Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Новый финансовый директор: как правильно принять дела (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 20)



"Финансовая газета", 2006, N 20

НОВЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР: КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНЯТЬ ДЕЛА

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N 19)

Неформальные аспекты

Как уже отмечалось, многие сведения о деятельности организации могут отсутствовать в документальном виде. Получить эти сведения возможно от предыдущего финансового директора, а также от руководителя организации. Кроме того, руководитель должен содействовать передаче дел новому сотруднику, а не пускать дело на самотек. Желательно организовать с помощью руководства, а по возможности и с участием руководства передачу этой неформальной информации от предыдущего финансового директора новому.

Особенно сложная ситуация может возникнуть, когда позиция финансового директора меняется в достаточно крупном, разветвленном бизнесе, например в группе компаний, одной из характерных особенностей которого является отсутствие четкой структуры активов. Порой за сложными позициями затруднительно отыскать реального собственника бизнеса.

Также для нового финансового директора может возникнуть проблема соотношения формальной и неформальной владельческой структуры бизнеса. Формальная структура опосредована юридическими процедурами, выражающимися во владении физическим или юридическим лицом определенным имуществом: недвижимостью, ценными бумагами, долями в хозяйственных обществах, имущественным комплексом имущества, правами либо во владении посредством других лиц. Однако до сих пор нередко реальным "владельцем" может быть лицо или группа лиц, формально не входящих в состав основных акционеров, топ-менеджеров или собственников активов, контролирующих бизнес посредством выстроенной системы неформальных отношений и связей.

Если финансовый директор приходит в такую сложную бизнес-систему, то ему необходимо разобраться с неформальной структурой бизнеса и реальными центрами принятия управленческих решений, без чего невозможно будет эффективное планирование финансовой политики группы компаний.

Еще одна нетрадиционная ситуация - когда смена финансового директора является следствием проведенного поглощения бизнеса, дружественного (т.е. сделки купли-продажи бизнеса или реорганизации) или недружественного (с использованием технологий корпоративного захвата). В последнем случае особенно велик риск дефицита информации и потери важных неформальных связей, что значительно увеличивает риски для нового финансового директора.

Риски и способы их нивелировать

Список претензий, которые обычно предъявляет руководство финансовому директору впоследствии, может включать:

несоответствие итоговых финансовых показателей деятельности организации целевым показателям, установленным руководством;

неспособность финансового директора обеспечить финансирование деятельности организации (дефицит денежных средств (наличных и безналичных), срыв переговоров о предоставлении финансирования (кредитов, отсрочек, займов, предоплаты и т.д.);

сбои системы управленческого учета, несвоевременность отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, отсутствие в управленческом учете актуальных данных о задолженности перед контрагентами, несоответствие этих данных действительности;

недостоверная консолидированная (управленческая) отчетность, представляемая собственникам организации и руководству;

предъявление налоговыми и другими государственными органами штрафных санкций, а также претензий со стороны кредиторов за просрочку выполнения организацией своих обязательств;

утечка или утрата конфиденциальной информации (коммерческой тайны);

утрата организацией платежеспособности ввиду неверного формирования финансовой политики.

Для того чтобы новый финансовый директор мог минимизировать риск возникновения претензий со стороны руководства, он должен предпринять ряд мер.

Во-первых, следует организовать инвентаризацию материально-производственных запасов, активов и обязательств организации, чтобы подтвердить переданные предшественником остатки по данным управленческого учета организации. Это обеспечит новому финансовому директору уверенность в достоверности данных управленческого учета, которые являются основой для принятия финансовых решений.

Во-вторых, если основными обязанностями финансового директора в компании являются только текущий контроль за денежными потоками и, например, анализ налоговых рисков бизнеса, то новому финансовому директору надо позаботиться о скорейшем дополнительном анализе текущих хозяйственных операций.

В-третьих, следует проанализировать и убедиться в реальности поставленных руководством целей и задач исходя из своих возможностей, финансового состояния организации, состояния рыночной конъюнктуры, уровня автоматизации управленческого учета и квалификации кадров, подчиненных финансовому директору.

В-четвертых, нужно по возможности выяснить из различных источников, какие проблемы возникали при деятельности предыдущего финансового директора и что послужило действительной причиной его ухода; это значительно прояснит стратегию взаимодействия с руководством организации.

Наконец, в-пятых, нужно убедиться в том, что должностные обязанности сотрудников финансовой службы и бухгалтерии исполняются на практике. Очень часто должностные инструкции остаются написанными лишь на бумаге, что делает невозможным полагаться на них при принятии решений и распределении обязанностей сотрудников финансовой службы и бухгалтерии.

А.Малышев

Ведущий аудитор

группы компаний "Юрконсул"

С.Рыбаков

Адвокат,

руководитель юридической практики

консалтинговой группы Тензор

Подписано в печать

17.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...Бюджетная организация - театр понесла расходы (на приобретение неисключительных имущественных прав на бухгалтерские программы для ЭВМ, используемые для бюджетного учета), которые не заложены в смете доходов и расходов за счет бюджетных средств. Вправе ли она уменьшить доходы от своей коммерческой деятельности на указанные расходы, если они перечислены в п. 1 ст. 264 НК РФ, но не поименованы в абз. 2 п. 3 ст. 321.1 НК РФ? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 16) >
Бюджетный учет учреждений в 2006 г. (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.