![]() |
| ![]() |
|
Взыскание обязательных платежей и санкций ("Финансовая газета", 2006, N 20)
"Финансовая газета", 2006, N 20
ВЗЫСКАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ
Президиумом ВАС РФ 20 февраля 2006 г. принято Информационное письмо N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Информационное письмо N 105). Законом N 137-ФЗ в действующее законодательство были внесены изменения, касающиеся в том числе: порядка взыскания сумм недоимки, пени по налогам с индивидуальных предпринимателей; порядка взыскания сумм санкций за нарушения положений законодательства о налогах и сборах с организаций, индивидуальных предпринимателей; порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР. Право самостоятельно, без обращения в арбитражный суд, взыскивать предоставлено: налоговым органам - налоговые санкции, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах; территориальным органам ПФР - недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., в отношении юридических лиц - 50 тыс. руб.
Информационное письмо N 105 посвящено переходным вопросам применения Закона N 137-ФЗ и содержит разъяснения, касающиеся порядка взыскания санкций за неуплату налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на социальное страхование, соответствующих сумм пени и санкций. Пункт 1 Информационного письма N 105 посвящен случаям, когда налоговые органы, территориальные органы ПФР обращаются в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций. Такие заявления возвращаются арбитражным судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. Согласно позиции Президиума ВАС РФ в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Поданные в арбитражный суд до 1 января 2006 г. в соответствии с гл. 26 АПК РФ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР во внесудебном порядке, если они не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ, подлежат рассмотрению арбитражным судом с учетом положений ст. 114 АПК РФ в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ (п. 3 Информационного письма N 105). Таким образом, арбитражные суды в указанной ситуации не вправе отказывать налоговым органам, территориальным органам ПФР во взыскании обязательных платежей и санкций или прекращать производство по таким делам исключительно на том основании, что с 1 января 2006 г. вступили в силу положения Закона N 137-ФЗ, предусматривающие внесудебный порядок взыскания данных платежей. В п. 2 Информационного письма N 105 разъяснено, что отсутствие утвержденных Минфином России по согласованию с ПФР форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов во внесудебном порядке. Пункт 4 Информационного письма N 105 посвящен вопросам, связанным с вынесением решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, с содержанием данного решения, с обжалованием решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании налоговой санкции. Президиумом ВАС РФ разъяснено, что по смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции выносится на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и фактически является частью решения о привлечении к ответственности. Таким образом, два указанных решения неразрывно связаны по своей сути. Президиум ВАС РФ разъяснил, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование, в том числе и решения о взыскании налоговой санкции, и влечет обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции. Необходимо отметить, что решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения может предусматривать не только налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и пени. При этом обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган действующим законодательством не предусмотрено. В связи с указанным разъяснением необходимо учитывать следующее. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Только в случае, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, на основании положений п. 2 ст. 141 НК РФ указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Поэтому при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) на решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения заявителю следует просить налоговый орган о приостановлении исполнения данного решения в части взыскания недоимки и пеней. Разъяснено также, что при обжаловании в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения арбитражный суд в отличие от вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, не обязан, но может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ. Применение положений п. 3 ст. 199 разъяснено Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ". В связи с рассматриваемым вопросом следует привести следующие выводы, изложенные в тексте Информационного письма N 83: под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч. 3 ст. 199 понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением; при вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта, решения в порядке ч. 3 ст. 199 необходимо обращать внимание на то, чтобы такое определение не приводило к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного правового акта, решения; если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном ст. 94 АПК РФ. В п. 5 Информационного письма N 105 разъяснено, что полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в рамках Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2006 г.) наделены лишь территориальные органы ПФР. Налоговые органы такими полномочиями не обладают. Пункт 6 Информационного письма N 105 посвящен вопросам, связанным со взысканием недоимки, пени и санкций по Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Президиумом ВАС РФ разъяснено, что привлечение к ответственности на основании положений п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа. В п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за: нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика; осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика; неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия); нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление. Таким образом, санкции за нарушения, указанные в п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, если сумма штрафа, налагаемого на страхователя (индивидуального предпринимателя), не превышает 5 тыс. руб., а на страхователя (организацию) - 50 тыс. руб., взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) страховщика во внесудебном порядке. Недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании во вне судебном порядке недоимки и пеней. В п. 7 Информационного письма N 105, посвященном порядку взыскания санкций за нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обращено внимание на то, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за предусмотренное ч. 3 ст. 17 указанного Закона нарушение следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами ПФР в судебном порядке. Отметим, что ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя, в том числе физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также за представление неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.
Д.Ковалевская Адвокат
Л.Короткова Юрист Подписано в печать 17.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |