![]() |
| ![]() |
|
Практика применения положений Закона "Об образовании" ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 3)
"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 3
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
После внесения многочисленных поправок в Закон хочется заново его прочитать и сконцентрировать внимание на основных положениях в области правовых аспектов экономики образования. Понять, какие же права сохранились за образовательными учреждениями, а какие исчезли, какие вопросы образовательные учреждения могут решать самостоятельно, а какие только по согласованию с исполнительным органом государственной власти. Оценить сохраненные права образовательных учреждений в области экономики и напомнить самим себе, какие права еще остались, а какие теперь уже канули в Лету. Итак, поговорим о тех правилах, которые действуют в настоящее время, и постараемся не жалеть о том, что было ранее. Мне кажется, что не все мы внимательно читаем поправки в законы, поэтому надеюсь, изложенный материал поможет снять некоторые вопросы, которые постоянно тревожат наших читателей.
Федеральная целевая программа развития образования
Организационной основой государственной политики России в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (ФПРО), которая разрабатывается и утверждается Правительством России. Доклад Правительства о ходе реализации ФПРО ежегодно представляется палатам Федерального Собрания России и публикуется в печати (ст. 1). Программа утверждается законом о федеральном бюджете на текущий год по представлению Правительства России.
Ежегодно образовательным учреждениям выделяются средства на строительство, приобретение оборудования, развитие их материально-технической базы за счет средств указанной программы. Только на 2006 г. в рамках указанной программы предусмотрены следующие суммы: - общее образование - строительство объектов для нужд отрасли - 36 000,0 тыс. руб.; - начальное профессиональное образование - строительство объектов для нужд отрасли - 42 000,0 тыс. руб.; - среднее профессиональное образование - строительство объектов для нужд отрасли - 79 739,0 тыс. руб.; - переподготовка кадров и повышение квалификации - строительство объектов для нужд отрасли - 55 000,0 тыс. руб.; - высшее профессиональное образование - строительство объектов для нужд отрасли - 3 675 261,0 тыс. руб. Федеральные законы в области образования (ст. 3): - разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, региональных органов власти и муниципальных органов власти; - регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории России; - вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в образовании. Субъекты Российской Федерации могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. За невыполнение или нарушение этого требования следует наказание в пределах установленной ответственности в рамках законодательства России. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (ст. 5). Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется такая поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных образовательных учреждений и законами субъектов Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований. Этот последний абзац касается учащихся и студентов из числа малообеспеченных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. В отношении указанных категорий субъекты Федерации имеют право самостоятельно принимать законы, касающиеся дополнительных льгот по сравнению с предоставляемыми федеральным законодательством льготами.
Кто же является учредителем образовательного учреждения?
Учредителем образовательного учреждения (ст. 11) могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности их объединения и ассоциации; 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории России; 5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Обратите на это внимание - соучредительство теперь разрешено только для негосударственных образовательных учреждений, ранее это предусматривалось и для государственных. Поскольку финансирование подведомственных учреждений относится к компетенции учредителя, никто иной не имеет права финансировать образовательное учреждение. Это означает, что взаимоотношения с иными уровнями бюджета, иными организациями, предприятиями, учреждениями могут строиться только на основе договорных отношений. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором (учредительным договором), заключенным между ними.
Об организационно-правовых формах
Государственные и негосударственные образовательные организации (ст. 11.1) могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством России, для некоммерческих организаций. Таким образом, образовательное учреждение нельзя создать в виде коммерческой организации с целью извлечения прибыли из его деятельности. Из этого положения, кстати, и вытекает правило о том, что в смете доходов и расходов бюджетного учреждения не может быть заложен отдельной строкой объем прибыли. Этот вопрос довольно часто задают читатели журнала. Прибыль в бюджетных образовательных учреждениях при ведении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образуется по факту произведенных расходов, то есть по правилам уплаты налога на прибыль. Заранее же закладывать в смету учреждения доход в виде прибыли не допускается. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс (ст. 12), то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Однако в этом отношении государственное бюджетное образовательное учреждение не является юридическим лицом в полной мере. У него отсутствует право на наличие счета в банке, и, таким образом, налицо несоответствие этого его положения признакам юридического лица, перечисленным в ГК РФ. Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России независимо от их организационно-правовых форм. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Содержания уставов образовательных учреждений
Отдельно следует остановиться на вопросе содержания уставов образовательных учреждений (ст. 13). Хочу еще раз напомнить, что мы с вами разговариваем о хозяйственной и финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, поэтому на других вопросах я буду останавливаться лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания обсуждаемой темы. В Постановлении Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" перечислены обязательные позиции уставов госучреждений федерального подчинения. В соответствии с ним в уставах государственных федеральных учреждений должны быть предусмотрены: а) исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на ведение приносящей доход деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности; б) порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган, который ведет реестры федерального имущества; в) запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением или приобретенным им за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или государственного внебюджетного фонда; г) открытие счетов в органах Федерального казначейства; д) ликвидация учреждения по решению собственника имущества и распоряжение собственником имущества ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законами. Такие же точно положения введены теперь и в Закон "Об образовании", в ст. 13, которая и говорит нам о том, что должно содержаться в уставах образовательных учреждений. Помимо перечисленных позиций в уставе необходимо также отразить структуру финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части финансирования и материально-технического обеспечения его деятельности и осуществления предпринимательской деятельности. Необходимо также отразить порядок управления образовательным учреждением, указать в том числе: - учредителя; - компетенцию учредителя; - структуру и порядок формирования органов управления образовательным учреждением, их компетенцию и порядок организации деятельности; - порядок изменения устава; - права и обязанности участников образовательного процесса; - перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений, положений и др.), регламентирующих его деятельность. Требование Закона по локальным нормативным актам образовательного учреждения таково, что они не должны противоречить его уставу. Почему так важно правильно отразить в уставах все необходимые положения, касающиеся экономики и финансового положения образовательного учреждения? Дело в том, что Минфином России разослано руководителям федеральных органов исполнительной власти Письмо за подписью заместителя министра Голиковой Т.А. от 12.08.2005 N 08-02-2/52. В этом Письме указано, что согласно Приказу Минфина России от 21.06.2001 N 46н при оформлении генеральных разрешений для открытия лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, основанием правомерности включения конкретных источников доходов являются наряду с законодательными актами и нормативными правовыми документами копии учредительных документов, то есть уставов образовательных учреждений. В свою очередь, уставы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 должны быть согласованы с Минфином России и Министерством имущественных отношений, в настоящее время - с Росимуществом. И если в уставах будет что-то не так, как предусмотрено нормативными актами, образовательному учреждению не выдадут разрешение на открытие "внебюджетного" лицевого счета либо, коли он уже открыт, могут приостановить его действие. Еще один документ, подтверждающий указанную позицию Минфина России, был направлен в адрес Федерального агентства воздушного транспорта России - Письмо заместителя министра Голиковой Т.А. от 29.12.2005 N 12-12-46. В нем перечисляются положения, которые должны быть отражены в уставах образовательных учреждений в обязательном порядке, и при этом дана ссылка на уже указанное выше Постановление Правительства России. Поэтому, повторяю еще раз, очень важно составить устав таким образом, чтобы в нем нашли свое отражение все требования нормативных актов, касающиеся экономики образовательного учреждения.
Компетенция Российской Федерации в области образования
В гл. III "Управление системой образования" перечислена компетенция Российской Федерации в области образования (ст. 28), компетенция субъектов Федерации (ст. 29) и, наконец, компетенция самого образовательного учреждения (ст. 32). Руководящие и контролирующие функции государства в области образования возложены на Министерство образования и науки России, Службу федерального надзора в области образования и Федеральное агентство по образованию. Надо сказать, что в этой главе произошли изменения по сравнению с первоначальным вариантом текста Закона, изменилась редакция ее пунктов. Теперь, например, к компетенции Российской Федерации относится установление норм труда и нормативов его оплаты только в федеральных образовательных учреждениях, в регионах субъекты Федерации решают эти вопросы самостоятельно. В компетенции Правительства Российской Федерации остались вопросы: - разработки и реализации федеральных целевых и международных программ в области образования; - обеспечения государственных гарантий прав граждан в образовании; - утверждения типовых положений об образовательных учреждениях; - формирования федеральных и ведомственных органов управления образованием и руководства ими, назначения руководителей этих органов; - установления порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации самих образовательных учреждений; - аттестации их педагогических работников и работников органов управления образованием; - установления федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории России; - нострификации на территории России; - общих принципов финансирования образовательных услуг; - образовательного ценза педагогических работников; - порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита. На федеральном уровне также решаются вопросы, имеющие обязательную силу на территории всей России: - ежегодного утверждения федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в государственных образовательных учреждениях общего образования; - информационного и научно-методического обеспечения системы образования; - порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий; - установления перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; - создания единой для России системы информации в области образования; - надзора и контроля исполнения законодательства России в области качества образования; - федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся; - организации федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; - установления и присвоения государственных наград в образовании; - издания нормативных документов. Для федеральных образовательных учреждений федеральными органами управления образованием устанавливаются: - нормы труда и его оплаты; - ставки заработной платы и должностные оклады работников соответствующих профессионально-квалификационных групп. Именно в этих позициях Закона произошло изменение. Теперь образовательные учреждения могут самостоятельно устанавливать лишь размеры заработной платы, но не должностные оклады и ставки (за исключением высших учебных заведений - им такое право пока сохранено). Системы оплаты труда также устанавливаются на федеральном уровне, и поэтому, например, сдельную форму оплаты труда устанавливать без разрешения вышестоящих органов управления теперь нельзя; - социальная поддержка различных категорий обучающихся, воспитанников и педагогических работников, а также виды и нормы их материального обеспечения; - порядок создания, ликвидации и реорганизации; - собственно само создание, ликвидация и реорганизация; - согласование назначения руководителей, если иное не предусмотрено Законом; - федеральные нормативы финансирования учащихся; - финансирование федеральных образовательных учреждений и государственных услуг; - лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам.
Компетенция субъектов Российской Федерации в образовании
Что же относится к компетенции субъектов Российской Федерации в образовании? 1. Определение и осуществление политики в области образования. 2. Законодательство в области образования на уровне региона. 3. Установление порядка и создание, ликвидация, реорганизация образовательных учреждений (за исключением создания высших учебных заведений), но не в противоречии с Федеральным законом. Субъектам Федерации теперь нельзя создавать вузы. 4. Разработка республиканских и региональных целевых программ в области образования, в том числе международных, с учетом национальных региональных социально-экономических, экологических, культурных и демографических особенностей. 5. Формирование региональных органов управления образованием и назначение их руководителей. 6. Обеспечение государственных гарантий в области прав граждан на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, а также дополнительного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части расходов на оплату труда, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов. 7. Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, а также дополнительного образования в специальных образовательных учреждениях для обучающихся: - с отклонениями в физическом развитии; - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; - в специальных учебно-воспитательных учреждениях; - в оздоровительных учреждениях санаторного типа и т.д. в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Федерации. 8. Организация предоставления дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детям в региональных учебных заведениях. 9. Лицензирование, аттестация и аккредитация региональных учебных заведений. 10. Установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов. 11. Формирование бюджетов субъекта Федерации в части расходов на образование. 12. Установление нормативов финансирования образования субъекта Федерации. 13. Другие аналогичные с федеральными функции в области образования в пределах компетенции региональной власти.
Компетенция образовательного учреждения
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством России, типовым положением об образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения. Это положение Закона дает широкие права руководителям образовательных учреждений, однако не всегда они могут воспользоваться ими. Давайте еще раз рассмотрим компетенцию образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно: 1. В материально-техническом обеспечении и оснащении образовательного процесса, оборудовании помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств. При этом нельзя забывать, что все закупки следует осуществлять только в строгом соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 2. В привлечении дополнительных источников финансирования, то есть мы с вами можем самостоятельно искать спонсоров или же зарабатывать предоставлением платных услуг. 3. В подборе, приеме и расстановке кадров. 4. В использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий. 5. В разработке образовательных программ и учебных планов. 6. В разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов и дисциплин. 7. В установлении структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей. Эта установка, прежде всего, означает, что штатное расписание утверждается образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, выделенных ему на оплату труда по смете доходов и расходов учреждения, поэтому всю полноту ответственности за правильность установления наименований должностей, разрядов по оплате труда, ставок (тарифов) заработной платы, обязательных надбавок и доплат несет руководитель образовательного учреждения. Зачастую бывает так, что из-за путаницы в наименовании должностей или из-за неправильно установленного наименования работник не может оформить пенсию. Особенно актуален этот вопрос при оформлении пенсии преподавателям, которые имеют право на ее досрочное оформление за выслугу лет. Здесь очень важным моментом является то, что должен быть суммирован именно педагогический стаж, а его можно заработать не на всех должностях в образовательных учреждениях. 8. В установлении заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. В каждом образовательном учреждении должно быть утвержденное положение об оплате труда. Именно в указанном документе, являющемся локальным нормативным актом, и следует прописать правила установления должностных окладов, обязательных и стимулирующих надбавок. 9. В разработке и принятии устава коллективом учреждения для внесения его на утверждение. 10. В разработке и принятии правил внутреннего распорядка. 11. В формировании контингента обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты. 12. В осуществлении образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о госаккредитации, контроля за успеваемостью учащихся. 13. В создании необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроле за их работой. 14. В содействии деятельности учительских (педагогических) организаций, координации деятельности общественных организаций, не запрещенных Законом. 15. В осуществлении иной деятельности, предусмотренной уставом и не запрещенной Законом. При этом следует помнить, что вся иная деятельность должна найти отражение в уставе образовательного учреждения в виде исчерпывающего перечня. 16. В выборе из утвержденного перечня учебников для использования в образовательном процессе. Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента его регистрации. А вот право на ведение образовательной деятельности - с момента выдачи ему лицензии на осуществление такой деятельности. Лицензия выдается уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. Государственная аккредитация проводится уполномоченным органом исполнительной государственной власти на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено Законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию самостоятельно в общем порядке, предусмотренном Законом. Если филиал реализует образовательную программу путем дистанционного образования, он может пройти аттестацию и аккредитацию в составе головного учреждения. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. В то же время в противоречие этому положению Закона для автономных учреждений в случае реорганизации бюджетного учреждения в эту новую организационно-правовую форму лицензия остается действовать до момента ее законодательно установленного срока. Именно так предусмотрено в проекте закона "Об автономных учреждениях", который сейчас очень активно обсуждается общественностью.
Управление государственным образовательным учреждением
Управление государственным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством России. Оно строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органа управления определяется уставом. Непосредственное руководство осуществляет руководитель. Руководитель в соответствии с уставом может быть: - избран коллективом; - избран коллективом при предварительном согласовании с учредителем; - избран коллективом с последующим утверждением учредителем; - назначен учредителем; - назначен учредителем с предоставлением совету права вето; - нанят учредителем. Назначение ректора в гражданских вузах не допускается. Разграничение прав между руководителем и органом управления определяется в уставе. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений запрещается совмещение должностей с другими руководящими должностями внутри и вне учреждения, кроме научного и научно-методического руководства. Их должностные обязанности не могут исполняться по совместительству.
Экономика системы образования (гл. IV)
Имущественные отношения
За образовательным учреждением учредителем закрепляются объекты права собственности (ст. 39): земля, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также иное имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения - и все это в целях обеспечения образовательной деятельности. Закрепленное имущество принадлежит учредителю на праве собственности или арендуется им у третьего лица (собственника). Таким образом, само образовательное учреждение правом собственности на закрепленное за ним имущество не обладает. Земля закрепляется за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Закрепление имущества осуществляется путем передачи его в оперативное управление. Образовательное учреждение несет ответственность за его сохранность и эффективное использование. Контроль осуществляется собственником. Собственник может принимать решения об отчуждении переданного им имущества, передаче его иным юридическим лицам в пределах своей компетентности в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством России. Как правило, изъятие собственности может происходить только после окончания срока договора между собственником и учреждением, однако бывают и иные случаи изъятия собственности, например при ее нецелевом использовании. Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения (но в пределах, определенных законодательством России) средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостатке указанных средств ответственность переходит к собственнику имущества в порядке, определяемом Законом (субсидиарная ответственность). При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности направляются на цели развития образования в соответствии с уставом учреждения. Образовательному учреждению сохранили право выступать в качестве арендатора и арендодателя, но, поскольку собственность принадлежит государству, право распоряжения денежными средствами, полученными от сдачи в аренду государственного имущества, принадлежит государству. Отдельными законами регулируется использование указанных денежных средств образовательными учреждениями. Бюджетный кодекс России устанавливает правило использования средств, полученных от сдачи в аренду госимущества, - все средства поступают в доход бюджета. Однако законом о федеральном бюджете на текущий год ежегодно эти правила немного корректируются и, в частности, для государственных образовательных учреждений, государственных учреждений науки, здравоохранения, культуры и других, средства от аренды возвращаются в полном объеме в виде дополнительного бюджетного финансирования. На полученные средства устанавливаются лимиты бюджетных обязательств, и тратятся они в строгом соответствии с утвержденной сметой в разрезе статей экономической классификации расходов бюджета. Пункт 13 ст. 39 Закона "Об образовании" устанавливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и закрепленных за ними на праве оперативного управления объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая общежития, клинические базы учреждений медицинского образования и дома культуры.
Финансирование
Финансирование федеральных образовательных учреждений (ст. 41) должно осуществляться на основе федеральных нормативов финансирования, утверждаемых Правительством Российской Федерации, для находящихся в ведении субъектов Федерации по нормативам, установленным субъектами Федерации. Данные нормативы должны быть установлены по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских школ и аналогичных учреждений образования норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Но в настоящее время по многим финансовым позициям нормативы отсутствуют, поэтому в полной мере это требование Закона не соблюдается. Федеральный бюджет предусматривает финансирование вузов федерального подчинения из расчета не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации. Образовательные учреждения вправе привлекать в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных. При этом независимо от количества полученных привлеченных средств бюджетное финансирование не снижается (п. 9 ст. 41). Для высших и средних профессиональных учебных заведений установлено право осуществлять сверх финансируемых заданий учредителя (контрольных цифр приема) прием на обучение и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими или юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Для указанных выше образовательных учреждений предусмотрено право на осуществление целевого приема в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления. Особенностью высших и средних учебных заведений профессионального образования (ст. 42) являются: Получение на конкурсной основе в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта в федеральных образовательных учреждениях осуществляется на бесплатной основе в соответствии с заданиями (контрольными цифрами приема) на бесплатное обучение. Объемы и структура приема за счет средств бюджета определяются соответствующими органами исполнительной власти (федеральной или региональной). В случае установления регионального компонента образовательного стандарта все дополнительные затраты, связанные с получением бесплатного образования по этому направлению, финансируются за счет средств регионов. В пределах бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Государственные образовательные учреждения имеют право на самостоятельное определение направления и порядка использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе и определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников (ст. 42). При этом государство имеет также право регулировать этот процесс с помощью иных законов. Например, Бюджетного кодекса России, в котором предусмотрены правила использования бюджетных и внебюджетных средств, закона о федеральном бюджете на текущий год, где указано, что бюджетные учреждения не вправе увеличивать численность и расходы на ее содержание, иные нормативные правовые акты, такие как Постановления Правительства РФ "О мерах по исполнению Закона о федеральном бюджете", приказы Минфина России о правилах открытия внебюджетных лицевых счетов, о порядке составления смет доходов и расходов, о порядке исполнения бюджетной росписи расходов и т.д. Все эти документы практически сводят на нет всю самостоятельность образовательных учреждений в использовании бюджетных и внебюджетных средств. В бюджете за ними осталось общее для всех бюджетных учреждений право на перераспределение бюджетной росписи по статьям расходов экономической классификации, да и то только до 1 сентября текущего года. А поскольку федеральные образовательные учреждения не имеют прямого выхода на Министерство финансов России, а только лишь на Федеральное агентство по образованию или иные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся, то сроки изменений, вносимых в роспись, еще более сжимаются. Так, в Федеральном агентстве по образованию последняя возможность внести изменение в бюджетную роспись - это 20 июля текущего года. Смета по средствам, полученным от сдачи в аренду государственного имущества, которые возвращаются в бюджетные учреждения в виде дополнительного бюджетного финансирования, утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Что касается внебюджетных средств, то законом о федеральном бюджете право установления порядка утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным финансовым источникам Правительство передало главным распорядителям бюджетных средств. В свою очередь, последние либо сохранили это право за собой либо передали его образовательным учреждениям. Но, насколько мне известно, право утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам осталось только у образовательных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию России. Таким образом, самостоятельность состоит в том, что образовательные учреждения, так же как и все бюджетные учреждения, имеют право перераспределять бюджетные средства по статьям расходов бюджетной классификации, а в части внебюджетных средств само устанавливает распределение расходов по тем же статьям классификации и может утверждать смету доходов и расходов. Образовательное учреждение может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет в органах Федерального казначейства (ст. 43). Оказывая платные образовательные услуги населению или (и) юридическим лицам, образовательное учреждение получает доход, которым распоряжается в соответствии со своим уставом. Основным условием платной деятельности является то, что она не может оказываться вместо или взамен основной, финансируемой из средств бюджета. В противном случае заработанные средства изымаются в доход бюджета (ст. 45).
Предпринимательская деятельность
Предпринимательская деятельность, которую ведут образовательные учреждения, достаточно ограничена. Это, прежде всего, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг (ст. 47). Все виды дополнительной деятельности должны быть отражены в уставе образовательного учреждения. Одновременно с разрешением на приобретение ценных бумаг в Законе "Об образовании", в Бюджетном кодексе существует запрет на этот вид деятельности. Точно так же и с долевым участием в деятельности других учреждений Закон "Об образовании" разрешает это делать, а закон о федеральном бюджете запрещает федеральным учреждениям средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направлять на создание других некоммерческих организаций. Поэтому, читая Закон "Об образовании", не следует забывать о том, что он не автономен в нашей экономике. Следует детально изучать законодательство на предмет правильного и законного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, если учредитель установит, что предпринимательская деятельность наносит ущерб ведению основной, он вправе приостановить ее до решения суда по этому вопросу (ст. 49).
Оплата труда
Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. За выполнение дополнительных (других) обязанностей работа оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законами. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. В Трудовом кодексе РФ гл. 52 указаны особенности регулирования труда педагогических работников. Указано, что замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе производится по трудовому договору, заключаемому на срок не более 5 лет. Устанавливается возрастной ценз в должности ректора, проректора, декана факультета, руководителей филиалов (институтов) - не более 65 лет, а затем по отдельному разрешению может иметь место продление - до 70 лет. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности. Педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года, порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются учредителем и уставом образовательного учреждения. Учебная нагрузка работника устанавливается в трудовом договоре, но не более предельно допустимого значения, которое предусмотрено в типовом положении об образовательном учреждении данного вида (ст. 55). Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 руб. в федеральных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и в размере 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях (ст. 55). Размер, порядок и условия возмещения расходов педагогическим работникам на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление в первоочередном порядке жилплощади, на выплату компенсации, на предоставление права на получение пенсии за выслугу лет определяются Правительством РФ, а в регионах - правительствами субъектов Российской Федерации (кроме назначения пенсии за выслугу лет).
Внешнеэкономическая деятельность
Международное сотрудничество образовательных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями. Подготовка, обучение и повышение квалификации иностранных граждан на территории России осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Органы управления образованием и сами образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством России. Теперь мы с вами познакомились с текстом Закона "Об образовании", который действует в настоящий момент времени, в первом полугодии 2006 г. Я надеюсь, что совместное изучение этого документа в части экономических свобод и прав образовательных учреждений поможет вам правильно сориентироваться в процессах ведения финансово-экономической деятельности образовательных учреждений.
Н.Б.Озерова Начальник УПФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, консультант-эксперт Издательства "Советник бухгалтера" Подписано в печать 25.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |