|
|
Статья: <Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24)
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2005, N 24
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 19.10.2005 N ММ-6-03/886@>
Федеральная налоговая служба РФ в очередной раз довела до своих территориальных подразделений подборку писем, посвященных применению налогового законодательства по НДС. Налоговое ведомство в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ направило "вниз" для исполнения Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость, обобщив письма, выпущенные им за II, III кварталы 2005 г. <1>.
————————————————————————————————
<1> От редакции. Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404 "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС и акцизам за I квартал 2005 года" и комментарий к нему были опубликованы в "АиК", 2005, N 14, с. 47 - 54.
Ни для кого не секрет, что, несмотря на длительную историю применения гл. 21 НК РФ, многие ее нормы до сих пор вызывают вопросы у правоприменителей и являются источником постоянно возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами споров, точку в которых зачастую ставят лишь судебные органы. В опубликованном сегодня Письме налоговое ведомство озвучило свою позицию по многим сложным для трактовки вопросам. Выводы, сделанные ФНС России, сгруппированы и изложены в таблице, в конце которой мы выскажем свое отношение по некоторым из них.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Особенности применения для целей исчисления НДС: |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 146 НК РФ "Объект налогообложения" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Доходы от игорного бизнеса, осуществляемого |
|п. 1 |индивидуальными предпринимателями, не подлежат обложению |
| |НДС. Так как игорный бизнес — деятельность, не являющаяся|
| |реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения |
| |НДС при осуществлении игорного бизнеса отсутствует. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Товарищества собственников жилья являются плательщиками |
|п. 1 |НДС, и при осуществлении операций, признаваемых объектом |
| |налогообложения, они исчисляют НДС в общеустановленном |
| |порядке. В связи с тем что с 1 января 2004 г. оказание |
| |услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, |
| |капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению |
| |эксплуатацией домохозяйства осуществляется |
| |жилищно—строительными кооперативами, товариществами |
| |собственников жилья за счет целевых взносов своих членов,|
| |такие услуги подлежат налогообложению НДС. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 4 |Оказание работ и услуг, в том числе взимание платы за |
|п. 2 |копирование предоставляемых сведений федеральными |
| |государственными учреждениями, которые не входят в |
| |систему, а находятся в ведении органов государственной |
| |власти и органов местного самоуправления, подлежат |
| |обложению НДС в общеустановленном порядке. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |В целях налогообложения частные нотариусы отнесены к |
|п. 1 |категории индивидуальных предпринимателей. При |
| |осуществлении ими операций, признаваемых объектом |
| |налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в |
| |бюджет НДС в общеустановленном порядке. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 4 |Операции по приему, транспортировке, учету и хранению |
|п. 2 |специальной продукции как исключительные полномочия, за |
| |которые органы ГИБДД несут ответственность, не являются |
| |объектом налогообложения НДС. В случае формирования цены |
| |специальной продукции с учетом стоимости услуг по |
| |транспортировке и хранению (без выделения отдельно |
| |стоимости услуг от стоимости продукции), согласно п. 1 |
| |ст. 168 НК РФ, органы ГИБДД обязаны дополнительно к |
| |установленной таким образом цене предъявить к оплате |
| |покупателю соответствующую сумму налога. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 148 НК РФ "Место реализации работ (услуг)" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Не подлежат обложению НДС только те работы (услуги), |
|п. 1 |которые являются неотъемлемыми технологическими этапами |
| |строительства поисковой скважины на континентальном |
| |шельфе РФ, так как континентальный шельф не признается |
| |территорией РФ и, соответственно, операции по реализации |
| |указанных работ не являются объектом налогообложения НДС.|
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 2 |В случае если движимое имущество находится на территории |
|п. 1 |иностранных государств, работы по ремонту, доработке, |
| |модернизации специальной техники (в том числе и военного |
| |назначения) не подлежат обложению НДС. Данное правило |
| |действует и в отношении Республики Беларусь. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 4 |При реализации услуг по предоставлению исключительных |
|п. 1 |имущественных авторских прав на аудиовизуальное |
| |произведение, местом реализации которых признается |
| |территория РФ, организациями — иностранными лицами, не |
| |состоящими на учете в налоговых органах в качестве |
| |налогоплательщиков, у российской организации возникают |
| |обязанности налогового агента, предусмотренные п. 1 |
| |ст. 161 НК РФ. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению |
| (освобождаемые от налогообложения)" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 2 |Услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих |
|п. 2 |стационарное лечение в больнице, оказываемые диспансером |
| |по договору с больницей, при наличии у диспансера |
| |лицензии на право осуществления в рамках |
| |амбулаторно—поликлинической и стационарной медицинской |
| |помощи работ и услуг по специальности "Клиническая |
| |лабораторная диагностика" не подлежат обложению НДС, |
| |если данные заболевания перечислены в программе |
| |"Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой |
| |программы обязательного медицинского страхования". |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 2 |Оказание муниципальным унитарным предприятием |
|п. 2 |медицинскому учреждению транспортных услуг, а не услуг |
| |скорой медицинской помощи населению, подлежащих |
| |лицензированию в соответствии с Номенклатурой работ и |
| |услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, |
| |утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от |
| |26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования |
| |медицинской деятельности", подлежит обложению НДС в |
| |общеустановленном порядке. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 13|Не подлежат налогообложению (освобождаются от |
|п. 2 |налогообложения) суммы, полученные организацией, |
| |осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в |
| |пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а |
| |также стоимости запасных частей, использованных на |
| |осуществление данного ремонта. При этом суммы |
| |вознаграждения, а также иные денежные средства, |
| |поступившие от предприятий—изготовителей и которые |
| |остаются в распоряжении российской компании, сервисных |
| |центров, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном|
| |порядке. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 17|Услуги правового и технического характера (составление |
|п. 2 |проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и |
| |других документов, выполнение технической работы по |
| |изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам |
| |совершения нотариальных действий), оказываемые |
| |нотариусом, работающим в государственной нотариальной |
| |конторе, а также нотариусом, занимающимся частной |
| |практикой, и за которые вышеуказанным федеральным законом|
| |не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни |
| |нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, |
| |облагаются НДС в общеустановленном порядке. Не подлежат |
| |налогообложению НДС только юридически значимые действия, |
| |совершаемые нотариусом, работающим в государственной |
| |нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся |
| |частной практикой, и за которые взимается нотариальный |
| |тариф. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 22|Наличие у аэропорта временного разрешения, выданного |
|п. 2 |межрегиональным территориальным управлением воздушного |
| |транспорта Минтранса России по причине отсутствия бланков|
| |сертификатов соответствия, при реализации услуг, |
| |оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном |
| |пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая |
| |аэронавигационное обслуживание, не может служить |
| |основанием для использования освобождения от |
| |налогообложения. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 7 |Денежные средства, полученные |
|п. 3 |страховщиком—перестрахователем в порядке суброгации от |
| |лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в|
| |размере страхового возмещения, выплаченного этим |
| |страховщиком страхователю, не облагаются НДС. В случае |
| |если риск выплаты страхового возмещения страховщика |
| |частично застрахован у перестраховщика, то не облагаются |
| |этим налогом денежные средства, полученные |
| |перестраховщиком, в доле выплаченного им |
| |страховщику—перестрахователю страхового возмещения. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 161 НК РФ "Особенности определения налоговой базы |
| налоговыми агентами" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 3 |При заключении договора аренды недвижимого имущества |
| |(нежилого помещения), находящегося в федеральной |
| |собственности, в соответствии с которым арендодателем |
| |выступает орган государственной власти (в данном случае —|
| |Комитет по управлению государственным имуществом |
| |области), балансодержателем — предприятие, не являющееся |
| |органом государственной власти, а арендатором — |
| |индивидуальный предприниматель, на индивидуального |
| |предпринимателя возлагаются обязанности налогового агента|
| |по исчислению, удержанию из доходов, уплаченных |
| |арендодателю, и уплате в бюджет соответствующей суммы |
| |налога. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 162 НК РФ "Особенности определения налоговой базы |
| с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров |
| (работ, услуг)" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор|
|п. 1 |и спонсируемый, соответственно, рекламодателем и |
| |рекламораспространителем. Организации, осуществляя |
| |финансирование производства художественных фильмов |
| |историко—патриотической направленности, выступают |
| |спонсорами, а получатели этих средств — спонсируемыми, |
| |данные финансовые средства должны включаться у |
| |организации—получателя в налоговую базу как средства за |
| |предстоящее оказание рекламных услуг спонсора. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Денежные средства, полученные налогоплательщиком за |
|п. 1 |товары от иностранного покупателя до даты выпуска товаров|
| |региональными таможенными органами в режиме экспорта, |
| |увеличивают налоговую базу НДС. После принятия таможенным|
| |органом при таможенном оформлении решения о выпуске |
| |товаров, которое оформляется путем проставления в |
| |грузовой таможенной декларации (таможенной декларации) |
| |штампа "Выпуск разрешен", товар считается экспортным и на|
| |него распространяется действие нормы НК РФ о применении |
| |налоговой ставки 0%. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 164 НК РФ "Налоговые ставки" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |При продаже экспонатов с выставки, проводимой на |
|п. 1 |территории иностранного государства, местом реализации |
| |товара (экспоната) территория РФ не признается, но до |
| |момента выдачи таможенным органом разрешения на помещение|
| |товара под таможенный режим экспорта он не может |
| |считаться экспортируемым и, следовательно, налоговая |
| |ставка 0%, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не |
| |применяется. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 1 |Документальным подтверждением обоснованности применения |
|п. 1 |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при вывозе |
| |товаров через границу с государством — участником |
| |Таможенного союза, на которой таможенный контроль |
| |отменен, налогоплательщиком представляются в налоговый |
| |орган таможенная декларация с отметками таможенного |
| |органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза |
| |товаров, "Выпуск разрешен" и "По информации ____ |
| |(указывается название таможенного органа Республики |
| |Беларусь) товар вывезен" и копии транспортных и |
| |товаросопроводительных документов с отметкой указанного |
| |таможенного органа "Выпуск разрешен" и номером таможенной|
| |декларации. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 7 |Налогоплательщик (комитент) при реализации товаров для |
|п. 1 |официального использования иностранными дипломатическими |
| |и приравненными к ним представительствами через |
| |комиссионера имеет право на применение налоговой ставки |
| |0% при наличии следующих документов: |
| |1) договора комиссии (копия договора) налогоплательщика |
| |(комитента) с комиссионером на реализацию товаров; |
| |2) договора на поставку товаров, заключенного от имени |
| |комиссионера; |
| |3) счетов—фактур с пометкой "для дипломатических нужд", |
| |выставленных от имени комиссионера; |
| |4) официального письма дипломатического |
| |представительства, с указанием наименования и реквизитов |
| |продавца товаров, подтверждающего, что данные товары |
| |предназначены для официального использования |
| |дипломатическим представительством; |
| |5) платежных документов (их копий), подтверждающих |
| |фактическое поступление средств от иностранного |
| |дипломатического представительства на счет комиссионера. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 3 |При реализации на территории РФ декоративных животных, |
| |птиц, аквариумных рыб следует применять ставку НДС в |
| |размере 18%. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 3 |При налогообложении лизинговых платежей применяется |
| |налоговая ставка 18%, вне зависимости от того, что |
| |предметом лизинга является товар, операции по реализации |
| |которого подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке|
| |10%. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения|
| при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |При получении от покупателя в оплату за реализованный ему|
| |товар простого векселя налогоплательщик—экспортер по |
| |отношению к банку—векселедателю становится заимодавцем |
| |соответствующей денежной суммы, указанной в номинале |
| |векселя. Операция по предъявлению векселя к оплате |
| |банку—векселедателю и его погашение реализацией не |
| |являются, а представляет собой возврат заемщиком |
| |(банком—векселедателем) суммы займа заимодавцу. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| |В целях применения налоговой ставки 0% представление |
| |организацией таможенной декларации, подтверждающей |
| |перевозку товаров, помещенных под таможенный режим |
| |выпуска для внутреннего потребления, является |
| |обязательным и не может быть заменено копиями |
| |карнет—тиров и ЦМР с отметками таможенных органов. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| |В случае установления налоговым органом при проведении |
| |проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и |
| |налоговых вычетов, неисчисления налогоплательщиком НДС с |
| |авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, |
| |налоговый орган вправе включить суммы авансовых платежей,|
| |полученных до даты выпуска товаров в таможенном режиме |
| |экспорта, в налоговую базу по НДС за тот налоговый |
| |период, в котором они были получены. При этом если за |
| |налоговый период, в котором были получены авансовые |
| |платежи, установленный трехмесячный срок проведения |
| |камеральной проверки и проверки обоснованности применения|
| |налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, исчисляемый со |
| |дня представления в налоговый орган соответствующей |
| |налоговой декларации, не истек, то НДС с указанных |
| |операций подлежит доначислению в рамках указанных |
| |проверок. В случае если указанные проверки за данный |
| |налоговый период не могут быть проведены в связи с |
| |истечением установленного срока их проведения, |
| |доначисление НДС должно производиться в рамках выездной |
| |налоговой проверки. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом |
| покупателю" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |При реализации имущества должника по договору комиссии, |
| |по получении информации от специализированной организации|
| |(комиссионера) о выставленных счетах—фактурах, |
| |собственник имущества обязан выдать комиссионеру свой |
| |счет—фактуру, отразив в нем показатели, аналогичные |
| |показателям, указанным в счете—фактуре, выставленном |
| |комиссионером (специализированной организацией) в адрес |
| |покупателя, и исполнить обязанность по уплате в бюджет |
| |НДС в сроки, установленные ст. 174 НК РФ. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 169 НК РФ "Счет—фактура" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 6 |Налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или |
| |возмещению суммы НДС, уплаченные поставщику, на основании|
| |счета—фактуры, заверенного факсимильной подписью |
| |руководителя и главного бухгалтера организации. |
| |Счет—фактура подписывается руководителем и главным |
| |бухгалтером организации либо иными должностными лицами, |
| |уполномоченными на то в соответствии с приказом по |
| |организации. Действующее законодательство не |
| |предоставляет возможности использования факсимильных |
| |подписей руководителя и главного бухгалтера организации и|
| |согласно НК РФ не вправе регистрировать в книге покупок |
| |выставленные продавцом счета—фактуры, не соответствующие |
| |установленным нормам их заполнения. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 6 |При выставлении счета—фактуры индивидуальным |
| |предпринимателем счет—фактура подписывается им с |
| |указанием его реквизитов свидетельства о государственной |
| |регистрации. Индивидуальные предприниматели, |
| |зарегистрированные до 1 января 2004 г. и прошедшие |
| |перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Федерального |
| |закона N 129—ФЗ "О государственной регистрации |
| |юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с |
| |1 января 2005 г. при выставлении в адрес своих |
| |покупателей счетов—фактур должны указывать реквизиты |
| |"Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр|
| |индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном |
| |предпринимателе, зарегистрированном до 1 января |
| |2004 года". |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 5 |В счете—фактуре, оформляемом при реализации |
| |сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических |
| |лиц (не являющихся плательщиками НДС), по Перечню, |
| |утвержденному Постановлением Правительства РФ от |
| |16.05.2001 N 383, в графе 7 указывается ставка НДС |
| |(18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в |
| |графе 8 — сумма налога, исчисленная в вышеуказанном |
| |порядке, и в графе 9 — стоимость реализуемой |
| |сельскохозяйственной продукции и продуктов ее |
| |переработки. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 5 |При реализации организацией товаров (выполнении |
| |работ, оказании услуг) через обособленные подразделения |
| |счета—фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, |
| |оказанные услуги) выписываются покупателям обособленными |
| |подразделениями организации от имени организации. При |
| |этом в строке 2"б" счета—фактуры, в которой на основании |
| |установленного порядка указывается индивидуальный номер |
| |налогоплательщика и его код причины постановки на учет |
| |(КПП), должен указываться КПП соответствующего |
| |обособленного подразделения. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 5 |При внесении продавцом товара изменений в счет—фактуру, |
| |касающихся уменьшения (увеличения) стоимости товара, |
| |налогоплательщик—покупатель должен, во—первых, внести |
| |исправительную запись в книгу покупок, в которой был |
| |зарегистрирован неправильный счет—фактура, во—вторых, |
| |отразить исправленный счет—фактуру в том налоговом |
| |периоде, когда был получен исправленный документ, |
| |заверенный подписью руководителя организации или |
| |индивидуального предпринимателя, печатью организации с |
| |указанием даты внесения исправления; в—третьих, должен |
| |представить в налоговый орган уточненную налоговую |
| |декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были|
| |внесены изменения в цену договора, уменьшив в ней |
| |налоговые вычеты на полную сумму НДС, указанную в |
| |исправленном счете—фактуре. Продавец товара также |
| |представляет в налоговый орган уточненную налоговую |
| |декларацию по НДС, в которой налоговая база и исчисленная|
| |сумма НДС отражены с учетом внесенных в счет—фактуру |
| |исправлений. При этом следует обратить внимание на то, |
| |что если разница между первоначальной стоимостью товаров |
| |(включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в |
| |счет—фактуру исправлений не возвращена покупателю, то |
| |указанная сумма подлежит включению в налоговую базу |
| |продавца в соответствии со ст. 162 НК РФ. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 6 |В случае подписания счета—фактуры иными лицами, |
| |уполномоченными на то приказом (иным распорядительным |
| |документом) по организации или доверенностью от имени |
| |организации, применяются реквизиты "Руководитель |
| |организации" и "Главный бухгалтер". Если счет—фактура |
| |подписан уполномоченным лицом с указанием непосредственно|
| |его должности, то такой счет—фактуру не следует |
| |рассматривать как составленный с нарушением требований, |
| |так как изменение и дополнение реквизитов счета—фактуры |
| |"Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" НК РФ не|
| |предусмотрено. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 5 |При реализации товаров, подлежащих налогообложению по |
| |ставке 10%, в случае указания в счете—фактуре налоговой |
| |ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, |
| |установленной пп. 2 ст. 164 НК РФ, данный счет—фактура не|
| |соответствует требованиям пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ |
| |и, следовательно, не может быть зарегистрирован в книге |
| |покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных |
| |продавцом (подписью руководителя организации или |
| |индивидуального предпринимателя и печатью организации), с|
| |указанием даты внесения исправления и не является |
| |основанием для принятия предъявленных сумм налога к |
| |вычету. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 170 НК РФ "Порядок отнесения сумм налога на затраты |
| по производству и реализации товаров (работ, услуг)" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 3 |Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие|
|п. 2 |упрощенную систему налогообложения, не принимают к вычету|
| |суммы НДС, уплаченные при ввозе основных средств на |
| |территорию РФ, а учитывают их в стоимости приобретенных |
| |основных средств. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 4 |Налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД для |
| |определенных видов деятельности, при осуществлении |
| |операций, облагаемых НДС, обязаны вести раздельный учет |
| |сумм налога, предъявленных продавцами при приобретении |
| |товаров (работ, услуг), и не вправе применять положения |
| |п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых |
| |доля совокупных расходов на производство товаров (работ, |
| |услуг), операции по реализации которых не подлежат |
| |налогообложению, не превышает 5% общей величины |
| |совокупных расходов на производство. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|пп. 4 |Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении|
|п. 2 |услуг (независимого оценщика, консультационных, |
| |юридических), связанных с приобретением акций (долей, |
| |паев), учитываются в стоимости таких услуг. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 171 НК РФ "Налоговые вычеты" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 6 |Не принимаются к вычету суммы НДС по расходам на |
| |строительство (бурение) разведочной скважины, отраженным |
| |в учете как затраты, связанные с капитальным |
| |строительством, но построенный объект не принимается к |
| |учету в качестве основного средства и на его стоимость не|
| |начисляется амортизация. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| |Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в |
| |соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ по товарам |
| |(работам, услугам), в том числе основным средствам и |
| |нематериальным активам, приобретенным для осуществления |
| |операций, признаваемых объектами налогообложения в |
| |соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для |
| |указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены |
| |в бюджет. Стоимость похищенного имущества должна |
| |возмещаться за счет виновных лиц с учетом НДС. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
| статьи 172 НК РФ "Порядок применения налоговых вычетов" |
+——————T—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |Вычет сумм НДС, предъявленных продавцом и фактически |
| |уплаченных покупателем при приобретении основного |
| |средства, принимаемого к бухгалтерскому учету как |
| |самостоятельный инвентарный объект, производится в том |
| |налоговом периоде, в котором одновременно выполнены |
| |следующие условия: принят объект на учет в качестве |
| |основного средства; на данный объект имеется |
| |счет—фактура, составленный в соответствии с требованиями,|
| |предусмотренными п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и полностью |
| |оплачены предъявленные покупателю суммы НДС. Применение |
| |налоговых вычетов долями пропорционально части стоимости |
| |основного средства не предусмотрено. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |Налогоплательщик имеет право на вычеты сумм НДС по |
| |товарам (работам, услугам), принятым к учету до 2002 г., |
| |а оплаченным в 2005 г., в случае если не истек срок |
| |исковой давности по договору, в соответствии с которым |
| |были приобретены эти товары (работы, услуги). |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |Суммы НДС по основным средствам, перечисленным в пп. 2 |
| |п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в доле, приходящейся на остаточную|
| |стоимость основных средств в налоговом учете, после |
| |перехода налогоплательщика с УСНО на общий режим |
| |налогообложения не подлежат вычету, так как в |
| |соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, |
| |предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо|
| |уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных|
| |средств, производятся в полном объеме после принятия на |
| |учет данных основных средств. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 5 |Для подтверждения правомерности предъявления к вычету |
| |сумм НДС по товарам, приобретенным для осуществления |
| |операций, облагаемых НДС, но использованным на |
| |строительство объекта СМР для собственного потребления, |
| |налогоплательщик должен подтвердить факт восстановления |
| |сумм налога, ранее принятых к вычету, на основании |
| |счетов—фактур, выставленных поставщиками по приобретенным|
| |товарам. |
+——————+—————————————————————————————————————————————————————————+
|п. 1 |Организация, применявшая УСНО, перейдя на общий режим |
| |налогообложения, вправе принять к вычету НДС, уплаченный |
| |при ввозе оборудования, если такие суммы налога в период |
| |применения организацией УСНО не были отнесены к числу |
| |расходов, учитываемых при определении объекта |
| |налогообложения. |
L——————+——————————————————————————————————————————————————————————
Обычно большой интерес налогоплательщиков вызывают вопросы, связанные с применением ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ. Товары, работы и услуги не будут облагаться НДС только тогда, когда налогоплательщики четко следуют требованиям, содержащимся в данной статье Налогового кодекса. Наше внимание привлекли разъяснения порядка налогообложения операций по гарантийному ремонту. Вопрос о правомерности применения освобождения от НДС заключался в том, что подрядная организация, непосредственно осуществлявшая гарантийный ремонт, была привлечена к работе не иностранной компанией - изготовителем продукции, а через уполномоченную российскую организацию и дилеров в лице сервисных центров. Налоговики уточнили, что суммы возмещения затрат на гарантийный ремонт не облагаются НДС, но если сверх данных сумм поступают какие-либо вознаграждения и иные денежные средства, которые остаются в распоряжении российской компании, сервисных центров, то такие суммы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом следует помнить, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ "входной" НДС по необлагаемым операциям нельзя принимать к вычету, а надо учитывать в стоимости товара. Неутешительным для налогоплательщика стал ответ на вопрос о возможности принятия к вычету сумм частичной оплаты основных средств. В Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, допускается частичный учет "входного" НДС по принятым к учету товарам. При этом в книге покупок делается пометка "частичная оплата". По мнению представителей ФНС России, данное положение нельзя применить к основным средствам, так как п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что при приобретении основных средств вычет производится в полном объеме после принятия основных средств к учету. Похожей позиции придерживается и Минфин России в своем Письме от 16.05.2005 N 03-04-11/111. Однако суды не разделяют мнение налогового ведомства и считают возможным частично применять вычеты по основным средствам, а подтверждением этому служат Постановления ФАС Уральского округа от 18.07.2005 N Ф09-2974/05-С2 и Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-6985/2005(15454-А27-31).
Подписано в печать 06.12.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |