Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Малый бизнес: изменения с 1 января 2006 г. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ИЗМЕНЕНИЯ С 1 ЯНВАРЯ 2006 Г.

Изменения в НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ), коснутся многих категорий налогоплательщиков, но особенно применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

Условно поправки, вносимые в гл. 26.2 НК РФ, можно разделить на две категории: одни устраняют прежние недоработки, другие вводят принципиально новые положения.

Что касается недоработок, Законом N 101-ФЗ устранены следующие. Прежняя редакция п. 2 ст. 346.14 НК РФ вынуждала тех, кто решил сменить выбранный объект налогообложения, даже переходить на общий режим, с тем чтобы через год вернуться и изменить базу для исчисления налога. Теперь разрешается менять объект налогообложения каждые три года. Причем в п. 3 ст. 5 Закона N 101-ФЗ оговорено, что налогоплательщики, применяющие УСН с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе изменить свой выбор с 2006 г., уведомив об этом налоговые органы до 20 декабря 2005 г. Надеемся, что это правило распространяется и на организации, применяющие УСН с более позднего срока, а время, истекшее до 2006 г., включается в 3-летний период.

Остается неясным, почему данная норма не распространяется на налогоплательщиков, выбравших ранее объектом налогообложения доходы, уменьшенные на сумму расходов. Многие из них при малозначительных расходах разочаровались в своем выборе, однако им придется ждать до 2009 г.

Наконец изменены п. п. 1 и 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, по которым у налогоплательщиков возникало много вопросов. Напомним, п. 2 указанной статьи устанавливал правила перехода с упрощенной системы на общий режим налогообложения. Подпункт 1 разъяснял включение в налоговую базу "неполученных" средств, что при кассовом методе признания доходов в принципе невозможно. Подпункт 2 дублировал положения п. 1 ст. 272 НК РФ, т.е. общие правила признания расходов методом начисления.

Теперь эти недоразумения устранены. В новой редакции подпунктов разъясняется, как учесть погашение задолженности за поставленные ранее товары, проделанные работы, оказанные услуги (в составе доходов) или приобретенные товары, работы, услуги (в составе расходов) при переходе с УСН на исчисление налога на прибыль. На практике это решит, в частности, проблему учета заработной платы и обязательных взносов на пенсионное страхование за декабрь, коммунальных услуг и услуг связи, счета за которые выставляются по факту оказанных услуг, и т.д. Подобные расходы следует включить в налоговую базу по налогу на прибыль на дату перехода (например, на 1 января 2006 г.).

Закон N 101-ФЗ внес и принципиальные изменения, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

С 2006 г. УСН смогут применять плательщики с доходом от реализации за 9 месяцев до 15 млн руб. (за исключением некоторых организаций, перечень которых пополнился адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований, бюджетными учреждениями, филиалами и представительствами иностранных фирм). Ограничение по непосредственному участию других организаций (свыше 25%) теперь не будет распространяться на некоммерческие организации и организации потребительской кооперации.

Помимо этого увеличена сумма предельных доходов за отчетный (налоговый) период, после которой утрачивается право на использование УСН (до 20 млн руб.). Данная величина также подлежит индексации (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Вместе с тем и 20 млн руб. - мизерная сумма. Малый бизнес давно перерос эти пределы, порог для применения УСН должен быть не ниже 100 млн руб., чтобы "упрощенкой" могли воспользоваться и средние предприятия.

Несколько упрощен порядок перехода на УСН. Теперь организация может принять такое решение в течение 5 дней с момента постановки на учет в налоговом органе. Бывшие плательщики ЕНВД вправе заявить о своем желании использовать УСН с начала того месяца, в котором прекращена обязанность по уплате единого налога в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Лишили права выбора налогоплательщиков-участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности или доверительного управления имуществом), закрепив за ними объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Для налогоплательщиков, уменьшающих доходы на величину расходов, пополнился список расходов, принимаемых к вычету. Уточнен порядок учета некоторых операций. Для основных средств и нематериальных активов установлен единый порядок списания. Более того, с 1 января 2006 г. налогоплательщики смогут списывать по тем же правилам расходы на создание (изготовление) основных средств и нематериальных активов своими силами. Наряду с аудиторскими услугами предприниматели теперь вправе уменьшить доходы на бухгалтерские и юридические услуги.

К расходам добавили (п. п. 24 - 34 ст. 346.16 НК РФ) следующие затраты:

на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

судебные расходы и арбитражные сборы;

периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ;

в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.

Особое внимание налогоплательщики должны обратить на порядок признания доходов и расходов согласно ст. 346.17 НК РФ. Как и прежде, они определяются кассовым методом. Вместе с тем усложнилось списание материальных расходов и расходов на товары, приобретенные для дальнейшей реализации. Их учет приблизился к типовым правилам бухгалтерского (налогового) учета. Материальные расходы учитываются по мере списания материалов и сырья в производство, а расходы на товары - по мере их реализации, причем предлагается использовать один из стандартных методов оценки (ЛИФО, ФИФО, метод средней стоимости или по стоимости единицы товара). Налоги и сборы признаются только в размере фактически уплаченных сумм.

Как известно, с введением в действие гл. 26.2 и 26.3 НК РФ была отменена система патентов для индивидуальных предпринимателей. Как показал опыт, это повлекло потери для бюджета, законодатели решили восполнить пробел и восстановить патентирование. Правда, по мнению автора, данная статья должна пополнить не гл. 26.2 НК РФ, а гл. 26.3 (по ЕНВД). В противном случае при осуществлении одних и тех же видов деятельности, но с применением наемного труда и без предприниматель становится плательщиком: в первом случае - ЕНВД, а во втором - единого налога по упрощенной системе налогообложения на основе патента. А если необходимо сезонное привлечение рабочей силы? Формулировка "применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников" провоцирует искусственное сокращение штата и нелегальную занятость.

Кроме того, опять имеются недоработки в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Например, патентированию подлежит изготовление искусственных цветов и венков. А как же продажа живых цветов и изготовления из них букетов? Почему этот вид деятельности не переведен на основу патента?

Решение о введении системы налогообложения на основе патента принимается на уровне субъектов федерации (так же как и стоимость патента) - уже неоднократно отмечалось, к какому произволу на местах это может привести. Опять-таки непонятно, чем обусловлен коэффициент 30 к физическому показателю доходности для максимальной стоимости патента.

Остались неурегулированными вопросы переходного периода. По-прежнему не разрешен вопрос о налогообложении авансов, полученных в период применения УСН, но относящихся к следующему налоговому периоду, в котором используется метод начисления по налогу на прибыль. Исходя из буквальной трактовки гл. 25 и 26.2 НК РФ эти доходы дважды попадут в налогооблагаемую базу, что противоречит основному принципу налогообложения. Первый раз - при применении УСН (согласно п. 1 ст. 346.17 - в день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу), второй раз - в момент реализации независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271).

Такая довольно часто встречающаяся ситуация толкуется налоговыми органами не в пользу налогоплательщика, причем проблема возникает не только с доходами, но и с исчислением НДС. Поэтому на практике лучше избегать подобных инцидентов, а если аванс все-таки получен - попытаться договориться и вернуть его заказчику до конца года, с тем чтобы в следующем году в состав цены была включена и сумма НДС.

С расширением перечня видов деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД, все чаще налогоплательщики, ранее применявшие УСН, будут сталкиваться с проблемами перехода с "упрощенки" на "вмененку". Здесь бывшим "упрощенцам" придется рассматривать:

выпадающие доходы, полученные в период применения УСН, но оплаченные в следующем периоде, когда применяется ЕНВД. По правилам гл. 26.2 НК РФ до оплаты такие доходы в налоговую базу не включаются, а с нового налогового периода действует другая система, следовательно, они окажутся вне налогообложения;

выпадающие расходы, осуществленные в период применения УСН, но оплаченные в следующем году, когда действует ЕНВД. Несмотря на то что эти расходы связаны с определенными доходами, полученными в период применения УСН и с которых, возможно, уже уплачен налог, такие расходы не смогут уменьшить налоговую базу ни по УСН, ни по ЕНВД.

К сожалению, Закон N 101-ФЗ не привел к желанному упрощению гл. 26.2 НК РФ - скорее, наоборот:

помимо гл. 26.2 НК РФ предпринимателям придется вникать в положения гл. 25, поскольку большинство норм УСН носят отсылочный характер;

усложнилась процедура признания расходов, приблизившись к основам бухгалтерского учета, от которого налогоплательщики, применяющие УСН, якобы освобождены (предпринимателям нужно вновь вникать в тонкости оценки по ЛИФО, ФИФО...);

увеличенный список принимаемых к вычету расходов делает более обременительным их учет, а количество спорных вопросов и ситуаций не сократилось;

необходимость вести раздельный учет в случае использования различных налоговых режимов добавляет предпринимателям излишних хлопот.

Л.Дьячкина

ООО "Аудит-Стандарт"

Подписано в печать

07.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Финансовая отчетность по операциям с инвестиционной собственностью (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 49) >
Статья: Применение бланков строгой отчетности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.