![]() |
| ![]() |
|
<Мониторинг законодательства от 10.05.2006> ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 5)
"Бухгалтерия и банки", 2006, N 5
Оценка показателей группы показателей оценки доходности
Подписано Указание ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. N 1667-У "О внесении изменения в Указание ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". В документе приводится формула определения показателя рентабельности активов. Для целей оценки показателей группы показателей оценки доходности комитет банковского надзора Банка России на основании ходатайства территориального учреждения Банка России, подготовленного по результатам рассмотрения соответствующего обращения банка, вправе принять решение об определении финансового результата банка без учета расходов (убытков), обусловленных развитием бизнеса; расходов (убытков), явившихся причиной для возникновения оснований (одного из оснований) для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка. Зарегистрировано Минюстом России 31 марта 2006 г. Регистрационный N 7648. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Когда территориальные учреждения вправе потребовать отчетность?
Подписано Письмо ЦБ РФ от 20 февраля 2006 г. N 25-Т "О применении главы 4 Инструкции Банка России от 15 июля 2005 года N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями". Приведены случаи, когда территориальные учреждения Банка России могут потребовать от кредитной организации представления на внутримесячную дату (внутримесячные даты) отчетности, приведенной в п. 4.1 гл. 4 Инструкции ЦБ РФ от 15 июля 2005 г. N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями".
Об открытии счетов органам государственной власти
Подписано Указание ЦБ РФ от 16 марта 2006 г. N 1670-У "О внесении изменений в Указание ЦБ РФ от 28 июня 2004 г. N 1459-У "Об открытии органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, включая органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, счетов для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в учреждениях Банка России или кредитных организациях (филиалах)". Зарегистрировано Минюстом России 31 марта 2006 г. Регистрационный N 7654.
О поправочных коэффициентах Банка России
Подписан Приказ ЦБ РФ от 5 апреля 2006 г. N ОД-164 "О поправочных коэффициентах Банка России". Приведены поправочные коэффициенты, которые следует использовать для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России.
Установлена фиксированная процентная ставка по депозитным операциям Банка России
Подписано Указание ЦБ РФ от 7 апреля 2006 г. N 1678-У. Начиная с 10 апреля 2006 г. установлена фиксированная процентная ставка по депозитным операциям Банка России, проводимым с кредитными организациями в валюте Российской Федерации с использованием системы "рейтерс-дилинг" и системы электронных торгов ММВБ на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" в размере 1,5% годовых и на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" в размере 2% годовых.
Перестройка кредитной системы
ЦБ РФ выпустил Информационное письмо "О содействии повышению капитализации российских кредитных организаций". Изменения ведут к либерализации российской банковской системы. Основная задача предложений - повысить ее капитализацию. А основной инструмент реализации этой задачи - вывести банки на рынок капитала. Поэтому главные инициативы Центробанка касаются процедуры продажи банками акций на фондовой бирже. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Андрей Козлов заявил о намерении подтолкнуть продажу банками акций на фондовом рынке. Для начала от всех банков с собственными средствами в размере более 2,5 млрд руб. потребуется перерегистрироваться в открытые акционерные общества (ОАО). Сейчас в России 67 таких банков, и 44 из них работают уже в форме ОАО. Соответственно 23 банка уже очень скоро поменяют юридическую форму, а значит, будут раскрывать больше информации о своей деятельности. От крупных банков будут требовать размещения акций на бирже. Еще одна поправка ЦБ РФ фактически уравнивает в правах нерезидентов и резидентов при получении разрешения на покупку акций кредитных организаций. Все это, по мысли банковских реформаторов, активизирует рыночные механизмы оценки стоимости банков, повысит их прозрачность для инвесторов. Банковские круги новые идеи поддерживают. По мнению первого вице-президента Ассоциации региональных банков России Александра Хандруева, банковская система благодаря этому станет более устойчивой.
Обобщение практики применения Закона о противодействии легализации доходов
Подписано Информационное письмо ЦБ РФ от 6 марта 2006 г. N 9 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России". Кредитная организация должна представлять в уполномоченный орган сведения о любых сделках с недвижимым имуществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3 млн руб., если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. Кредитные организации должны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом. Также разъяснен ряд вопросов, связанных с квалификационными требованиями сотрудников по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Утвержден Порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг
Подписан Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 февраля 2006 г. N 06-21/пз-н "Об утверждении Порядка ведения реестра эмиссионных ценных бумаг".
Практика применения нормативных актов по вопросам валютного контроля
Подписано Информационное письмо ЦБ РФ от 6 марта 2006 г. N 34 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля". Разъясняются отдельные вопросы по применению Инструкций ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И и от 28 апреля 2004 г. N 113-И. В частности, при переводе страховой компанией - резидентом страхового возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080 "Прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым операциям". Уполномоченный банк вправе поместить на стенде своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит) операции с монетами иностранных государств (группы государств).
Отменены отдельные формы отчетности кредитных организаций
Подписано Указание ЦБ РФ от 17 февраля 2006 г. N 1660-У "О внесении изменений в Указание ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Основные изменения связаны с отменой отдельных форм отчетности кредитных организаций в связи с либерализацией валютного законодательства и оптимизацией потоков информации, внесением уточнений в алгоритмы формирования показателей отчетности в связи с изменением плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и уточнением порядка составления ряда форм отчетности кредитными организациями. Исключаются формы 0409702, 0409704 (суточные), 0409311 (декадная), 0409707 (ежемесячная) и 0409253 (квартальная). Указание вступает в силу 1 апреля 2006 г., за исключением положений, касающихся составления и представления отчетности по отдельным формам: 0409251 "Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)", 0409601 "Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте", 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки". Составление и представление отчетности по указанным формам осуществляется с 1 июля 2006 г.
Центробанк отменяет обязательную продажу валютной выручки
Центробанк отменил обязательную продажу валютной выручки и снизил с 1 мая в два раза нормативы резервирования средств при валютных операциях по оттоку-притоку капитала. Решение Банка России обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систематическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке. Банк России сообщает, что данное решение принято в целях обеспечения плавного перехода российской экономики к валютному режиму, предусматривающему в соответствии с действующим законодательством осуществление с 1 января 2007 г. валютных операций без ограничений и выполнения мероприятий по достижению полной конвертируемости валюты Российской Федерации в условиях отсутствия уже в настоящее время экономических предпосылок для сохранения ранее установленных требований о резервировании и обязательной продаже части валютной выручки. Это решение скорее носит политический характер и свидетельствует о готовности ЦБ РФ исполнить предписание Владимира Путина и перейти к полной конвертации рубля. Эта задача была поставлена два года назад в послании к Федеральному Собранию. Обязанность продавать часть валютной выручки была введена еще во времена СССР, когда страна находилась на грани банкротства. С 1991 г. экспортеры в обязательном порядке должны были продавать часть своей валютной выручки (сначала 40%, потом 50%). В 1998 г. норматив обязательной продажи был повышен до 75%. По мере того как Россия выходила из кризиса, норматив снижался, а принятые в 2003 г. поправки в Закон о валютном регулировании и контроле оставили у ЦБ РФ право устанавливать его в пределах 25%. С конца 2004 г. он составлял 10%. Снижение нормативов резервирования при капитальных операциях существенно облегчит жизнь банков и их клиентов, в первую очередь экспортеров, у которых отпадет необходимость ведения соответствующих счетов. С точки зрения инвестиционного имиджа это некий плюс, замечают эксперты, однако каких-либо серьезных изменений новация также не принесет.
Банк России готовит внесение изменений в законодательство
Председатель Банка России Сергей Игнатьев отметил, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в ст. ст. 6 и 7 Закона о противодействии отмыванию и легализации доходов, полученных преступным путем. По его словам, изменения касаются упрощения процедуры и идентификации клиентов - физических лиц при покупке-продаже иностранной валюты и некоторых других видов операций. Также, отметил С. Игнатьев, изменения "устраняют неясность действующего Закона". Председатель Банка России также считает актуальным внесение изменений в ст. 837 Гражданского кодекса РФ, которые предполагают введение нового вида договора банковского вклада, предусматривающего возможность досрочного востребования вклада клиентом только в соответствии с условиями, прописанными в договоре (безотзывный банковский вклад). Также глава ЦБ РФ отметил, что Банк России придает большое значение подготовке проекта закона о потребительском кредите, который в настоящее время разрабатывается Минфином и Минэкономразвития при содействии Банка России. Законопроект будет четко определять условия привлечения и возврата потребительских кредитов, сказал С. Игнатьев. Также, по его словам, Минфином подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о банках и банковской деятельности. Данные изменения предусматривают устранение жесткой привязки объемов выпускаемых облигаций к уставному капиталу банков, а также облегчают процедуры слияния и присоединения банков. Глава Банка России отметил, что с принятием законов об обязательном страховании вкладов и о бюро кредитных историй основа банковского законодательства будет сформирована. В настоящее время, по его словам, речь идет о корректировке действующего законодательства.
Будет увеличен размер страховой суммы по вкладам
Центральный банк РФ считает актуальным внесение поправок в Закон о страховании вкладов физлиц в банках РФ, увеличивающих размер страховой суммы по вкладам до 190 тыс. руб., заявил председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев, выступая 22 марта в Думе. По его словам, соответствующий законопроект уже подготовлен Минфином и согласован в Центробанке. С. Игнатьев также отметил, что в рамках совершенствования банковского законодательства важным законопроектом представляется введение нового вида договора банковского вклада, предусматривающего досрочное изъятие вклада только в случаях, оговоренных в договоре вклада. "Принятие этого законопроекта будет способствовать повышению стабильности банковской системы РФ", - подчеркнул глава ЦБ РФ.
О судьбе законопроекта о минимальном размере капитала банков
Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в два законодательных акта, который устанавливает минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков на уровне не менее 5 млн евро. Вновь создаваемые небанковские кредитные организации должны будут иметь уставный капитал не менее 500 000 евро. При этом депутаты сохранили в законопроекте так называемую дедушкину оговорку, предполагающую, что ныне действующие кредитные организации с капиталом менее 5 млн евро смогут работать и дальше, если их капитал при этом не будет снижаться. Требования о минимальном размере капитала также будут применяться в качестве условия для создания банками на территории иностранного государства дочерних организаций, филиалов и представительств, а также для получения генеральной лицензии на осуществление банковских операций. Закон вступает в силу 1 января 2007 г.
За ФСФР закреплен контроль и надзор за бюро кредитных историй
Правительство РФ утвердило Постановлением от 20 марта 2006 г. N 148 изменения в Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), закрепляющие за службой функции по контролю и надзору за бюро кредитных историй и жилищными накопительными кооперативами. Тем же Постановлением Правительство РФ увеличило предельную численность работников центрального аппарата ФСФР с 301 до 356 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов ФСФР - с 800 до 1040 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Финансирование расходов, связанных с реализацией постановления, решено осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по финансовым рынкам на руководство и управление в сфере установленных функций.
В банках могут появиться безотзывные вклады
Уже в этом году в банках могут появиться новые виды вкладов - безотзывные. Все зависит от того, как скоро будет принята поправка в ст. 837 Гражданского кодекса. Появление такого рода депозитов позволит банкам привлечь долгосрочные ресурсы, которые сегодня крайне необходимы. По мнению аналитиков, если доля безотзывных депозитов у банка будет сравнительно велика, это, помимо прочего, защитит его от проблем с ликвидностью при возникновении кризисной ситуации на рынке, поможет увеличить стабильность срочных пассивов. Для вкладчиков их преимущество заключается в более высокой доходности по сравнению с обычными вкладами. Есть и минусы. Привлечь вкладчика в банк для оформления безотзывного вклада можно только повышенной процентной ставкой. Но она вряд ли превысит ставку рефинансирования ЦБ РФ (12%). Следовательно, по обычным срочным вкладам процентные ставки станут ниже действующих. Не исключено, что введение безотзывных вкладов заставит вкладчиков размещать свои накопления на короткие сроки, так как сложно спланировать свой бюджет на длительный срок и при этом учитывать невозможность досрочного возврата денег. Возможно, что это заставит часть вкладчиков искать альтернативные способы инвестиций.
ЦБ РФ снизил рублевый эквивалент уставного капитала для банков и небанковских кредитных организаций
Центральный банк РФ Письмом от 4 апреля 2006 г. N 47-Т установил на II квартал 2006 г. рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков и небанковских кредитных организаций, значение которого ниже по сравнению с действовавшим в I квартале 2006 г. Рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала, на день подачи документов в территориальное учреждение ЦБ РФ должен составлять не менее 167 млн 367 тыс. руб., а для создаваемых небанковских кредитных организаций - не менее 16 млн 736 тыс. 700 руб. Рублевый эквивалент собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, по состоянию на 1-е число месяца, предшествующее дню подачи документов в территориальное учреждение ЦБ РФ, должен составлять не менее 167 млн 367 тыс. руб. На I квартал 2006 г. Письмом ЦБ РФ от 30 декабря 2005 г. N 168-Т рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков независимо от доли участия иностранного капитала был установлен в размере не менее 170 млн 868 тыс. 500 руб.; для создаваемых небанковских кредитных организаций - не менее 17 млн 86 тыс. 850 руб.
К вопросу о внереализационных расходах
В своих Письмах Минфин России (например, от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/70) обратил внимание на то, что, согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. Банки торговой деятельностью не занимаются. Норма же, содержащаяся в указанной статье, распространяется на договоры купли-продажи, и как следствие скидки, предоставленные в связи с выполнением условий договора возмездного оказания услуг, не признаются и составе внереализационных расходов налогоплательщика.
Судьба законопроекта о российских депозитарных расписках
Законопроект, позволяющий вывести на российский рынок новый финансовый инструмент - российские депозитарные расписки (РДР), - будет внесен в Госдуму в апреле-мае 2006 г. Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) РФ Олег Вьюгин. По его словам, законопроект уже согласован с Главным правовым управлением при Президенте РФ и будет в ближайшее время разослан в заинтересованные министерства и ведомства. После согласования с ними проект закона будет направлен в Госдуму. "Мы будем просить Думу, чтобы к концу года закон был принят", - сказал О. Вьюгин. Напомним, что законопроект, представляющий собой поправки в Федеральный закон о рынке ценных бумаг, был разработан ФСФР в 2005 г., однако на стадии согласования с заинтересованными ведомствами и Главным правовым управлением при Президенте РФ он был отправлен на доработку. Принятие закона об РДР позволит иностранным эмитентам выводить свои акции на российский рынок в виде депозитарных расписок таким же образом, как российские эмитенты выводят свои ценные бумаги на зарубежные рынки в виде ADR и GDR.
Ассоциация региональных банков России обратилась в МВД России
Ассоциация региональных банков России обратилась в Министерство внутренних дел РФ с просьбой рассмотреть возможность предоставления кредитным организациям информации о недействительности документов (паспортов), удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на постоянной основе в электронном виде. В соответствии с п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления. В настоящее время кредитные организации изредка получают из органов внутренних дел на бумажных носителях списки недействительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации в целях их выявления при осуществлении банковских операций, говорится в обращении. Однако такой порядок является неэффективным, поскольку не позволяет банкам автоматизировано, на стадии обращения физического лица в банк, проверить действительность паспорта. В целях избежания осуществления банковских операций физическими лицами по недействительным паспортам банки заинтересованы в автоматизации процедуры проверки паспортов на предмет их действительности, но отсутствие у них списка недействительных паспортов в электронном виде не позволяет реализовать эту процедуру. В ответе, полученном ассоциацией, сообщается, что Министерством внутренних дел совместно с Министерством экономического развития и торговли разработана специализированная информационная система "Правоохранительный портал", содержащая сведения о выданных, утраченных (похищенных) паспортах (бланках паспорта) и подлежащих сдаче (изъятию) паспортах. Он будет открыт для общего доступа.
Предложение об обязательном обращении 10% акций крупных банков на открытом рынке вряд ли реализуется
Комитет по кредитным организациям Госдумы позитивно относится к предложенным Банком России 3 апреля 2006 г. действиям по упрощению российского законодательства и нормативной базы Банка России в части упрощения и процедуры публичного размещения акций (IPO) банков. Об этом сообщил заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков. При этом, по его мнению, предложение Банка России, касающееся обязательного обращения 10% акций крупных банков на открытом рынке, вряд ли будет реализовано. По его словам, изменения в законодательстве и нормативной базе Банка России должны стимулировать процесс публичного размещения акций банков. "Сначала надо создать условия для работы банков на открытом рынке, а потом обязывать размещаться", - сказал он. При этом он подчеркнул, что выход кредитной организации на открытый рынок - это решение владельцев бизнеса, которое должно приниматься собственниками и руководством банков. Напомним, комитет по банковскому надзору при ЦБ РФ одобрил ряд предложений, связанных с либерализацией процедуры эмиссии акций кредитных организаций, в частности IPO. Было сформулировано 12 предложений, три из которых предполагают изменение законодательства, девять - изменение нормативной базы Банка России. Банк России предложил обязать крупные российские банки с собственными средствами в размере более 2,5 млрд руб. в обязательном порядке становиться открытыми акционерными обществами. На данный момент в России действует 67 таких банков, из них 44 - ОАО. Не менее 10% акций таких банков должны обращаться на открытом рынке.
Подписано в печать 10.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |