![]() |
| ![]() |
|
Статья: Применение "упрощенки" в 2006 году (Начало) ("Аудит и налогообложение", 2005, N 12)
"Аудит и налогообложение", 2005, N 12
ПРИМЕНЕНИЕ "УПРОЩЕНКИ" В 2006 ГОДУ
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (УСН) регламентированы в ст. 346.13 НК РФ. Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) внесены существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ, в частности, в ст. 346.13. Рассмотрим эти изменения. Изменениями, внесенными абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. снимается серьезное неустранимое противоречие для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. До 1 января 2006 г. вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, были вправе подать заявление о переходе на УСН только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В данном случае организации и индивидуальные предприниматели могли применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это положение Налогового кодекса налоговые органы трактовали следующим образом: если заявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановке на налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя, опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года. Такой подход Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 05.08.2004 по делу N А36-98/10-04 признал незаконным. По мнению суда, в НК РФ не прописана обязанность вновь созданной организации подавать заявление о переходе на УСН именно с заявлением о постановке на налоговый учет. Данный вывод суд сделал из буквального прочтения п. 2 ст. 346.13 НК РФ. По мнению суда, подача заявления о переходе на УСН одновременно с документами, необходимыми для постановки на налоговый учет, - это право, а не обязанность организации. Поэтому налогоплательщик может своим правом и не воспользоваться и подать заявление позже. Причем это не лишает новую организацию права на применение УСН уже в текущем году. В решении прямо указано, что факт подачи заявления о применении упрощенной системы позже документов о регистрации не является "безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования плательщика в переводе его на специальный режим налогообложения". Напомним, что с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 г. (п. 3 ст. 83 НК РФ) постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. То есть с 1 января 2004 г. организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение УСН в текущем календарном году, с момента создания организации или с момента регистрации индивидуального предпринимателя, и учитывая, что ФНС России является регистрирующим и налоговым органом, была возможна подача заявления о переходе на УСН одновременно с пакетом документов, предоставляемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом в заявлении о переходе на УСН по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) не указывали ОГРН, ИНН/КПП организации (ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя). Об этом сообщалось в Письме МНС России от 27.05.2004 N 09-0-10/2190 "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию". Данное положение необходимо было применять вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям при переходе на УСН до 1 января 2006 г.
Абзацами 6 - 11 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ внесены существенные изменения и уточнения в порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2006 г. В частности, четко оговорено, что подразумевается для применения ограничений под понятием "доходы налогоплательщика": это доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. При этом размер ограничения повышен с 15 до 20 млн руб. На основании изменений организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., получили возможность убрать из расчета лимита имущество, которое не подлежит амортизации и не признается амортизируемым имуществом. Обращаем внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а классификация основных средств и нематериальных активов производится в соответствии с налоговым законодательством. Исходя из приведенного здесь перечня, для того чтобы сохранить право на применение УСН, организации, которая превышает установленный лимит, достаточно основные средства передать по договорам в безвозмездное пользование либо перевести по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев либо направить на реконструкцию и модернизацию продолжительностью свыше 12 месяцев. Следует отметить, что данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут сохранять право на применение УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности. Очень важным является изменение, связанное с тем, что определен момент, когда организации, в которых доля непосредственного участия других организаций в текущем году превысит 25%, должны утратить право на применение УСН. Утрата права происходит с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям по структуре собственности. В прошлые периоды было много споров относительно того, с какого момента происходит утрата такого права. В соответствии с НК РФ данные организации просто были не вправе применять УСН. Об обязательности прекращения применения УСН в НК РФ не говорилось, поэтому при изменении структуры собственности могло существовать семь моментов потери права: 1) с начала налогового периода; 2) с начала квартала, в котором было допущено превышение; 3) в момент перехода собственности на долю; 4) в момент регистрации перехода собственности на долю; 5) с начала следующего квартала, вслед за тем, в котором было допущено превышение; 6) с начала следующего года (налогового периода); 7) никогда, так как нет оснований для прекращения права. Аналогично утрате права при допущении несоответствия требованиям по структуре собственности с начала того квартала, в котором было допущено несоответствие, происходит утрата права, если происходят следующие события: 1. Организация создает филиалы и (или) представительство. Напоминаем, что определение филиала и представительства дано в ст. 55 ГК РФ. Представительством называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Кроме того, представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В налоговом законодательстве отсутствует определение филиала и представительства: в отношении филиалов и представительств используется понятие "обособленное подразделение организации". Наличие у организации обособленных подразделений, которые не отвечают признакам филиала или представительства, не является препятствием для перехода на упрощенную систему. 2. Организация осуществляет деятельность ломбарда. Согласно ст. 358 ГК РФ ломбард - специализированная организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов и имеющая на это лицензию (в настоящее время данная деятельность не лицензируется). 3. Организация или индивидуальный предприниматель начинают производство подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Перечень подакцизных товаров дан в п. 1 ст. 181 НК РФ. Виды добытого полезного ископаемого определены в п. 2 ст. 337 НК РФ. Обращаем внимание, что УСН могут применять организации, занимающиеся реализацией (без производства) подакцизных товаров. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"). 4. Организация или индивидуальный предприниматель занимаются игорным бизнесом. Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари. 5. Адвокат открывает адвокатский кабинет или создает иную форму адвокатских образований. 6. Организации становятся участниками соглашений о разделе продукции. Согласно ст. 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом, при котором участники этих соглашений уплачивают налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, вносят платежи за пользование недрами. Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение данных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Сторонами соглашения могут являться инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение УСН (если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысят 20 млн руб.), подлежит индексации в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Индексация будет происходить на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год. Поскольку изменения в Законе вводятся с 1 января 2006 г., коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, необходимо отсчитывать от момента вступления Закона в силу, что вызовет неустранимые противоречия, связанные с тем, какой из коэффициентов-дефляторов применять первым - на 2006 г. или на 2007 г. Вероятнее всего, это будет коэффициент-дефлятор на 2007 г., так как надо смотреть следующий год от момента вступления Закона в силу, и далее будет происходить перемножение коэффициентов дефляторов. Согласно изменениям, внесенным абз. 12 и 13 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. об утрате права на применение УСН налогоплательщик обязан сообщить в письменной форме в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода не только тогда, когда его доход превысил установленное ограничение, но и тогда, когда он утратил право на применение УСН по иным основаниям. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" утверждена для этих целей форма сообщения N 26.2-5. Налоговый орган вправе привлечь руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за непредставление в установленный срок (в течение 15 дней по истечению отчетного периода) сообщения об утрате права на применение УСН. Законодательством установлен штраф в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда - для граждан; от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда - для должностных лиц в случаях непредставления в определенный законодательством срок либо отказа от предоставления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
(Продолжение следует)
Специалисты "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 30.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |