![]() |
| ![]() |
|
План реагирования в условиях кризиса ликвидности ("Управление в кредитной организации", 2006, N 3)
"Управление в кредитной организации", 2006, N 3
ПЛАН РЕАГИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛИКВИДНОСТИ
Управление риском ликвидности не только охватывает анализ балансовых и внебалансовых позиций банка для прогноза будущих денежных потоков, но также требует выяснения того, как могут быть удовлетворены потребности в финансировании. Этот последний момент связан с идентификацией тех рынков финансирования, к которым банк имеет доступ, пониманием природы таких рынков, оценкой текущего и будущего использования рынка и мониторингом сигналов о снижении доверия к банку. Все эти факторы необходимо учитывать при составлении плана мероприятий по управлению ликвидностью в условиях расстройства бизнеса банка или всей банковской системы. В данной публикации рассматривается зарубежный опыт составления антикризисного плана.
Чем вызвана необходимость планирования в управлении ликвидностью
Кризисы ликвидности могут возникать по разным причинам, связанным, в свою очередь, с другими неизбежными рисками в работе, а именно: изменением макроэкономической среды (события в Украине вокруг газового кризиса в январе - феврале 2005 г. оказали негативное воздействие на кредитоспособность многих заемщиков, прибыльность которых в большой степени зависит от энергетической составляющей), развитием новых направлений бизнеса (например, стратегическим решением руководителей банка сосредоточить бизнес на 2 - 3 отраслях экономики, в которых в последующем наступил кризис). Ненадлежащее управление кредитным риском также может привести к кризису ликвидности. Составление и соблюдение плана мероприятий по управлению ликвидностью в условиях расстройства бизнеса банка или всей банковской системы вызвано рядом причин: во-первых, необходимостью повысить готовность банков к неожиданным, негативным изменениям рыночной ситуации;
во-вторых, задачей снижения вероятности перерастания кризиса в полный крах банка; в-третьих, появлением новейших разработок в области моделирования кризисных ситуаций; наконец, возрастанием изменчивости рынка и повышением роли рыночной дисциплины. Органы надзора во многих странах мира выдвинули конкретные требования к антикризисному планированию как компоненту управления риском ликвидности либо (в случае принятия иной классификации рисков) рыночным риском. Были выработаны и конкретные рекомендации банкам. В данном обзоре заслуживает внимание изучение опыта как стран с развитой экономикой (прежде всего США), так и развивающихся (Индии, Пакистана). Например, Резервный банк Индии в 2002 г. ввел требования к банкам по подготовке антикризисных планов. Эти требования учитывают лучший передовой опыт и вполне применимы к банковскому сектору стран с переходной экономикой. В частности, каждый банк обязан принять антикризисный план (одобренный КУАП) как компонент общего плана ликвидности и капитализации (Liquidity and Capital Plan) с ежеквартальным его пересмотром. Подготовка и реализация плана должны быть возложены на казначейство банка. Базельский комитет по банковскому надзору определил принципы управления ликвидностью в банках (редакция 2000 г.). Принцип 9 гласит, что "банк должен иметь антикризисные планы, которые предусматривают стратегию преодоления кризиса ликвидности и включают процедуры компенсации дефицита денежных потоков в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях" <1>. Такие планы можно для лаконичности далее называть "антикризисными планами", кстати, А. Седин предлагает несколько иное название такому документу - "План действий коммерческого банка в случае возникновения кризиса ликвидности" <2>. ————————————————————————————————<1> См.: Sound Practices for Managing Liquidity in Banking Organizations: Basel Committee on Banking Supervision. - Basel, February 2000. <2> Седин А. Кризис ликвидности и действия коммерческого банка.
Практически все ведущие коммерческие банки не только внедрили антикризисные планы, но и начали раскрывать информацию в своих годовых отчетах для участников рынка и других заинтересованных сторон. В то же время необходимо отметить, что существует много методологических и технолого-организационных моментов, от которых зависит успех антикризисного плана. Всерьез заставили банкиров заняться антикризисным планированием события лета 2004 г., когда в результате "кризиса доверия" на поле битвы за средства клиентов остались несколько крупных банков, среди которых самым заметным был Гута-банк, активно работавший в розничном бизнесе. Альфа-Банк был буквально спасен акционерами, которые внесли средства для стабилизации положения и выживания в условиях паники <3>: разместили в Альфа-Банке дополнительные средства на сумму свыше 200 млн долл. и обеспечили иностранный кредит на сопоставимую сумму. По другим данным, акционеры отреагировали на бегство вкладов обещанием предоставить более 1 млрд долл. своих средств для поддержки ликвидности банка. Банк также ввел 10%-ный комиссионный сбор за преждевременное изъятие вкладов; он был открыт по выходным и после окончания рабочего дня, чтобы успокоить встревоженных вкладчиков. "Это была огромная операция, стоившая нам миллионы долларов, и мы намерены компенсировать свои расходы за счет исков к СМИ", - заявили представители Альфа-Банка <4>. ————————————————————————————————<3> Акционеры помогли Альфа-Банку пережить российский банковский кризис. 14.07.2004. <4> FT: Банковский кризис бьет по "Альфа-Банку" // Эксперт-центр. 20.07.2004.
Сложности у Альфа-Банка, лидировавшего по объему депозитов населения среди частных российских банков, начались после того, как прекратил платежи Гута-банк. Вкладчики Альфа-Банка активно снимали свои деньги со счетов, даже четырехкратное увеличение завозимой в отделения банка наличности не помогло - перед банковскими офисами и банкоматами возникли очереди. Граждане тогда сняли со своих счетов в банке почти 583 млн долл. Выступая в Госдуме, глава Банка России Сергей Игнатьев заявил: "У Альфа-Банка проблем нет, у него достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить любой набег вкладчиков" <1>. ————————————————————————————————<1> Альфа-Банк не подведет ни одного клиента. 07.07.2004.
Больше всего от кризиса 2004 г. выиграли такие государственные банки, как Сбербанк и Внешторгбанк, а также российские отделения иностранных банков. Сбербанк сообщил, что его вклады во II квартале 2004 г. выросли на 6%, до 60 млрд руб. (2 млрд долл.). В первую неделю кризиса вклады в Сбербанке увеличились на 10,3 млрд руб. <2> ————————————————————————————————<2> FT: Банковский кризис бьет по "Альфа-Банку" // Эксперт-центр. 20.07.2004.
Многие банки, попавшие в "черный список", которым спекулировала пресса, получили отказ в финансировании на межбанковском рынке. При этом показательно, что главной причиной такого отказа было не снижение рейтинга банка, а его репутация. Все это накладывает отпечаток национальной специфики на антикризисное планирование. Некоторые банкиры ошибочно считают, что главным средством спасения банков в условиях всеобщего кризиса ликвидности должно быть их рефинансирование центральным банком. Так, в 2004 г. в ходе кризиса доверия к банкам (или банковской паники) аналитик российского СКБ-банка призывал Банк России давать ресурсы банкам, попавшим в затруднительную ситуацию оттока средств, под залог достаточно качественных банковских активов помимо ценных бумаг государственного долга. Чтобы правильно сориентировать банки в разработке антикризисного плана, органы надзора многих стран прямо указывают, что нельзя рассчитывать на повышение ликвидности лишь за счет средств центрального банка, аргументируя это тем, что такая помощь предоставляется лишь в исключительных случаях в интересах стабильности всей банковской системы. Нельзя забывать, что для получения кредита на межбанковском рынке необходимо достаточное обеспечение, качество же этого обеспечения является серьезной проблемой. Во-первых, государственные ценные бумаги, эмитированные правительствами стран с переходной экономикой (emerging economies), могут потерять свою ликвидность в период финансового кризиса. Во-вторых, принятие в залог корпоративных ценных бумаг несет в себе риск их фиктивности. В практике украинских банков имеются случаи, когда "достаточность качества" активов, например коммерческих векселей, фабриковалась путем сделок покупки-продажи "бронзовых" векселей родственной банку компании с последующим предоставлением их в залог НБУ и получения стабилизационного кредита в период зимнего кризиса 2005 г. Например, родственная банку коммерческая структура эмитировала вексель на сумму, эквивалентную 10 млн долл., как обязательство перед другой, связанной с ней, фирмой. Третья фирма (компания, специализирующаяся на операциях с ценными бумагами) проводила операцию по перепродаже этого векселя. Таким образом создавался фиктивный рынок. Банк учитывал этот вексель как активно торгующийся на рынке, а затем обращался в центральный банк для получения рефинансирования под залог этого векселя. Присутствие на межбанковском рынке в качестве крупного заемщика требует от банка надежной репутации и повышает потенциальный риск ликвидности. Пролонгация крупных объемов привлеченных средств на денежном рынке может также уменьшить способность банка полагаться на рынок, когда потребуются средства для стабильного финансирования. Поэтому антикризисный план должен содержать инструкции по диверсификации источников финансирования. Особенно важно включать стратегии выхода или сокращения объемов операций на денежном рынке, если позволит ситуация. События, случившиеся с банком "Нефтяной", показали, что в кризисной ситуации реальной является срочная продажа кредитов. В связи с продолжающимся изъятием крупными клиентами своих средств из банка "Нефтяной" (по состоянию на февраль 2006 г.) банк продал часть своего кредитного портфеля другим банкам для поддержания ликвидности. В самом банке действия по поддержанию ликвидности называли перекредитованием заемщиков в других банках, отказываясь подтверждать информацию о продаже кредитного портфеля. В то же время "ВТБ 24", как стало известно, выкупил у "Нефтяного" два корпоративных кредита. Президент концерна "Нефтяной", в состав которого входит одноименный коммерческий банк, был в конце января объявлен в федеральный розыск. Ему заочно предъявлено обвинение в незаконной банковской деятельности и отмывании денежных средств, приобретенных преступным путем. По версии следствия глава концерна "Нефтяной" в составе организованной группы совершал незаконные банковские операции и получил в результате незаконный доход в размере 57 млрд руб. Кроме того, 1 февраля по делу в отношении главы концерна "Нефтяной" И. Линшица арестована главный бухгалтер этой компании Н. Фролова. В декабре 2005 г. Генпрокуратура России проводила обыски в банке "Нефтяной" в Москве в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту незаконных банковских операций через КБ "Нефтяной". Согласно заявлению Генпрокуратуры в ходе проведенного 8 декабря обыска в банке "Нефтяной" были изъяты документы, свидетельствующие о незаконных банковских операциях и легализации денежных средств. Кроме того, было обнаружено около двух десятков печатей сторонних организаций, участвовавших, по данным следствия, в незаконных финансовых операциях. В подвальных помещениях был найден большой объем банковской документации и серверные устройства, которые, как предполагают следователи, использовались банком для совершения незаконных банковских операций. На 1 апреля 2005 г. совокупные активы "Нефтяного" составляли 6,5 млрд руб. "Нефтяной" входит в список 100 крупнейших российских банков <1>. ————————————————————————————————<1> Новостной портал (февраль 2006 г.).
Структурирование антикризисного плана
Представляется, что целесообразно разделять план (как формализованный документ) и процесс планирования. Планирование как последовательный процесс охватывает: подготовительную фазу (принятие допущений относительно экстремальных ситуаций, моделирование этих ситуаций и возможных последствий путем стресс-тестирования, анализ результатов, подготовка выводов с рекомендациями относительно плана); документальную фазу (составление плана мероприятий, назначение ответственных, одобрение плана высшим органом руководства банка); рабочую фазу (доведение плана до ведома всех руководителей ведущих служб, ключевых сотрудников, мониторинг ситуации в отношении ликвидности, переоценка факторов и допущений, оценка действенности плана методом бек-тестирования); аварийную фазу (признание кризиса или экстремальной ситуации руководством банка, приведение плана в исполнение, завершение кризиса или разрешение проблемы).
Альтернативные сценарии
Составлению плана предшествуют анализ сценариев и стресс-тестирование. Эти вопросы выходят за рамки данной темы и требуют отдельного рассмотрения, однако на общих положениях целесообразно остановиться. Передовая практика управления риском ликвидности широко использует стресс-тестирование, включая комбинацию рыночных событий, которые могут воздействовать на кредитный риск банка и его операции секьюритизации. Стресс-тестирование является важным компонентом риск-менеджмента и охватывает (а) идентификацию возможных событий или изменений поведения рынка, которые могут оказать неблагоприятный эффект на банк, а также (б) оценку способности банка противостоять этому. Тестирование призвано рассматривать не только вероятность негативных событий, но также сценарии наихудшего развития ситуации. Стресс-тесты должны быть сделаны на консолидированной основе, учитывать взаимосвязь всех рисков и завершаться рекомендациями по подготовке или дополнению антикризисных планов. Анализ результатов стресс-тестирования и указания по разработке планов должно делать высшее руководство банка. Поскольку существует угроза банкротства в результате обострения проблемы ликвидности, важно конструировать правдоподобные, управляемые сценарии и рассматривать возникающие в результате этого потребности в денежных потоках. Анализ сценариев должен охватывать конкретные события и как минимум включать: - сценарий кризиса для самого банка; - общий сценарий рыночного кризиса. Специфические сценарии кризиса банка охватывают ситуации, когда появляются явные проблемы или их предвестники, например оперативные проблемы, ухудшение платежеспособности или неблагоприятные изменения кредитоспособности заемщиков. Общий сценарий рыночного кризиса означает ситуацию, когда затрагивается ликвидность большинства финансовых институтов на одном и более рынках. Банк детализирует предположения относительно поведения денежных потоков по активам, обязательствам и внебалансовым статьям для правдоподобных сценариев кризиса. Расчеты времени и размеров денежных потоков являются важными факторами. Предположения могут значительно варьироваться от сценария к сценарию - в расчете времени и размера денежных потоков и поведения в различных ситуациях. Например, банк способен генерировать ликвидность по текущим активам в случае специфического для банка кризиса. Однако при общем рыночном кризисе его потенциал реализации этих активов может существенно ухудшиться, если сразу несколько банков изъявят готовность или способность привлечь ликвидные средства на рынке. Поэтому банк учитывает дисконтирование ликвидности к каждому активу для принятия во внимание ценового риска при анализе денежного потока для каждого сценария. Статьи соответственно раскладываются с коррекцией на различные коэффициенты в различных интервалах времени, необходимого для реализации активов. Ключевое предположение, лежащее в основе сценария специфического кризиса банка, должно заключаться в том, что большинство обязательств банка не могут быть замещены. Они требуют обязательной выплаты в срок погашения. Кризис ликвидности в отдельном банке может происходить из специфических проблем, не связанных с его ликвидностью, и способность банка выполнить свои неотложные обязательства в этих условиях может дать жизненно необходимое время для решения лежащей в основе кризиса проблеме. Для сценария общего рыночного кризиса существует главное исходное предположение - о распределении по кредитному рейтингу банков для возможного привлечения средств на рынке. Следует учитывать, что при анализе сценария для банка, входящего в консолидированную группу, пути решения проблем могут оказаться неэффективными, если кризис поражает всю финансовую группу в целом. Банк призван периодически анализировать эти сценарии. Правление (или КУАП) должно регулярно пересматривать результаты этого анализа. Также периодически пересматриваются предположения относительно поведения денежных потоков для различных сценариев кризиса. Эти предположения должны одобряться правлением (или КУАП) банка. Характеристика (структура) ликвидности банка зависит от рыночных условий, которые влияют на поведение потоков денежных средств. Таким образом, банк оценивает характер ликвидности при различных условиях: внутренняя ситуация, банковский кризис и рыночный кризис. Банк должен принять эталон-тест для кризисной ситуации, определить характер потока денежных средств по статьям баланса на уровне филиалов и банка в целом. Оценка ликвидности при банковском кризисе должна обеспечивать эталон-тест для наихудшего случая. Должно быть учтено, что платные пассивы не могут легко трансформироваться; некоторые из основных (стабильных) депозитов могут быть досрочно закрыты; существенная доля активов перейдет в категорию "неработающих", и таким образом они станут полностью неликвидными. Эти события могут привести к снижению качества активов и удорожанию привлечения ликвидных средств. Поэтому банк должен разработать планы преодоления непредвиденных обстоятельств для таких ситуаций. Сценарий рыночного кризиса должен учитывать: - случаи чрезвычайного ухудшения условий ликвидности, вытекающих из валютной политики центрального банка; - общую восприимчивость всей банковской системы к риску; - серьезные рыночные потрясения, крахи одного или более главных игроков на рынке; - возможность финансового кризиса и т.д. При таких сценариях привлечение и продление клиентских депозитов и платных пассивов могут быть чрезвычайно затруднены, кроме того, возрастает нестабильность депозитов и заимствований. При всеобщем кризисе банк сможет продать свои вложения с огромным дисконтом, что вызовет серьезные потери капитала. Управление ликвидностью, как рекомендует Центральный банк Пакистана <1>, обязывает банки составлять план на случай различных стрессовых сценариев. Такой план представляет набор политик и процедур, служащих в качестве своеобразной кальки для банка в удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах вовремя и по разумной цене. Этот план является прогнозом будущих потоков денежных средств и источников финансирования банка при различных сценариях рынка, включая стремительный рост активов или резкое изъятие депозитов. ————————————————————————————————<1> Managing Liquidity Risk: Manual // Central Bank of Pakistan, 2003.
Орган банковского надзора в Гонконге (Monetary Authority) полагает, что действенный антикризисный план должен состоять как минимум из семи компонентов <2> (табл. 1). ————————————————————————————————<2> См.: Supervisory Policy Manual // Hong Kong Monetary Authority. 20.08.2004.
Таблица 1
Основные компоненты антикризисного плана
————————————————T—————————————————————————————————————————————————Компонент ¦ Содержание ————————————————+—————————————————————————————————————————————————1 ¦ 2 ————————————————+—————————————————————————————————————————————————1. Координация ¦Заключается в процедурах отчетности в банке для управления ¦обеспечения того, что вся необходимая информация ¦доступна для высшего руководства банка и КУАП для ¦быстрого принятия решений. Четкое разделение ¦ответственности должно быть принято, чтобы все ¦сотрудники понимали свои обязанности в кризисной ¦ситуации. Сюда также следует включить назначение ¦персон, ответственных за идентификацию кризисов и ¦антикризисное управление, а также за немедленное ¦уведомление банковского надзора о проблемах ————————————————+—————————————————————————————————————————————————2. Сигналы ¦Банкам необходимо определить, какие именно раннего ¦сигналы следует использовать для идентификации предупреждения ¦приближающегося кризиса и механизмы обеспечения ¦постоянного мониторинга, а также отчетности об ¦этих сигналах ————————————————+—————————————————————————————————————————————————3. Резервная ¦Следует принять процедуры для устранения дефицита ликвидность ¦денежных средств в кризисной ситуации. В этих ¦процедурах следует четко перечислить все ключевые ¦источники средств (включая неиспользуемые ¦кредитные линии), предполагаемую доступность этих ¦средств, условия, при которых эти средства ¦следует использовать. Банки не должны сильно ¦полагаться на резервные кредитные линии, и им ¦следует уяснить различные условия (такие, как ¦периоды уведомления), которые могут повлиять на ¦их способность быстро получить доступ к этим ¦линиям. Также должна быть проведена оценка ¦стоимости (затратности) альтернативных сценариев ¦финансирования и их воздействие на капитал ————————————————+—————————————————————————————————————————————————4. Изменение в ¦Банкам следует охарактеризовать поведении ¦последовательность действий для различных активов и ¦вариантов поведения активов и пассивов в пассивов ¦разрешении кризисов. Например, учитывать ¦возрастающее сокращение депозитов во время ¦кризиса, более агрессивную продажу рыночных ¦активов или необходимость плана по привлечению ¦депозитов. Также следует оценить вероятное ¦воздействие конкретных действий на восприятие ¦банка рынком ————————————————+—————————————————————————————————————————————————5. Отношения с ¦Следует принять процедуры для определения клиентами ¦приоритетов в отношениях с клиентами во время ¦кризиса, например порядок того, какие кредитные ¦линии для конкретных клиентов следовало бы ¦аннулировать. В принятии решений о том, какие ¦активы могут быть реализованы, банки обычно ¦отбирают те, которые наносят меньше ущерба ¦деловым отношениям и восприятию общественностью ¦их финансовой надежности, например векселя. ¦Банкам следует также поддерживать прочные связи с ¦контрагентами, торгующими ресурсами, и ¦держателями пассивов, чтобы находиться в лучшем ¦положении для обеспечения источников средств при ¦кризисных ситуациях ————————————————+—————————————————————————————————————————————————6. Планы по ¦Эти планы охватывают клиентов, ключевых работе с ¦участников рынка и средства массовой информации. персоналом и ¦Хорошее управление связями с общественностью общественностью ¦может помочь банку преодолеть слухи, которые ¦приведут к значительному оттоку розничных ¦вкладчиков и институциональных инвесторов. ¦Например, если существенная негативная информация ¦о банке становится публичной, банк должен быть ¦готов к немедленному объявлению корректирующих ¦действий. Это поможет уменьшить неопределенность ¦для участников рынка и продемонстрировать, что ¦высшее руководство обращает внимание на ¦существующие проблемы ————————————————+—————————————————————————————————————————————————7. Увеличение ¦Банки должны принять процедуры получения и операций с ¦распространения наличной валюты (банкнот) для наличностью ¦филиалов как составную часть антикризисного ¦плана, чтобы обеспечивать быструю доставку валюты ¦в случае кризиса ————————————————+————————————————————————————————————————————————— По мнению специалистов Центрального банка Индии <1>, антикризисные планы представляют результаты стресс-тестирования риска ликвидности таким образом, чтобы количественно измерить вероятное воздействие на баланс банка и чистый потенциальный кумулятивный разрыв (gap) в период свыше трех месяцев. Этот план также оценивает способность банка выстоять в условиях продолжающегося неблагоприятного состояния денежного рынка. Необходимо выбирать хотя бы два сценария для тестирования: - сценарий A, когда наступает локальный кризис ликвидности; - сценарий B, когда возникает проблема на национальном уровне или происходит снижение кредитного рейтинга банка. ————————————————————————————————<1> См.: Резервный банк Индии. Управление рыночным риском (2002): Guidance Note on Market Risk Management.
Антикризисные планы должны сопровождаться соответствующими докладами, предоставляемыми ежеквартально КУАП. Если антикризисный план включает разрыв в финансировании в пределах 3-месячного периода, то КУАП должен принять план действий по разрешению этой ситуации (в крупных западных банках такой план по исправлению ситуации также должен быть одобрен комитетом по рискам при наблюдательном совете банка). В плане необходимо учитывать сценарии стремительного изъятия средств крупнейшими вкладчиками банка. Такие планы должны принимать во внимание как нарастающее ухудшение ситуации, так и неожиданные события. Действия по изменению структуры баланса и соответствующих источников финансирования должны корреспондироваться с видами источников, временной структурой и маржой, будучи включенными в планы реагирования в отношении каждого сценария. Допущения, принимаемые в антикризисных планах в отношении каждого сценария, должны отдельно анализироваться и одобряться КУАП. Председателя правления банка необходимо извещать как можно быстрее о решении, принимаемом по активированию этого плана кризисного финансирования. КУАП отвечает за общий мониторинг внедрения антикризисного плана, внося дополнения в него с согласия комитета по рискам. Ежедневные отчеты должны поступать руководителю казначейства и содержать сравнение фактических денежных потоков и допущений антикризисного плана. В комментарии к указаниям Резервного банка Индии об антикризисном плане рабочая группа индийских экспертов отмечает <1>: практика показывает, что активы (типа правительственных ценных бумаг, других инструментов денежного рынка) имеют ограниченную ликвидность, поскольку рынок и его участники действуют однонаправленно. Поэтому анализ ликвидности включает отслеживание несоответствия денежных потоков (прихода и расхода денег). Банкам следует отслеживать влияние досрочного погашения кредитов, изъятия депозитов до срока, использование опционов в определенных инструментах с предложением выбора "колл" или "пут" после наступления определенного времени. Банкам необходимо создать систему мониторинга наиболее крупных депозитов (отличных от депозитов межбанковского рынка), например в сумме 100 тыс. долл. и выше, для отслеживания изменчивых пассивов. ————————————————————————————————<1> См.: Banks told to set up contingency funding plan. BS Banking Bureau.
Чтобы быть действенным, такой план должен представлять профессиональную оценку руководством изменений в балансе, которые могут произойти в результате обострения ликвидности или ухудшения кредитов. Этот план может служить полезным инструментом в управлении риском ликвидности - как краткосрочной, так и долгосрочной. Кроме того, он способствует обеспечению того, что банк сможет благоразумно и эффективно управлять повседневными и экстремальными сдвигами в ликвидности. Использование антикризисного плана и сценария кризиса в повседневном управлении риском ликвидности будет способствовать тому, что банк наилучшим образом подготовится к реагированию на неожиданные проблемы. В этом смысле план является продолжением процесса управления ликвидностью и формализует задачи менеджмента посредством обеспечения: - поддержания разумной величины ликвидных активов; - измерения и прогноза потребностей в финансировании при различных сценариях; - управления доступа к источникам финансирования. Использование плана для экстремальных ситуаций и кризисов обусловлено тем, что не всегда кризис ликвидности проявляется в полной мере. В случае неожиданного стресса ликвидности для банка важно быть организованным, осторожным и эффективно действовать в обеспечении своих обязательств перед заинтересованными участниками. Поскольку такая ситуация требует спонтанных действий, банки, которые уже имеют планы реагирования в подобных ситуациях, могут решать проблему ликвидности более эффективно и экономично. План может помочь руководству банка и его ключевым сотрудникам быть наготове в реагировании на такие ситуации. Ликвидность банка очень чувствительна к негативным тенденциям в отношении качества кредита, капитала или репутации. Ухудшение финансового положения банка, проявляемое в показателях качества активов, прибыльности, капитала, перестановках в руководстве, или иные подобные вопросы могут затруднить доступ банка к ресурсам. По мнению эксперта А. Седина, антикризисный план определяет необходимые действия и процедуры, которым должен следовать коммерческий банк в случае существенного ухудшения ликвидности. План позволяет действовать четко, последовательно и решительно, что облегчает выход из кризиса ликвидности <2>. ————————————————————————————————<2> Седин А. Кризис ликвидности и действия коммерческого банка.
