Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Исполнение администраторами денежных обязательств по судебным решениям (Начало) ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 6)



"Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 6

ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ПО СУДЕБНЫМ РЕШЕНИЯМ

Существовавшая до 1 января 2005 г. система организации исполнения бюджетов не позволяла четко разграничить полномочия (ответственность) участников бюджетного процесса в части исполнения денежных обязательств, возникающих на основании судебных решений. В частности, решения (определения) судебных органов о возврате законному владельцу денежных средств, изъятых правоохранительными органами (органами дознания) в ходе производства по уголовному делу, после обжалования в суде адвокатом актов о неправомерном обращении в собственность государства денежных средств зачастую направлялись на исполнение не взыскателю - правоохранительному органу (органу дознания), а в органы, исполняющие бюджет (Минфин России, финансовые органы). При этом доступность информации о перечислениях в бюджет по каждому делу была затруднена тем обстоятельством, что, несмотря на указания судебных органов в исполнительных листах (определениях) на финансовый орган в качестве взыскателя, в платежных документах на перечисление изъятых в доход бюджета сумм в полях, содержащих информацию о получателе, указывались реквизиты налоговых органов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Указанная "потеря" информационных потоков о поступлениях в бюджет привела к тому, что, как правило, органы, исполняющие бюджет, не имели необходимой для исполнения денежных обязательств информации о факте перечисления в бюджет изъятых сумм, подлежащих полностью или частично возврату законному владельцу на основании решения суда в результате обжалования приговора. Как следствие, в ряде случаев исполнительные листы (определения) не исполнялись ввиду отсутствия подтверждения факта уплаты суммы принудительного изъятия в бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" установлено, что институт администрирования применяется ко всем операциям сектора государственного управления: доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов. В рамках настоящей статьи администраторами являются органы исполнительной власти, осуществляющие в установленном порядке принятие решения о возврате сумм принудительного изъятия <*>, а также исполняющие денежные обязательства, возникающие по результатам рассмотрения судебными органами исков к Российской Федерации (субъекту Российской Федерации).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В рамках настоящей статьи к суммам принудительного изъятия относятся средства, поступающие во временное распоряжение органов предварительного следствия (органов дознания), иных органов исполнительной власти, которые в зависимости от решения судебных органов полежат полному (частичному) возврату законному владельцу либо перечислению в бюджет.

Вопросы по рассматриваемой теме делятся на две категории:

- к первой категории относятся вопросы, связанные с определением администратора - органа исполнительной власти, принимающего решение о возврате сумм принудительного изъятия, установленном судебным органом, и порядком исполнения указанным администратором функций учета и контроля возвращаемых сумм принудительного изъятия;

- ко второй категории относятся вопросы, связанные с порядком исполнения администратором - органом исполнительной власти, обеспечивающим выполнение денежных обязательств, возникших по результатам рассмотрения судебными органами исков к Российской Федерации (субъекту Российской Федерации).

Вторую часть материала мы рассмотрим в следующем журнале.

Определение администратора, принимающего решение

о возврате сумм принудительного изъятия

Определение администратора, принимающего решение о возврате сумм принудительного изъятия (далее - администратор), осложняется тем обстоятельством, что в исполнительных листах (определениях) о полном или частичном возврате суммы принудительного изъятия законному владельцу судебными органами указываются финансовые органы (в ряде случаев органы Федерального казначейства, налоговые органы), выступающие в качестве должника, обязанного обеспечить возврат. Основанием для подобного рода указаний является тот факт, что Минфин России (финансовый орган субъекта Российской Федерации, казначейство), "владея казной Российской Федерации (казной субъекта Российской Федерации)", является ответственным органом по исполнению возвратов любого рода из казны. Продолжая развивать идею о наделении финансовых органов исключительными полномочиями по принятию решений о возврате сумм принудительного изъятия, нетрудно прийти к выводу о том, что санкционирование кассовых расходов, возникающих при проведении органами государственной власти (бюджетными учреждениями) любой операции сектора государственного управления, должно быть возложено на финансовые органы. Очевидно, что подобный вывод противоречит положениям бюджетного законодательства об организации исполнения бюджетов.

Процедура принятия решения о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия состоит из двух этапов: первый этап наступает при начислении судебным органом суммы, подлежащей возврату, и формировании соответствующего исполнительного листа (определения) о возврате из казны указанной суммы; второй этап заключается в том, что администратор формирует платежное поручение на возврат и направляет его в органы Федерального казначейства, санкционирующие соответствующий кассовый расход из бюджета. При этом перед формированием платежного поручения на возврат администратор должен проверить факт уплаты в бюджет излишне взысканной суммы. Данная проверка, являющаяся необходимым условием принятия решения о возврате, автоматически выполняется при условии, что администратором является орган исполнительной власти, осуществивший взыскание соответствующей суммы принудительного изъятия и перечисливший ее в доход бюджета.

Указанный выше орган исполнительной власти является администратором соответствующих поступлений в бюджет. В соответствии со ст. 20 Бюджетного кодекса РФ администратор поступлений в бюджет от суммы принудительного изъятия выполняет функции контроля за правильностью исчисления и уплаты суммы принудительного изъятия, учета, взыскания и принятия решения о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия в бюджет. Обратим внимание на неразрывную связь функции взыскания и функции принятия решения о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия в бюджет, которая означает, что тот орган исполнительной власти, который взыскивает сумму принудительного изъятия, и принимает решение о возврате излишне взысканной суммы. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации администратором поступлений в бюджет от суммы принудительного изъятия является орган исполнительной власти, осуществивший взыскание соответствующей суммы принудительного изъятия и перечисливший ее в доход бюджета, на основании вышеизложенного он же принимает решение о возврате (оформляет платежное поручение на возврат).

Выше мы отмечали, что необходимым условием для оформления администратором платежного поручения на возврат излишне взысканной суммы принудительного изъятия является подтверждение факта уплаты в бюджет указанной суммы. Достаточным условием является получение сведений о сумме, подлежащей возврату законному владельцу. Указанные сведения являются подлинными только в случае наличия у администратора подлинника исполнительного листа (определения) с решением суда о полном (частичном) возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия. Однако в результате несогласованных действий судебных органов, заключающихся в направлении исполнительных листов (определений) не администратору, а другим органам исполнительной власти (финансовым органам, органам Федерального казначейства, налоговым органам), изначально у администратора зачастую отсутствует подлинник. В этом случае иным органам исполнительной власти, получившим указанные документы, следует перенаправить их администратору.

Учет администратором кассовых расходов при возврате сумм

принудительного изъятия

Рассматриваемые в настоящей статье суммы принудительного изъятия формируются за счет трех основных источников: к первому источнику относятся залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора в соответствии со ст. 106 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ко второму источнику относятся денежные средства, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем и при этом являющиеся вещественными доказательствами, наконец, к третьему источнику относятся денежные средства, не являющиеся вещественными доказательствами и конфискованные до принятия Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

Учитывая вышеизложенные трудности не только в определении администратора, но и в выполнении им функций администратора, рассмотрим последовательно все действия администратора, связанные с ведением бюджетного учета операций с указанными средствами, - от зачисления суммы принудительного изъятия на счета по учету средств, находящихся во временном распоряжении, и до возможного частичного (полного) возврата указанной суммы.

