допущенные отступления от правил.

Будем восстанавливать

Для выявления и оценки имущества и обязательств на отчетную дату необходимо провести инвентаризацию. Если по товарно-материальным ценностям отсутствуют документы о приобретении, то их денежная оценка осуществляется по рыночным ценам. Первоначальные сведения о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтер может получить у руководителя и менеджеров. Впоследствии по каждому обязательству следует оформить акт сверки взаиморасчетов.

Наряду с денежным выражением соответствующих статей инвентаризация позволяет определить итог баланса. Ведь итог актива - это стоимость экономических ресурсов фирмы, которые включают ее дебиторскую задолженность. Пассив же подразделяется на кредиторскую задолженность и собственный капитал организации. Значит, последний определяется как разность стоимости активов фирмы и ее кредиторской задолженности (выявленных инвентаризацией). Рассуждаем дальше. Основными компонентами собственного капитала являются нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и уставный капитал, величина которого известна (прописана в учредительных документах). Поэтому бухгалтер может расчетным путем вывести и финансовый результат, который выступает суммой, "балансирующей" итог актива и пассива.

Конечно, это - грубая схема, которая дает баланс лишь в первом приближении. Однако после представления "предварительного" баланса бухгалтер сможет выполнить корректирующие проводки, относящиеся к операциям предшествующих отчетных периодов.

Почти похожи

По существу, вышеописанный процесс идентичен выявлению при инвентаризации неучтенных излишков и недостач, которые являются внереализационными доходами и расходами организации. Только они не регистрируются по отдельности, а их финансовый результат показывается в свернутом виде. Поясним на примере.

Пример. Предположим, инвентаризацию проводят на фирме с таким исходным состоянием баланса:

     
   —————————————————————————T———————————————————————————————————————¬
   |          Актив         |                  Пассив               |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Материалы            210|Уставный капитал                     10|
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |                        |Задолженность перед поставщиком     200|
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Итого 210               |Итого 210                              |
   L————————————————————————+————————————————————————————————————————
   

Результаты "обычной" инвентаризации бухгалтер отразит проводками:

Дебет 91 Кредит 10

- 5 денежных единиц - выявлена недостача материалов;

Дебет 41 Кредит 91

- 3 денежные единицы - выявлены неоприходованные товары;

Дебет 60 Кредит 91

- 25 денежных единиц - списана неподтвержденная кредиторская задолженность поставщика;

Дебет 91 Кредит 99

- 23 денежные единицы - определен финансовый результат инвентаризации в отсутствие виновных лиц (прибыль).

Баланс с учетом результатов инвентаризации примет вид:

     
   —————————————————————————T———————————————————————————————————————¬
   |          Актив         |                  Пассив               |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Материалы            205|Товары                                3|
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Уставный капитал      10|Нераспределенная прибыль             23|
   |                        |Задолженность перед поставщиком     175|
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Итого 208               |Итого 208                              |
   L————————————————————————+————————————————————————————————————————
   

Но и не прибегая к методу двойной записи, мы могли бы отразить результат инвентаризации сразу по каждой из статей баланса, а пассив "уравновесить" с активом при помощи нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Так, представим себе, что исходный баланс отсутствует. По итогам "восстановительной" инвентаризации бухгалтер выведет: запасы - 208 (205 + 3), кредиторская задолженность - 175. Итого имущества - на 208 денежных единиц (актив баланса). Согласно уставу уставный капитал - 10 денежных единиц. Поэтому нераспределенная прибыль составит:

208 - (10 + 175) = 23 денежные единицы.

Как быть с налогами

Заметим, что "реанимация" остатков не создает новых налоговых обязательств, поэтому корректировать НДС и налог на прибыль не нужно. Но восстановление налоговых обязательств заслуживает отдельного внимания. Лицевой счет фирмы, который ведется в налоговой, формируется на основании поданных деклараций. И если корректирующие декларации в инспекцию не направлялись, то с исправлением обязательств по налогам в бухучете можно повременить. В связи с этим по расчетам с бюджетом мы рекомендуем в полном объеме восстановить аналитический учет на основании деклараций и соответствующих платежей. Заметим, что эти данные за три предшествующих года потребуются и для сверки с налоговой инспекцией.

Обратите внимание, что отложенные налоговые активы и обязательства экспресс-реконструкции не поддаются. Ведь они возникают только вследствие разниц между бухгалтерским и налоговым учетом операций. А вот "отложенный" до момента уплаты НДС (на счетах 19 в активе и 76 в пассиве) корреспондирует с задолженностями контрагентов.

Е.Диркова

Аудитор

Подписано в печать

26.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Любишь кататься - готовься ремонтировать ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 6) >
"Бесконтрольная" закупка ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.