Аналогично классификации риска ликвидности на рыночный и внутрибанковский в банковской практике выделяются и два уровня кризиса: на уровне банковской системы в целом и на уровне данного банка (табл. 2).
Таблица 2
Степени кризиса ликвидности (по А. Седину <1>)
——————————T———————————————————————————T———————————————————————————Степень ¦ Характеристика ситуации ¦ Предпринимаемые меры ——————————+———————————————————————————+———————————————————————————1 ¦ 2 ¦ 3 ——————————+———————————————————————————+———————————————————————————Повышенная¦Объявляется в случае ¦- Доклад службы готовность¦существенного снижения ¦риск-контроля для КУАП с ¦кредитного рейтинга банка ¦рекомендациями по ¦на рынке или возникновения ¦ликвидности, процентному ¦угрозы такого снижения ¦риску, изменению сроков ¦из-за появления на рынке ¦привлечения средств, ¦негативной информации. ¦сохранению открытых банку ¦Снижение кредитного ¦кредитных линий, заключению ¦рейтинга выражается в ¦кредитных соглашений ¦сокращении лимитов на банк ¦стендбай, секьюритизации ¦по срокам в части ¦активов, ограничению роста ¦депозитных операций и по ¦активов. ¦производным финансовым ¦- Анализ структуры активов ¦инструментам, а также в ¦и пассивов с прогнозом ¦росте стоимости привлечения¦оттока ресурсов из банка на ¦ресурсов путем выпуска ¦ближайшие 3 месяца. ¦долговых обязательств. ¦- Определение видов ¦Признаки наступающего ¦бизнеса, в которых возможно ¦кризиса: ¦заморозить рост активов. ¦- уменьшение собственного ¦- Прогноз возможной продажи ¦капитала на 10% и более; ¦активов (сроки и сумма ¦- уменьшение прибыли на 15%¦продаж). ¦и более; ¦- Программа мер по работе с ¦- сообщения в СМИ о плохом ¦крупнейшими клиентами и ¦управлении, недостаточном ¦контрагентами. ¦внутреннем контроле, ¦- Возможные изменения ¦неправильной стратегии; ¦стоимости услуг банка ¦- ухудшение норматива ¦(дифференцированно по ¦достаточности капитала на ¦группам клиентов). ¦20% и более, несоблюдение ¦- Информирование ¦обязательных экономических ¦казначейством не реже двух ¦нормативов, установленных ¦раз в неделю правления и ¦центральным банком; ¦КУАП о сложившейся ситуации ¦- снижение - не менее чем ¦ ¦на 2 пункта - рейтинга, ¦ ¦присваиваемого рейтинговыми¦ ¦агентствами (либо ¦ ¦повторное снижение ¦ ¦рейтинга); ¦ ¦- снижение стоимости акций ¦ ¦банка на рынке не менее чем¦ ¦на 20%, не связанное с ¦ ¦движением фондового рынка ¦ ——————————+———————————————————————————+———————————————————————————Стадия ¦Возможность фондирования за¦- Правление организует кризиса А ¦счет межбанковских рынков ¦встречу с представителями ¦по ставкам для ¦центрального банка на ¦первоклассных заемщиков ¦предмет информирования о ¦становится практически ¦сложившейся ситуации и ¦нереальной, некоторые ¦определения потребностей в ¦известные на рынке крупные ¦фондировании путем ¦корпоративные клиенты уже ¦заключения сделок РЕПО и ¦перевели средства в другие ¦получения ломбардных ¦банки. При этом основная ¦кредитов. ¦часть остатков по ¦- Казначейство увеличивает ¦клиентским счетам остается ¦высоколиквидные активы ¦в банке ¦(размещаемые на срок более ¦ ¦14 дней), долговые ¦ ¦обязательства зарубежных ¦ ¦стран (если таковые ¦ ¦имеются) подлежат ¦ ¦реализации (либо по ним ¦ ¦заключаются сделки РЕПО). ¦ ¦- Старшие менеджеры ¦ ¦казначейства проводят ¦ ¦встречи с основными ¦ ¦банками-контрагентами для ¦ ¦выяснения условий и ¦ ¦возможностей фондирования, ¦ ¦определяются потенциальные ¦ ¦деловые партнеры, которые ¦ ¦могли бы оказать помощь в ¦ ¦реализации активов ——————————+———————————————————————————+———————————————————————————Стадия ¦Практически невозможно ¦- Казначейство размещает кризиса Б ¦привлечь ресурсы с ¦свободные ресурсы ¦межбанковского рынка по ¦исключительно на условиях ¦среднерыночным ставкам; не ¦овернайт, полностью ¦менее половины ¦использует кредитные линии ¦банков-контрагентов закрыли¦стендбай, проводит ¦лимиты, а остальные ¦переговоры с ¦сократили их не менее чем ¦банками-контрагентами по ¦наполовину; не менее чем ¦возврату межбанковских ¦на 15 - 20% (в зависимости ¦кредитов и депозитов или ¦от структуры пассивов) ¦привлекает ресурсы против ¦сократились средние остатки¦размещенных средств; ¦средств на счетах клиентуры¦докладывает председателю ¦и на срочных депозитах ¦правления и председателю ¦ ¦комитета по управлению ¦ ¦активами и пассивами о ¦ ¦возможности привлечения ¦ ¦ресурсов по ставкам выше ¦ ¦среднерыночных и вносит ¦ ¦предложения по ситуации. ¦ ¦- КУАП инициирует ¦ ¦мероприятия по реализации и ¦ ¦секьюритизации активов по ¦ ¦определенному графику; ¦ ¦принимает решения о ¦ ¦привлечении ресурсов по ¦ ¦ставкам выше среднерыночных ¦ ¦и о повышении ставок по ¦ ¦привлеченным клиентским ¦ ¦депозитам; рассматривает ¦ ¦структуру активов и дает ¦ ¦рекомендации по возможности ¦ ¦"замораживания" ¦ ¦кредитования ——————————+———————————————————————————+———————————————————————————Стадия ¦Дефолт неизбежен, ¦Необходимо обращаться в кризиса В ¦происходит отток клиентских¦центральный банк за ¦депозитов; активы, которые ¦финансовой помощью ¦можно было продать, уже ¦ ¦проданы; невозможно ¦ ¦привлечь ресурсы с ¦ ¦межбанковского рынка или от¦ ¦крупной корпоративной ¦ ¦клиентуры ¦ ——————————+———————————————————————————+——————————————————————————— ————————————————————————————————<1> Седин А. Кризис ликвидности и действия коммерческого банка.
Заметим, что предлагаемый А. Сединым подход выглядит весьма структурированным, но ориентируется на разработку мероприятий уже в момент кризиса, а не заблаговременно (например, после появления тревожных признаков рекомендуется формировать группу по управлению ликвидностью, группы по работе с наиболее крупными депозиторами, филиалами, банками-контрагентами). Думается, что при такой классификации ситуаций и адекватных мер на практике руководство банка не сможет отреагировать достаточно своевременно и результативно. Последняя же из классифицируемых стадий кризиса характеризуется полной безнадежностью, поскольку предлагается решение проблемы только за счет центрального банка, который может и не прийти на помощь. В целом правомерно было бы ориентировать коммерческий банк на вмешательство центрального банка при системном кризисе путем предоставления стабилизационных кредитов и других экстренных мер, но только как на вспомогательный метод решения. По предложению А. Седина, план должен предусматривать на случай глобального кризиса ликвидности в банковской системе координацию усилий казначейства и КУАП: - казначейство максимально сокращает дисбаланс между активами и пассивами с плавающей и фиксированной процентной ставкой, уменьшая величину процентного риска, а также контролирует размер задолженности перед центральным банком и представляет ежедневную отчетность руководству. - КУАП, осуществляя общее управление ликвидностью, на еженедельной основе определяет тактику формирования процентных ставок по корпоративным кредитам: контролирует работу клиентских менеджеров по оптимизации потоков денежных средств клиентов; определяет содержание информации, сообщаемой общественности; вырабатывает тактику работы с клиентскими кредитами и депозитами. Практика наступления кризисов ликвидности свидетельствует, что кризис может наступить очень быстро, протекать очень стремительно - до нескольких часов. Американский эксперт П.А. Деккер <1> приводит пример, когда обанкротившийся в результате кризиса банк еще в день кризиса нормально работал, банк обеспечил залогом все источники финансирования, необходимого для поддержания своей позиции на утро, однако ни одна корпорация не смогла ссудить им средства в середине дня. Поэтому, как отмечает Деккер, комплексный антикризисный план может быть очень полезным инструментом для покрытия как кратковременных, так и долговременных нарушений ликвидности. Хороший план должен опираться на надежную, но гибкую административную структуру, реалистичные мероприятия, оперативную коммуникацию на всех уровнях, а также набор показателей, подкрепленный адекватной системой управленческой информации. Периодическое тестирование системы управленческой информации гарантирует поступление своевременных отчетов для быстрого принятия решений. ————————————————————————————————<1> См.: Decker P.A. The Changing Character of Liquidity and Liquidity Risk Management // A Regulator's Perspective, April 2000.
Американский орган надзора FDIC отмечает, что приемлемость программы стресстестирования для сложности и масштаба банка зависит от величины и структуры ценных бумаг и деривативов, находящихся в портфеле банка, а также от его способности ограничивать эффект негативных событий. Имеющиеся у банка ценные бумаги, контракты по производным инструментам со сложными характеристиками кредитного, рыночного рисков или риска ликвидности должны проходить тестирование на устойчивость к стрессам. Инспекторы должны анализировать обстоятельства в каждом конкретном случае при оценке адекватности или необходимости стресс-тестов. План должен учитывать потребности банка в финансировании путем: - анализа и прогноза количественных показателей рынка по всем существенным потокам денежных средств в балансе и вне баланса и их влияния; - достижения соответствия потенциальных источников денежных средств и использования средств; - установления индикаторов, которые предупреждают руководство о заранее предопределенном уровне потенциальных рисков. Сценарии ликвидности должны включать: - временные сбои в ликвидности, когда финансирование требуется только на короткое время, поскольку проблема сама собой разрешается и обстоятельства позволяют ожидать быстрого возвращения к нормальному состоянию (например, отключение электричества, остановка расчетов из-за неполадки в операционной системе); - более длительные происшествия внешнего характера, учитываемые рейтинговыми агентствами. Должен моделироваться и анализироваться хотя бы один сценарий снижения или утраты банком рейтинга, предполагающий оперативные меры по ограничению роста, выбору приоритетов, продаже активов для сокращения потребностей в финансировании. Например, в США банк должен учитывать вероятность и последствия потери инвестиционного рейтинга, когда его ценные бумаги переходят в разряд спекулятивных. Антикризисный план должен прогнозировать позицию финансирования банка на протяжении как краткосрочных, так и долгосрочных изменений в ликвидности, включая и те, которые вызваны эрозией ликвидных средств. План призван: (а) четко определить, (б) количественно измерить и (в) ранжировать все источники финансирования по приоритетам, например в таком порядке: - сокращение активов; - модификация или расширение структуры пассивов; - использование других альтернатив для контроля изменений в балансе. Лучшая мировая практика показывает, что качественный антикризисный план охватывает стратегию как активной, так и пассивной частей баланса банка для преодоления кризиса ликвидности. Стратегия в части активов может включать предположение, когда именно проводить реализацию избыточных активов денежного рынка, когда продавать ликвидные или долгосрочные активы и пр. Стратегия в части пассивов определяет политики банка, такие, как ценовая политика в отношении финансирования, действия дилеров казначейства, которые могут помочь в устранении кризиса ликвидности, а также политику в отношении досрочного изъятия депозитов индивидуальными клиентами (в рознице), использование дисконтного окна центрального банка и т.д. План также должен описывать роли и обязанности различных должностных лиц банка в период кризиса ликвидности и систему управленческой информации, которая курсирует между руководством банка, КУАП, дилерами и другими службами. Состав и структура антикризисного плана зависят от размера, характера, сложности бизнеса, подверженности его риску, а также от организационной структуры банка. В первую очередь антикризисный план должен учесть все потребности банка в финансировании и поддержании ликвидности путем: а) анализа и составления качественных прогнозов всех существенных движений денежных средств по балансовым и внебалансовым статьям; б) балансировки потенциальных источников и размещения денежных средств; в) принятия показателей, которые предупреждают руководство о приближении к заранее установленному уровню потенциальных потерь (рисков).
Показатели раннего предупреждения о приближении кризиса ликвидности
Зарождение проблемы ликвидности может первоначально обнаружиться в системе мониторинга финансового состояния банка как тенденция к снижению с долгосрочными последствиями для поступлений или капитала. Ниже приводятся некоторые индикаторы ранней сигнализации, которые не всегда свидетельствуют о появлении проблемы ликвидности для банка, однако предупреждают, что указанные тенденции могут перерасти в реальную проблему. Соответственно руководству необходимо внимательно следить за такими показателями и анализировать их. Центральный банк Пакистана в своих рекомендациях по планированию на случай обострения риска ликвидности предлагает самые общие показатели <1>: - негативная тенденция или существенно возросший риск в какой-либо сфере или по продукту; - высокая концентрация в структуре активов или пассивов; - ухудшение качества кредитного портфеля; - снижение прибыльности или ухудшение прогноза поступлений; - резкое увеличение активов, финансируемых за счет нестабильных крупных депозитов; - крупные величины внебалансовых рисковых позиций; - ухудшение оценки банка третьими сторонами. ————————————————————————————————<1> Managing Liquidity Risk: Manual // Central Bank of Pakistan, 2003.
Заслуживает внимания предложение американских органов надзора высшему руководству банков о постановке "красных флажков", предупреждающих об ухудшении финансового и общего состояния банка (в рамках общего подхода CAMELS) <1>. В части управления риском ликвидности предлагается выделить такие тревожные показатели, как: - существенное увеличение объемов заимствования на межбанковском рынке; - существенное увеличение размера депозитных сертификатов, депозитов с участием брокеров или депозитов с процентными ставками выше рыночных; - существенное увеличение доли заимствования; - существенное увеличение зависимости от источников финансирования, отличных от структурообразующих депозитов <2>; - снижение уровня основных депозитов; - существенное уменьшение краткосрочных инвестиций. ————————————————————————————————<1> См.: Detecting Red Flags in Board reports. A Guide for Directors. - Office of the Comptroller of the Currency. - Washington, D.C. October 2003. <2> Структурообразующими, или основными, ключевыми депозитами (стабильной частью ресурсной базы) признаются (Core deposits) депозиты до востребования, все NOW-счета и счета ATS, сберегательные счета, срочные депозиты размером до 100 000 долл.
Руководству банка находиться в курсе дел относительно обострения риска ликвидности помогут отчеты о риске ликвидности (табл. 3).
Таблица 3
Рекомендуемые отчеты о ликвидности (ОСС, США)
————————————————T—————————————————————————————————————————————————Отчет ¦ Назначение ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Отчет о риске ¦Отражает уровень и тенденцию риска ликвидности по ликвидности ¦различным доступным показателям. Этот отчет ¦должен показать, насколько большой риск ¦ликвидности допускает банк, соблюдаются ли лимиты ¦на риск, соответствует ли стратегия правления ¦уровню толерантности к риску, определенному ¦акционерами банка ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Отчет об ¦Перечень крупных вкладчиков, кредиторов с источниках ¦определением концентрации финансирования. Такой средств ¦отчет должен включать консолидированную ¦информацию по всем банкам финансовой группы ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Прогноз ¦Данный отчет необходим для соблюдения временных потребностей и ¦рамок и сопоставления таких прогнозов с источников ¦доступными источниками средств ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Отчет о ¦Определяет величину средств, которую может доступности ¦одолжить банк в рамках существующих кредитных средств ¦линий. Этот отчет указывает сумму финансирования, ¦которую банк может реально получить при данном ¦финансовом состоянии и приемлемом обеспечении ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Отчет о денежных¦Отражает количественные параметры денежных потоках или ¦средств, доступных в пределах отдельных временных о разрыве ¦интервалов, в сравнении с количеством необходимых финансирования ¦средств в этот же период времени. Различие между ¦доступными и требуемыми суммами является разрывом ¦денежных потоков, или гэпом финансирования. Если ¦банк планирует увеличение операций либо ¦рассматривает альтернативы в активах и пассивах, ¦отчет о динамике гэпа финансирования является ¦лучшей практикой. "Динамичный отчет" включает ¦прогноз темпов роста и воздействие изменения ¦ставок на денежные потоки, которые генерируются ¦активами и пассивами с explicit and embedded call ¦features ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Отчет о ¦Показывает значительные объемы финансирования из концентрации ¦одного источника (например, средства ФРС для финансирования ¦ипотечного кредитования и пр.) либо из множества ¦источников, которые обладают одинаковыми ¦кредитными характеристиками или чувствительностью ¦к изменению ставок. Концентрация финансирования ¦существует, когда одно решение или один фактор ¦могут вызвать значительный и резкий отток ¦средств. Объем концентрации финансирования в ¦денежном выражении является величиной, которая, ¦если произойдет изъятие, сама по себе (или ¦несколько других крупных счетов в определенный ¦момент времени) могла бы привести к существенному ¦изменению стратегии ежедневного финансирования ¦банка ————————————————+—————————————————————————————————————————————————План ¦Этот документ может включать отчет о финансирования в¦финансировании гэпа или рассматриваться как непредвиденных ¦результат отчета о разрыве. План прогнозирует обстоятельствах ¦потребности в финансировании и источники ¦финансирования (и, следовательно, разрыв) при ¦различных сценариях рынка, вызывающих резкое ¦сокращение привлеченных средств (обычно из-за ¦роста обеспокоенности клиентов качеством активов ¦банка) либо избыточный рост активов (например, в ¦результате досрочного погашения ¦секьюритизированных активов) ————————————————+————————————————————————————————————————————————— Поскольку в редких случаях применимо использование одного показателя риска ликвидности для количественного измерения, то необходимо, чтобы руководство банка регулярно изучало дополнительный набор инструментов, включая показатели перспективы риска (forward-looking risk measures). Инструментарий измерения перспективного риска используется для прогнозирования будущих потребностей в финансировании на день вперед, на следующий месяц, на последующие шесть месяцев и т.д. Традиционные статические показатели ликвидности дают только ограниченное видение для каждодневного управления ликвидностью. Менеджеры банка должны комплексно понимать характеристики денежных потоков в операциях своей структуры для благоразумного управления ликвидностью во времени. Использование обоснованных допущений создает солидную основу для планирования ликвидности. Перечень "красных флажков" американский регулятор дополняет такими наблюдениями: - риск ликвидности превышает лимиты на риск, установленные правлением; - отрицательный тренд или существенное увеличение риска в какой-либо сфере или продуктовой группе, особенно снижение показателей качества активов или прибыли и их прогнозов; - концентрация финансирования из единственного источника или множества источников одного кредита или с одинаковым уровнем чувствительности; - резкое увеличение активов, финансированных за счет средств, чувствительных к изменению ставки (таких, как заемные средства, брокерские депозиты, рыночные депозитные сертификаты и т.д.); - увеличение затрат на финансирование вследствие обеспокоенности клиентов или контрагентов в отношении возрастающего риска; - закрытые или сниженные кредитные линии со стороны кредиторов, включая банки-корреспонденты; - увеличение покупок через брокеров; - несбалансированное финансирование - финансирование долгосрочных активов краткосрочными пассивами или за счет средств, содержащих встроенные опционы; - частые исключения из правил, предусмотренных политикой управления ликвидностью; - отсутствие эффективного плана финансирования на случай непредвиденных обстоятельств, соответствующего сложности финансирования деятельности банка; - изменение приоритетов в главных источниках финансирования.
Таблица 4
Показатели риска ликвидности, рекомендуемые ОСС (США) Совету директоров банка для мониторинга
————————————————T—————————————————————————————————————————————————Показатель ¦ Комментарий ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Кредиты/депозиты¦Показывает, насколько финансируется кредитный ¦портфель за счет депозитов банка. Чем выше этот ¦показатель, тем больше зависимость банка от ¦недепозитных источников средств для ¦финансирования кредитов ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Зависимость от ¦Рассчитывается путем вычитания краткосрочных финансирования ¦инвестиций из неключевых пассивов и деления за счет ¦результата на сумму долгосрочных активов. Этот второстепенных ¦коэффициент показывает степень зависимости в источников ¦средствах от денежных рынков для финансирования ¦доходных активов. Эти рынки очень чувствительны к ¦цене. Эти средства уйдут из банка в случае ¦реального или ожидаемого ухудшения качества ¦активов либо иных фундаментальных проблем в банке ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Чистые ¦Рассчитывается делением разницы между краткосрочные ¦краткосрочными активами и краткосрочными обязательства/ ¦пассивами на общую сумму активов. Этот показатель общие активы ¦показывает степень риска, которую принимает банк ¦при финансировании активов за счет краткосрочных ¦пассивов, также известный под названием "риск ¦пролонгации" (rollover risk). Обычно чем выше это ¦значение, тем более чувствителен банк к ¦нестабильности ресурсов (funding sources rolling ¦out). Это требует от банка поиска новых ¦источников финансирования для существующих ¦активов ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Наличные ¦Рассчитывается путем деления чистых ликвидных средства/общие ¦активов на общую сумму пассивов. Данный обязательства ¦показатель измеряет способность банка ¦обеспечивать свои потребности в ликвидных ¦средствах за счет высоколиквидных активов. Чем ¦ниже показатель, тем больше вероятность, что банк ¦будет нуждаться в привлечении средств на рынке ¦для обеспечения возрастающих потребностей в ¦ликвидных средствах ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Зависимость от ¦Рассчитывается путем деления всех объемов финансирования ¦заимствования на оптовом рынке на общий объем на межбанковском¦финансирования. Банки с большими объемами рынке ¦"оптовых привлечений" должны быть уверены, что ¦имеют боеспособные антикризисные планы ————————————————+————————————————————————————————————————————————— Таблица 5
Индикаторы надвигающегося кризиса ликвидности
—————————————————————————————————T————————————————————————————————Внутренние индикаторы ¦ Рыночные индикаторы —————————————————————————————————+————————————————————————————————- Ухудшение качества активов. ¦- Снижение кредитного рейтинга. - Чрезмерная концентрация ¦- Ожидаемое падение курса акций. определенных активов и ¦- Увеличение спрэда по основному источников финансирования. ¦и субординированному долгам. - Снижение прибыли и процентной ¦- Сокращение доступных кредитных маржи. ¦линий банков-корреспондентов. - Увеличение затрат на ¦- Нежелание контрагентов банка привлечение ресурсов. ¦увеличивать необеспеченные (или - Резкое увеличение активов, ¦продлевать) кредиты банку. финансируемых за счет ¦- Тенденция к возрастанию оттока нестабильных крупных пассивов. ¦депозитов - Снижение денежных потоков как ¦ следствие увеличивающегося ¦ негативного дисбаланса, особенно ¦ в краткосрочном периоде ¦ —————————————————————————————————+———————————————————————————————— Федеральная корпорация страхования депозитов США использует в качестве сигналов о серьезных проблемах ликвидности следующий перечень показателей: - необычно большой объем оборотов по операциям на рынке оптовых депозитов, привлекаемых через брокеров, вынуждает банк напрямую вести сделки лишь с несколькими желающими сотрудничать контрагентами; - организации, которые предоставляют ресурсы, особо принимая во внимание рейтинг (менеджеры денежных фондов или общественные организации), избегают заключать сделки с данным банком; - банк получает обращения от вкладчиков по досрочному изъятию своих средств либо банк обязан проводить операции РЕПО своих бумаг на рынке; - размер операций снижается, некоторые контрагенты не желают даже проводить с банком краткосрочные операции; - увеличивающийся спрэд по выплатам по депозитам в сравнении с местными конкурентами или с национальным рынком. Органом монетарной политики и банковского надзора в Гонконге предлагается подобный перечень внутренних и рыночных индикаторов надвигающегося кризиса ликвидности <1>. ————————————————————————————————<1> См.: Supervisory Policy Manual // Hong Kong Monetary Authority. 20.08.2004.
В банке должна существовать система идентификации и отслеживания таких индикаторов для выявления потенциальных проблем на ранней стадии.
Г.П.Бортников Консультант группы управления проектами Национальный банк Украины Подписано в печать 22.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |