|
|
Уплата налога как форма исполнения денежного обязательства ("Финансовое право", 2006, N 6)
"Финансовое право", 2006, N 6
УПЛАТА НАЛОГА КАК ФОРМА ИСПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Современная финансово-правовая доктрина рассматривает налог как необходимое условие существования любого высокоразвитого правового социального государства <1>. Являясь основным доходом бюджета, налоговые платежи имеют настолько яркую специфику, что приобретают особое значение для развития правового и экономического пространства государства. Через призму данного понятия определяются система отношений, составляющих предмет налогового права, специфика метода регулирования налоговых отношений, формируется научная терминология (налогообложение, налоговая система, налоговое правонарушение, налоговая проверка, налоговый спор и т.д.).
————————————————————————————————
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197; Зарипов В.М. О соотношении экономики и права в налогах // Налоговый вестник. 2005. N 2. С. 146; Гриценко В.В. Теория российского налогового права: современные проблемы. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005. С. 408.
Основным ядром налогово-правового регулирования являются отношения, связанные с переходом права собственности на часть имущества в виде денежных средств от налогоплательщика к публично-правовому образованию. Ряд современных исследователей выдвигают гипотезу относительного того, что комплекс указанных отношений следует рассматривать через призму конструкции "налогового обязательства". Несмотря на то что в науке гражданского права возможность рецепции категории "обязательства" в отрасли публичного права подвергается сомнению, в трудах ученых-финансистов за термином "налоговое обязательство" прочно закрепилось право на существование, более того, его жизнеспособность, целесообразность установления подтверждаются правоприменительной практикой, в том числе и Конституционного Суда РФ <2>.
————————————————————————————————
<2> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 283; Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 146 - 147; Винницкий Д.В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права // Законодательство. 2003. N 7; Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе российского налогового права // Финансовое право. 2005. N 9; Латыпова Е.У. Обязанность по уплате налогов и сборов: некоторые теоретические проблемы. В сб.: "Российское правовое государство". Ч. 4.
Налоговое обязательство - это относительное имущественное отношение активного типа, имеющее строго целенаправленный характер, гарантированное мерами государственного принуждения в виде установления имущественных санкций. Данное отношение имеет сугубо односторонний характер, без встречного удовлетворения в пользу должника-налогоплательщика, где субъективное право требования кредитора в лице публично-территориального образования является властным велением, а не договорным обязательством <3>. Предмет налогового обязательственного права - это обязательства, вытекающие из налогового закона. Доминирующей составляющей этих отношений является имущественный элемент; налоговые обязательственные отношения - это отношения собственности в динамике, складывающиеся при распределении бремени публичных расходов <4>. Налоговое обязательство является денежным, срочным, периодически возникающим, имеющим публично-правовой характер, поскольку отсутствует частный интерес, а необходимость существования обязательства продиктована необходимостью удовлетворения публичных интересов <5>.
————————————————————————————————
<3> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 283.<4> Винницкий Д.В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права // Законодательство. 2003. N 7. <5> См.: Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе российского налогового права // Финансовое право. 2005. N 9; Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. Алматы, 2001.
На наш взгляд, особо следует остановиться на такой характеристике налогового обязательства, как исключительно денежный характер, поскольку налоговое обязательство "возникает и существует по поводу денег, причитающихся государству от налогов" <6>.
————————————————————————————————
<6> Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе российского налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 18.
Выражение налога преимущественно в денежной форме - это итог эволюции. Замену натуральных повинностей всеобщим денежным эквивалентом можно с уверенностью констатировать лишь в последние несколько столетий - в связи с постепенным переходом к рыночным отношениям и вытеснением натурального обмена товарно-денежным оборотом. И хотя даже в относительно недавнем прошлом финансовое законодательство допускало возможность погашения задолженности по уплате налогов предоставлением натурального покрытия (уголь, продукты питания) <7>, указанные формы неденежного характера сыграли роль временного и чрезвычайного средства преодоления кризиса неплатежей <8>. В настоящий момент в финансовой науке денежный характер налога сомнению не подвергается. В этой связи можно полностью согласиться с утверждением, что "нет лучшего способа управлять государством, чем управлять с помощью денег, и другого, лучшего, способа управления государством общество и человечество еще не придумало" <9>.
————————————————————————————————
<7> Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 1 декабря 1994 г. N 157, ВЗ-6-13/465 "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет" // Текст Письма официально опубликован не был.<8> Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник. 2002. N 3. С. 154. <9> Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 16.
Таким образом, налоговое обязательство можно рассматривать как вид обязательства денежного. Следовательно, особенности исполнения такого обязательства будут предопределяться существенными характеристиками денег как юридической и экономической категории. 1. Во-первых, при реализации налогового обязательства налог как совокупность денежных средств в той или иной мере выполняет функции <10>, присущие деньгам в целом, а именно: - как мера стоимости. Денежная характеристика налога дает возможность определить "количество", размер конституционной обязанности по уплате налога каждого лица, подпадающего под юрисдикцию Российской Федерации. Денежное выражение налога выступает тем всеобщим эквивалентом, посредством которого можно рассчитать степень налоговой нагрузки на каждого налогоплательщика, охарактеризовать долю участия каждого гражданина в "распределении бремени публичных расходов" <11>; - как средство обмена. Налог является платежом безвозмездным: в случае его уплаты государство не предоставляет в пользу его плательщика никакого индивидуально-определенного встречного исполнения. Формально право государства устанавливать и взимать налоги является неограниченным, абсолютным. Но современные научные концепции рассматривают налог не только как фискальный платеж, но и как способ регулирования экономических отношений в государстве. Усиливается акцент на принципе возвратности уплаченных обществом налогов в макроэкономическом масштабе <12>. Налог, выступая денежным платежом в пользу государства, является своего рода платой за услуги, предоставляемые со стороны публичной власти: общественное устройство, социальное обеспечение и т.п. Налогоплательщик получает все эти блага от государства в обмен на денежные средства, уплачиваемые в виде налога. Налог в данном контексте можно рассматривать как средство обмена. По существу верным оказывается тезис о том, что "каждый гражданин получает свою долю от государства", несмотря на то что "между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой тесной связи, как в тех случаях, когда какой-нибудь человек... совершает обычную покупку" <13>; - как средство сохранения стоимости. Если для налогоплательщика налог выступает средством обмена денежных средств на услуги государства, то для самого публичного образования налог, поступая в бюджетные фонды, становится средством накопления. Возможность получить деньги в собственность и затем произвести оплату необходимых услуг, товаров возникает благодаря их абсолютной ликвидности <14>. Денежное выражение налога позволяет государству при его взимании формировать обезличенные денежные фонды, которые могут выступать источником финансирования любых государственных расходов. Эта способность предопределяет общесоциальный характер налога. С другой стороны, взимание налогов в натуральной форме ограничивает личную свободу лица, которое вынуждено вместо передачи денежных средств выполнять в счет исполнения обязательства какие-либо работы (услуги), предоставлять какие-либо заранее определенные товары. Денежная форма налога позволяет имущественные притязания государства свести лишь к материальной, но не личной зависимости налогоплательщика; - как средство платежа. "Будучи орудием погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа" <15>. Уплата налога в виде определенной денежной суммы прекращает налоговое обязательство налогоплательщика. Денежная форма налога позволяет осуществлять погашение налогового обязательства, используя общие формы проведения денежных расчетов, регламентируемых гражданским и финансовым законодательством. Хотя в некоторых случаях налоговые нормы содержат ряд специальных положений (например, о моменте исполнения обязательства, возможности применения специальных мер по обеспечению исполнения в виде приостановления операций по счетам, взыскания пени и т.д.).
————————————————————————————————
<10> По вопросу исследования функций денег см.: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999. С. 27 - 31; Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 5 - 6; Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8. С. 3 - 4; Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т., Т. 1. М.: Республика, 1992. С. 264 - 265.<11> Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М.: Норма, 2004. С. 46. <12> См.: Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000. С. 82; Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003. С. 41; Соловьев В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. N 3. <13> Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т. 1. С. 38 - 39 / Цит. по: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С 94. <14> Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам. М.: Статут, 2000. С. 4. <15> Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8. С. 3.
2. Во-вторых, налоговое обязательство может исполняться исключительно деньгами, которые признаются в качестве официальной денежной единицы данного государства. Законную платежную силу получают лишь те предметы (банкноты, монеты), которые объявлены государством в качестве законного платежного средства <16>. В соответствии с п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Средством платежа при исполнении налогового обязательства выступает валюта Российской Федерации. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России признаются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации <17>. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте <18>.
————————————————————————————————
<16> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999. С. 28 - 29.<17> Статьи 26 - 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790. <18> Пункт 3 ст. 45. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
3. В-третьих, порядок уплаты налоговых платежей может осуществляться в двух формах - в зависимости от формы выражения денежных средств. В соответствии с п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата налога может производиться в наличной либо безналичной форме. В современной практике функции денег выполняют материальные объекты (монеты и банкноты) и безналичные денежные средства, имеющие принципиально различные модусы существования и проявляющие лишь функциональное сходство. Форма выражения денежных средств предопределяет два режима регулирования процесса исполнения денежного обязательства: правовой режим наличных и безналичных денег <19>. В первом случае денежные знаки в определенной сумме единиц в виде банкнотов или монет непосредственно передаются в кассу банка, отделения связи, органа местного самоуправления. Во втором случае в процессе исполнения налогового обязательства отсутствует физическая передача (перемещение) денег. Предметом исполнения будут служить безналичные денежные средства налогоплательщика (налогового агента), находящиеся на расчетном счете в кредитной организации в соответствии с договором банковского счета, заключенным между налогоплательщиком и обслуживающим банком. В правоотношение по уплате налога в качестве обязательных участников привлекаются банки, обслуживающие должника (налогоплательщика) и кредитора (публичное образование), выступающие своего рода посредниками между ними: это коммерческий банк плательщика налога и филиал Центрального банка, в котором открыт счет территориального подразделения Федерального казначейства. Некоторые авторы, рассматривая специфику такой формы исполнения налогового обязательства, обосновывают возникновение в данном случае особого вида "расчетных" правоотношений <20>. Расчетное правоотношение понимается как процессуальное отношение, урегулированное нормами различных отраслей права (финансового, гражданского), по порядку перечисления налога. Оно возникает при наличии договора банковского счета, предоставлении в банк платежных документов, на основании которых будет осуществлен платеж, наличии у налогоплательщика достаточной суммы денежных средств на счете. Обязанности банка по перечислению денежных средств в виде налога регламентируются договором банковского счета с клиентом (налогоплательщиком), налоговым законодательством (ст. 60 Налогового кодекса РФ), бюджетным законодательством (ст. ст. 41, 50, 56, 61, 61.1, 61.2, 215 - 218 Бюджетного кодекса РФ), гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ), нормативными указаниями Центрального банка в сфере осуществления безналичных расчетов <21>. В расчетном правоотношении на первый план выходит технический порядок осуществления налоговой обязанности: - порядок заполнения платежных документов, в том числе проставление всех знаков и символов, установленных банковскими правилами; - правильное определение получателя платежа путем указания кода бюджетной классификации; - порядок и сроки обработки документов, поступающих в банк от клиента-налогоплательщика; - сроки исполнения платежа; - взаимоотношения банка налогоплательщика с иными кредитными организациями в системе межбанковских расчетов; - порядок зачисления платежа на соответствующий счет территориального подразделения Федерального казначейства.
————————————————————————————————
<19> Лапач В.А. Деньги в системе объектов гражданских прав // Законодательство. 2004. N 9.<20> Самсонова А.Е. Уплата налога как финансово-правовое расчетное правоотношение. В сб.: "Российское правовое государство". Ч. 4. С. 106. <21> Глава 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 июня 2004 г.) // Вестник Банка России. 2002. N 74. В приложении к газете "Учет. Налоги. Право" // Официальные документы. 2003. N 2; Указание ЦБ РФ от 24 декабря 1997 г. N 95-У "Об особенностях проведения кредитными организациями (филиалами), другими клиентами Банка России платежей через расчетную сеть Банка России при передаче информации по каналам связи" // Нормативные акты по банковской деятельности. 1998. N 6.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что расчетное правоотношение частично выходит за пределы предмета налогового права <22>, так как в соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога прекращается в момент предъявления в банк платежного поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете. Здесь следует обратиться к идее о необходимости комплексного исследования категории "налог" в рамках финансового права <23>, не ограничиваясь сферой налогового регулирования, так как для составления полной характеристики процесса исполнения налогового обязательства нужно исследовать процедуру "движения", зачисления, распределения денежных средств налогоплательщика. И хотя предметом изучения уже будут являться нормы бюджетного права, института денежного обращения, - все они характеризуются отраслевым единством и включаются в сферу регулирования финансового права.
————————————————————————————————
<22> Самсонова А.Е. Уплата налога как финансово-правовое расчетное правоотношение. В сб.: "Российское правовое государство". Ч. 4. С. 114.<23> Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Издательство "НОРМА", 2003. С. 42.
4. Исполнение налогового обязательства, как и реализация любого другого денежного правоотношения, направлено на предоставление кредитору (государству либо муниципальному образованию) денежных знаков в определенной сумме денежных единиц. Денежная природа налога диктует необходимость применения единых правил осуществления процедуры расчетов обязательства с учетом ряда технических особенностей. Так как налог взимается в денежной форме, то и результат предпринимательской деятельности должен найти денежное выражение <24>. Эту потребность в формировании налогового обязательственного отношения выполняют нормы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет обеспечивает систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций на основе принципов единообразия, достоверности и сопоставимости учетной информации различных организаций <25>. По своей природе нормы бухгалтерского учета являются техническими нормами, так как устанавливают технику денежных операций <26>. Учет обеспечивается путем формирования первичных и сводных учетных документов, составлением учетных регистров, формированием бухгалтерской отчетности. В соответствии со ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет обеспечивает имущественные интересы государства как кредитора, так как суммы налоговых платежей определяются на основании бухгалтерского учета и отчетности, сформированной в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ведение бухгалтерского учета позволяет государству реализовать потребность в информации об экономическом состоянии хозяйствующего субъекта <27>, рассчитать его налоговую нагрузку.
————————————————————————————————
<24> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 151.<25> Статьи 1, 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 48. Ст. 5369. <26> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Издательство ВГУ, 1997. С. 31. <27> Украинский Р.В. Соотношение налогового и бухгалтерского учета в связи с принятием главы 25 Налогового кодекса РФ // Законодательство. 2001. N 10.
5. Налог может служить объектом принудительного исполнения налогового обязательства. Функциональным свойством денег как орудия обращения является специальный порядок взыскания по денежным обязательствам: исполнительное производство по денежному долгу охватывает все имущество должника, не изъятое по специальному закону от взыскания, в противоположность исполнительному производству, направленному на отобрание у ответчика каких-либо вещей <28>. Применительно к налоговому обязательству это положение реализуется в ст. 47 Налогового кодекса РФ, согласно которой при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента <29>. Очередность обращения взыскания на имущество построена по принципу минимизации ущерба основной деятельности налогоплательщика и осуществляется последовательно начиная с наличных денежных средств и заканчивая основными средствами, участвующими в производстве. Денежное обязательство по уплате налога прекращается лишь после реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
————————————————————————————————
<28> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999. С. 102.<29> Приказ МНС России и Минюста России от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" // Российская газета. 2000. 30 авг.
6. Уплата налога в безналичной форме позволяет законодателю при регулировании налогового обязательства конструировать специальные способы его обеспечения. В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора применяется приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено законом (например, ограничение не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 855 ГК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Приостановление операций по счетам налогоплательщика направлено на создание гарантий исполнения правоприменительного акта налогового органа - решения о взыскании налога (пени) за счет денежных средств на счетах в банке <30>.
————————————————————————————————
<30> Имыкшенова Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу Российской Федерации. М.: Издательство "Юрлитинформ", 2005. С. 100.
7. Деньгам как орудию обращения свойствен признак абсолютной хозяйственной полезности. Деньги как особый объект исполнения обязательства вызывают специфические последствия в случае его нарушения. Поэтому для лица, пользующегося "чужими деньгами", возникает обязанность платить проценты за это пользование <31>. Одной из общепризнанных правовых презумпций в теории денежных обязательств является свойство денег к самовозрастанию, то есть возможности приносить доход (процент) в условиях нормальной хозяйственной деятельности. Поэтому в случае просрочки исполнения денежного обязательства, как правило, должник помимо суммы основного долга уплачивает проценты в качестве компенсации понесенных убытков. В налоговом законодательстве применительно к защите интересов государства это проявляется в правовом регулировании категории пени. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня устанавливается за каждый день просрочки и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Компенсационная мера возмещения имущественных потерь налогоплательщика в виде процентов также может рассматриваться в качестве реализации принципа абсолютной хозяйственной полезности денег. Следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают обязанность должника уплатить проценты по денежному обязательству особой санкцией, не совпадающей ни с неустойкой, ни с убытками, ни со способами обеспечения обязательств <32>. К сожалению, в налоговом праве возможность налогоплательщика потребовать уплаты процентов в качестве правовосстановительной меры защиты нарушенных прав носит ограниченный характер, используется только в специально установленных законом случаях. Уплата процентов по действующей ставке рефинансирования закреплена в ст. ст. 78, 79 НК РФ и предусматривает начисление процентов на сумму излишне уплаченного (взысканного) налога, не возвращенную в установленный срок за счет бюджета (бюджетного фонда), в который произошла переплата. Уплата процентов предусмотрена ч. 3 ст. 176 НК РФ за нарушение срока возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 2 п. 1 ст. 146 названного Кодекса. Отдельный порядок возмещения НДС и уплаты процентов предусмотрен по экспортным операциям в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ, а также ст. 203 Налогового кодекса применительно к возврату акцизов. Законодатель в данных случаях ограничивается лишь указанием на возможность выплаты процентов в пользу налогоплательщика, но механизм реализации данного права не разработан (не определена правовая природа денежных средств, выплачиваемых в форме процентов за счет бюджета, не установлены непосредственные основания выплаты, не урегулированы процедурные вопросы).
————————————————————————————————
<31> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999. С. 96.<32> Замотаева Т.Б. Деньги как объект гражданских прав. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03, Самара, 2003. С. 18.
А.М.Науменко Старший преподаватель Подписано в печать 17.05.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |