Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Взыскание обязательных платежей и санкций ("Финансовая газета", 2006, N 20)



"Финансовая газета", 2006, N 20

ВЗЫСКАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

Президиумом ВАС РФ 20 февраля 2006 г. принято Информационное письмо N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Информационное письмо N 105).

Законом N 137-ФЗ в действующее законодательство были внесены изменения, касающиеся в том числе:

порядка взыскания сумм недоимки, пени по налогам с индивидуальных предпринимателей;

порядка взыскания сумм санкций за нарушения положений законодательства о налогах и сборах с организаций, индивидуальных предпринимателей;

порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР.

Право самостоятельно, без обращения в арбитражный суд, взыскивать предоставлено:

налоговым органам - налоговые санкции, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах;

территориальным органам ПФР - недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., в отношении юридических лиц - 50 тыс. руб.

Информационное письмо N 105 посвящено переходным вопросам применения Закона N 137-ФЗ и содержит разъяснения, касающиеся порядка взыскания санкций за неуплату налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на социальное страхование, соответствующих сумм пени и санкций.

Пункт 1 Информационного письма N 105 посвящен случаям, когда налоговые органы, территориальные органы ПФР обращаются в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций. Такие заявления возвращаются арбитражным судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. Согласно позиции Президиума ВАС РФ в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Поданные в арбитражный суд до 1 января 2006 г. в соответствии с гл. 26 АПК РФ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР во внесудебном порядке, если они не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ, подлежат рассмотрению арбитражным судом с учетом положений ст. 114 АПК РФ в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ (п. 3 Информационного письма N 105).

Таким образом, арбитражные суды в указанной ситуации не вправе отказывать налоговым органам, территориальным органам ПФР во взыскании обязательных платежей и санкций или прекращать производство по таким делам исключительно на том основании, что с 1 января 2006 г. вступили в силу положения Закона N 137-ФЗ, предусматривающие внесудебный порядок взыскания данных платежей.

В п. 2 Информационного письма N 105 разъяснено, что отсутствие утвержденных Минфином России по согласованию с ПФР форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов во внесудебном порядке.

Пункт 4 Информационного письма N 105 посвящен вопросам, связанным с вынесением решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, с содержанием данного решения, с обжалованием решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании налоговой санкции. Президиумом ВАС РФ разъяснено, что по смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции выносится на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и фактически является частью решения о привлечении к ответственности. Таким образом, два указанных решения неразрывно связаны по своей сути.

Президиум ВАС РФ разъяснил, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование, в том числе и решения о взыскании налоговой санкции, и влечет обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции.

Необходимо отметить, что решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения может предусматривать не только налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и пени. При этом обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с указанным разъяснением необходимо учитывать следующее. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Только в случае, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, на основании положений п. 2 ст. 141 НК РФ указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Поэтому при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) на решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения заявителю следует просить налоговый орган о приостановлении исполнения данного решения в части взыскания недоимки и пеней.

Разъяснено также, что при обжаловании в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения арбитражный суд в отличие от вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, не обязан, но может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ. Применение положений п. 3 ст. 199 разъяснено Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ". В связи с рассматриваемым вопросом следует привести следующие выводы, изложенные в тексте Информационного письма N 83:

под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч. 3 ст. 199 понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением;

при вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта, решения в порядке ч. 3 ст. 199 необходимо обращать внимание на то, чтобы такое определение не приводило к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного правового акта, решения;

если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном ст. 94 АПК РФ.

В п. 5 Информационного письма N 105 разъяснено, что полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в рамках Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2006 г.) наделены лишь территориальные органы ПФР. Налоговые органы такими полномочиями не обладают.

Пункт 6 Информационного письма N 105 посвящен вопросам, связанным со взысканием недоимки, пени и санкций по Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Президиумом ВАС РФ разъяснено, что привлечение к ответственности на основании положений п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.

В п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за:

нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика;

осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика;

неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);

нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление.

Таким образом, санкции за нарушения, указанные в п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, если сумма штрафа, налагаемого на страхователя (индивидуального предпринимателя), не превышает 5 тыс. руб., а на страхователя (организацию) - 50 тыс. руб., взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) страховщика во внесудебном порядке.

Недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании во вне судебном порядке недоимки и пеней.

В п. 7 Информационного письма N 105, посвященном порядку взыскания санкций за нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обращено внимание на то, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за предусмотренное ч. 3 ст. 17 указанного Закона нарушение следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами ПФР в судебном порядке.

Отметим, что ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя, в том числе физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также за представление неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.

Д.Ковалевская

Адвокат

Л.Короткова

Юрист

Подписано в печать

17.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Каков порядок налогообложения скидок в форме бонуса, премии, вознаграждения и пр., предоставляемых продавцом покупателю без изменения цены единицы товара? ("Финансовая газета", 2006, N 20) >
Должны ли гаражно-строительные кооперативы включать в налоговую базу по ЕСН вознаграждения, выплаченные лицам, избранным на должности, в том числе председателю кооператива и наемным работникам? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.