Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Трудовые отношения с иностранными работниками ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМИ РАБОТНИКАМИ

С 1 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). С принятием данного Закона существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

К категории иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, относятся:

- иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;

- иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации;

- иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе группа лиц, обладающих привилегиями;

- иностранные граждане, обладающие особым статусом.

В настоящее время любой въезжающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин заполняет миграционную карту, содержащую сведения о въезжающем в Российскую Федерацию иностранном гражданине и служащую для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Законодательством (п. 1 ст. 5 Закона) определен максимальный срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации - 90 дней с момента выдачи миграционной карты.

В соответствии с Законом иностранный гражданин обязан в течение трех рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию зарегистрироваться в территориальных органах внутренних дел по месту своего пребывания. Это правило распространяется и на изменение места жительства во время пребывания в Российской Федерации.

Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, нет ограничений в порядке приема на работу при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, и вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину на срок от одного года до пяти лет.

Иностранные граждане, временно проживающие

в Российской Федерации

К данной категории относятся иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Временное разрешение оформляется штампом в документе, удостоверяющем личность, или справкой установленной формы и действует три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ утверждается Правительством Российской Федерации. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, где им разрешено проживание.

Рекомендацией работодателям при оформлении трудовых отношений с вышеуказанными иностранными гражданами может быть заключение срочных трудовых договоров на сроки, указанные в разрешении на временное проживание в Российской Федерации.

Иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации

К данной категории относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.

Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен в ст. 18 Закона.

В заключение необходимо сказать о том, что за нарушение установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников предусмотрена административная ответственность в виде штрафа - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Законодательством установлена возможность приостановления выданного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

ЕСН и взносы в ПФР

До 1 января 2003 г. действовала льгота по выплатам в пользу иностранных работников, предусмотренная п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" п. 2 ст. 239 утратил силу с 1 января 2003 г.

С 1 января 2003 г. выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (независимо от права иностранного работника на медицинское, социальное, пенсионное страхование). При этом взносы в ПФР производятся только на иностранных граждан, имеющих право на пенсию в Российской Федерации, т.е. постоянно проживающих в Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

На иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих права на пенсию в Российской Федерации, взносы в ПФР не начисляются. При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 243 НК РФ:

"сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, в этом случае сумма налога в федеральный бюджет составит 20%.

Следует отметить, что доходы иностранных граждан могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей) в соответствующем иностранном государстве. В связи с этим, очевидно, возникает проблема двойного налогообложения. Решением данной проблемы может служить заключение межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.

Прим. ред. В связи с изложенным для читателей представит интерес следующий документ.

Письмо ФНС России от 22 марта 2006 г. N В-6-05/307@ "О направлении Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-05-02-03/12"

Налог на доходы физических лиц

Согласно ст. ст. 207, 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица:

- налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;

- лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ содержит следующие определения:

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Понятие резидентства по налогу связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если провели на территории Российской Федерации более 183 дней.

Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, например документы учета рабочего времени. Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.

Пример. Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, работает по трудовому договору в российской организации. Налоговый агент исчислял и удерживал налог с доходов налогоплательщика как с доходов резидента Российской Федерации. В силу определенных обстоятельств иностранный работник покидает пределы Российской Федерации ранее предполагаемого срока (фактически пребывает на территории Российской Федерации менее 183 дней в году). Следовательно, статус налогового резидента не подтверждается. В этом случае согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, удержанные налоговым агентом не полностью, взыскиваются им с физического лица до полного погашения этим лицом задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 224 части второй НК РФ определено, что доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке в 30% без предоставления каких-либо налоговых вычетов (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Е.Л.Пеняева

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

22.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Изменения в учете финансовых активов ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10) >
Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.