До вынесения приговора (решения, определения) судебных органов, прокурора указанные выше средства находятся во временном распоряжении органов дознания, органов предварительного следствия (правоохранительных органов). При этом денежные средства могут быть зачислены на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, открытые в учреждениях Банка России и кредитных организациях органам Федерального казначейства или непосредственно соответствующему органу дознания, а также на иные счета, предусмотренные для первоначального зачисления указанных средств (например, на балансовый счет N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности"). При зачислении сумм принудительного изъятия на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, администратор отражает операцию зачисления указанных сумм в Журнале операций с безналичными денежными средствами (форма по ОКУД 0504071) следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 3 20102 510 "Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения"

Кредит 3 30401 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

По получении администратором приговора (решения, определения) судебного органа, прокурора, подтверждающего вину обвиняемого и устанавливающего размер суммы принудительного изъятия, подлежащей перечислению в бюджет, администратор заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (форма по ОКУД 0504071) следующие бухгалтерские записи о начислении суммы принудительного изъятия, подлежащей перечислению в доход бюджета:

Дебет 1 20510 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 1 40101 180 "Прочие доходы".

Затем администратор перечисляет суммы принудительного изъятия в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

При этом в полях платежного поручения "Получатель" администратор указывает следующие реквизиты:

- в поле (61) "ИНН получателя" и поле (103) "КПП получателя" указываются ИНН, КПП подразделения администратора, с которым Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации заключило соглашение об информационном обмене о соответствующих поступлениях в бюджет;

- в поле (17) "N сч." указывается балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", открытый в учреждениях Банка России Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;

- в поле (104) указывается код бюджетной классификации 000 1 17 05010 01 0000 180 (000 1 17 05020 02 0000 180, если средства подлежат перечислению в доход бюджета субъекта Российской Федерации) с обязательным указанием кода администратора (1 - 3 знаки КБК, например, если изъятие средств осуществлялось таможенным органом, то ставится код администратора 153).

Если вышеуказанные реквизиты оформлены верно, то в течение трех дней после принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют администратору Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н, далее по тексту - Приказ N 116н), формируемую на основе платежного поручения. По получении Выписки администратор делает бухгалтерскую запись о подтверждении факта уплаты суммы принудительного изъятия в бюджет:

Дебет 1 21002 180 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам"

Кредит 1 20510 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".

Кроме того, орган Федерального казначейства направляет администратору Справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы принудительного изъятия по бюджетам Российской Федерации. На основе этой Справки администратор составляет бюджетную отчетность по поступлениям от суммы принудительного изъятия. Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 40101 180 "Доходы от сумм принудительного изъятия"

Кредит 1 21002 180 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия".

Рассмотренный выше учет поступлений от сумм принудительного изъятия на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, и счета бюджетов не отражает различие между операциями со средствами в рублях и операциями со средствами в иностранной валюте, которое играет важную роль при возврате из бюджетов суммы принудительного изъятия. Разница заключается в том, что счета по учету средств в иностранной валюте, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, открываются правоохранительным органам в кредитных организациях в различных валютных режимах, в то время как счета по учету средств в рублях в основном открываются органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России. При этом правоохранительный орган открывает лицевой счет по учету указанных средств в органе Федерального казначейства. При перечислении суммы принудительного изъятия с вышеуказанных счетов в доход бюджетов на балансовый счет N 40101, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в платежном поручении на перечисление в доход бюджетов должен указываться рублевый эквивалент суммы принудительного изъятия на дату принятия учреждением банка платежного поручения. Это связано с тем, что балансовый счет N 40101 не поддерживает мультивалютный режим.

Возврат сумм принудительного изъятия из бюджета осуществляется либо в случае удовлетворения обжалования приговора судебного органа, либо в случае подачи заявления о возврате законным владельцем по истечении срока списания со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, установленного законодательством Российской Федерации (соответствующими нормативными правовыми актами), на счет законного владельца, освобожденного по решению суда от уплаты суммы принудительного изъятия. Например, в соответствии с Инструкцией Минфина России от 30.12.1997 N 95н и Банка России от 02.10.1997 N 67 по истечении шестимесячного срока со дня вручения законному владельцу уведомления о возврате конфискованных денежных средств, не являющихся вещественными доказательствами, указанные средства зачисляются в доход федерального бюджета. При этом по истечении шестимесячного срока плательщик вправе обратиться в правоохранительный орган с заявлением о возврате.

Принятие администратором решения о возврате сумм принудительного изъятия из бюджета возможно только при наличии у администратора подлинника исполнительного листа (решения, определения) судебных органов с информацией о размере суммы, подлежащей возврату, а также при наличии информации от органов Федерального казначейства, подтверждающей факт уплаты соответствующей суммы принудительного изъятия в бюджет. Несмотря на автоматическое выполнение условия подтверждения факта уплаты в бюджет, поскольку сам администратор (правоохранительный орган (орган дознания)) оформляет платежное поручение на перечисление суммы принудительного изъятия в бюджет, реквизиты получателя тем не менее могут быть заполнены некорректно, в связи с чем перечисляемая в бюджет сумма "повиснет" в органах Федерального казначейства в невыясненных поступлениях. При этом в соответствии с вышеописанной процедурой учета поступлений сумм принудительного изъятия возникнет дебиторская задолженность, которую можно погасить только при условии оформления и направления в органы Федерального казначейства уведомления об уточнении и принадлежности платежа, оформленного в соответствии с Приказом N 116н. Таким образом, отсутствие дебиторской задолженности возможно только при условии получения администратором от органов Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, подтверждающей факт уплаты соответствующей суммы принудительного изъятия в бюджет.

Если вышеуказанные условия возврата выполнены, то администратор обязан незамедлительно оформить платежное поручение на возврат и направить его в орган Федерального казначейства (УФК по субъекту РФ). При этом в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации 000 1 17 05010 01 0000 180 (000 1 17 05020 02 0000 180) с обязательным указанием кода администратора. Списание средств бюджетов осуществляется УФК по субъекту РФ на основании платежного поручения на возврат с балансового счета N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" на счета законного владельца в рублевом эквиваленте. У читателя, конечно, может возникнуть вопрос о правомочности возврата денежных средств в рублевом эквиваленте. Выше мы отмечали, что необходимость перечисления сумм принудительного изъятия в бюджет и их возврата из бюджета в рублевом эквиваленте обусловлена режимом балансового счета N 40101. Конечно, следует признать, что такая необходимость вызвана технологическими трудностями государственных органов, что, вообще говоря, не может считаться оправданием. Однако отметим, что в определениях (решениях), исполнительных листах о возврате, направляемых судебными органами, как правило, присутствует заключение, в соответствии с которым при невозможности возврата денежных средств в иностранной валюте возврат можно произвести в рублях.

Бюджетный учет кассовых расходов средств бюджетов, обусловленных решением суда о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия, осуществляется в следующем порядке. По получении администратором определения, решения, исполнительного листа о возврате в Журнал операций расчетов с дебиторами заносятся следующие бухгалтерские записи о начислении возвращаемой суммы законному владельцу:

Дебет 1 40101 180 "Прочие доходы"

Кредит 1 20510 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".

Затем администратор оформляет и направляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на возврат. По получении от органа Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, подтверждающей факт списания средств бюджетов, администратор заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами следующие бухгалтерские записи о перечислении возвращаемой суммы законному владельцу:

Дебет 1 20510 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 1 21002 180 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам".

Выше мы рассмотрели наиболее трудный вариант возврата сумм принудительного изъятия, которые сначала были перечислены администратором со счетов по учету средств, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, на балансовый счет по учету доходов бюджетов, а затем при определенных условиях указанные средства перечислялись полностью или частично законному владельцу. В то же время наиболее распространенным вариантом возврата является вариант, при котором средства списываются непосредственно со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений. При списании указанных средств администратор заносит в Журнал операций с безналичными денежными средствами следующие бухгалтерские записи:

Дебет 3 30401 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"

Кредит 3 20102 610 "Выбытие денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения".

(Продолжение см. "Советник бухгалтера социальной сферы, 2006, N 7)

С.С.Бычков

Заместитель начальника отдела

Департамента бюджетной политики

Минфина России

Подписано в печать

25.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Об отражении операций с государственными именными облигациями ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 6) >
Ответственность индивидуального предпринимателя ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.