Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Анализ законодательства по передаче страхового портфеля ("Юридическая и правовая работа в страховании", 2006, N 2)



"Юридическая и правовая работа в страховании", 2006, N 2

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПО ПЕРЕДАЧЕ СТРАХОВОГО ПОРТФЕЛЯ

До 1 июля 2006 г. должно произойти очередное увеличение размера уставного капитала страховых организаций минимум до уровня двух третей от величины, закрепленной в Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". По предварительным оценкам Федеральной службы страхового надзора, порядка 300 страховых организаций могут не выполнить это требование Закона. В этом случае вновь произойдет массовый отзыв лицензий, и соответственно все страховщики, лишившиеся лицензий, обязаны будут либо расторгнуть договоры страхования, либо передать свои страховые портфели другим страховым организациям. В статье рассматриваются основные вопросы и проблемы передачи страхового портфеля.

1. Гражданско-правовой аспект

В настоящее время в страховом законодательстве Российской Федерации отсутствует как само понятие "страхового портфеля", так и определение порядка и способов передачи страхового портфеля. С гражданско-правовой точки зрения, применительно к передаче страхового портфеля как передаче обязательств и прав речь может идти о перемене лица в обязательстве (гл. 24 ГК РФ) и связанном с такой переменой переводе долга (ст. ст. 391 - 392 ГК РФ).

Согласно ст. 391 ГК РФ перевод долга означает перемену в обязательстве пассивного субъекта, то есть должника. Гражданское законодательство исходит из того, что личность должника имеет большое значение для кредитора, который, вступая в договор, учитывал его имущественное положение, деловую репутацию, определенный статус на сложившемся рынке, обязательность и другие факторы. Поэтому п. 1 ст. 391 ГК РФ однозначно связывает правомерность перевода долга с получением согласия кредитора на это.

Тем не менее другие нормы права устанавливают отклонения от данного правила. Так, например, получения согласия кредитора не требуется, если замена должника происходит на основании наследования. Отсутствие согласия кредитора не препятствует продаже предприятия как единого имущественного комплекса, а значит и переводу долга (ст. 562 ГК РФ). В этой связи можно прийти к выводу, что правило о получении согласия кредитора действует в любом случае, если основанием перевода долга является соглашение сторон. В иных случаях закон допускает отступление от общего правила, исходя из логики и здравого смысла.

Применительно к передаче страхового портфеля, с нашей точки зрения, согласие кредиторов (страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей) должно быть получено в письменной форме лишь в случае добровольной передачи страхового портфеля. Поскольку основанием передачи портфеля является соглашение сторон, то требование п. 1 ст. 391 ГК РФ применимо в данном случае в полной мере.

В том случае, когда речь идет о принудительной передаче портфеля, требование получения согласия должно, по нашему мнению, применяться в несколько иной форме. Она должна, с одной стороны, гарантировать соблюдение прав кредиторов (страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей), но, с другой, не препятствовать передаче портфеля другому страховщику. Пример такой формы приведен в ст. 562 ГК РФ, согласно которой при продаже предприятия как единого имущественного комплекса кредиторы должны быть до передачи предприятия письменно уведомлены о его продаже. В том случае, если они не сообщили о своем согласии на перевод долга, отсутствие согласия не препятствует продаже. Тем не менее за кредиторами остается право в течение установленного законом срока потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и компенсации убытков либо признания договора продажи недействительным полностью или в соответствующей части. Кроме этого, права кредиторов защищаются солидарной ответственностью перед ними продавца и покупателя предприятия по долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора.

Указанная модель "молчаливого" согласия при наличии права на последующее обжалование в судебном порядке может быть, на наш взгляд, принята за основу при взаимоотношениях со страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) при передаче страхового портфеля новому страховщику.

В силу ст. 391 ГК РФ согласие на перевод долга должно быть получено должником. Очевидно, что применительно к отношениям по передаче страхового портфеля согласие (страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей) должно быть получено передающим страховщиком. Проблема может возникнуть в том случае, если передача осуществляется принудительно по требованию органа страхового надзора и в передающей страховой организации de facto уже отсутствуют исполнительные органы.

В этой связи логичным представляется направление или размещение в доступном печатном органе (опубликование) уведомлений соответственно органом, инициирующим принудительную передачу, или организацией, осуществляющей функции передающей организации при передаче портфеля.

Пунктом 2 ст. 391 ГК РФ определены требования к форме договора о переводе долга. Они аналогичны тем, которые предъявляются к уступке права требования в ст. 389 ГК РФ.

Согласно данной статье для совершения уступки должно быть заключено соглашение между первоначальным и новым кредитором. Содержание обязательства при этом не изменяется. Поэтому уступка права требования совершается в той же форме, что установлена для сделки, права по которой уступаются, а это простая письменная форма. К новому должнику обязательства прежнего переходят в полном объеме, включая уплату процентов, неустойки в случае нарушения или неисполнения обязательства. Исключения составляют обязательства третьих лиц, которые обеспечивали исполнение обязательства прежнего должника, поскольку они учитывали его личные качества.

Применительно к принудительной передаче портфеля представляется целесообразным, чтобы страховой регулятор разработал и утвердил типовую (или рекомендованную) форму соглашения между передающим и принимающим страховщиками. Введение подобной типовой формы позволит, с одной стороны, сэкономить время, необходимое для регулирования отношений по передаче портфеля, а с другой, избежать возможных конфликтов между сторонами по поводу условий передачи портфеля. Это также позволит унифицировать критерии оценки органом страхового надзора условий и содержания такого соглашения при проведении экспертизы документов передающего страховщика и выдаче согласия на передачу страхового портфеля другой страховой организации.

В целях защиты интересов нового должника ст. 392 ГК РФ устанавливает его право выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником. Данная норма основывается на общем правиле о том, что перемена должника не должна ухудшать правовое положение кредитора в обязательстве. В частности, новый должник может противопоставить требованиям кредитора все возражения, которые имел первоначальный должник, в том числе о недействительности сделки, пропуске срока исковой давности и другие, кроме тех, что имеют личный характер. Новый должник может приводить и возражения, которые основаны на его взаимоотношениях с кредитором, например, требовать зачета встречного требования согласно ст. 410 ГК РФ, ссылаться на прощение долга (ст. 415 ГК РФ) и др.

2. Страховой аспект

В настоящее время требования к передаче страхового портфеля и процедура передачи регулируются несколькими нормами страхового законодательства, а именно ст. ст. 25 и 32.8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1). Так, п. 4 ст. 25 предусматривает общую норму о том, что "страховщики обязаны соблюдать установленные Законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий".

Далее п. 5 ст. 25 устанавливает право страховой организации передавать обязательства, принятые по договорам страхования (страховой портфель), одному страховщику или нескольким страховщикам (замена страховщика). Портфель может передаваться страховщикам, имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, то есть соответствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Соотнося между собой положения п. 4 и п. 5 указанной статьи, можно говорить о косвенном указании Закона N 4015-1 на то, что необходимость передачи страхового портфеля от одного страховщика к другому может быть обусловлена нарушением страховщиком, передающим страховой портфель, требований, предъявляемых к финансовой устойчивости, что влечет невозможность эффективно осуществлять соответствующий вид страхования.

Далее п. 5 ст. 25 Закона N 4015-1 закрепляет общую норму относительно того, что передача страхового портфеля осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, и предусматривает ограничения на передачу страхового портфеля, указывая случаи, в которых передача страхового портфеля не может осуществляться. К ним относятся:

1) заключение договоров страхования, подлежащих передаче, с нарушением законодательства РФ;

2) несоблюдение страховщиком, принимающим страховой портфель, требований финансовой устойчивости, установленных п. п. 1 - 5 настоящей статьи;

3) отсутствие выраженного в письменной форме согласия страхователей, застрахованных лиц на замену страховщика;

4) отсутствие в лицензии, выданной страховщику, принимающему страховой портфель, указания вида страхования, по которому были заключены договоры страхования;

5) отсутствие у страховщика, передающего страховой портфель, активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов (за исключением случаев несостоятельности (банкротства).

Российское страховое законодательство также предусматривает обязанность передающего страховщика одновременно с передачей страхового портфеля осуществить передачу активов в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам.

Устанавливается также требование об изменении условий договоров страхования по согласованию со страхователем в случаях, когда правила страхования страховщика, принимающего страховой портфель, не соответствуют правилам страхования страховщика, передающего страховой портфель.

Таким образом, наиболее сложными для реализации в рамках процедуры передачи страхового портфеля представляются положения Закона N 4015-1 о том, что в отсутствие выраженного в письменной форме согласия страхователей, застрахованных лиц на замену страховщика передача страхового портфеля не допускается, а также что препятствием к передаче страхового портфеля служит отсутствие у страховщика, передающего страховой портфель, активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов. Последнее требование, однако, не относится к случаям несостоятельности (банкротства) страховщика, передающего страховой портфель.

Имеется еще одна норма, положения которой касаются вопросов передачи страхового портфеля. Это положения п. п. 6 - 9 ст. 32.8 Закона N 4015-1, регулирующие отдельные обязанности страховщика, у которого отозвана лицензия на право осуществления страховой деятельности. Так, со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии страховщик не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение его обязательств, в соответствующие договоры, а до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии страховщик обязан, в частности, исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям и осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования.

Таким образом, Закон N 4015-1 прямо устанавливает обязанность страховщика, у которого отозвана лицензия, осуществить исполнение обязательств по договору и лишь предполагает в случаях, когда страховщик не может это сделать, обязанность произвести передачу страхового портфеля.

Процедура передачи страхового портфеля согласно п. п. 6 - 9 ст. 32.8 Закона N 4015-1 предполагает уведомление страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. Закон N 4015-1 допускает, что такое уведомление может быть опубликовано в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тыс. экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Таким образом, наблюдается определенное противоречие между положениями п. 5 ст. 25 и п. 6 ст. 32.8 Закона N 4015-1. Первый предполагает непременное наличие выраженного письменно согласия страхователя, застрахованного лица на передачу страхового портфеля, а второй - допускает возможность уведомления страхователей в порядке опубликования информации о передаче страхового портфеля в периодическом печатном издании.

Такое положение вещей было бы объяснимо, если бы Закон N 4015-1 четко разграничивал особенности и процедуры добровольной и принудительной передачи страхового портфеля. Однако в том классическом смысле, в каком принудительную передачу портфеля понимает зарубежное законодательство, российское законодательство не проводит подобных различий.

Положения п. 7 ст. 32.8 Закона N 4015-1 устанавливают обязанность страховщика, у которого отозвана лицензия, по тем договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии передать обязательства другому страховщику.

Закон N 4015-1 предусматривает обязательное согласие органа страхового надзора на передачу страхового портфеля другому страховщику. При этом страховщик, предполагающий передать страховой портфель другому страховщику, обязан до истечения шести месяцев с даты отзыва лицензии представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение обязанностей, предусмотренных п. 5 ст. 32.8 Закона N 4015-1 и связанных с урегулированием отношений по заключенным договорам страхования, а именно:

1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления страховщика;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);

3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;

4) оригинал лицензии.

Согласие или отказ дать согласие на передачу страхового портфеля орган страхового надзора направляет страховщику в письменной форме по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель. Согласие не дается, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Решение орган страхового надзора обязан направить страховщику в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля.

Таким образом, согласно российскому законодательству орган страхового надзора согласовывает или отказывает в согласовании заявлений страховщика о передаче страхового портфеля другому страховщику, однако не участвует в мероприятиях по поиску или выбору того страховщика, который мог бы принять страховой портфель, как это закреплено в законодательстве многих стран.

Такое положение вещей может сделать процедуру передачи страхового портфеля неосуществимой или довольно длительной, а также может повлечь необходимость повторного поиска страховщика, готового принять страховой портфель, в случае принятия органом страхового надзора решения об отказе в согласовании документов о передаче портфеля, направленных ранее.

3. Финансовый аспект

Действующее финансовое законодательство Российской Федерации не в полной мере учитывает основные аспекты, свойственные содержанию и процедуре передачи страхового портфеля. Это является наиболее ощутимым препятствием для развития правоприменительной практики в указанной области и защиты интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей в случае ухудшения финансового положения страховщика и, как следствие, его банкротства или ликвидации либо в случаях отзыва лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Так, при анализе нормативно-правовой базы в части отражения операций по передаче страхового портфеля следует руководствоваться:

- Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н);

- Особенностями применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н);

- Положением по бухгалтерскому учету, устанавливающим принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

- иными нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Отражение в бухгалтерском учете операции передачи страхового портфеля как совокупности прав и обязанностей по договорам страхования затрагивает счета по учету страховых резервов, учету денежных средств, основных средств, финансовых вложений, учету расчетов, счета по учету финансовых результатов.

У передающего страховщика происходит списание (возврат) страховых резервов (обязательств), сформированных по передаваемому портфелю, и выбытие активов, передаваемых в обеспечение исполнения страховых обязательств.

Доходы, связанные с прекращением страховых обязательств, учитываются по кредиту счета прибылей и убытков, что не противоречит методологии учета, установленной Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н.

Расходы, связанные с выбытием активов, учитываются по дебету счета прочих доходов и расходов в качестве операционных расходов.

Однако Положениями по бухгалтерскому учету, регламентирующими порядок учета тех или иных видов активов (ПБУ 6/01, ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации), определен закрытый перечень оснований для выбытия активов (продажа, вклад в уставный капитал, безвозмездная передача и т.п.).

В отсутствие прямого указания в законодательстве на возможность выбытия активов в порядке передачи страхового портфеля их выбытие может рассматриваться как безвозмездная передача таких активов.

У принимающего страховщика происходит начисление страховых резервов по принятому страховому портфелю и принятие к учету активов, полученных в обеспечение исполнения страховых обязательств.

Операция по начислению страховых резервов учитывается по дебету счета прибылей и убытков, что не противоречит методологии учета, установленной Приказом Минфина России N 69н.

Операция по принятию к учету активов отражается по дебету соответствующих счетов активов и кредиту счета прочих доходов и расходов в качестве операционных доходов.

Однако законодательством не установлен порядок определения первоначальной стоимости активов, полученных в обеспечение исполнения обязательств по принятому страховому портфелю договоров, для целей бухгалтерского учета.

Налоговое законодательство также содержит ряд пробелов, оставляющих неурегулированными наиболее ощутимые для страховщиков аспекты, а именно те, которые связаны с формированием налоговой базы и признанием отдельных статей расходов и доходов, возникающих в связи с передачей страхового портфеля, для целей налогообложения.

При осуществлении передачи страхового портфеля налогооблагаемая база может возникнуть по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Порядок исчисления налоговой базы по указанным налогам регламентирован соответственно гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

Признание для целей налогообложения сумм возврата страховых резервов у передающего страховщика в качестве дохода и сумм отчислений в страховые резервы у принимающего страховщика в качестве расходов, как мы считаем, не противоречит положениям ст. ст. 293 и 294 НК РФ.

Что касается выбытия активов у передающего страховщика, то буквальное прочтение норм налогового законодательства, устанавливающих порядок признания расходов при выбытии активов (амортизируемого имущества, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав), не позволяет однозначно утверждать, что эти расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли (например, ст. ст. 268, 270, 280, 329 и др.). Кроме того, толкование выбытия активов как безвозмездной их передачи влечет за собой возникновение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (ст. 146 НК РФ).

У принимающего страховщика получение имущества, имущественных прав без явного отражения расходов по их приобретению оставляет неурегулированным вопрос об оценке для целей налогового учета полученного имущества и имущественных прав (ст. ст. 257, 280, 329 и др.).

4. Выводы

Таким образом, для надлежащего правового регулирования процедуры передачи страхового портфеля, дополнительного регулирования в законодательстве требуется решить следующие вопросы:

1) о закреплении понятий "добровольной" и "принудительной" передачи страхового портфеля и отражении критериев для применения каждой из них;

2) о необходимости получения согласия страхователей (застрахованных лиц) с передачей страхового портфеля с учетом особенностей "добровольной" и "принудительной" передачи страхового портфеля;

3) о порядке закрепления процедуры передачи страхового портфеля (требования к договору о передаче страхового портфеля, необходимость выписки полиса новым страховщиком и т.п.);

4) об уточнении порядка и перечня действий, которые обязан осуществить страховщик при "добровольной" и "принудительной" передаче страхового портфеля;

5) о четком закреплении перечня документов, которые должны быть предоставлены в орган страхового надзора при согласовании "принудительной" передачи страхового портфеля, и уточнении порядка выдачи согласия;

6) об обязательности передачи активов при "добровольной" и "принудительной" передаче страхового портфеля;

7) о восполнении пробелов в налоговом законодательстве и законодательстве о бухгалтерском учете;

8) об уточнении отдельных аспектов регулирования, связанных с лицензированием деятельности страховщиков (например, для тех случаев, когда происходит добровольный отказ от лицензии на право осуществления одного вида страховой деятельности без ущерба для всех других, на которые страховщик имеет лицензию), и многие другие.

Без решения перечисленных выше вопросов процедура реализации "добровольной" и "принудительной" передачи страхового портфеля представляется весьма рискованным мероприятием как для передающей, так и для принимающей стороны.

Л.Н.Клоченко

Генеральный директор

ООО "Асабина, Клоченко и партнеры"

Подписано в печать

22.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Проблемы регулирования продвижения страховых услуг ("Юридическая и правовая работа в страховании", 2006, N 2) >
Проблемы "дострахования" ответственности арбитражных управляющих ("Юридическая и правовая работа в страховании", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.