![]() |
| ![]() |
|
О порядке учета и хранения документов по исполнению судебных актов ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 6)
"Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 6
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Вышеназванный Федеральный закон (в соответствии с п. 12 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ) уполномочил Федеральное казначейство установить Порядок по ведению учета и осуществлению хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением. Такой Порядок учета и хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, утвержден Приказом Федерального казначейства от 20.02.2006 N 3н (далее - Приказ N 3н). Приказ N 3н направлен на регламентацию работы органов Федерального казначейства, связанной с исполнением судебных актов о взыскании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства. В отличие от ранее действовавших нормативных правовых актов, регламентировавших работу органов Федерального казначейства по осуществлению исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам получателей федерального бюджета, Приказ N 3н содержит в себе ряд существенных отличий и особенностей. Прежде всего, они заключаются в том, что Приказ N 3н не только определяет работу органов Федерального казначейства по исполнению исполнительных документов по обязательствам получателей средств федерального бюджета, но и распространяется на обязательства получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при условии, что лицевые счета бюджетополучателей открыты в органах Федерального казначейства. Кроме того, в Приказе N 3н основная роль отводится порядку ведения регистрации и учета исполнительных документов, поступивших на исполнение в органы Федерального казначейства, в Журнале учета и регистрации исполнительных документов, и это не случайно.
Журнал учета и регистрации исполнительных документов представляет собой электронный вид документа, в котором предусматривается отражение всей работы органов Федерального казначейства по осуществлению исполнения указанных исполнительных документов с момента их поступления на исполнение в органы Федерального казначейства и до момента их возвращения в суды, выдавшие данные исполнительные документы, или взыскателям по их заявлениям. Так, в Журнале учета и регистрации исполнительных документов должна содержаться подробная информация об исполнительном документе, о дате его поступления в орган Федерального казначейства, о взыскателе и должнике по исполнительному документу, об источнике задолженности, образовавшейся в результате деятельности должника, об исполнении должником исполнительного документа и о мерах, принятых органом Федерального казначейства для надлежащего, полного и своевременного исполнения исполнительного документа. При этом по каждому исполнительному документу органом Федерального казначейства формируется отдельное дело, в которое подшиваются все копии документов, относящиеся к его исполнению. Кроме того, при постоянном ведении органом Федерального казначейства Журнала учета и регистрации исполнительных документов будет сформирована электронная база данных, которая не только позволит органу Федерального казначейства вести аналитический учет и представлять его в Федеральное казначейство, но и при последующем введении данных исполнительного документа в Журнал учета и регистрации исполнительных документов непременно выдаст информацию о том, поступал ли ранее на исполнение в орган Федерального казначейства данный исполнительный документ, в целях исключения риска повторного исполнения. Вместе с тем Порядок, утвержденный Приказом N 3н, содержит норму, которая, по мнению автора, предусматривает возможность должнику избежать преждевременного применения санкции органом Федерального казначейства за неисполнение исполнительного документа в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения и тем самым предупредить возможные конфликтные ситуации между органами Федерального казначейства и должниками при исполнении исполнительных документов в рамках, предусмотренных федеральным законодателем. Так, п. 3 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ не устанавливается обязанность должника по исполнительному документу в случае отсутствия у него лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования представлять в орган Федерального казначейства копию запроса-требования, адресованного главному распорядителю (распорядителю) средств, о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (далее - запрос-требование). Порядок, утвержденный Приказом N 3н, предлагает должнику в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования одновременно с информационным письмом представить в орган Федерального казначейства копию запроса-требования и тем самым до поступления необходимых лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования или средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то есть до наступления реальной возможности должника исполнить требования исполнительного документа (но не более трех месяцев), избежать применения к нему вышеуказанной санкции в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника. Вследствие того что федеральный законодатель в гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ установил иной порядок приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, по мнению автора, становится очевидным, что общий порядок приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах, регламентированный Постановлением Правительства РФ от 05.06.2003 N 328, при исполнении исполнительных документов применяться не может, а указанное Постановление Правительства нуждается в приведении его в соответствие с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ. В связи с чем в Порядке, утвержденном Приказом N 3н, учтена особенность приостановления органами Федерального казначейства операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, установленная вышеназванной нормой Бюджетного кодекса РФ. Как указывалось выше, все действия органов Федерального казначейства при исполнении исполнительного документа отражаются в Журнале учета и регистрации исполнительных документов. Этот же порядок распространяется и на приостановление или возобновление операций на лицевых счетах должника. Следовательно, при приостановлении или возобновлении операций по лицевым счетам должника никакой документ органом Федерального казначейства выноситься не должен. Так, в соответствии с п. 11 Порядка, утвержденного Приказом N 3н, орган Федерального казначейства при приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника направляет должнику Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (Приложение N 4) и делает соответствующую запись в Журнале учета и регистрации исполнительных документов. При устранении должником нарушений, связанных с исполнением исполнительного документа, орган Федерального казначейства возобновляет операции по расходованию средств на лицевых счетах должника и при этом делает соответствующую запись в Журнале учета и регистрации исполнительных документов. При этом следует иметь в виду, что приостановление операций по расходованию средств производится органом Федерального казначейства на лицевом счете получателя бюджетных средств и лицевом счете получателя средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, одновременно независимо от того, в результате какой деятельности у должника по исполнительному документу образовалась задолженность. По истечении трехмесячного срока в случае неисполнения исполнительного документа орган Федерального казначейства направляет взыскателю Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа (Приложение N 5) с разъяснением о возможности взыскания средств по неисполненному или частично исполненному исполнительному документу с главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности. В продолжение рассматриваемого вопроса о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника следует учитывать и то, что в органе Федерального казначейства на лицевом счете по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, могут находиться средства "без права расходования". Особенность средств "без права расходования" заключается в том, что бюджетное учреждение (должник) не может ими воспользоваться ввиду того, что они поступили на лицевой счет от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, основания для которой не определены в разрешении на открытие указанного счета. При этом средства "без права расходования" учитываются на лицевом счете от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности как остаток, следовательно, в соответствии с нормами гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ в случае отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа подлежат направлению на исполнение требований исполнительного документа. При исполнении должником требований исполнительного документа орган Федерального казначейства в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ и предусмотренным Порядком, утвержденным Приказом N 3н, направляет исполнительный документ с отметкой об исполнении в суд, выдавший его, делая при этом в Журнале учета и регистрации исполнительных документов пометку об исполнении. Отдельным разделом в Порядке, утвержденном Приказом N 3н, выделяется работа, связанная с исполнительными документами, имеющими периодический характер. Отличительной особенностью исполнительного документа по периодическим выплатам от исполнительного документа, носящего характер единовременного взыскания, является длительность (неопределенный период времени ежемесячных взысканий) исполнения, при которой в каждом последующем периоде взыскания следует руководствоваться общими положениями. Ввиду того что взыскание по исполнительным документам по периодическим выплатам носит длящийся характер, Приказом N 3н предусмотрены учет и регистрация документов, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, в отдельном Журнале учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам (Приложение N 6). Журнал учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам представляет собой также электронный вид документа, как и Журнал учета и регистрации исполнительных документов, описанный выше, но с дополнительными графами, связанными с особенностью их исполнения. Главной особенностью при исполнении исполнительного документа по периодическим выплатам является то, что в случае если должником по нему является главный распорядитель бюджетных средств, то он в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ может перепоручить его исполнение своему подведомственному федеральному бюджетному учреждению, обеспечив его при этом лимитами бюджетных обязательств и (или) объемом финансирования расходов, необходимым для его исполнения. В связи с этим в Журнале учета и регистрации исполнительных документов по периодическим выплатам предусматривается отражение органами Федерального казначейства всей вышеназванной информации. При этом отметка об исполнении исполнительного документа по периодическим выплатам органом Федерального казначейства проставляется в Журнале учета и регистрации по периодическим выплатам за каждую произведенную выплату по указанному исполнительному документу, а в самом исполнительном документе проставляется суммированное значение выплат за каждый год исполнения исполнительного документа по периодическим выплатам. Что касается отметки об исполнении исполнительного документа, носящего характер единовременного взыскания, то здесь орган Федерального казначейства отмечает все произведенные выплаты в Журнале учета и регистрации по исполнительным документам, а общую сумму, подлежащую взысканию, - в самом исполнительном документе. Особенностью Приказа N 3н является и то, что в случае исполнения должником исполнительного документа минуя счет органа Федерального казначейства, орган Федерального казначейства не проставляет никаких отметок об исполнении исполнительного документа в самом исполнительном документе, а лишь делает соответствующую запись в соответствующем Журнале и подшивает копии документов, подтверждающих оплату (исполнение) исполнительных документов, в дело, сформированное по данному исполнительному документу. Что касается хранения документов, находящихся в деле, то оно осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с общепринятыми требованиями, установленными государственным архивным делом. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что с выходом Приказа N 3н действия органов Федерального казначейства стали более регламентированными при исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах.
Н.О.Кузнецова Заместитель начальника отдела Управления совершенствования функциональной деятельности Подписано в печать 25.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |